Тот же восточный базар ,только в профиль (Century: Eastern Wonders)

Тот же восточный базар ,только в профиль (Century: Eastern Wonders)

Прошло меньше года с того момента как мне удалось попробовать Century: Spice Road известная в локализации как Century: Пряности. И тогда игра мне понравилась, хотя она и не мой тип в целом. И все же игра была достаточно интересною и хитроумной, что бы продолжение привлекло мое внимание и я следил за новостями о нем. А вот недавно так получилось, что удалось и сыграть. И так как игра все еще не очень то распространена даже на западном рынке, думаю те, кто полюбил первую часть, заинтересуются узнать из первых рук впечатления и о второй.

К сожалению, и возможно это основная причина, по которой я не так уж и увлекся предыдущей игрой серии, тема в Century: Eastern Wonders очень простая и бесхитростная. Вы являетесь капитаном торгового судна, который промышляет спекулятивной торговлей в некоем архипелаге в Восточных Морях (где-то около берегов Индии и Китая, или Океании). Ваша задача очень проста по смыслу, хотя и не легко постижима — менять товары в торговых доках разных островов и в конце выполнять заказы в крупных портах архипелага, что бы получить неслыханную известность в виде победных очков.

По сути Восточные чудеса, мало отличаются от тех же Пряностей, так как вы снова же будете менять товары в виде цветных кубиков, но в этот раз это будут Имбирь, Чили, Чай и Гвоздика. У вас снова же будет ограничение из 10 кубиков, которые вы можете хранить, но в этот раз это будет не вместительность ваших караванов, а размер трюма вашего корабля. Основная разница между играми, это метод обмена ресурсов и выполнения заданий. В игре все карточки  превращены в тайлы с островами. Карточки миссий — в острова с крупными портами, в которых будут появляться заказы, а карты обмена — острова с разными вариациями обмена ресурсов. Из этих тайлов складывается общая карта архипелага. По сути простой обмен ресурсов через карточный механизм получает пространственное измерение и теперь все это связано с передвижением Вашего корабля между островами.

Иногда самое увлекательное в путешествии это предвкушение самого путешествия, но это не тот случай. Поплыли! — фото Георгия Павлова

Так же каждый игрок получает планшет с сеткой 4х5. Каждый ряд соответствует одному из ресурсов, а в пяти колонах располагаются потенциальные торговые представительства, которые вы будете постепенно выставлять на карту, что бы иметь право торговать на том или ином острове. К слову, острова так же помечены условно видом ресурса, с которым они ассоциируются. Таким образом вы можете максимум выставить по пят представительств на островах производящих один ресурс. Не пугайтесь — каждый ресурс представлен точно пятью островами 😉 Однако строить везде торговые представительства не так то просто и поэтому, под каждым представительством на планшете, кроме первой колоны есть обозначение победных очков, которые игрок получит в конце игры, если клетка открыта — то есть, соответствующее представительство перенесено с планшета на карту.

В начале игры оформляется архипелаг с портовыми городами по краям и в портовые города ставятся токены с заданием — определённая комбинация кубиков и сколько очков получит игрок если он доставит нужный товар в порт. Игроки по очереди , начиная с последнего игрока, выбирают стартовую позицию своего корабля и одну из комбинаций начальных ресурсов. После того как это сделано можно начинать игру.

Каждый ход состоит из двух действий. Первое действие это всегда движение. Игрок может пропустить это действие, но не может оставить его на потом. Когда корабля передвигается, игрок должен поставить по одному кубика на каждый остров находящийся на его пути между точкой отправления и точкой прибытия. Таким образом у игрока есть одно бесплатное передвижение на соседнюю клетку, но если он хочет плыть дальше, то ему придется оставлять за собой след из ресурсов, которые другие игроки (или он сам) позже могут подобрать, если остановятся на соответствующем острове. Так же если вы остановитесь на острове где уже находится корабль другого игрока, то вам будет необходимо заплатить этому игроку один ресурс на выбор — вроде вас подкараулили и обокрали пираты.

Корабли как бы уже и плавают в отдаленном от родных берегов океане, но все же концепция Края Земли не полностью пережита — фото Георгия Павлова

В качестве второго действия игрок должен выбрать одно из трех: собрать урожай, торговать или выполнить миссию.

Первое и последнее — весьма простые действия. При сборе урожая  вы просто получаете 2 кубика желтого цвета (имбирь — самый дешёвый ресурс), а выполнение миссии вы можете произвести только в портовых городах. Для выполнения миссии у вас в корабле должны иметься нужные ресурсы. Вы их сбрасываете и забираете себе токен миссии —  на нем отображены очки, которые вы получите в конце игры.

Торговля является основной всей игры. Находясь на острове, вы можете выполнить сколько вам угодно операций обмена, соответствующих острову, конечно, если у вас на это есть ресурсы. Однако что бы сделать это вы должны иметь на острове торговое представительство. Поэтому, прежде чем что-то менять в том же ходу вы можете поставить свое представительство на острове. Если до этого на острове никаких чужих представительств не было, то это действие вам обходится даром. Но если же вы не первый, то будет необходимо заплатить за каждое представительство на острове открытое до вас. Цена вопроса проста — по одному кубику ресурса за каждое чужое представительство. В отличии от пиратства, однако, кубики скидываются в общий резерв, а не даются другим игрокам. Представительство берется с вашего планшета из ряда , соответствующего ресурсу острова, и обязательно берутся сперва представительства расположенные с левого конца ряда. После того как представительство построено, вы сразу же можете произвести обмен ресурсов на этом острове.

Нидерландская торговая экспедиция в сборе и готова отплавать к Островам Пряностей — фото Георгия Павлова

Надо однако учесть, что независимо сколько и где представительств вы имеете, обмен может производится только на острове, где в данный момент пришвартован ваш корабль.

Сетка представительств на планшете имеет и дополнительную функцию. Если в результате размещения представительства одна колона на планшете становится пустой, вы получаете право улучшить свой корабль бонусным тайлом. Их в игре всего пять (а больше и не надо, так как колон тоже пять) и их хватает на всех, с маленьким исключением. Когда вы освобождаете колонку вы свободно выбираете один из пять бонусов и с этого момента он действует для вас. Нельзя выбрать однако один и тот же бонус дважды. Первые четыре бонуса дают соответственно одно дополнительное бесплатное передвижение корабля, дополнительный красный кубик к сбору урожая, три дополнительных места в трюме, и повышение категории одного из ресурсов в вашем трюме в момент построения нового представительства. Как уже сказал , все они доступны и не важно в каком порядке вы их приобретете — все зависит от вашей персональной стратегии. Однако пятая категория бонусных тайлов дает напрямую победные очки и тут уже важно кто возьмёт эти тайлы первым, так как каждый следующий тайл приносит все меньше победных очков. Так первый, взявший такой тайл, получит 6 очков победы в конце игры, а последний — всего 3.

Жили себе тихо и спокойно, пока не понаехали европейцы и не завезли с собой всю эту суетню — фото Георгия Павлова

Так кораблики двигаются по архипелагу, застраивают его своими представительствами, обменивают ресурсы и выполняют миссии портовых городов. Игра заканчивается, когда один из игроков выполнит свою четвертую миссию. После него каждый из остальных игроков делает по одному последнему ходу и считаются очки, которые игроки собрали за игру: очки с миссий, с бонусных тайлов, с раскрытых постройкой представительств очков на планшете и по одному очку за каждый кубик ресурсов в трюме, кроме имбиря. Само сабой разумеется, кто собрал больше очков , тот и победитель.

Хотя мои впечатления от игры в целом и положительные — это очень солидная и хорошо придуманная игра, из двух вышедших игр серии , я все же бы предпочел первую. Да, новая игра предлагает больше стратегических возможностей, и гонка уже не просто в скорости трансформации кубиков, но добавляется и фактор «расстояния». Иногда приходится проплыть через весь архипелаг что бы разменять кубики в нужной тебе комбинации.

И именно это расстояние, для меня и дает некий негатив. Мне нравится система собирания сетов из островов, что бы освободить колону и получить бонусный тайл. Мне нравится, появление в середине игры закрытого порта, которые не позволяет сразу же выполнить две поочередные миссии в одном и том же порту. Мне нравится мучительность решений — сделать что-то быстро заплатив ресурсами, или обойтись, и сделать тоже самое но медленнее или выбрать другую стратегию. Но мне очень не нравится ограничение передвижения. Ходы буквально молниеносные. Даже если среда вас настоящий восточный мыслитель, едва ли у него уйдет на ход больше 2-3 минут. Но даже при такой быстрой динамике ходов, иногда становится досадно, просто плыть на другой конец  карты. А еще досаднее если у тебя на пути стоят другие игроки, а ты просто не можешь позволить себе потерять ресурс. Это способно ввести игрока в бесплодный цикл из 3-4 ходов, и какие бы они не были короткие, уровень удовлетворенности от своих действий прогрессивно падает. Получается что-то вроде партии в шашки между двумя очень опытными и осторожными игроками, которые постоянно откладывают неизбежное  и пытаются долгое время выстроить защиту, только что бы потом все это вылилось в буйный шквал взятия шашек. Так и тут — ты плывешь-плывешь в один конец карты, там вдруг становится все интересно, потому что соседние острова делают безумное комбо в обмене ресурсов, и в конце плывешь снова в другой конец, что бы выполнить задание. То есть интересность игры идет всплесками и падениями, и в конце все еже остается неоспоримый факт — что бы выполнить одно задание тебе нужны хоть и короткие но 10-12 ходов.

Середина партии, вид сверху. Ползем от края до края в надежде собрать нужные ресурсы. — фото Георгия Павлова

Но это единственное, что меня не удовлетворило в этой игре. Хоть я и продул позорно партию (все закончили на равных в 63 победных очка, и только я один был с 58), я не могу не отметить, что в игре есть как минимум несколько путей достижения победы и не всегда тот, кто быстрее всех выполнит четыре миссии, является неоспоримым победителем. Миссии приносят разные количества очков, и не малую роль играет то сколько торговых постов ты расположил и сколько и какие бонусные тайлы ты собрал, так как под представительствами спрятаны 24 очка и на бонусных тайлах можно набрать еще 6-9. Таким образом если ты взял две миссии на по 20 очков , можно спокойно сконцентрироваться на построении везде своих торговых представительств и даже игроки с четырьмя миссиями будут затруднены тебя опередить по очкам.

Хоть я и не доволен фактором передвижения внесенным в игру, сама пространственность, дает очень много тактических и стратегических возможностей. Например, если ты знаешь куда плывет кто-то и у тебя нет более важных дел, можно приплыть туда первым и заставить другого игрока раскошелиться.

Таким образом, Century: Eastern Wonders бесспорно более интересная игра в плане разных тактик и переигруемости, так как случайное расположение островов и очерёдность выхода миссий в каждой партии дает разные ощущения и требует разных стратегий. При этом у игрока больше свободы, так как если в Пряностях, упустив нужную тебе карту, ты можешь испытывать серьезные затруднения из-за незавершенности своего карточного движка, тут никто не может лишить тебя возможности пользоваться любыми методами обмена — просто что бы пользоваться некоторыми, тебе придется заплатить, если другие игроки отметились там раньше тебя. С другой стороны, ощущение от игры остается как от легкого филлера и не очень сильно разниться от Пряностей, но тем не менее требует инвестиции большего времени. Это уже не филлер, а полноценная игра на 40-50 минут. Возможно с опытом ее можно снова вернуть в категорию «меньше 30», но в начале две-три таких партии вполне могут заполнить игровой вечер.

И все же, это хорошая игра, так как негатив, который я чувствую от механики движения, скорее связан с моей нетерпеливой натурой, и я уверен другие могут вообще не почувствовать той легкой досады, что пережил я. Игра достаточно легкая , красочная и интересная, что бы понравиться всем тем, кто любит игры категории Пряностей. А тем кто уже заиграл Пряности , Восточные Чудеса могут оживить интерес к серии. более того в игру входят и правила гибридной версии игры в которой используются и острова из Восточных Чудес и карты из Пряностей. Я этот гибрид не пробовал, но некоторым он может прийтись по душе. И самое главное, обе игры вполне хорошо помещаются в одну из коробок!

В общем, пробуйте, думайте и решайте для себя. Я же испробую на игру свой новый «одобрямс» значок 😉

 

Designer Emerson Matsuuchi
Artist Chris Quilliams
Страница игры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *