Этот город не прощает слабости и не верит слезам… (Forged in Steel)

Этот город не прощает слабости и не верит слезам… (Forged in Steel)

Если вы следите за этим блогом, то, вероятно, уже знаете, что я большой почитатель градостроительных стратегий и исторической тематики в настольных играх (кроме различных варгеймов). Поэтому, когда мне попадается интересная игра, объединяющая эти два фактора, то я сразу же цепляюсь за нее и не отпускаю, пока не разберусь — хороша ли она или нет. И вот сегодня я расскажу об одной такой игре, которую я считаю хорошим представителем градостроительных стратегий.

Итак, представьте себе настольный SimCity. Обычно такие настольные игры бывают двух видов. Они либо соревновательные, где каждый игрок строит свой город и пытается сделать его более эффективным, чем другие игроки, либо кооперативные, где игроки вместе строят один город. Редко, однако, появляются градостроительные настольные игры, где вы строите один город и одновременно с этим соревнуетесь или даже боретесь с другими игроками.

Вот именно такой игрой является «Forged in Steel», о которой я и хочу сегодня вам рассказать. В игру вы войдете в роль отцов-основателей индустриальной жемчужины штата Колорадо в конце XIX и начале XX веков – города Пуэбло. Город был основан в середине XIX века как поселение трапперов (охотников на пушного зверя), но скоро был почти полностью уничтожен набегом индейцев Апачей. Скоро, однако, он опять возродился благодаря короткой золотой лихорадке. Настоящий расцвет города, однако, пришелся на стык веков, когда Пуэбло стало одной из сталеварных столиц США. Город начал быстро развиваться и вскормил не одну фамилию известных влиятельных индустриальцев.

Пуэбло 1890ых. Скромное начало великой саги … — фото Чешира

В игре нам предстоит примерить на себе туфли этих влиятельных и амбициозных людей и превратить маленькое поселение в ревущий индустриальный гигант. Но, как и во всей экономике, главное тут не город, а ваше положение в нем. Важно не только создать процветающий город, но и возглавить его. А в этом все методы хороши. И это вы очень быстро поймете, играя в «Forged in Steel».

Начиная игру, вы сперва познакомитесь с ландшафтом города. Он весьма схематичен, как и любая карта пустой местности. В момент начала игры среди обширного пустого поля будет стоять одинокое здание мэрии в квартале Норт Сайд. Кроме этого центрального квартала на карте вы увидите еще несколько. Вплотную к Норт Сайду прилегает Козлиный Холм на берегу притока реки Арканзас – Фонтейн-Крик. За этой рекой лежит Восточный Пуэбло. Южнее этих кварталов, на другом берегу Арканзаса, расположен квартал Меса Джанкшан и индустриальная зона Бессемер. Но все это только будущие кварталы. На данном этапе это всего лишь площади, пригодные для застройки. Западнее от Норт Сайда находятся холмы, богатые углем и железом.

Хоть города еще и нет, но уже есть строгая планировка кварталов и главных улиц, а также то, где будут находиться индустриальные здания. У каждого квартала имеется свой рейтинг процветания от 1 до 2, и это, в последствии, будет оценивать престижность вашего имущества в этих кварталах. Конечно же, в самом начале этот рейтинг находится на единице, и чтобы подняться до двойки, его надо повысить два раза. Как это делается, я еще расскажу.

Также на борде вы найдете рейтинг индустрий – шахт, заводов и коммерческих зданий. В начале самые престижные это торговые здания, но если посмотреть на конец трека индустрии, то заводы могут быть более выгодными. В целом престижность владения зданиями этого типа следующая: шахты – от 1 до 4, заводы — от 1 до 6, а коммерческие здания — от 2 до 5. Как поднимать их рейтинг с нуля, я также объясню позже, хотя все это делается одним и тем же способом, как и поднятие рейтингов кварталов, и почти все в игре.

Также тут есть рейтинг самих игроков, который представляет собой очередность хода. Первым всегда будет ходить мэр города, а как распределяются остальные, зависит от результатов выборов. Именно выборов. Тут раз в 10 лет будет избираться новое правление города по олигархическому принципу. Но и до этого мы еще дойдем. Кроме всего вышеописанного на игровом борде имеется передовица газеты The Pueblo Chieftain или «Вождь Пуэбло». На его передовице есть три слота для самых главных событий в жизни города, которые определяют во многом его повседневную жизнь. Также Газета следит за настроениями рабочих и отображает шкалу недовольства, которая при заполнении будет причинять неприятные вещи тем, кто больше всего постарался для этого самого недовольства.

The Pueblo Chieftain, номер образца 1900ых — фото Чешира

Ну и по краям борда хорошо знакомый всем трек победных очков от 1 до 100, который, конечно же, можно прокрутить несколько раз, если вы умелый индустриалец и политик.

На этом мы можем закончить знакомство с игровым бордом и перейти к насущному. Но перед этим игроки в порядке хода поставят по два своих жилых здания вокруг Мэрии, чтобы ей в начале игры не было уж совсем так одиноко. А мэр, выбранный случайным образом в начале игры, выставит несколько маленьких кубиков, которыми обозначается владение землей. Мэр выставит 3 белых нейтральных кубика, и это будет обозначать, что эта земля принадлежит мэрии. Игроки в будущем также смогут приобретать землю и ставить на нее кубики своего цвета. Это можно сказать, шаткая система резервации пространства. Игроки смогут иногда строить здания только на клетках, купленной ими или кем-то другим земли. Если они будут строить на чужой клетке, то владелец получит одно победное очко в качестве компенсации. Соответственно за земли во владении мэрии компенсацию получит тот, кто на данный момент исполняет обязанности мэра.

Теперь мы готовы и можем приступить к игре. В игре собственно три раунда, представляющих декады в жизни города – 1890-е, 1900-е и 1910-е. Каждый раунд будет состоять из нескольких последовательных фаз:

  • Городское планирование
  • Городское строительство
  • Иммиграция
  • Аудит
  • Выборы
  • Зачистка или подготовка к следующему раунду.

В фазе городского планирования игроки возьмут карточки из колоды текущей декады, раздадут себе определенное количество карт. К ним они прибавят карточки, которые сохранили с предыдущего хода. Далее, по весьма сложной для описания, но не столь интересной системе, игроки выберут из карточек на своей руке, какие 4 они будут использовать в течение текущего раунда. Некоторые они должны будут выкинуть в сброс, а некоторое количество смогут оставить себе на следующий раунд. После этого игрок, исполняющий обязанности Городского планировщика, потянет столько карточек, сколько игроков в игре, выберет себе одну из них, и дальше передаст для выбора другим игрокам в очередности, которая ему нравится. В результате этой фазы у каждого игрока на руках будут пять карточек, которые и являются основной движущей силой игры.

Тяжкие решение и выборы — часть городской политики — фото Чешира

Следующая фаза является основной, и собственно, в ней вы и будете строить город, разыгрывая карточку с руки. Так как у вас на руках у каждого будет 5 карточек, то в рамках раунда вы сможете сделать пять ходов. Чтобы объяснить, как все это работает, наверное, стоит рассмотреть анатомию карточки в игре.

Как я уже сказал, для каждого раунда есть своя колода карт, и это не маловажно, так как с одной стороны каждая карточка отвечает за значимое событие в жизни города Пуэбло, а с другой, таким образом, карточки сбалансированы в плане того, что эффекты первой колоды направлены именно на действия, которые выгодны в основном в начале игры, а в последней ориентированы на конец игры и получение как можно больше победных очков от того, что вы уже понастроили в течение игры.

То, что сразу бросается на глаза — это историческая картинка в качестве иллюстрации к карточке – чаще всего это или фотографии того времени или иллюстрации/карикатуры из местной прессы того времени. Ад картинкой красуется название события, которое карточка отображает. Например, „Приезд словенских иммигрантов“ или „Велосипедная лихорадка“. На самой карточке вы не найдете подробной исторической справки (хотя иногда есть короткое пояснение курсивом), но к игре прилагается отдельная книжка руководства, в котором по номерам описаны события, отображенные на большинстве карточек, связанных конкретно с историей города. Конечно, есть и такие, которые не требуют пояснения, ибо всем хорошо знакомы и понятны (по мнению авторов), такие как „Социализм“ или „Поход за права женщин“.

Возле названия иногда справа будет иконка „иммиграции“ сама по себе она ничего не делает, но иногда такая карточка будет усиливать эффект сыгранных вами карт, требующих иметь в руке карточку иммиграции. С лева, однако, будет другая иконка, отображающая цифру от 1 до 5. Эта стоимость важна по двум причинам. Одна из них — это то, что она является игровой валютой. Эта стоимость называется Муниципальные Мускулы (ММ) и дает вам возможность тратить их для различных вещей, таких как постройка зданий, покупка земли или даже отжим зданий у конкурентов. Например, за 2 ММ вы можете построить новую шахту, а за 4 ММ отжать ее у другого игрока. Да, отжать стоит дороже, но имея в виду, что места под шахты ограничено, в какой-то момент построение новой шахты будет просто невозможно. Также за 1 ММ можно купить земельный участок, и это очень важно, так как построенные через ММ здания могут быть построены только на выкупленных земельных участках. Так, например, если вы хотите с нуля построить один завод, то вам сперва надо будет потратить 2 ММ на закупку земли под него (так как завод занимает 2 клетки), а потом заплатить за саму постройку завода 2 ММ. С другой стороны, коммерческий центр занимает 1 клетку земли, что будет стоить 1 ММ, но сама его постройка стоит 3 ММ. Дома, которые вы строите, выставляются домиками вашего цвета, а коммерческие здания и заводы имеют нейтральные цвета, и их собственность вы отмечаете своими цветными кубиками, теми же, которыми отмечаете и собственность земли. Все компоненты в игре строго ограничены, так что если возникнет ситуация, в которой все ваши кубики собственности (30 штук) уже заняты, то вы просто не сможете купить новый участок земли или отжать у кого-то здание, заменив их кубик собственности на свой.

Должен, однако, сказать вам, что вы, вероятно, будете редко пользоваться Муниципальной Мускулатурой. Причиной этого является то, что ниже на карточке указан ее эффект, который зачастую более привлекательный, чем покупка чего-либо за ММ. Фактически, ММ будете использовать, если у вас случится остаться с карточкой, чей эффект вас уже не интересует, или если он не соответствует новым планам, и вам необходимо срочно предпринять какие-то действия, для которых у вас нет подходящей карточки.

Первая больница города была торжественно открыта мэром в районе Меса Джанкшан — фото Чешира

Например, те же «Словенские иммигранты» позволяют вам использовать 3 ММ или приобрести 2 шахты и один земельный участок, что в сумме обойдется вам в 5 ММ, если делать это по старинке. Также есть вещи, которые невозможно сделать, используя ММ. Например, строительство муниципальных зданий, особняка, больницы или парка.

Пока дома, заводы, шахты и коммерческие здания просто приносят вам победные очки, у специальных зданий есть совсем другие функции, и они играют важную роль в течение самой игры. Например, квартал, в котором построена больница, защищен от бедствий. Муниципальное здание дает дополнительные голоса кварталу при выборе мэра. Парки повышают престижность района, а особняки игроков дают им больше контроля над кварталом. Также дома возле специальных зданий приносят больше победных очков во время аудита.

Тут стоит пояснить, что у заводов и шахт тоже есть особенности, которые стоит учитывать при их строительстве. Любой дом, вплотную соприкасающийся с заводом, независимо от всех других эффектов, не принесет победных очков во время аудита. Шахты приносят очки не только во время аудита, но и в момент их постройки. Когда вы строите шахту, вы бросаете четырехгранный кубик и начисляете себе выпавшее число победных очков. Но тут есть две стороны медали. Если результат превысит 2, то, помимо очков, вы поставите один свой кубик на трек восстания.

И, наверное, тут стоит рассказать коротко о восстаниях. На треке восстания 8 слотов, и когда все они будут заполнены кубиками игроков, игра останавливается, и происходит восстание. Определяется самый виноватый и самый невинный игрок по количеству внесенных в восстание кубиков. Невинный назначается подстрекателем — он бросает кубик (снова 4-гранный) и, выбрав одно из зданий, принадлежащих виновнику восстания, разрушает столько зданий, сколько выпало на кубике + модификатор десятилетия. В какую сторону пойдет разрушительная волна, выбирает подстрекатель, и не обязательно, что пострадает только виноватый за восстание. После этого трек восстания очищается, и можно его заполнять заново, а игра начинается оттуда, где остановилась.

Ниже под эффектом карточки может быть «ЗАГОЛОВОК». Если вы разыграли карточку не как ММ, а как эффект, то она уходит в газету заголовком, вытесняя старые заголовки вправо, до их выпадения за пределы первой страницы. Пока карточка заголовка находится на первой странице, она дает определенное новое правило игре. Это может быть как ограничение действий игроков, так и дополнительное поощрение за определенные действия конкретного или всех игроков. Например, если вы сыграли карточку профсоюзов, то она попадает в заголовки газеты, и пока она там находится, вы будете получать по два победных очка каждый раз, когда ваш оппонент строит завод. Если же вы сыграете Клуб Миллионеров, то пока эта карточка находится в заголовках, все игроки будут получать дополнительные победные очки во время аудита за каждый особняк, который они построили.

Заголовки в предверии Первой мировой войны — фото Чешира

Есть особые карточки, которые играются для отмены действий противника, направленных против вас. Они не имеют другого эффекта, но после того, как вы её использовали для отражения атаки, вы можете использовать её как ММ в свой ход.

Особенность при постройке зданий эффектом карточек заключается в том, что они не должны стоять на купленных участках. Все условия, которые должны быть выполнены, описаны в самой карточке. Конечно, есть несколько условий, которые почти никогда нельзя нарушать, кроме случаев, если в карточке конкретно не написано иное. Например, ни в коем случае нельзя строить здания поперек дороги, а также чаще всего нововыстроенное здание должно продолжать городскую сеть – то есть, соприкасаться с уже построенным зданием или приобретенным земельным участком. Заводы можно строить только в отведенных для них местах.

В течение раунда игроки выбирают по одной карточке из своей руки и одновременно их вскрывают. Первым играет свою карточку тот, у кого стоимость ММ карточки меньше. Равенство решается очередностью хода. Так происходит пять раз, и фаза Городского строительства заканчивается. В эту фазу происходит все самое интересное, и хотя кажется, что каждый что-то там строит и особо не взаимодействует с другими игроками, это не так. Постоянно идет гонка, чтобы построить что-то раньше, больше и эффективнее, чем это сделает другой игрок. Иногда приходится действовать откровенно агрессивно путем отжима через ММ имущества или причинения неприятностей через эффекты карточек.

Город притих в ожиднии очередной волны мигрантов — фото Чешира

После того как все игроки сыграли свои карточки, наступает фаза Иммиграции. Она весьма проста и коротка, но может привести к неприятным последствиям, если к ней хорошенько не подготовиться. В зависимости от количества выстроенных в городе заводов и коммерческих зданий игроки по очереди должны будут обеспечить иммигрантов жильем, выстраивая свои жилые дома в городе (от 1 до 3). Фишка, однако, в том, что дома в этой ситуации можно строить только на зарезервированных игроками или мэрией участках. Первым свои домики выставляет Ответственный по иммиграции (еще одна важная должность кроме мэра и городского планировщика). Кроме того, что он первый выставляет свои дома, и соответственно у него больше вероятности, что есть для них подходящие места, так он еще и выставляет на один дом больше, уменьшая возможные места для построек следующим игрокам. Самая неприятная ситуация возникает обычно с последними игроками, так как зачастую, если в городе нет достаточного количество зарезервированных участков, они не имеют возможности выложить все свои дома для иммигрантов. А тот, кто не смог выстроить квоту, берет на себя ответственность за то, что иммигранты будут недовольными, живя в палаточных лагерях. За каждый дом, который игрок в этой фазе не смог выложить (потому что у него кончились домики или потому что нет места под них), он кладет один свой кубик на трек Восстания, а мы уже знаем, чем это чревато.

Зато после всех этих переживаний приходит фаза расплаты или Аудита. В этой фазе игроки получают трудом заслуженные победные очки. Каждое из их зданий принесет им определенное количество очков в зависимости от процветания квартала, в котором оно находится (для домов) или индустрии, к которой оно принадлежит (для заводов и коммерческих зданий). Также некоторые стратегически расположенные специальные здания могут увеличить количество очков, получаемых зданиями игроков. Также помним, что дома возле фабрик не приносят очков победы, а заголовки в газетах могут содержать специфические дополнительные правила получения победных очков.

Поистине последней, хотя есть еще и так называемая фаза Зачистки, является фаза выборов. Во многом, наравне с Аудитом, она будет определять, что и где вы строите. Выборы проводятся по американской системе представителей. То есть, каждый квартал сперва выбирает представителя, а затем уже представители выбирают мэра.

Оживленный город в конце 1910ых — фото Чешира

Первым делом определяется, кто побеждает на выборах представителя в квартале. Тут каждый домик дает своему игроку один голос, и каждое его имение – 2 голоса. Фабрики и коммерческие здания голосов не дают, кроме как если есть действующий заголовок, который гласит обратное. После того как каждый квартал определился со своим игроком-представителем, проходят выборы мэра. И тут у каждого квартала могут быть разное количество голосов, в зависимости от того, сколько муниципальных зданий (включая мэрию) игроки в нем построили. В теории можно выигрывать выборы, держа один квартал, если в нем построены все муниципальные здания. Но это только в теории. Тот, кто на втором туре голосования одержит победу, автоматически получает роль мэра и становится первым в очередности хода на следующий раунд. Остальные игроки также меняют свою позицию в очередности хода в зависимости от набранных ими голосов.

В конце фазы выборов игроки распределяют за собой должности. Так как мэр уже получил должность мэра, то следующий игрок выбирает себе одну из оставшихся должностей и так идет по кругу, пока все должности не будут разобраны. Должностей всего пять, так что мэр всегда получит и еще одну должность. При игре на троих и меньше, также по две должности получат и некоторые другие игроки.

Игровое поле к концу игры — фото Чешира

Три из должностей я уже упомянул: Мэр, который получает компенсацию за стройку на муниципальных землях; Планировщик, который первым выбирает дополнительные карточки в фазе Городского планирования; и Ответственный по иммигрантам, который первым выставляет свои дома для иммигрантов в фазе Иммиграции. Также имеется должность Ответственного по горной добыче, который может при строительстве шахт прибавить или отнять от значения выпавшего кубика единицу, а также получает на одно победное очко больше за свои шахты в фазу Аудита. Последняя роль, именно роль, а не должность. Это глава мафии, у которого есть возможность раз в раунд устроить погром в городе и уничтожить определенное количество зданий в одном блоке (4 клетки, ограниченные со всех сторон дорогами).

В фазе Зачистки вы всего лишь убираете в сторону сыгранные карты и достаете новую колоду для нового раунда. Некоторые карточки из старого раунда, возможно, будут замешаны в новую колоду – это события и явления, которые были актуальны все 30 лет рассматриваемой истории города. В последней декаде, этой фазы, как и фазы выборов, не будет, а игра закончится сразу после начисления победных очков в фазе Аудита. Само собой победителем будет объявлен игрок с наибольшим количеством очков, а все равенства решаться положением игрока на треке очередности хода.

Как можно догадаться, игра не такая уж и сложная с учетом описанных правил. И в основном все нюансы подробно описаны на карточках и памятке. И как большинство подобных игр, вся сложность происходит от выбора последовательности — что сделать первым, а что вторым, и как подгадить оппонентам. Я уверен, что по описанию игра не выглядит особо агрессивной, но это обманчивое впечатление. Подгорать местами может так, что сталь будет плавиться не только в Пуэбло на переходе веков, но и за столом. При этом должен отметить один значительный минус для любителей евро-жанра. Игра весьма хаотична. Так как все построено на карточках, то никто не может вам гарантировать, что выбранная вами стратегия не провалится из-за того, что вам просто не пришли карточки с нужными эффектами и вам пришлось все проворачивать менее эффективным способом – покупкой за ММ. Конечно, можно пожертвовать немного времени и устроить драфт карточек в фазу Городского планирования, это возможно значительно снизит негативное влияние рандома и добавит к конкурентной борьбе еще и хейт-драфт. Но в целом это одна из тех игр, которые лично я люблю за атмосферу, а не за элегантность механик.

Игра дает полномасштабное ощущение постройки города, со всеми интригами и дилеммами. А крайне тематические карточки и их оформление погружают в историю этого города (неисторического Пуэбло, а именно вашего Пуэбло) и заставляют чувствовать к нему некую сантиментальную привязанность. Конечно же, рождаются интересные истории про нечестные выборы, сдирижированные бунты мигрантов, нападения мафии и отжима стратегических зданий в преддверии Аудита. И это все доставляет настоящий кайф, людям, которые больше ценят в игре атмосферу, чем просчитываемость. В этом плане для меня эта одна из лучших игр в жанре.

Все вышесказанное, сразу же выкидывает игру из рекомендаций для тихого семейного вечера, кроме как если ваша семья любит конфликтные игры. Также будет трудно в нее играть, если вы не знаете английский хотя бы на базовом уровне. Все на карточках в основном прописано текстом и почти нет иконографики, которая бы облегчила понимание эффектов для тех, кто языка не знает.

Роли из модулей позволяют привнести индивидуальность в вашу игру — фото Чешира

Если вы заинтересовались игрой и найдете ее Кикстартер версию (не уверен, что другая версия существует), то в комплекте вы найдете и три модуля к игре. Два из них предназначены для введения асимметрии в игру. Один из них дает вам роли индустриальцев с уникальным качеством, которым вы сможете пользоваться всю игру. Другой модуль включает в себя картонные карточки с разными способностями, которые можно использовать один раз в игру и не больше одной картонки в декаду. Каждый игрок получит по три таких в начале игры – по одной на каждую декаду. Их можно применить в свой ход как эффект или как дополнительные 3 ММ. Последний модуль представляет собой выбор игроками своего любимого квартала – то есть, квартал в котором у них повышенное влияние. Это будет приносить разные бонусы в течении игры, а в начале каждой декады вы сможете сменить квартал.

Так как игра построена на взаимодействии игроков и их решениях, то никогда у вас не будет двух даже близко одинаковых партий. Об этом, конечно, позаботаются и свыше ста неповторяющихся карточек городского планирования, которые, как я уже сказал, являются нехилым генератором хаоса в игре. Но в целом при желании можно строить долгосрочные стратегии и иметь понимание, как и куда двигаться в игре, но при этом не обойтись без адаптации к сложившейся ситуации на карте города.

Нет смысла еще раз повторять, что я очень люблю эту игру (но я это сделал), но также должен еще раз подчеркнуть, что это игра не для всех.

Designer: Wade Broadhead
Artists: Jamie Noble-Frier
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте или в телеграм канале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *