И ты , Брут?! (The Republic of Rome)

И ты , Брут?! (The Republic of Rome)

Сижу я себе в отпуске и считаю дни, оставшиеся до моего дня рождения. Вот и Сатурналии скоро пройдут. Вот я и подумал, не написать ли мне последнюю статейку перед концом года. Сперва подумал написать о какой-нибудь новинке, но потом мысли снова пошли в колее Сатурналий, и я вспомнил, что на странице нет ещё обзора игры, которая неизменно находится в моём топ 10 любимых игр уже лет пять, как минимум, и до сих пор я не рассказал о ней. Ну и неспроста же Сатурналии вспомнил.

Вероятнее всего, те, кто следят за моим „творчеством“, уже догадались, что речь пойдёт об игре The Republic of Rome (да и в заголовке это указано). Это довольно старая игра, и если вам около тридцати, то она, вероятно, вам ровесник или даже старше вас, так как первое её издание увидело свет в 1990 году, то есть 32 года тому назад. Издавалась она легендарным издательством Avalon Hill Games, благодаря которым мир получил такие игры, как классическая Дюна (1979), первая настольная Цивилизация (1980), Acquire (1964), новую версию Дипломатии (2008), Торговцы Венеры (1988) и огромное количество варгеймов. Однако версия, о которой я будут говорить, является новой. Она издана в 2009 году и принадлежит издательству Valley Games.

Первое издание The Republic of Rome — фото с boardgamegeek.com

Сейчас, когда я начинаю писать этот обзор, ловлю себя на мысли, что, возможно, он будет весьма тяжеловат в плане терминов и разных отсылок, но всё же постараюсь быть кратким и вставлять разные пояснения к терминам, которые, возможно, незнакомы людям, далёким от римской истории. На краткость самого обзора рассчитывать не приходится, так как сама книжка правил состоит из 39 страниц мелкого шрифта и почти без картинок. С другой стороны, там описано множество нюансов, в которые нам вникать в рамках обзора и не надо, так что посмотрим, что получится.

Итак, игра обхватывает период становления Рима мировым государством, начиная с Первой пунической войны (война Рима с Карфагеном, от слова „пуны“ которым римляне обозначали финикийцев, чьей колонией первоначально был Карфаген). В 264 году до нашей эры, и до восхода Юлия Цезаря, и фактического создания монархии после его смерти в 44 году до нашей эры. Игроки выступят в роли влиятельных фигур в римском обществе, которые контролируют одну из партий или фракций в Сенате. Главная цель, конечно же, прибрать к рукам как можно больше власти, и в идеале посадить на трон одного из сенаторов своей фракции, сделав его пожизненным консулом (про консулов мы ещё поговорим). Если же игра закончилась мирно, но без выявленного одного победителя, то победителем станет тот, чья фракция набрала больше всего влияния в Сенате. Есть вариант поднять легионы и выиграть в гражданской войне против Сената, но это самый сложный способ победы. Так же есть вариант, в котором вы все проиграете. Это случится, если Рим не справится с очередным кризисом и рухнет под вашим некомпетентным управлением – или из-за народного бунта или военного давления извне.

Редакция с 2009 года, пиво в комплектацию игры не входит — фото с boardgamegeek.com

Всё в игре крутится вокруг колоды карт. В ней замешаны сенаторы, которых вы можете привлекать к своей фракции, а также войны, законы, специальные действия и концессии. Игроки могут контролировать продолжительность игры, составляя эту колоду. В игре есть карточки трёх эпох – ранней, средней и поздней Республики. Если вы хотите игру покороче, то можете выбрать только один из периодов, а если намерены выживать долгое время в очень экстремальных условиях, то можете собрать все три эпохи. Колоды эпох не замешиваются вместе, а кладутся одна на другую. Если вы играете без эпохи Поздней Республики, то вы берёте шесть карт из следующей неиспользованной эпохи, добавляете к ним 6 случайных карт из последней участвующей эпохи и карточку Конца Игры. Если вы играете с колодой Поздней Республики, то карточка Конца замешивается в последние 12 карт этой колоды. Когда карточка Конца Эпохи выйдет на рынок, игра закончится в конце фазы форума (о фазах мы тоже еще поговорим).

Игра рассчитана на 1-6 игроков (есть специальный режим для соло игры или на двоих). Честно говоря, однако, я бы не советовал в неё играть на меньшее количество, чем 3 игрока, а оптимальное, по-моему, количество это 5 игроков. При чётных быстро формируются близкие по силе союзы, которые не склонны идти на компромиссы и дипломатия в игре становиться чуть менее интересной, а это игра в остовном на дипломатию. Конечно, в неё можно играть и чисто механически, но тогда вы точно закончите игру или всеобщим провалом, или, в лучшем случае, доберётесь до конца игры и будете считать влияние, никогда не испытав вкус абсолютного триумфа. И одно следует помнить ВСЕГДА. Независимо оттого, с кем вы дружите на протяжении всей игры, и насколько вы лояльны к своим союзникам, в конце вы можете все проиграть, но победить может только один.

Но вернёмся к подготовке игры. Каждый игрок в начале получает три сенатора в свою фракцию. Каждый сенатор имеет несколько параметров. Конечно же, у каждого из них есть фамилия. Римляне вообще друг к другу в основном по фамилиям обращались, так как имена личные не радовали огромным разнообразием. Их было так мало, что я могу их все перечислить прямо тут: Аппий, Анр, Децим, Гай, Гней, Луций, Мамерк, Марк, Нумерий, Публий, Квинт, Сервий, Секст, Спурий, Тит и Тиберий. И ещё 17 имён, которые использовались очень редко, такие как Агриппа, Фаустус, Неро и т.д. У женщин совсем было всё плохо, у них не было личного имени, как такового, и вместо него использовалась женская форма фамильного имени. Так, например, все девочки рода Юлиев были Юлиями, как например дочь и обе сестры Гая Юлия Цезаря. Ну и ещё у семей были любимые имена, и мальчиков часто называли именем отца или деда, так что сам наш известный Цезарь был сыном и внуком таких же Гаев Юлиев Цезарей. Но я что-то увлёкся, и, возможно, таких отступлений в этом обзоре будет не мало.

Сенаторы и расположенные на них токены — основа игры — фото с boardgamegeek.com

Кроме имени у каждого сенатора есть идентификационный номер от 1 до 30. Это индекс смертности сенатора. Забегая вперед, скажу, что в начале каждого раунда есть фаза Смерти, в которой тянется один из 36 жетонов. На 4 из них написано NONE, на двух „Тяни два“ и на остальных цифры от 1 до 30. Вытянутый жетон определяет, кто из сенаторов в игре умрёт от старости или других естественных причин. Как говорил Сенека: „Смерть – желание некоторых, облегчение других, и конец всех“, и как говорил Воланд Булгакова: „Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!“ Так и тут, как бы вы не прокачивали своего сенатора, надо помнить, что он смертен, и не стоит класть все яйца в одну корзину.

У Сенаторов есть три статичных показателя – Военные качества, Ораторские качества и Лояльность. Военные качества влияют на успех персонажа, когда он находится во главе римской армии на какой-нибудь из войн. Ораторские качества определяют силу голоса персонажа во время заседаний Сената (правда к нему ещё прибавляются его клиенты и взятки). Лояльность же представляет степень преданности сенатора к своей фракции, так как в игре можно переманивать на свою сторону как нейтральных, так и участвующих уже в другой фракции сенаторов (этот показатель весьма важен).

Далее идут три меняющихся показателя. Первый из них это Популярность, и она представляет собой народную любовь, которую снискал сенатор своими действиями. Конечно же, она может быть положительной или отрицательной, и движется в границах от -9 до 9. Этот показатель чаще всего используется главой государства в ежегодном обращении к народу. Чем он выше, тем выше способность сенатора успокоить народные массы и убедить их, что страна идёт верным курсом процветания и стабильности. Однако есть некоторые случаи, в которых можно использовать этот показатель и в личных целях – обратиться к суду присяжных в деле против сенатора. Так как в Риме не было такого института, как суд присяжных, его роль выполняет весь Римский народ и, если власти решили судебным путём крошить батон на народного любимчика, это может плохо кончиться для обвинителей.

Следующий показатель — это Влияние, и он отражает путь сенатора к абсолютной власти. Показатель увеличивается, когда персонаж успевает занять престижные государственные должности, но уменьшается, если его уличат в тёмных делишках. Нижняя граница — это ноль, а вот потолок – небеса. Или точнее 35, так как если один сенатор соберёт 35 влияния, он автоматически провозглашается Пожизненным консулом, и его фракция побеждает в игре.

Есть легенда о легионе римлян, которые потерялись во время кампании против Партии и достигли через Индию аж до Китая — фото с boardgamegeek.com

Последний показатель, это — Клиенты. В игре они названы почему-то рыцарями, наверное, это своеобразный перевод термина „конники“. Конники в древнем Риме, были не людьми, которые ездят на конях, а своеобразный средний класс, который не имеет благородного происхождения, но поднялся выше, чем пролетариатские плебеи. Конники занимались торговлей и крупным производством. Сам термин произошёл из ещё более древних времён, когда подобные граждане могли себе позволить купить коня и участвовать в войнах в качестве конницы. Постепенно этот критерий отпал, а название осталось. Почему же я называю их клиентами? Дело в том, что часто деловые люди искали покровительства у политической элиты, а её составлял класс аристократов – патрициев. Только Патриции могли заседать в Сенате и, соответственно, чтобы лоббировать какие-то свои интересы в сфере государственной экономики, бизнесу в лице конников приходилось искать себе покровителей среди сенаторов. Такие покровители назывались патронами, а люди, которые им были обязаны — клиентами. Так вот у ваших сенаторов будут клиенты, которые через своё влияние будут помогать вам в голосованиях в Сенате, прибавляя вес вашему ораторскому искусству, ну и ещё будут приносить сенатору регулярный доход.

И тут стоит упомянуть, что деньги в игре – особый ресурс. У вас, конечно, будет общая казна фракции, но ей вы будете пользоваться не так часто. А вот деньги, которые будут зарабатывать сами сенаторы, в большинстве своём у них и останутся. Большинство трат будут персональными для сенаторов, а из казны фракции деньги можно тратить только на защиту от переманивания сенаторов другой фракцией, выкуп пленённого сенатора или на выплаты зарплат легионам, если фракция восстала против Сената.

Итак, каждый игрок получил по три сенатора, и они становятся основной его фракции. Так же игроку раздаются три карты в закрытую из колоды. Денег пока что у вас нет, но не беспокойтесь, ибо фаза дохода придёт до того, как они вам понадобятся.

Клавдию явно очень повезло с госзаказами. Возможно у него есть высокопоставленые родственики в Сенате — фото с boardgamegeek.com

Теперь рассмотрим состояние самого государства. На игровом поле размещены все необходимые вам таблицы: случайные события, результаты сражений, кто и за что получает или теряет Влияние, результаты обращения к народу главой государства, обращение к народу во время суда, таблицы законов о земле, попыток убийств и организации игр, а также правила голосований и финансы государства. В целом всё, что вам необходимо, можно найти в качестве референса на игровом поле (почти). Кроме этого, тут располагается рынок карточек, секция воин из трёх разделов (неактивные, текущие и надвигающиеся), шкала народного недовольства, трек государственных финансов и военные запасы Республики. В начале игры народное недовольство равно нулю, но чем выше оно будет подниматься, тем больше вероятность, что игра закончится восстанием плебеев. Государственные финансы начнут с 100 талантов. Таланты — это не одарённые люди, а такая крупная валюта. В древнем Риме один талант была равен приблизительно 35-40 килограмм золота. Это в параметрах игры не особо много, но снова напомню, что, как сенаторы, так и государство, получат доход в фазе Финансов до того, как им придётся на что-либо тратить деньги. Так как в начале игры и расходы государства будут не особо велики, то беспокоиться не о чем, а вот в будущем надо быть внимательными, так как если состояние казны опустится ниже 50, это создаст серьёзный шанс банкротства государства, так как в следствие разных случайных событий могут возникнут непредусмотренные расходы. А если государство разорится, то это один из способов всем проиграть.

Так же, в секция активных легионов вы расположите 4 начальных легиона (около 20-24 тысяч солдат), остальные же легионы и флоты будут ждать своего часа в резерве.

И так всё готово к маршу через славную историю Рима, остаётся только выбрать лидера. Так как в любой момент игры может понадобиться глава государства, а до голосования дело ещё не дошло, первый лидер выбирается случайным образом. Для этого игроки тянут из жетонов Смертности, пока не попадётся число, соответствующее одному из сенаторов в игре. Этот сенатор получает звание Консула и Проконсула, и, соответственно, повышает своё влияние на +5. Получение каждой должности в игре даёт влияние. Должности, конечно же, невозможно беречь вечно, но при их потере вы не теряете влияние, полученное вместе с ними. То, что вы когда-то занимали почётную должность, остаётся в памяти людей. Понятие главы государства в игре весьма своеобразное. По сути, это сенатор с самым высоким титулом из присутствующих. Обыкновенно это Консул или Диктатор, но бывают случаи, когда Консулу приходится покинуть Рим, и тогда следующий по лестнице власти становится исполняющим обязанности главы государства. Сами титулы я объясню, когда дойдём до фазы Сената. Сейчас же наша задача выполнена – вы определили кто за столом главный.

Римляне не славились умелыми морскими воинами, пока не придумали брать корабли на абордаж мостиками и пехотой — фото с boardgamegeek.com

Так как вожди нужны и фракциям, каждый игрок должен выбрать среди своих сенаторов лидера фракции. Лидер фракции получает больше дохода, но при этом он несёт ответственность за действия всех сенаторов во фракции. Начиная с недавно назначенного временного Консула и по часовой стрелке игроки выбирают своего лидера фракции, а также могут сыграть карты с руки – добавить нового сенатора или назначить концессию на одного из сенаторов. После того, как все это сделали, можно начинать игру?

Почти. Если ваша игра начинается с Ранней Республики, то в секцию неактивных войн располагается карточка войны Первая Пуническая Война. Вот теперь мы готовы играть.

Игра делится на раунды, чье число, по сути, не ограничено. Раунд служит лишь для организации самой игры. В каждом раунде есть 7 фаз, и каждая из них весьма важна, так как некоторые важные действия могут производиться только в конкретный момент и в конкретной фазе. В связи с этим, если вы когда-либо будете играть в эту игру, пользуйтесь памяткой и проверяйте в какой фазе что можно сделать, особенно, если вы хотите сделать что-то конкретное. Если упустите момент, то придётся ждать до следующего раунда.

Итак, фазы в раунде, следующие (в этой же последовательности): Смерти, Доходов, Форума, Населения, Сената, Войны и фаза Революции. Не надо пугаться этих фаз и их количества, большинство из них полностью автоматические и просто обозначают момент, в который случается какой-то автоматизм.

Так, например, фаза Смерти не требует никаких решений со стороны игроков. В эту фазу, во-первых, все надвигающиеся войны становятся активными. А, во-вторых, игроки тянут один из токенов Смертности и смотрят, не умер ли кто из действующих персонажей. Умершие персонажи выходят из игры на постоянно или на время. Если это исторический персонаж (так называемые государственники), то они навсегда покидают игру. Если же это обыкновенные сенаторы, то с них скидываются все токены (включая деньги), и они отправляются в сброс, так называемую Курию. Это не имеет отношения к игре, но для общего повышения исторической грамотности, курией в древнем Риме называлось объединение нескольких патрицианских родов. Эти курии со своей стороны объединялись в трибы (около 10 курий). Это разделение имело важное административное значение, так как внутри курий и триб избирались разные должностные лица, а так же набирались солдаты для легионов. Но в нашем случае это просто сброс, откуда иногда карты могут возвращаться в игру.

Отрявление тяжелыми металлами (например, гладиусом), так же считается естественной причиной смерти — фото с boardgamegeek.com

Исключением из этого правила является лидер фракции. С него при смерти так же снимаются все жетоны (а это значит, он возвращается к своим начальным статистикам), но он не уходит в Курию. Он остаётся лидером фракции, и считается, что это наследник покойного патриция, который по праву принимает на себя обязанности семьи.

И тут возникает вопрос, можно ли вынести фракцию из игры. Можно. В игре есть много других способов смерти персонажей и все они, кроме токенов Смерти, насильственные. В большинстве своём другой игрок будет причиной смерти ваших сенаторов. Если в какой-то момент ваша фракция осталась без сенаторов, то у вас есть два варианта – закончить игру и пойти налить чайку, и активно болеть за кого-то из оставшихся игроков, или же начать новую фракцию с самого начала. Шансов у вас на победу будет не много, но в долгой игре никто не знает, что уготовила судьба остальным игроками.

Дальше идёт фаза доходов. Она тоже почти полностью автоматическая, но всё же тут игрокам придётся принять некоторые важные решения. Первым делом, если в игре есть повстанцы, то им придётся в этот момент заплатить зарплаты своим солдатам — по 2 таланта на легион. Тут надо помнить, что взбунтовавшиеся сенаторы не получают автоматический доход, а, следовательно, если вы задумали восстать, то вам надо хорошенько подкопить деньжат в казну фракции перед этим делом. Дальше все лояльные сенаторы получают персональный доход. К базовому доходу (1 талант обыкновенному сенатору, и 3 таланта лидеру фракции) прибавляется по одному таланту с каждого клиента, доход с концессий, и присвоенный доход с управления провинциями. Если играете в продвинутую версию, в которой есть религиозные служители, так же даётся доход от 1 до 6 таланта от пожертвований Понтифику Максимусу (что-то вроде Папы Древнеримского). Помним, что доход получает каждый сенатор по отдельности, и он накапливается на его карте. Забегая вперёд, так как мы не говорили ещё о провинциях, надо сказать, что сенаторы могут быть назначены управлять провинциями Рима. У провинций есть свои показатели, и их мы будем рассматривать в рамках действий, к которым они относятся. Один из них — это персональная выручка. Это ничто иное, как воровство из казны провинции. Размер выручки определяется кубиком, и так как провинции иногда имеют отрицательный модификатор (особенно если провинция не развивалась), то иногда может в результате выпасть отрицательное число. Но не беспокойтесь, так как это как бы государственная казна, то и отрицательную выручку покроет казначейство Рима, а не ваш сенатор. То, о чём стоит беспокоится, что независимо от результата попытки, данный сенатор получит токен коррупции, и может быть преследован в судебном порядке. С другой стороны, никто не мешает вам быть честным губернатором и не совать руки в провинциальную казну.

Автентичная еда во время партии не обязательна, но помогает для погружения в мир игры — фото Георгия Павлова

После получения доходов сенаторов, наступает момент первого важного решения. Теперь вы можете свободно перераспределить средства между своими сенаторами и казной фракции. Никаких ограничений нет, однако после этого момента перекидывать деньги между вашими сенаторами, а также между ними и казной фракции, вы не сможете до следующей фазы Доходов. Тут вдруг я понял, что у Республики Рима есть много общего с John Company. Там тоже Председатель должен был распределить деньги компании в определённый момент, и надо было хорошенько посчитать в рамках этого хода, где могут деньги понадобиться, а где могут лечь мёртвым грузом. Так же именно в этот момент игрок может из своей казны фракции или из личных финансов своих сенаторов передавать деньги другому игроку. То есть, если вы о чём-то договорились, и вам необходимо передать кому-то деньги, это происходит именно в этот момент, а не в момент заключения сделки. И тут, наверное, стоит упомянуть одну очень важную вещь. Во многих играх все договоренности обязательны к выполнению только в момент заключения договоренности. Далее, если она относится к какому-то будущему моменту, приходится полагаться на честное слово, и игроки могут просто отказаться выполнять свои обязательства. Так же в некоторых играх существуют механизмы гарантий, которые как минимум компенсируют игрока, которого обманули. В Риме, и особенно среди патрициев, устные договоры не только дело чести, но и имеют юридическую силу. Любой договор, который оглашён публично, обязателен к выполнению, если это возможно. Из этого правила есть только три исключения. Нельзя заставить игрока выполнить договорённость по выборам Консулов, совершения попытки убийства или по вопросам лояльности к Риму или повстанцам. Если игрок по объективным причинам не может выполнить взятые на себя обязанности, то вопрос компенсаций решается остальными игроками голосованием.

Конечно, можно договариваться в тайне, например, передавая записки. Но эти договорённости не носят обязательный характер, и тут уже придётся надеяться на честность другого игрока.

Но вернёмся к финансам. Следующим шагом является развитие провинций. Игрок, управляющий провинцией, может попытаться её благоустроить, что сразу же повысит все её показатели. Для этого ему всего лишь необходимо выкинуть 6 на стандартном шестигранном кубике. Губернатор получит +1 бонус, если на нём в этот момент не красуется токен коррупции (то есть, он не грабил провинцию, и не был замешан в других грязных делишках). При успешном броске, губернатор получит +3 к Влиянию (напоминаю, что это победные очки), а провинция до конца игры будет более плодоносной.

Так как я читал «Гальские войны» Цезаря, мы решили не рисковать и дали нашему Юлию легионов побольше — фото Георгия Павлова

Далее следует начисления доходов государства. Стандартный доход установлен в размере 100 талантов. К нему прибавляются доходы с активных провинций. Хотя доходы это не всегда плюс. Некоторые провинции имеют скорее стратегическое, нежели экономическое значение, и могут приносить отрицательный доход, то есть требовать субсидий из столицы на своё существование. Так же в этот момент сенаторы, которые более всех обеспокоены судьбой государственных финансов, имеют возможность сделать дарения. Конечно, подобный жест не останется незамеченным, и это повысит их Влияние. Так за 10 талантов вы можете получить +1 Влияние, за 25 — +3, а если сенатор вложится с 50 талантами и более, то сразу поднимет свое влияние на +7 (это круче, чем если бы он стал главой государства, получив титул Консула). Конечно, 50 талантов — это огромные деньги, но, с другой стороны, необходимо помнить, что чем больше государство, тем больше у него расходов, и некоторые из них внеплановые. А ведь если в любой момент игры финансы Рима станут отрицательными, все игроки проигрывают. Так что это небольшая плата за спасение, и хорошая инвестиция в победу одновременно.

Конечно, государство имеет не только доходы, но и расходы. И именно в этой фазе придётся их оплатить. В расходные статьи входят по 20 талантов за каждую активную войну (обоз нынче не дёшев), соответствующие расходы по действующим земельным законам (раздача земель малоимущим), ну и зарплаты легионам и флотам (по 2 таланта за каждый). Тут стоит отметить, что в отличие от других игр, вы не можете просто распустить легион, не заплатив ему зарплату. Как говорил Катон: „Даже когда работа стоит, расходы идут“. Распускать и нанимать легионы можно только с решения Сената. Следовательно, если у вас есть легионы, но вам нечем им заплатить, то все очень просто – вы коллективно проиграли, разорив Рим.

Последнее, что необходимо сделать в фазе финансов — это проверить, не пора ли кому-то из губернаторов возвращаться в Рим. У каждого губернатора трёхгодичный (3 раундовый) мандат на управление провинции, и если он истёк, то губернатор возвращается в Рим, а его губерния ждёт своего нового господина. Возвращается в Рим губернатор со всем, что он приобрёл в провинции, включая токены коррупции.

Тот же Юлий под тяжестью титулов и денег. В конце он и победил став пожизненным консулом… — фото Георгия Павлова

В фазе Форума начинается живое взаимодействие между игроками. Тут ни много ни мало вам предстоит набраться нематериальными активами для своей фракции – карточками специальных действий и новыми пополнениями в ряды сенаторов.

В этой фазе разыгрываются 6 так называемых Инициатив. Инициатива — это комплекс действий, и независимо от количества игроков, в игре их всегда 6. Игроки по очереди разыгрывают по одной инициативе, а остающиеся продаются с молотка на аукционе.

Инициатива включает в себя обязательный бросок событий. Игрок кидает 2 кубика, и если выпадет сумма 7, то он вводит в игру одно из случайных событий (какое именно решается новым броском, но уже трех кубиков). Если выпало событие, которое уже находится в игре, то его эффект увеличивается. Обыкновенно события продолжаются один раунд и заканчиваются в начале этой фазы, но не всегда. И, конечно же, событий могут быт хорошими (Энтузиазм союзников приносит 50 талантов в государственную казну) или плохими (например, погромы, при которых тянутся токены Смерти в количество равном народному недовольству). Если же выпало другое значение на броске событий, то ничего не происходит, а вместо этого игрок тянет карточку из колоды. Если карточка с красным текстом (так называемые карты Фракций), но она идёт в руку игрока, а если текст черный, то это карта открыто выкладывается на секцию Форума на поле. Это может быть или война, или сенатор из оставшихся начальных карт.

Вторым действием, которое доступно игроку в его инициативу, это попытка привлечения чужого сенатора к своей фракции. Целью этого действия может быть любой сенатор на Форуме или во фракции оппонентов, кроме лидеров фракции и сенаторов в отъезде. Для выявления результата попытки привлечения игрок должен выбрать сенатора, который будет переманивать цель на вашу сторону. Берётся сумма показателя Влияния и Ораторского искусства вашего сенатора. К этой сумме можно добавить подкуп из денег убеждающего сенатора. Из полученной суммы вычитается показатель лояльности сенатора-цели (+7 если сенатор состоит во фракции), личные финансы сенатора и контра-взятка из казны фракции, у которой хотят увести сенатора. Полученное число является целевым. Игрок бросает два кубика (2d6), и если выпавшее число ниже полученного, то сенатор переходит в новую фракцию. Если же число, выпавшее выше цели, или выпало 10, 11 или 12 (независимо от целевого числа), то попытка проваливается. Независимо от успеха или неуспеха все деньги, потраченные на подкуп и контра-подкуп, сенатор получает в свой персональный карман, тем самым становят более аппетитной целью, но и более трудной для переманивания.

А вот Македонику не повезло. Его засудили за разтраты денег определенных для госзаказов. Да еще и шантажировали — фото Георгия Павлова

Третьим действием инициативы является привлечение клиентов. Тут всё просто. Игрок может привлечь в раунд одного всадника. Для этого он определяет, сколько денег он хочет вложить в попытку. Кидает один кубик, и если сумма результата кубика и вложенных денег равна или больше 6, то клиент успешно привлечён и добавляется к клиентеле сенатора, который проспонсировал эту попытку. Напомню, что клиенты дают доход и дополнительные голоса в Сенате.

Так же во время инициативы игрок может проспонсировать игры, чем не только снизит народное недовольство, но и поднимет свою популярность среди народа. Так же в конце инициативы, при желании можно поменять своего лидера фракции.

Надо учесть, что в инициативу игрок может сделать ВСЕ перечисленные выше действия, а не только одно из них. Поэтому борьба за оставшиеся инициативы, спущенные с молотка, иногда весьма ожесточённая. И хотя я мимоходом упомянул, что игрок может вытянуть одну карту, стоит отметить, что это весьма сильное действие. В колоде, кроме войн, остаются карты с сенаторами с высокими показателями, концессии и разные карточки действий, такие как Трибун и Попытка убийства. Трибун позволяет внести в заседание Сената повестку, которую председательствующий чиновник вносить не хочет, или запретить определённое голосование, автоматически проваливая его своим вето. Убийства же иногда прекрасный способ остановить лидирующего сенатора, хотя и рискованный.

После того, как все инициативы разыграны, фаза Форума завершается так называемым приведением Рима в порядок. Все сенаторы, занимающие значимые посты (Консулы, Цензор, Диктатор и Начальник конницы), получают токен Major, что означает, что они подозреваются в злоупотреблении властью, и это может быть им предъявлено. Независимо оттого, что вы делали на этих постах, надо понимать, что древнее римское право не фактологическое, а, скорее, репутационное. Не обязательно, чтобы вы совершили что-то плохое, достаточно, что вы имели возможность это сделать, и найдется кто-то, кто вас в этом обвинит. Далее уже совсем отдельный вопрос, успеете ли вы убедить Сенат в своей невиновности. Поэтому каждый, кто занимал одну из главных должностей в Республики, может быть привлечён к ответственности в течение одного года после сложения полномочий. Так же в этот момент глава государства кидает кубик за каждого сенатора и концессию в Курии (сбросе). При результате 5 или 6 эти карты возвращаются в игру. Сенаторов можно будет привлекать в следующую фазу Форума, а концессии можно будет распределить в фазу Сената.

Начальная раскладка игры для Ранней Республики — фото с boardgamegeek.com

Фаза Сената вообще основная часть игрового процесса, а я уже исписал 8 страниц А4, а так и не дошёл до неё. Но надо потерпеть ещё немного. От этой фазы нас разделяет только фаза Населения.

В этой фазе мы проверяем настроение народа по отношению к управляющему классу. Это делается через подсчёт уровня народного недовольства. Минимальная стоимость этого показателя 0, а потолка, по сути, нет. В эту фазу мы к нынешнему уровню недовольства прибавляем по единице за каждую активную войну, на которую мы даже не соизволили послать армию, и по единице за каждый жетон Засухи, которые могут появиться вследствие событий или некоторых войн (так что скорее это не засуха, а нехватка продовольствия). Уровень недовольства может также меняться, если Сенат примет или отменит законы о раздаче земли малоимущим, а также через организацию игр в фазе Форума.

В конце фазы Населения главе государства предстоит произнести речь, чтобы успокоить народ и поднять общественную мораль. Результат речи определяется табличкой. Глава кидает 3 кубика (3d6), вычитает из него уровень народного недовольства и прибавляет свою популярность среди народа. Полученный результат сверяется с табличкой. Если результат 0 или меньше, то все проиграли, так как народ нашёл где-то склад с очень острыми вилами. Если же оратор очень убедителен, то это может даже привести к спаду народного недовольства.

Тут стоит вернуться немного к Главе государства. В Риме существовала чёткая иерархия сменяемых должностных лиц, которые заведовали делами государства. Среди них самыми высшими являлись два Консула. По сути, это была парочка царей с полной властью над государством, но с мандатом всего на один год. Это оставило неизгладимый след на хронологической метрике римлян, так как они отмечали года по имени правящих в них консулов.

В игре ооооочень много токенов и без надлежащего их сохранения и сортировки играть может быть очень трудно — фото с boardgamegeek.com

Консулы имели равные права, и если возникал конфликт между ними по какому-то вопросу, решение могло быть принято только консенсусом. Это было связано с некой паранойей римлян времён республики по отношению к единоличным правителям. Связано это были с их не очень приятным опытом с последними царями, которых силой изгнали из Рима и, собственно, поэтому и установили республиканское управление. Таким образом, римляне решили, что во главе государства не может стоять один человек. Так же это имело и чисто практическое предназначение. Так как только консул имел право распоряжаться армиями Рима, то в случае войны один из консулов отправлялся руководить армией, а другой оставался править Римом. Так город не оставался без присмотра.

Конечно, были некие исключения, порождённые необходимостью. Когда государство находилось в кризисе и на грани краха, допускалось избрание на 6 месяцев Диктатора. Слово диктатор тогда не носило никаких отрицательных значений, и это был чиновник, наделённый всей властью государства на короткий период, чтобы мобилизовать народ и справиться с кризисом, не затягивая решения из-за разных бюрократических условностей. Ему в этом помогал Начальник конницы – фактически, это правая рука или заместитель. На время действия Диктатора все остальные высшие должности приостанавливали своё действие – консулы, цензоры и даже понтифики. Все их функции брали на себя Диктатор и его Начальник конницы. Конечно же, как и в случае с всадническим сословием, титул начальника только зародился в связи с конницей, но в более поздние времена ничего общего с ней не имел, а название осталось, как дань традициям.

Другим важным чиновником, или как их называли римляне – магистратом, был Цензор. Это обыкновенно был старый и уважаемый сенатор или патриций, с безупречной репутацией и высокими моральными ценностями. Он, по сути, был надзирателем за общественной моралью, но со временем этот институт разросся, и цензор следил за имущественным цензом сословий, судами и государственными тратами.

Хоть игра и комплексная, но правила постые, и можно использоваоть ее для привлечения молодежи в мир Истории — фото с boardgamegeek.com

Кроме высших чинов следует упомянуть проконсулов, это были или губернаторы провинций, или представители Рима в армии, когда приходилось одновременно вести больше одной войны, и консулов на это дело не хватало.

Итак, главной государства в любой момент является наивысший магистрат из тех, что находятся в Риме. И это, как следует: Диктатор, Городской Консул, Военный Консул, Цензор и Начальник конницы. Если дошли до Начальника, но и он не может выполнять функции главы (по причине безвременной кончины или отъезда), то эту роль на себя берёт сенатор с самым большим влиянием.

Итак, начинается фаза Сената. Эта фаза проходит, как симуляция заседания Сената и председательствует ей Глава государства – самый высший магистрат среди тех, кто жив и находится в столице. За пределами столицы находятся проконсулы и консулы на войне, и сенаторы, которые исполняют функции губернаторов, взбунтовались или находятся в плену.

Председательствующий магистрат имеет огромную власть в Сенате. Только он решает, какие вопросы будут обсуждаться и какие нет, а также кто первый отдаст свой голос за то или иное решение. Противостоять этой власти могут только сенаторы, у которых в рукаве карточки „Трибун“. Более того, он ответствен и за формулировку предложений на голосование.

Первая часть заседания должна проходить по заранее установленному плану. И первым пунктом является выбор новых Консулов. Председатель заседания должен предложить пару сенаторов из фракций игроков, которые станут новыми Консулами. Пара или избирается вместе, или отвергается голосованием. Голосовать по отдельности за одного из двух кандидатов нельзя. Однако, если предложенная пара не прошла голосование, то председатель может задать другую. Это не может быть та же пара сенаторов, но в ней могут участвовать сенаторы, предложенные ранее в другом составе. Так же сенаторы не могут занимать две должности одновременно, и если будут избраны консулами, они складывают полномочия своих предыдущих должностей. Кроме того, чтобы избираться в Консулы, игрок не должен занимать должность консула в этот момент и должен находится в Риме. Если все предложения председателя отвергаются, то последняя возможная пара автоматически становится консулами.

Пример случайного события — фото с boardgamegeek.com

Тут, конечно, начинается фаза торгов, так как никто не хочет позволить концентрацию всей власти в одной фракции, а, следовательно, часто двое кандидатов, чтобы пройти голосование, должны быть из разных фракций, чтобы обеспечить себе нужное количество голосов. Так же необходимо убедить председателя выставить на голосование именно ту пару, которая вам нужна. И тут снова важную роль играют трибуны, так как можно наложить вето на голосование определённой пары, и она уже не может быть выдвинута в том же составе.

Новоизбранные консулы сразу же должны определиться, кто из них будет городским, а кто будет управлять армиями. После чего Городской консул принимает на себя председательство над заседанием, а оба получают прибавку +5 к своему Влиянию.

В редких случаях, когда на пороге Рима сразу три активных войны или война с огромной силой противника (20 и выше), консулы обязаны выбрать Диктатора. Диктатор может быть избран сенатом по предложениям, или просто назначен ими. Чтобы стать диктатором, нужно не иметь никаких других должностей и быть в Риме. На решение избрания Диктатора нельзя наложить вето, кроме как, если это назначение не будет вынесено на голосование из-за того, что Консулы не смогли договориться или отсутствуют. Диктатор сразу же принимает на себя роль председателя собрания, получает +7 влияния и выбирает себе Начальника конницы. Функция начальника конницы весьма проста, он следует за Диктатором и прибавляет своё полководческое умение к умению Диктатора. Таким образом, армией сразу же командуют двое сенаторов, и из-за их сборной военной силы есть более высокий шанс победить в войнах, которые довели Рим до кризисной ситуации.

Следующим пунктом идёт выбор Цензора. Эта должность по-своему могучая, и за неё тоже часто идут оживлённые торги. Так как Цензор — это тот человек, который после своего избрания сразу же организует суды над коррупционерами. Для того, чтобы стать цензором, необходимо иметь звание проконсула и находиться в Риме, что возможно, только если сенатор ранее занимал должность Консула или Диктатора. И если только один проконсул доступен в Риме, то он избирается автоматически Цензором. Это и случится в первом раунде, когда значок проконсула будет только у временного консула, случайно избранного в начале игры.

Пример карты госзаказов (да, я уже не знаю какие картинки вставлять еще) — фото с boardgamegeek.com

Как только Цензор избран, начинается сразу же суд под его председательством. Цензор может огласить два малых обвинения или одно большое. Малое обвинение может быть выдвинуто любому сенатору, кроме самого Цензора, который находится в Риме и имеет токен большой (занимал государственный пост в прошлом году) или малой (крал из казны провинции) коррупции, или имеет под собой карточку концессии с выдвинутой надписью „коррупция“. Только игроки с токеном большой коррупции, могут проходить по большому обвинению.

Цензор так же должен назначить одного из сенаторов обвинителем (конечно же, с его согласия). После прения по делу, оно завершается голосованием сената. Кстати, забыл рассказать, как проходят сами голосования. Председатель вызывает по очереди фракции и требует от них отдать свои голоса за или против определённого решения. Каждый сенатор фракции голосует отдельно, то есть возможны случаи шизофрении, когда один сенатор фракции голосует за одно, а другой за другое, хотя оба контролируются одним игроком. Но такое едва ли будет часто происходить. Голос каждого сенатора состоит из его показателя ораторства, количества клиентов, и взятки из его личных денег. После того, как фракция проголосовала, председатель призывает голосовать следующую фракцию, и только что проголосовавшая больше не сможет участвовать в голосовании, даже если остались воздержавшиеся сенаторы. Решения принимаются или отвергаются обыкновенным большинством.

Так же происходит и в Суде. Цензор по очереди вызывает фракции и просит их голосовать за или против обвинения. В момент, когда слово даётся фракции обвиняемого, он может обратиться с апелляцией к народу. Для этого он прибавляет значение своей Популярности к результату двух кубиков (2d6) и сверяет результат с соответствующей таблицей. И тут по воле случая и народа могут произойти значительные сдвиги в голосовании, так как обвиняемый может получить до 16 голосов в свой пользу или, соответственно, против себя. Но так же, если результаты уйдут в крайность, это может привести к немедленной смерти обвиняемого, или же обвинителей, от рук праведного гнева толпы.

Некоторые сенаторы имеют полное имя и специальные тематические особености. В отличии от обыкновенных после смерти они уходят из игры насовсем — фото с boardgamegeek.com

Если же все актёры представления выжили, и голосование прошло, цензор объявляет результаты. Если обвиняемый признан виновным в малой коррупции, то он теряет 5 популярности и влияния, теряет маркер Проконсула (если такой имеется) и все свои концессии (то есть, государственные заказы). Обвинитель же, за хорошо проделанную работу, добавляет себе половину влияния потерянного обвиненным и токен Проконсула.

При обвинениях в большой коррупции всё намного жестче. Если обвиняемого признают виновным, то его сразу же казнят, а обвинитель получает такой же бонус влияния и титул Проконсула. Надо отметить, что, так как влияние не может быть меньше нуля, обвинитель может максимум получить 3 влияния, но может не получить и никакого, если сам обвиняемый не был особо влиятельным.

При таких ставках, думаю, не стоит объяснять, какие оживлённые дебаты и договорняки происходят в зале суда…

Последним обязательным пунктом заседания является выбор губернаторов в свободные провинции. Как я уже рассказывал, губернаторы назначаются на 3 раунда и имеют возможность подзаработать вдали от Рима. Зато пока они в отъезде, им нельзя голосовать в Сенате, или избираться на какие-либо должности. Губернатором в провинции может быть любой сенатор, находящийся в Риме и не занимающий других должностей. Им может стать даже нейтральный сенатор, который находится на форуме. В таком случае пока он не вернётся — не сможет быть привлечён в какую-либо фракцию. Так же можно отозвать губернатора раньше срока, просто назначив на его место нового.

Тут стоит отметить механику попыток убийств. В любой момент, пока заседает Сенат, игрок с карточкой Убийства в руке, может выкрикнуть в направлении другого игрока „Умри, свинья!“ и попытаться убить одного из его сенаторов. Конечно, хоть это и написано в правилах, кричать я вам не советую, а вот пользоваться с умом карточками Убийство очень рекомендуется. Например, удачно сыгранная карточка в нужный момент против Цензора, может прервать и провалить все судебные разбирательства в этом раунде. Так же, таким образом, можно сменить председателя собрания, или просто устранить опасного конкурента. Карточки Убийства могут быть сыграны только в фазу Сената и только пока не объявлен конец заседания. Но как я уже говорил, это рисковое действие, так как при неуспехе зачинщик может быть пойман, и сразу же предан суду. И тут пострадает не только конкретный убийца, но и вся фракция. Пойманного убийцу растерзают на месте, а против главы фракции сразу же выдвинут обвинения в специально созванном трибунале. Трибунал проходит, как и обычный судебный процесс, с той лишь разницей, что обращение к народу тут обязательно, и результат обращения считается суммой двух кубиков с вычетом популярности сенатора, на которого произведено покушение.

Как я и говорил, игровое поле похоже больше на справочник — фото с boardgamegeek.com

Так же в рукаве жертвы могут оказаться карты секретных телохранителей, которые так же могут серьезно помешать убийству.

После завершения обязательной части, на усмотрение председателя можно перейти к свободной программе. Тут по просьбе других игроков председатель может включить в повестку разнообразные вопросы. Это можно сделать так же и вопреки воли председателя, через разыгрывание карточки трибуна. Среди необязательных вопросов рассматриваются вопросы о найме или роспуске легионов и флотов, передача свободных концессий (государственных заказов), земельные законы (их принятие снижает народное недовольство, но требует каждый ход поддержки из государственной казны, а так же предложившие и подкрепившие их получают солидный прирост народной любви), отправление или отзыв армий и флота под предводительством одного из сенаторов, снятие титула проконсула, и, конечно же, выборы Пожизненного консула.

Когда председатель решит, что пора закругляться, то он закрывает собрание и на этом завершается Фаза Сената. Как вы уже поняли, по механикам игра не очень волнующая, но зато есть много места для переговоров. Должности изначально могут не выглядеть особо привлекательно, и не забываем, что каждая из высших должностей несёт с собой увеличение Влияния, а это главная цель в игре.

После фазы Сената наступает фаза Войны. И тут бушует его величество случай. Хотя всё очень просто. Для каждой войны определяется результат. Он равен результату 3 кубиков (3d6), плюс полководческое искусство главнокомандующего и количество легионов под его началом (легион ветеранов считаются как два), и вычитается сила войны (то есть, врага). Результат сравнивается с табличкой на игровом поле. Там указано, является ли война выигранной, проигранной или выпала ничья. Так же указаны потери, которые понесёт римская армия.

Тут стоит отметить, что некоторые войны идут сетами. Например, есть Первая, Вторая и Третья пуническая война. Если несколько таких войн входят в активную фазу, то их необходимо разрешать по очереди, как одну войну, но каждая дополнительная карточка увеличивает силу текущей войны. Если их две, то сила текущей войны удваивается, если их четыре (есть и такие войны), то сила умножается на четыре, и уже требуется вмешательство серьёзных сил и, возможно, Диктатора с Начальником Конницы. Так же иногда выходят лидеры, которые соответствуют определённым войнам и добавляют им силы. Так же на лидерах и войнах обозначены две цифры с индикацией D (Disaster – бедствие) и S (Standoff — противостояние). Если на кубиках без каких-либо модификаторов выпадут указанные цифры, то табличка результатов игнорируется, и выполняются соответствующие специальные действия. При бедствии Рим теряет половину своей армии, а генерал теряет влияние, равное потерянным легионам. Конечно, это вызывает и повышение недовольства среди народа Рима. При противостоянии варвары дают жёсткий отпор, и потеря римлян составляет одну четверть состава армии. В любом случае, когда есть потери среди легионов, есть шанс, что погибнет и командующий. Из токенов Смерти тянутся столько, сколько легионов потеряно, и если среди них есть число, соответствующее числу сенатора-генерала – он погибает.

Тут можно увидеть примеры карточек войн и лидеров — фото с boardgamegeek.com

При победе же война уходит из игры, а победоносный генерал получает награду, равную половине напечатанной на карточке силы войны, в виде повышения своей популярности и влияния. Так же народ ликует и менее склонен бунтоваться. Иногда победа в войне может открыть новую провинцию, которая с этого момента будет под властью Рима, и которой может быть назначен губернатор. Кроме этого, при любом исходе войны, кроме Бедствия или Поражения, один из выживших легионов становится ветераном, верным своему командиру. На карточку генерала кладётся обозначение, соответствующего легиона, и это может стать очень ценным активом, если генерал решит взбунтоваться против Республики.

Каждый генерал, который выжил в войне, которая не закончилась победой в этой фазе, получает токен проконсула, что позволяет ему продолжить войну в следующем году-раунде.

Надо отметить, что некоторые войны требуют флот для перенесения войск к полю боя, а другие требуют флот для морского сражения перед тем, как перейти к наземному. Правила морских баталий абсолютно такие ж, только там уже действуют не легионы, а флоты. В основном это, однако, означает, что война продлится как минимум два хода, так как нельзя в одну фазу произвести и морской, и наземный бой в одной и той же войне.

В целом, игроки должны стараться разбираться с войнами как можно быстрее, чтобы их силы не накапливались. Да и если в конце военной фазы на поле находятся 4 активных войны (комплекты одноимённых войн считаются одной войной), то Рим рухнет под напором варваров, и все дружно проиграют. Так же нехорошо оставлять войны совсем без внимания, так как каждая активная война, в которой не производилась битва в фазу Войны, в следующую фазу Народа поднимет на единицу народное недовольство.

Последней фазой является фаза Революции, в которой происходят события, связанные с взбунтовавшимися против государства сенаторами. Но это не значит, что её следует пропускать, если нет повстанцев. В начале этой фазы игроки могут сыграть с руки карты новых сенаторов и концессий. После чего у игроков на руках не должно оставаться больше чем пять карт. Если их больше, то вы можете их скинуть, использовать или же торговать ими с другими игроками.

А вот после этого уже, если кто-то считает себя достаточно могучим (поднакопил деньжат и преданных легионов), он может начать гражданскую войну. Это может сделать, однако, лишь генерал, который одержал победу в войне. Для такого сенатора есть два пути, или вернуться в Рим с триумфом и сложить свои полномочия главнокомандующего, или же объявить бунт. Такой генерал может безоговорочно рассчитывать на верность своих ветеранов, а также может попытаться привлечь на свою сторону и обыкновенные легионы из тех, кто был под его командованием. Для этого за каждый легион кидается кубик. В Ранней Республике всё ещё многие преданы ценностям республики и согласятся переметнуться на сторону повстанцев только при результате 5 или 6. Далее эта верность ослабевает, и при Средней Республике критерии падают до 4 и выше, а при Поздней, всего лишь до 3 и выше.

Одновременно в игре может быть только один повстанческий лагерь, и в момент, в который генерал поднимет знамя бунта, остальные сенаторы его фракции должны решить, кто из них присоединится, а кто останется верным Республике. Присоединившиеся к бунту покидают Рим и лишаются своих постов, но зато приносят в активы повстанцев легионы, верные им, и все свои деньги. Так же взбунтовавшиеся сенаторы перестают получать доход в фазу Дохода.

Лояльные же остаются в Риме и ничего не теряют, кроме доверия других фракций, так как вполне возможно, что в фазу дохода за их счёт будет пополняться казна фракции, а оттуда спонсироваться повстанческое движение. Ну и их будут стараться не допускать к должностям, чтобы те не саботировали противодействие бунту.

В следующей фазе Войны повстанцы сразятся с силами, отправленными против них Сенатом. При победе повстанческая фракция побеждает в игре. Если же выигрывает Сенат, то все восставшие сенаторы будут казнены, а генерал, сразивший повстанцев, получает половину силы повстанческой армии, как прибавку к своему влиянию и популярности.

Конечно, бывает и такое, что силы сравнительно равны, и гражданская война затянется на несколько ходов в результате ничьих во время битв. Так же повстанцы могут победить, если во время гражданской войны Рим падёт от банкротства или народного восстания.

Ох, ну вот и конец раунда. С фазой Революции он кончается, и начинается новый с наступлением новой фазы Смерти. Так игра идёт по кругу, пока не появится победитель, или не выйдет карточка Конца Эпохи. Об условиях победы я уже говорил, но обобщу. Если выйдет карточка Конца Эпохи, то победит тот, у чьей фракции больше всего суммарного Влияния.

Так же можно победить, заранее выиграв гражданскую войну на стороне повстанцев, или возведя одного из своих сенаторов в звание Пожизненного Консула. Последнее можно сделать или через голосование в Сенате или автоматом, набрав 35 влияния на одном сенаторе.

Все проигрывают, если Рим падёт под напором 4 активных войн в конце фазы Войны. И только повстанцы выиграют, если Рим обанкротится, или поднимется народное восстание.

А так выглядят провинции (зеленая окантовка указывает что провинция развита) — фото с boardgamegeek.com

Хотелось бы сказать, что вот такая простая игра, но после 15 страниц А4 как-то пальцы не слушаются такое написать. Хотя в игре, по сути, никаких особо сложных правил нет. Есть нюансы относительно того, что и когда можно и нужно делать, но это решается хорошей памяткой. В остальном игра идёт по заданным рельсам через все фазы, и вам остаётся только вжиться в роль сенаторов и бороться за посты, военную славу и деньги, умело манипулируя немногочисленными механиками, и ведя эффективные переговоры с другими игроками.

Конечно, я упустил множество мелких нюансов и механик, которые появляются позже в игре – например, законы и другие разнообразные карточки действий, кроме трибунов и убийства. А ещё есть расширенные правила с адвокатами, религиозными должностными лицами и бунтующими губернаторами. Но их даже я ещё не пробовал. Но в целом, игру нельзя назвать сложной по механикам, скорее объёмной по правилам. По сути, прочтя эту статью, можно смело садиться играть, и, когда дойдет дело до нюансов, сверяться с книжкой правила. По сути, это одна из тех игр, которые можно разучить и объяснять в течение самой игры. Не случайно я сравнил её с Джон Компани, так как это больше симуляция, чем игра. В ней большое влияние случайности, но если понимать, что главное в ней не сама победа, а скорее ощущение атмосферы от участия, то всё встаёт на свои места. Конечно, я не говорю, что не надо играть на победу. Очень даже надо, но, как и в любой игре с переговорами, самое интересное в ней — это живое взаимодействие между игроками и ситуации, которые создаются в этом общении. Я, например, никогда не забуду, когда мы создали сговор с одним из игроков против другого, и как Сенат Цезаря отправляли на невозможные войны с минимальным количеством армии в надежде, что его там убьют, а он каждый раз возвращался с победой и всё большим количеством влияния. Потом мы пытались его зарезать, но и там он постоянно умудрялся выйти живым. В конце мы разругались с союзником и побили друг дружку (он завалил моего главного претендента убийством, а я засудил до смерти его основного сенатора), а тот, третий игрок, выиграл.

И таких историй у меня, наверное, десятки. Включая ту, когда я победил повстанцем, после того как „лояльный“ Риму сенатор моей фракции организовал убийство председателя сената, стал сам председателем и закрыл собрание раньше, чем Сенат сумел проголосовать за выделение армии на войну против моих бунтующихся легионов.

И самое главное, что я люблю в этой игре, это то, что авторы абсолютно точно успели перенести атмосферу того исторического времени на картон. Как я всегда говорил об этой игре, даже если вы сядете в неё играть, ничего не зная о древнем Риме, то вы встанете из-за стола не просто знающим человеком, а человеком, который эту историю лично пережил.

Не знаю, есть ли смысл рекомендовать эту игру, так как её очень трудно найти. Но я считаю, что если вы фанат истории древнего Рима, как я, или вам нравятся такие игры, как Джон Компани, то вы просто обязаны хоть раз в жизни попробовать эту игру. Она старая, и это чувствуется по механикам. Её оформление не вызывает каких-то восторгов, хотя и вполне приличное. И это типичный америтреш полный безумного веселия на кубах. Но всё же, это игра с душой, а таких всё меньше и меньше становится в нашем „Золотом веке“ настолок.

Designer: Richard Berthold, Don Greenwood, Robert Haines
Artists: Kurt Miller, Patrick Turner, Mark Poole
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте или в телеграм канале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *