В клетку сажают лишь красивую птицу. (Jiangnan: Life of Gentry)

В клетку сажают лишь красивую птицу. (Jiangnan: Life of Gentry)

В середине 14-ого века пала могущественная династия Юань, основанная самим Чингисханом (хотя, если быть точными, то, скорее, его внуком Хубилаем) и покорившая на целых 100 лет весь Китай. Причины падения империи разные: от некомпетентных правителей, до пристрастия монголов к китайским горячительным напиткам (и я не имею в виду чай), но сегодня нашей основной темой будут не монголы. На пепелище пожара восстания известного, как Восстание красных повязок, выросла новая китайская династия. Её основателем был простой деревенский парень, который из-за крайней нищеты был вынужден влиться в банды повстанцев, сделал среди них блестящую карьеру, женился на дочери одного из генералов повстанческой армии и в конце сам стал генералом, который умело воспользовался дрязгами между разными центрами восстания, и в конце провозгласил себя императором Китая. Этого уникального оппортуниста звали Чжу Юаньчжан.

Чжу Юаньчжан — первый император династии Мин (1328 – 1398)

Раньше, до монголов, династия, а с ней и вся империя, назывались по имени провинции, из которой происходил основатель династии. Монголы же прервали эту традицию. То ли из-за того, что простой крестьянин не понимал суть имён предыдущих династий, то ли он не хотел ставить ударение на своём происхождении, но новый император выбрал именем своей династии Мин (Ming明), что в переводе с китайского означает „Сияющая“.

Многие могли бы подумать, что человек, вышедший из низов народных, будет строить более справедливое государство, но не тут-то было. Чжу Юаньчжан оказался настоящим тираном и то, что он строил, было вполне традиционным китайским самодержавием, по примеру предыдущих династий. Были введены жёсткие меры по контролю населения и его жизни. Например, никому без разрешения не позволялось удаляться более чем на 12 км от своего места прописки, а профессии передавались по наследству (например, сын военного обязан был реализовывать себя на военном поприще).

Чуть легче народу стало жить при его наследниках, и даже можно сказать, что наступил некий золотой век, в который поощрялось всё прекрасное, включая разнообразные произведения искусства. Очень популярны были как живопись, поэзия и проза, так и традиционная китайская опера – красочное театральное представление с яркими костюмами, песнями и традиционными сюжетами. Первоначально столицей империи был Нанкин (тогда он назывался Дзинлин, Jinling), но к моменту, который нас интересует, столица была перенесена в Пекин. Вопреки этому, Нанкин оставался важным административным и культурным центром империи, и вторым по значимости городом. И вот в Нанкине в расцвете правления династии Мин и будет происходить действие игры, о которой я сегодня хочу вам рассказать.

Нанкин с высоты птичьего полета — фото Чешира

Это игра от тайваньского автора ДуГуВея, и называется она Jiangnan: Life of Gentry, что в переводе, если верить Гуглу, означает „Цзяннань: жизнь дворянства“. Чтобы вам не приходилось гуглить, сразу отмечу, что Цзяннань — это историческая область в Китае, в которой и расположен Нанкин. Буквально название области означает „к югу от реки“, где под рекой имеется в виду Янцзы.

Что же такого интересного в жизни дворянства? Ну, тут всё, как по классике. Дворянство пребывает в артистическом унынии, занимается стихосложением и восхищением искусством. В этом ему активно помогают разные бродячие люди артистических свободных профессий – художники, писатели и постановщики опер. И хоть игра и называется „жизнь дворянства“, мы в ней будем выступать в роли этих самых талантливых бродяг, которые скрашивают ту самую жизнь того самого дворянства. Причём будем мы не просто какими-то там людьми искусства, но разносторонними талантами, иногда даже легендарными творцами времён династии Мин, такими, как ничего не говорящие вам имена Четырех Великих Талантов: Тан Боху, Сю Дженцин, Жу Жишан и Вен Женмин. Соответственно, нашей целью в игре будет прославиться и снискать благорасположение дворянства, выполняя его заказы и создавая произведения искусства, которые, если использовать современную терминологию, войдут в тренды.

В начале игры каждый из вас получит набор юного дарования в виде трёх миплов, представляющих вас собственной персоны (да, вы триедины), 25 слуг (в делюкс версии они тоже миплики, но поменьше, а в обычной это просто кубики вашего цвета), пять токенов для отметки вашей позиции на разных треках и мешочек с 12 тайликами внутри (но о них чуть позже). Кроме этого, вам предоставят ваш игровой планшет для более удобного расположения и организации компонентов, и немного начальных ресурсов: 3 серебряных монеты (или, точнее, слитков) и по одному токену идеи каждого вида (пейзаж, проза, опера).

Правила игры проще, чем правила чайной церемонии … но это не точно — фото Чешира

Общее поле у игры сегментное, но в зависимости от сценария, в который вы будете играть, вам дадут точные указания, как его составить. Хотя, я думаю, что при желании и опыте игры, вполне можно этот момент рандомизировать, и тем самым разнообразить впечатления от игры. На каждом из трёх сегментов отображены по два действия, которые игроки могут выполнять, и их очерёдность весьма важна, но об этом я расскажу, когда буду рассказывать про канал и лодки. Пока что вам достаточно знать, что по „дну“ игрового поля протекает плавательный канал, и на нём расположены 6 лодок, по одной напротив каждого из действий на сегментах общего поля.

Как вы уже заметили, я перешёл к сухому разъяснению механик, и это нормально, ибо игра представляет собой представителя евро-школы игрового дизайна. Она весьма механична и больше похожа на математический пазл, чем на какое-то волнующее приключение. Но всё же я считаю, что за каждым действием в игре есть своя тематическая подоплёка, и я попытаюсь объяснять её в своём видении, разбавляя информацию о сухих механиках.

И как у свободного художника кисти и пера, у вас в распоряжении есть 7 разных действий. Эти действия представлены в игре, как посещение определённых локаций в Нанкине и области Цзяннань. С выбором локаций всегда есть одна фишка, но о ней я расскажу чуть дальше. Сейчас же я опишу локации, и что вы в них можете делать.

Общее между всеми локациями то, что под каждой из них есть секция канала с определённым количеством слотов, а именно четыре. Они расположены в линию и всегда заполняются справа налево. И это очень важно. Когда игрок выполняет действие, он кладёт своего большого мипла (одного из трёх) в самую правую свободную клетку под действием, которое он активирует. Если все четыре клетки заполнены, то он не может выполнить это действие.

Планшет игрока — фото Чешира

Первое действие называется „Общество“, и тут игроки подтверждают свой статус, а также принимают новые контракты от благородных господ. При первом посещении этого действия игрок ставит свою фишку в незанятую позицию очерёдности хода. От того, в какой последовательности игроки посетят в этом раунде это действие, будет зависеть их очерёдность хода в следующем раунде. После чего у игроков есть выбор: приобрести новые контракты и/или получить новые идеи для воплощения в жизнь своих новых шедевров. Игрок может выбрать один из трёх вариантов. Взять два контракта с рынка, взять два ресурса идей по выбору или же взять один контракт и одну идею. Ресурсы он кладёт на свой планшет в склад, а контракты с левой стороны планшета, где они останутся, пока не будут выполнены и перенесены по правую сторону от планшета. Так как иногда на рынке нет нужных игроку контрактов, он может заплатить одну серебряную монету, чтобы поменять весь рынок.

Выполнять же контракты нам помогают два весьма схожих действия. Это Чайный дом и Таверна. В Чайном доме собираются ценители искусства, перед которыми вы можете презентовать своё новое произведение, а в таверне собирается менее разборчивое, но всё же ценящее труд художников сословие простолюдинов.

В обеих центрах культурного мира Нанкина всегда есть определённые тренды, то есть то, что посетителям нравится. Это представлено тремя тайликами, соответствующим трём видам произведений – картина, книга или опера. Не обязательно, что в любой момент все три вида произведений будут в тренде. В начале игры они определяются полностью случайно. В чайной могут любить только оперу, или в основном оперу и немного книги, пока в таверне могут относится ко всем видам произведений одинаково. В этих домах у игрока есть выбор, создать и представить своё новое произведение публике, или почерпнуть идеи для своих новых произведений от разговоров посетителей, которые часто любят обсуждать возвышенные темы, которые находятся в трендах. Если игрок выберет второе, то он получит три ресурса идей, соответствующих трендам в этом заведении. Если же игрок показывает своё произведение, то он должен будет заплатить его цену в идеях (каждое произведение имеет такую, отмеченную на контракте) и получить соответствующее контракту вознаграждение. Кроме этого, это произведение, а точнее его вид, изменит тренды в этом месте. Игрок возьмёт тайлик соответствующий виду его произведения и двинет его в линию трендов слева направо, вытесняя самый правый тренд в очереди. Так же он поставит на этот тайлик своего подручного, чтобы отметить, что именно он создал этот тренд.

Справа можно видеть таверну и расположенные в ней тренды (один на прозу и два на оперу), а с левой стороны … бордель — фото Чешира

Так получается, что у людей короткая память, особенно когда люди искусства производят свои шедевры с невероятной скоростью. Когда вы вернётесь в таверну или в чайный дом, в котором все ещё держится установленный вами тренд, вы получите соответствующую награду. В чайном доме богатеи одарят вас серебром, а в таверне люди вспомнят вас добрым словом и разнесут молву (что даст вам очко известности, что, по сути, является победным очком). И так за каждый установленный вами активный тренд. Правда, есть одна уловка с таверной. Люди там бедные и уставшие после тяжких трудовых будней, так что, чтобы привлечь их внимание, вам придётся всех угостить вином, что будет стоить вам 1 серебряный слиток. Но зато это поднимет ваше настроение (вино так обыкновенно на людей действует).

Тут, наверное, отмечу, что на вашем планшете есть шкала настроения со стоимостями от 0 до 6. И она очень важна, но об этом мы поговорим в описании конца раунда. Пока стоит знать, что посещение таверны приподнимет вам настроение на одно очко.

И где же ещё искать творцам вдохновение, кроме как в объятиях… то есть, в приятной беседе и созерцании обаятельных представительниц прекрасного пола. Это действие деликатно названо авторами Салон, а его обитатели – музами. Конечно, общение с этими прекрасными музами не обходится без некоторых затрат. Вам придется заплатить одно серебро, но зато у вас приподнимется настроение (если вы понимаете, о чем я… ну, в смысле, та шкала, о которой я говорил чуть выше). Вы выберете одну из четырёх доступных муз и поставите на неё одного из своих приспешников, отмечая свою связь с этой очаровашкой в анимешном стиле. За это вы получите несколько идей для своих будущих произведений. Если же вам очень понравилась компания этой музы, в будущем вы можете посетить её ещё раз, и тогда она согласится уйти из Салона и переселиться к вам, став вашей постоянной ассистенткой. Скоро вы поймете, что ходить в гости к женщинам намного приятнее, чем содержать их у себя дома (не в обиду женатым будет сказано, это всего лишь игра), но это будет чуть позже. Конечно, и бонусы вам это отсыпят. Причём, таким образом вы можете собрать себе целый гарем. Во время династии Мин не было строгой концепции моногамии, и, если у кого-то была только одна жена, это означало, что он просто слишком беден, чтобы позволить себе вторую.

Зоны рыночной площади перед храмом (лево) и путешествия по провинции (право) — фото Чешира

Иногда границы города слишком тесны для жаждущего вдохновения разума творца, и он отправляется в провинцию. Это в игре можно сделать, выбрав действие Путешествие. Из Нанкина идут четыре главных и очень живописные дороги. Некоторые короче, некоторые длиннее, ну и, конечно, разные места принесут вам разного рода вдохновение. Кроме получения ресурсов идей, иногда вы сможете встретить в провинциальном городке нового заказчика, или же бродячего торговца. Конечно, чем дальше вы отдаляетесь от Нанкина, тем дороже будут расходы на путешествие. Всего есть 10 городов в области, которые вы можете посетить, и вы будете отмечать каждый посещённый одним из своих малых слуг. Правила просты, нельзя перескакивать через города на дороге, и, чтобы посетить более отдаленный, сперва надо посетить тот, что перед ним на дороге. Становясь на город своим слугой, вы сразу же получаете всё, что указано в качестве награды, и платите указанную цену. Путешествие также поднимает вам на единицу настроение. Гулять на свежем воздухе всегда полезно для общего тонуса.

Последним из действий на игровом поле является Рыночная площадь перед храмом. Тут есть множество (6) прилавков разных торговцев, и вы можете прогуляться между ними и приобрести разные полезные вещи. Между шестью прилавками, расположенными вкруг, есть дорожки, на каждой дорожке отмечен определённый бонус, который вы получите, если продвинетесь по ней. В свой ход игрок решает, сколько дорожек он пройдет. Одна дорожка — это основное передвижение, но можно доплатить, чтобы продвинуться дальше (1 серебро, чтобы пройти по двум, и 2 серебра – по трём дорожкам). Движение должно быть в одном направлении — по или против часовой стрелки. Игрок получает все бонусы дорожек, которые он прошёл, а также выполняет действие прилавка, перед которым он остановился. И тут весьма интересные действия: от создания нового шедевра, до внеочередного и бесплатного посещения салона. В стандартном сценарии есть всего лишь шесть определённых прилавков, но каждый из тайликов двухсторонний, и в будущем, когда вы проникнитесь игрой, можно выбирать по своему усмотрению или на случайном принципе 6 из 12 вариантов прилавков с их оригинальными действиями. Тут я опишу только базовые стороны этих прилавков. В прилавке с печатным станком вы можете получить сразу же одну идею по выбору и выполнить контракт, создав своё произведение искусства. Правда, это не продвинет вас в трендах в таверне или в чайном доме, но вы получите полную награду за выполнение контракта, указанную на нём. Сапожник продаст вам хорошие сапоги, что сделает ваше путешествие приятнее. Механически это позволит вам выставить своего слугу на любой локации в Путешествии, но взяв в качестве награды только идеи этой локации (не получите специального действия или нового контракта, если они там есть). В магазине подарков вы можете купить что-нибудь, чтобы привлечь внимание музы, которая вам понравилась. Это позволяет вам отправить своего слугу на одну из доступных муз. Вы не получите это награду в ресурсах идей, но сможете выполнить специальное умение музы, которое иначе доступно, только если она является вашим ассистентом. Иногда его умение очень полезно, если хотите привлечь какую-то музу, на которой у вас и ещё одного игрока уже есть по одному слуге, а у вас нет под рукой нужного действия Салона, чтобы забрать музу и не дать это сделать конкуренту. Дамы любят подарки. Лодочник позволит вам поставить за одно серебро одного своего слугу на любую из лодок в канале Нанкина. О том, как это важно, я расскажу чуть позже. В магазине вин вы можете запастись вином в виде токена, дающего вам при его использовании повышение настроения на три. Вот скажите мне, что это не тематично. Ну и в магазине каллиграфии вы можете обновить рынок контрактов и выбрать себе один. Предполагаю, что это связано не с покупкой каллиграфических холстов, а с тем, что этот магазин посещают многие благородные люди, которые и могут при случайной встрече сделать вам заказ.

Через весь Нанкин по каналу плывет нескончаемая процессия лодок — фото Чешира

В середине площади лежит стрелка. Каждый раунд она движется на одно деление в направлении часовой стрелки и за игру делает полный круг, указывая по очереди на разные прилавки на рынке. Эта стрелка указывает на то действие, которое вы выполните, если встретите в действии „Путешествие“ странствующего торговца.

Осталось последнее, седьмое действие, но с ним мы ещё немного повременим. А перед этим я расскажу, как же вы выбираете действия, которые вы будете выполнять. Это не так же просто, как решить куда пойти. Я говорил, что в начале вы получаете мешочек с 12 тайликами. Каждый тайлик разделён на две половины. В верхней обозначено действие, которое он позволяет активировать, а на нижней какой-то ресурс (деньги, идеи или настроение), который вы можете получить. На вашем планшете есть 4 места для этих тайликов. В начале игры вы вытаскиваете из мешочка четыре тайла и выкладываете их по очереди справа налево на своём планшете.

Когда придёт ваш ход, вы можете активировать один из выложенных у вас на планшете тайликов. Любой из четырех. Выбранный тайлик позволяет вам поставить вашего основного рабочего на соответствующее действие. Но есть одна уловка. После того, как вы выберете этот тайлик и положите его сверху вашего планшета, как обозначение, что вы будете делать, первый тайлик справа навсегда выйдет из игры – вы больше с ним никогда не увидитесь. Единственное утешение в том, что с него вы получите тот ресурс, который указан в его нижней половинке. У тут надо действовать с умом. То, что тайлик выходит из игры, означает, что какое-то действие в будущем, возможно, вам будет менее доступно, чем другое. В начале на каждое действие у вас в мешочке по два тайлика. Но если вы позволите выпасть из игры, например, двум тайликам с действием „Общество“, и в последствие не восполните эту потерю, то это означает, что больше вы никаким образом не сможете это действие выполнять. Поэтому следует строго следить, при выборе вашего действия, какой тайлик выпадет, какие уже выпали, и на чём вы собрались сконцентрировать своё внимание. Должен сказать, что в будущем у вас будет возможность купить новые тайлы, и иногда, если вы решили, что для вашей стратегии конкретное действие вообще не нужно, вы можете сознательно пожертвовать соответствующие тайлы действий, но это должен быть весьма осознанный поступок. Не загоняйте себя в разные ограничения из-за невнимания.

Ваши основные инструменты — работники и тайлы действий — фото Чешира

Когда ваши все три основных работника будут расположены вдоль канала под выбранными и выполненными вами действиями, начинается вторая фаза раунда. В ней вы первом делом получите доход. Доход формируется из выполненных контрактов (если у них есть доход в конце раунда, а не только однократное вознаграждение за выполнение), вашем присутствие в трендах чайного дома и таверны. Также в этой фазе вы можете активировать специальные качества ваших ассистенток (то есть муз, которых вы привели к себе домой). Должен отметить, что контракты на произведения искусства строго стандартизованы. Например, картины при выполнении приносят вам определённое количество денег и очков, и больше до конца игры они вам ничего не дают (ну, может быть, в конце игры могут и дать ещё кое-что). И это логично – картину ты рисуешь, а потом продаёшь какому-то коллекционеру. Ты не можешь её размножить или показывать за деньги всю жизнь. С операми всё по-другому. При написании оперы вы получаете некоторое количество славы, а потом эта опера играется в разных театрах, и каждый раунд приносит вам авторские звонким серебром. Книги же сразу приносят вам деньги за права, а потом, если поддерживать к произведению интерес, платя идеями в конце каждого раунда, книги будут приносить вам стабильный доход славы. Что касается ваших ассистенток, то их способности очень разнообразны – иногда они будут просто приносить вам какой-то ресурс, а иногда будут выполнять специфические услуги, но, конечно же, это может потребовать с вашей стороны некоторых трат.

То, что произойдёт после дохода — весьма важно. Это не просто важный элемент игры, это ось, около которой эта игра и вращается. В конце каждого раунда будет определяться то, за что именно вы будете получать победные очки (славу) в течение и в конце игры.

Как я уже сказал, напротив каждого действия стоят лодки. Каждая лодка имеет пять секций (по одной для каждого игрока). Так же я напомню вам, что, когда вы выполняете действие, вы выставляете своих основных рабочих в ряд над этими лодками. Теперь же вы за каждого своего работника над лодкой поставите в саму лодку по одному своему слуге. Если в этой лодке ещё нет вашего слуги, то вы занимаете им самую правую свободную клетку. Если же слуга есть, просто добавляете нового в клетку с этим слугой или слугами. Когда за каждого работника вы добавите слуг на все лодки, эти лодки двинутся по каналу вправо. Это неминуемо приведёт к тому, что одна из лодок выйдет за грани игрового поля. В этот момент вы посчитаете, у кого сколько слуг есть на этой лодке. У кого слуг больше, тот имеет над лодкой контроль. При равенстве победит тот, чьи работники находятся на клетке ближе к правому концу судна. Кроме слуг на этой лодке будут перевозиться два тайлика победных условий. Это может быть золото, определённый вид произведения искусства, музы, города на карте путешествий. Тот, кто выиграет управление над лодкой, выберет один из этих тайликов и положит его в табличку с победными условиями. Теперь выбранный элемент будет приносить победные очки. Всего таких элементов к концу игры будет 6, но как они постепенно входят в игру, так и их влияние будет постепенно нарастать. Сами очки будут начисляться в конце каждого чётного хода (2,4 и 6). В конце второго хода каждое выложенное к этому моменту условие даст игрокам по 2 победных очков. В конце 4 хода – по 3, а в конце игры по 4. Чтобы было более понятно, объясню на примере. Например, в первом ходу победитель ареа-контроля в лодке выбрал победным условием города в Путешествиях, а в конце второго раунда выбрал Оперу. Так в конце второго раунда игроки получат по два очка за каждого своего слугу в городах на карте Путешествия и по два очка за каждый выполненный контракт на написание оперы в своём портфолио. Эти же условия принесут им по 3 очка в конце 4 раунда, и по 4 в конце игры. Конечно, к этим раундам уже будут новые условия, которые тоже будут приносить очки всем игрокам. Иногда может статься так, что условие Оперы выбрано 2 или 3 раза в течение игры, и тогда каждая опера будет считаться по несколько раз. Например, если в течение игры, как условием скоринга, выбрана Опера два раза, то каждый выполненный контракт на оперу принесёт своему владельцу не 4, а 8 победных очков славы.

Положение дел в Нанкине в конце партии — фото Чешира

И вот поэтому лодки очень важны. Вам приходится или выбирать условия под себя, или же подстраиваться под условия, которые выбрали другие игроки. А основной способ поставить своего слугу в нужную вам лодку, это выполнить именно то действие, над которым эта лодка остановилась в этом раунде. Даже иногда если вам это действие и совсем не нужно. И ещё более важными становятся разные бонусные действия с рынка или с умений ассистенток, которые позволяют вам ставить или перемещать слуг в лодках.

Дальше идёт другой важный момент. Мы помним, что в рамках раунда у нас есть 3 действия. И каждым действием мы откладываем один тайлик сверху планшета, а другой выбрасываем из игры. А всего в начале игры у нас в мешочке 12 тайлов. Не сложно посчитать, что к концу второго раунда у нас будут 6 тайликов сверху планшета и пустой мешочек. Что же нам делать дальше? А всё очень просто. В конце каждого раунда вы будете пополнять свой запас тайлов. В очереди слева направо, по расположению ваших основных работников вдоль ряда, вы будете выбирать новые тайлы с рынка. Три работника – три новых тайла. Два раунда – 6 новых тайлов. Причём новые тайлы будут всё лучше и лучше. Постепенно на них будет появляться выбор. Например, в конце первого раунда на рынке тайлы не будут особо отличаться от ваших основных – одно действие сверху и одна награда снизу. Тайлы на рынке после второго раунда будут иметь одно действие сверху и два ресурса награды снизу. В третьем раунда, награда снова будет одна, но сверху будут два возможных выбора действий, ну а в конце четвертого у вас будет и выбор между двумя действиями в верхней части тайла, и два ресурса, как награда в нижней.

Новокупленные тайлики вы будете так же складывать сверху планшета, а не сразу в мешочек. В мешок они вернутся вместе с уже использованными тайлами в конце второго и четвёртого раунда. Таким образом, вы всегда будете исчерпывать свой мешок перед тем, как заполнить его заново. И это в некоторой степени придаёт стратегичность, ибо если вы знаете, какие тайлы вы приобрели и какие остались, то вы можете приблизительно подсчитать вероятность выхода тайла с нужным вам действием, или, как минимум, знать, какие действия ещё могут выйти, а какие уже вышли, и больше их ждать не стоит.

После четвёртого хода, вы больше не будете покупать тайлы, так как когда в шестом раунде ваш мешок опустеет, и наступит конец игры.

Заказы на произведения и тайлы победных условий на конец игры — фото Чешира

Кстати, ещё о лодках. Вышедшая лодка возвращается в начало канала, но само собой, так как лодок шесть, и они по одной будут выплывать из Нанкина, вернувшаяся в начало канала лодка уже не выйдет снова. Это, однако, не значит, что она бесполезна и не стоит за неё бороться. На вернувшиеся лодки будут выкладываться особые тайлы скоринга в конце игры. И в отличие от других тайликов скоринга, эти будут действовать только для игроков на первом и втором месте по контролю лодки в конце игры. Например, если там будет скоринг на те же Оперы, то только игрок, победивший в борьбе за контроль над лодкой, получит по 4 очка за каждый выполненный оперный контракт. Второй по контролю получит по два очка за выполненный контракт, а остальные не получат ничего. Эта механика не позволяет вам расслабить булки и игнорировать действия, которые находятся в начале канала до самого конца игры.

После того, как вы закончили манипуляции с лодками и разобрали тайлы с рынка, остаётся самая малость. Вам будет необходимо повернуть на одно деление стрелку в центре рыночной площади, чтобы она указывала на новый прилавок, и определить очерёдность хода на следующий раунд, в соответствии с порядком посещения действия „Общество“.

В самом конце раунда приходит время оценить своё эмоциональное состояние. Не секрет, что люди искусства часто грешны необоснованным чувством прокрастинации и податливы депрессии. Поэтому в конце каждого раунда вы будете терять одно очко настроения. Так же ещё одно очко настроения будет съедать каждый невыполненный контракт в вашем портфолио – работа копится, а времени всё меньше и меньше, ну как тут не загрустить. Более того, когда ещё и ваши женщины постоянно требуют от вас внимания и пилят по разным пустякам. Да-да, каждая ваша ассистентка также уничтожит по одной единице вашего настроения. Таким макаром совсем просто скатиться в бездонные глубины артистической депрессии. Особенно если не поддерживать своё настроение на нужном уровне. Но если вы провалились в эти глубины, то вам уже ничто не поможет, кроме полноценного качественного отдыха.

Конец первого раунда. Можно видеть по два тайла скоринга на каждой лодке — фото Чешира

Если в конце раунда ваше настроение упало на нулевую отметку, и вы никаким образом не можете его поднять до начала следующего раунда (например, тем вином, которым вы запаслись в винной лавке), то вы обязаны первым действием в новом раунде сделать действие „Отдых“. При этом вы снова же должны выбрать один тайл, а потом скинуть крайний правый. Но вы не выполните действие выбранного тайла, а вместо этого отдохнёте. Отдых принесёт вам 4 единицы настроения и две серебряных монеты (кроме ресурсов с выброшенного тайла). Своего же работника вы выставите на специальное место в конце ряда работников. Он не принесёт вам слугу на лодку в конце раунда, но всё же позволит выбрать себе новый тайл с рынка, хотя и последним.

В конце шестого раунда игра закончится, и вы приступите к подсчёту очков. Кроме уже накопленных во время игры очков, вы также получите очки с контроля лодок, оставшихся в канале, очки с сетов из выполненных контрактов трёх видов, с ваших ассистенток, с городов, которые вы посетили, и так же по одному очку за каждые три ресурса идей, которые остались на вашем планшете. Очки могут разниться в зависимости от режима игры, который вы выбрали. В одном, например, ассистентки дают вам твёрдо по 3 победных очка, а в другом варианте очки увеличиваются в прогрессии с каждой дополнительной ассистенткой после первой. В базовом наборе сеты произведений дают вам по 4 очка, а в другом по 5. В целом – присутствует вариативность между модулями игры. Одни и те же остаются компоненты, дающие вам очки, но количество очков за эти компоненты меняется.

И само собой, тот кто собрал больше всего победных очков в конце игры, тот и станет самым прославленным творцом в истории династии Мин. Весьма почётное звание, имея в виду какое множество талантливых людей боролись за этот титул в реальности.

Конец игры. На лодках остались только условия получения очков для первого и второго игрока по влиянию в лодке — фото Чешира

Итак, как уже стало понятно, основные фишки этой игры, это ограничение действий игроков путём механики построения мешка и своеобразный ареа-контроль мажорити через большинство на кораблях, определяющих то, за что игроки будут получать победные очки. Как я уже сказал, конечно, вы можете не бороться за доминирование, а просто подстраиваться под выбранные другими игроками условия. Но вероятнее всего ни будут выбирать те условия, которые у них уже приносят много победных очков, а вам придётся наверстывать. Однако были случаи, когда оппортунист в нашей группе выигрывал игру, хотя не выиграл ни одного противостояния на лодках.

Игра весьма модульная, что даёт разнообразие от партии к партии. В книге правил заложены 6 предварительно сгенерированных сценариев. Первый называется „Добро пожаловать в Цзяннань“ и, по сути, представляет описанную мною базовую версию игры. Второй сценарий „Четыре Великих Таланта“ даст вам возможность выбрать асимметричную способность, которая будет давать вам бонусы при выполнении конкретного действия. Так же появятся новые условия скоринга. Третий сценарий „Имперский экзамен“ даст вам возможность в рамках действия „Общество“ пройти знаменитые экзамены по знанию конфуцианских канонов. Экзамены присутствуют в двух ступенях – Джурен и Гонши. Выполнение условий экзамена даст вам серьёзное преимущество, так как первая степень считается, как 3 выполненных контракта (по одному каждого вида), а второй, как 6 (по двум из каждого вида), для условий получения победных очков. Так же в игру входят специальные новые виды тайлов действий, которые в качестве награды позволяют вместо того, чтобы брать ресурс, получить новый контракт или выполнить действие рыночной площади. Четвёртая часть называется „Путешествующие творцы“. В этом модуле игроки, путешествующие по карте области, могут вместо того, чтобы платить деньги за путешествие, публиковать свои произведения. Типа они оплачивают дорожные расходы своим трудом и творчеством. Так же стрелка в центре рыночной площади раздваивается и позволяет вам выбирать одно из двух действий, на которые она указывает. Пятый сценарий „Очаровательный ученый“ добавляет тайлики очарования. Они указывают на определённые условия, которым игрок должен соответствовать в момент, когда посещает салон. Если он им соответствует, это позволяет ему положить одного дополнительного слугу на одну из муз в салоне. Последний сценарий называется „Жизнь дворянства“ и, по сути, объединяет нововведения, представленные во всех предыдущих. Если Первый сценарий — это базовая игра, то последний — это продвинутая версия игры со всеми модулями. Также стоит отметить, что в разных сценариях вы будете использовать разные условия скоринга, как основные, так и те, что выходят на лодках, которые возвращаются в начало канала. Ещё иногда будут использоваться альтернативные версии прилавков на рынке и разный набор муз (например, во втором сценарии используются 12 из всего 21 разных муз в игре). Конечно, когда вы почувствуюте себя готовым, вы можете забить на сценарии и настроить игру так, как вам нравится, с теми или иными модулями и вариациями.

Как вы видите, модули не особо сложные, и их легко ввести в игру, но при этом они весьма увеличивают вариативность игры. Наверное, стоит отметить и то, что для интровертов в игру добавили и соло режим, где они могут попытать своё счастье в семи уровнях трудности от „Легкой“ до „Инфернальной“.

Типа обзор компонентов делюкс версии и разкладки игры — оператор Чешир

Сразу же подойду в лобовую к своему финальному вердикту по игре и скажу, что я её просто обожаю. На мой взгляд — это лучшее евро, в которое я играл за последние 5-6 лет. Это связано не столько с тематикой древнего Китая, сколько с механическими решениями в игре. По моему мнению, в ней постигнут идеальный баланс между волнующим эффектом случайности и стратегической планировкой. Игра очень хорошо сбалансирована, и даже если у вас нет возможности выполнить конкретное действие, игра предоставляет вам множество других вариантов, которые возможно не дадут вам удовлетворение в полном объёме, но всё же помогут вам с выполнением долгосрочных целей. Механика, в которой игроки сами выбирают, за что будут получать очки, и борются за это право в евро игре, для меня вообще что-то наравне с божественным откровением. В целом для евро игры Jiangnan: Life of Gentry весьма конкурентная, и местами, я бы даже сказал, злая. Вам придётся следить за вашими оппонентами, как минимум для того, чтобы выбрать не только вариант скоринга который выгоден вам, но и тот, который наименее выгоден другим, ибо получить одинаковые очки с оппонентом за какое-то условие, это не то, что приведёт вас к победе.

При этом правила игры весьма простые, и их легко объяснить, тем более, если вникнуть в суть тематической подоплеки игры, они становятся почти что само собой подразумевающимися, и их легко запомнить на примере реальных аналогий. Единственным минусом игры я могу признать некий фидлинг (перемещение туда-сюда множества компонентов) в последней фазе раунда, когда необходимо расставить слуг по лодкам, но это, по сути, не занимает много времени. Возможно, так же для некоторых может является минусом вероятное частое зависание игроков в параличе анализа, когда им приходится решать какое действие выполнить и с каким тайлом распрощаться, или какой тайлик приобрести на рынке. Это очень важные решения, и иногда требуют времени для серьёзного размышления. Говорю это из личного опыта. Но я люблю игры, которые заставляют напрячь мозги, поэтому для меня это скорее плюс, раз игра вызывает такой эффект, и он связан с приятным щекотанием серого вещества в черепушке.

Конечно, как большинство комплексных евро стратегий, это не семейная и не пати игра. Она скорее понравится именно ценителям так называемых „коричневых“ многогранных евро игр, таких как Лоренцо Великолепный или Орлеан. И мне очень жаль, что вероятность локализации этой игре крайне мала, так как я уверен, что многие российские евро-геймеры нашли бы в ней множество интересностей и получили бы удовольствие. Но кто знает, может какой-то заблудившийся издатель прочитает этот опус, ему идея понравится, и на прилавках или в предзаказе в РФ появится „Цзяннань: Жизнь замечательных людей“ или что-то в этом роде. Искренне надеюсь на это и желаю вам этого. Игра реально стоит того, чтобы её продвигали и в неё играли. Хоть это и всего лишь моё субъективное мнение.

Designer: DuGuWei
Artists: NowNow, Su
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте или в телеграм канале.

В клетку сажают лишь красивую птицу. (Jiangnan: Life of Gentry): 2 комментария

    1. Хороший вопрос 😉 Будет, но наверное уже ближе к Новому году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *