Сказ про то как англичане на слона охотились … или он на них (John Company)

Сказ про то как англичане на слона охотились … или он на них (John Company)

Сейчас у современного молодого, да и не столь молодого, человека имеется богатый выбор развлечений и хобби (например, настольные игры). К сожалению, так было не всегда. Каких-то 70-80 лет назад жители развитых стран, мучались хронической скукой и единственным более менее доступным развлечением, которое кроме того, поедало все свободное время, было унижать и издеваться над менее развитыми народами, странами, и целыми континентами. Конечно, как и во всем другом в этом римляне не были первыми, но превратили это хобби в настоящее искусство и стиль жизни, передав его и своим наследникам. Позднее ученые люди вроде Маркса и Энгельса дали этому явлению даже имя — колониальный империализм. Что бы понять всю глубину явления и его значения в истории человечества, наверное, придется прочитать «Капитал» и еще несколько толстых скучных книжек, но я вам передам основное — развитые технологически страны подчиняют себе мене развитые, но богатые на ресурсы, и выкачивают из них все соки, что бы сделать жизнь в своей метрополии богатой и беззаботной.

Даже правила оформлены простенько, но в соответствии с духом эпохи — фото с boardgamegeek.com

В настольной игре «John Company» речь идет об одном из самых ярких проявлений этого явления — об Восточной Индийской Компании (Британская Ост-Индская компания). История компании начиналась весьма мирно в 1612 году, когда с позволения индийского правителя компания открыла свою первую факторию (независимый, управляемый компанией, порт) в Индии. Далее в продолжении полувека компания расширялась ведя борьбу с переменным успехом как с местными владетелями, так и с конкурентами из Европы. Причем борьбу не всегда торговую. У компании был свой могучий флот и армия — по сути британская армия, но расходы за нее платила Компания. Можно сказать что компания брала армию в аренду. Конечно свои войска компания пополняла и из числа европейских авантюристов, под чие командование поступали местные рекруты, работающие исключительно как наемники. До 1813 года компания по сути была монополистом в торговых делах с Индией — богатым регионом, через который в Европу ввозили разнообразные пряности, индийский и китайский чай, шелк и опиум. Но как бы это не было странно, компания редко заканчивала свой финансовый год с положительным балансом в продолжении всего своего существования. Одной из причина для этого является то, что очень скоро компания сместила свой уклон от торговой деятельности к административной. По сути компания стала органом управления колониальной Индией, так как условно самостоятельные многочисленные царства Индии были ее вассалами. Компания даже имела патент на сбор налогов с подконтрольных короне территорий и собранные деньги не шли в казну, а покрывали расходы на содержание армии и администрации самой компании. Второй причиной нерентабельности компании была коррупция, которая существовала почти законно. Служители компании воровали где и что только возможно — у Компании, у Индии, у Короны. Для английской аристократии компания превратилась в своего рода трамплин в карьерном росте и в высшем обществе. Достаточно было поработать в компании в должности чиновника среднего эшелона десяток лет и ты возвращался в метрополию богатым человеком, с очень хорошими связями и рекомендациями. При всем этом никого не волновало что сама компания почти все свое время существования была замешана в каких-то громких скандалах — незаконная торговля рабами, пиратство, военные авантюры и геноцид местного населения. Доходило до абсурда, что люди носили с честью на самых изысканных балах в Лондоне клички вроде «Мясника из Калькутты» и были самыми желанными гостями и собеседниками.

Так вот, в этой игре вы будете играть за мясников. Конечно, лично вы никого убивать не будете. Ваши руки останутся незапачканными невинной кровью аборигенов. Вы всего лишь будете заботиться о благе своей семьи , отправляя ее членов в жернова Компании, которая волшебным способом будет превращать их в лордов, пэров, и вообще в уважаемых людей.

 

Так выглядит игра в процессе — фото с boardgamegeek.com

Сама игра имеет очень простые механики и немалую долю шанса, однако вопреки этому она успевает передать вполне адекватно дух того времени в целом и самой Компании в частности. Должен сразу предостеречь потенциальных игроков — механика, случайные эффекты и все остальное, это только фон для игры, а не ее основа. В своей основе это игра на взаимодействие между игроками. Поэтому независимо от того, что по отдельности разные механики в игре напоминают европейский стиль с неконфликтной системой и погоней за очками, это все же чистейший америтреш. Конечно, если вам ничего не говорят эти термины — америтреш и еврогейм — не страшно, так как далее я опишу в общих чертах саму игру, и каждый сможет сделать свои выводы.

Крайне минималистическое оформление игровой доски схематически представляет собой структуру самой Компании с ее подразделениями и периферийными местами интересов: казармы, корабельные верфи, заводы и так далее. Сама компания состоит из офисов, которые и будут занимать члены семейств игроков. Должности меж собой связаны определенной иерархией и поделены на два вида — высшие (executive) и средние (senior) должности.

Игра проходит в течении нескольких раундов (в зависимости от сценария) и каждый раунд условно состоит из четырех фаз.

Первая это Фаза семьи. В ней игроки могут выполнить одно из семи действий: купить акции Компании, имение, верфей или завод, а так же отправить члена семьи на низшую должность в компании, в капитаны или в офицеры. После того как каждый из игроков сделает свое семейное действие, игра переходит к следующей фазе.

Бенгалия процветает под британской оккупацией — фото с boardgamegeek.com

Основная фаза игры это фаза Компании. В этой фазе действия происходят в определенной очерёдности и тут вполне возможно что некоторые игроки будут иметь больше действий чем другие, а возможно что некоторые игроки вообще не будут иметь действий, если их представители не занимают должностей в компании. В первую очередь в начале этой фазы производится заполнение свободных офисов компании. Заполнение должностей имеет свою корпоративную логику — Председатель Компании повышает занимающих средние должности до вакантных высших должностей. Со своей стороны высшие должностные лица обязаны заполнить вакансии среднего эшелона под ними из низших чинов. Если отсутствует сам Председатель, то его выбирает борде директоров, составленный из акционеров Компании. Председатель, кстати, кроме назначения высших должностных лиц, так же распределяет средства по офисам и может брать кредиты из банка для обеспечения работы или расходов компании.

После того как все офисы заняты начинаются действия самих офисов. В самом начале действуют офисы по закупкам — дирекции по закупке кораблей, товаров и оружия. Эти офисы имеют одну цель — купить активы для Компании истратив максимально эффективно средства данные им руководством. Руководители офисов должны потратить, если это возможно, все средства которые им выделены и в этом у них нет выбора, но они выбирают у кого купить корабли , товары и оружия, то есть кому принести прибыль от закупок Компании. Закупочные офисы по кораблям и товарам отправляют все что закупили в Дирекцию по торговле. В этом плане среди закупочных офисов выделяется офис по военным делам. Руководитель этого офиса  кроме производства закупок, так же распределяет оружие и офицеров в армии президентств (региональные представительства Компании).  Такую же функцию имеет и Дирекция по торговле — она распределяет все закупленные корабли и товары между президентствами.

Из колоний прямиком в Палату Лордов — типичный пример успешного «выхода на пенсию» — фото с boardgamegeek.com

Все действия вышеперечисленных офисов не требует проверок и автоматически успешны и этим эти офисы отличаются от региональных подразделений Компании — Президентств. В составе Компании имеются три президентства — Бомбей, Мадрас и Бенгалия, и через них Компания управляет своими активами в Индии. Президенты этих подразделений имеют возможность произвести несколько действий. На выбор у них три разных действия — военная кампания, открытие новых рынков и торговля. Военная компания позволяет  отправить колониальную армию на завоевание новых колоний; открытие новых рынков, позволяет мирным путем открыть новые торговые возможности; а торговля позволяет реализовать товары на доступных рынков, что бы преумножить богатства Компании и ее акционеров. Однако все эти предприятия рискованны и поэтому зависят от бросков кубиков. Предприятие может оказаться успешным или нет, но всегда существует и опасность громкого провала, который повлечет за собой принудительный уход в отставку руководителя.

Возможно кто-то спросить, но где же тут взаимодействие игроков. Пока что я описываю схему самой игры, но над этой схемой есть множество возможностей переговоров между игроками. При назначении нижестоящих служителей игра ставит палки в колеса кумовству и вам чаще всего не будет выгодно назначить члена своей семьи и придётся выбирать среди кандидатов других семейств. И если сыграть карты правильно — не без нужного вознаграждения. На закупочных позициях продукцию чьих корабельных верфей и заводов выберут закупщики, что так же подлежит переговорам. Так же иногда бывает , что не хватает средств на то или другое личное предприятие и соответственно можно поторговаться и насчет займов и ссуд. Для этого игра предлагает хитроумную систему «Обещаний», про которой игроки дают в «заложники» членов своей семьи до тех пор пока не выполнит свою часть сделки. А в игре важен не только пост который занимаете, но и возможность потратить нужную сумму в момент ухода в отставку (особенно если отставка принудительная).

Процветающая торговля в Мадрасе и прилежащих колониях — фото с boardgamegeek.com

Дело в том , что уход в отставку это не просто часть службы в компании, это основная цель службы. Уход в отставку, располагая необходимыми средствами для продолжения достойного существования в метрополии, является основным способом накопления победных очков. В начале каждой игры случайно выбираются 6 «пенсионных» плана. Некоторые доступны только для высших чинов, некоторые только для средних, а некоторые и для тех и других, но по разной цене. Если в момент ухода в отставку члена вашей семьи, Вы имеете нужные средства, то вы можете заплатить и отправить своего домочадца на пенсию и за это в конце игры он принесет вам победные очки. Если же вы не можете себе этого позволить, то член семьи вернется в общий резерв и в какой-то момент испытает свою удачу заново.

Кроме всего этого вас будет поджимать и время. В игре предвидятся несколько сценариев  и кампания (одно продолжается 6 , а другое 10 ходов), но не всегда, и даже очень часто, вы не сможете сыграть все предусмотренные ходы. Помимо обеспечения пенсии своих пасынков, вам придется идти на компромиссы  с другими игроками и в удерживании Компании на плаву. Каждый ход общими усилиями вам будет необходимо обеспечить компанию доходом от торговли, достаточным что бы покрыть оплату армии, наемных капитанов, и дивиденды по акциям Компании. Более того после всех выплат, должны остаться и деньги на операции Компании в следующий ход. Если же компания не сможет покрыть свои расходы, то это может привести к отставке всего высшего эшелона. Конечно это не плохо если в данный момент у вас есть нужные средства, хотя пенсионный фонд для принудительно освобожденных чуть дороже.

Дополнительные неудобства приносит фаза Событий, которая следуют за фазой завершения «финансового года». Карты событий дают своеобразную установку на следующий ход — цены на товары, изменение ситуации в Индии, а иногда и меняют правила на всю последующую игру. Так же в конце этой фазы у игроков есть возможность отправить на пенсию некоторых своих домочадцев, без пенальти за принудительную отставку. Чем выше пост — тем больше шанс, что член семьи его занимающий будет отправлен на почетную пенсию (если конечно семья может себе позволить ее оплатить).

Карты событий — фото с boardgamegeek.com

Несомненно, в игре есть множество нюансов, о которых нет смысла рассказывать во всех деталях. В том числе и про сеющего ужас и смерть Черного слона из заголовка обзора. Некоторые вещи лучше узнавать самому.

Я почитатель исторических игр и игр с переговорами. Поэтому не странно, что эта игра мне очень нравится. Но не будем себя обманывать — игра не для всех. Все же я советую, если вы любите исторические игры и игры на переговоры, попробовать эту игру и не позволить отпугнуть себя невзрачным оформлением и сравнительно скучными правилами, объяснение которых займет около часа. В конце концов, если вы дочитали до этого момента мою крайне запутанную и скучную статейку, вы человек терпеливый — тогда я не просто рекомендую, а прошу вас попробовать эту игру. Я не могу обещать, что она вам понравится, но если вы дадите ей шанс, она покажет вам много чего интересного. Игра прекрасно передает дух и атмосферу эпохи Ост Индийской Компании. Сама игра, если игнорировать первоначальный процесс ознакомления с правилами, едва дотягивает до среднего уровня тяжести. Механики логичны, понятны и просты. по сути это скорее список последовательности простых действий, чем сбор переплетающихся сложных правил. Я лично пробовал игру на людях , которые не имели опыт в запудренных сложных играх и они быстро входили в курс дела.

Возможно все это является причиной, из-за которой очень трудно описать игру в двух словах, так как нет какого-то основополагающего большого правила на котором строится игра, а вместо этого набор множества маленьких правил, которые просто невозможно полностью описать, и объяснить как они взаимодействуют между собой не написав полноценное руководство по игре. Я постарался, и сам понимаю, что вышло не очень завлекающе и суховато, но все же терпеливым эта статья даст основную информацию о игре и понимание, почему я ее рекомендую попробовать. Должен так же отметить, что все написанное выше относится к начальному, обучающему сценарию игры. Полноценная кампания и другие сценарии предлагают больше разнообразия, включая руководство собственной фирмой, конкурирующей Ост Индийскую Компанию. Так же ест и упрощенный вариант на двоих. Я же рекомендую играть в эту игру на 4 игроков и больше, так как тогда она раскрывает себя в полной мере, как любая игра с переговорами.

Но хватит мне вас мучить, пора и честь знать. Если подвернется возможность попробовать эту игру — советую это возможность не упускать. Сам же я бескрайно благодарен Валерию Кружалову из Питера, за то что показал мне эту замечательную игру.

 

Designer Cole Wehrle
Artist Cole Wehrle
Страница игры

 

Сказ про то как англичане на слона охотились … или он на них (John Company): 4 комментария

  1. Спасибо за обзор! Присматриваюсь к игре. Плевать на оформление. По-моему: оно должно такое и быть, серьезной игре — серьезное оформление ( не отвлекает, информативное, без всяких финтифлюшек)! Надеюсь КГ локализуют, а я их поддержу!

  2. Игра отличная, спасибо за обзор. Поправь пож. «Если отсутствует сам Председатель, то его выбирает борде директоров, составленный из акционеров Компании» — на «Если отсутствует сам Председатель, то его выбирает СОВЕТ директоров, составленный из акционеров Компании.».

  3. отличный обзор!
    думаю любому непонятному станет ясно о чём игра.

    начал смотреть на неё сразу после череды дневников на Тесере от С.Овчаренко и летсплея Д.Чигинова в марте или в апреле. потом В.Кружалов добил отзывом и сказал что тираж скоро будет распродан. в итоге
    в августе приеахала, но, к сожалению, пока что не играл.

    уже и правила помог чуточку перевести и перечитать пару раз. а игра всё ждёт своего часа. причём игра легче чем Republic of Rome который пусть ещё промаринуется пару лет 😀
    а вот JC вне очереди поставил. Брассы и Контейнеры и Конкордии с допами подождут.

    самому получалось раскладывать?

    1. ДжоКо уже играл пять раз. В Республику рима — 3, в Брасс Ланкашир — половину партии (завтра как раз собираемся сыГрать целиком), Контейнеров у меня нет, Конкордию играл раз 5, но сейчас пишла Соль и надо попробовать и с ней 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *