Мы наш, мы новый мир построим (Master of Orion)

Мы наш, мы новый мир построим (Master of Orion)

Множество из людей моего поколения всегда с ностальгией вспоминают компьютерную игру “Master of Orion”, но я прошелся по ней когда-то, но лишь мимоходом, так как именно в то время я добрался до “Цивилизации”. Вы не подумайте, я провел много часов, играя в эту великолепную (по стандартам тех лет) космическую стратегию, но все же другая игра тогда была мне интереснее. Потом пришли новые времена и новые игры, и, когда много лет спустя вышла наконец новая игра серии, я даже не обратил на нее внимания и, стыдно признаться, узнал о ней, когда уже столкнулся с настольной игрой, сделанной по ее мотивам.

И раз уж я начал с откровений, то продолжу: даже настольная игра особо меня не заинтриговала по заголовку. С игрой мне пришлось встретиться, когда я решил подарить ее моему другу, поскольку он фанат старой серии “Master of Orion” (в отличие от меня). И слава Богам!

Мы попробовали игру один раз. Потом я играл с другими людьми, после чего эти люди побежали в магазин, чтобы купить ее себе. А на третий день они начали делать фанатские планшеты рас из компьютерной игры. В общем, в этот раз не буду томить: игра всем понравилась, и я ее конечно же рекомендую. Даже немного загордился нашими, когда узнал, что игра, по сути, отечественная (Hobby World).

Гордость распирает за отечественного производителя — фото Георгия Павлова

Итак, объясню, что же это за игра, тем, кто еще с ней не сталкивался. Это то, чем должна быть “Alian Artefacts”, которую я недавно обозревал: прекрасная 4Х-стратегия с хорошим уровнем взаимодействия игроков. И хотя она не ставит перед собой цели передать ощущения от компьютерной игры, это очень глубокая стратегия при очень простых в своей элегантности правилах.

В комплект игры входят несколько космических наций из последней компьютерной игры серии. Каждая из них со своими особенностями, прекрасно отражающими индивидуальность. Конечно, всегда можно играть за людей, которые, пожалуй, подходят для новичков, ведь не имеют никаких особенностей. Различия между расами с первого взгляда небольшие, но в процессе игры вы сразу же ощутите разницу. Удивительно, как столь малые нюансы заставляют участника совершенно поменять стиль игры, чтобы максимально эффективно использовать свою нацию. При этом соблюдается баланс, и не чувствуется, что одна раса сильнее другой. Они просто разные.

Широка галактика родная, много в ней различных странных рас — фото Георгия Павлова

Игра крутится вокруг большой колоды карт, из которых каждый игрок и будет строить свою империю. Но вернемся к планшету игрока. На нем очень удобно описаны все возможные действия, которые может сделать игрок в свой ход, и это не просто памятка, а функциональные зоны планшета, куда вы будете помещать кубики действий. Также на планшете имеются 4 шкалы, учитывающие 4 основных ресурса.

Первый из них — это Лояльность ваших подданных. Максимальное значение — 10, а вот дна у этой пропасти нет.  Лояльность может иметь даже отрицательную стоимость, однако едва ли она успеет упасть очень низко, так как если в конце хода хотя бы у одного игрока мораль равна нулю или меньше, то игра заканчивается и производится подсчет баллов. При этом игрок с низкой моралью может еще выиграть, но это будет трудно, так как стоимость Лояльности прибавляется к финальным победным очкам. Уровень Лояльности снижается в основном в результате атак других космических рас на вашу, но это происходит и в результате действия некоторых карт.

Другие три ресурса — строительные материалы, которые используются для построения карт в вашей империи и иногда для их конвертации в победные очки: продовольствие, флот и производство. Они не могут упасть ниже нуля, но и не поднимутся выше 9 ни при каких обстоятельствах. Каждая раса начинает игру с максимальной Лояльностью и определенным количеством остальных ресурсов (обыкновенно около 2–4). Также каждый игрок берет по пять карт из колоды проектов, которые нужно будет оплачивать имеющимися ресурсами и раскладывать перед собой, оформляя свою империю.

Производить это хорошо, а вот складировать народы не любят — фото Георгия Павлова

Игра продолжается 8 раундов, если, конечно, в конце какого-либо из них у одного из игроков уровень Лояльности не будет ниже 1. Каждый ход начинается с доведения руки игрока до 5 карт методом набора из общей колоды или сброса.

После этого идет фаза производства. Почти каждая построенная карта в вашей империи будет приносить вам доход: 1–2 единицы одного из трех ресурсов. Последнее, что придется определить, это количество действий, доступное вам в этом ходу. Оно зависит от того, сколько ресурсов вы производите. В целом чем больше у вас накоплено ресурсов, тем больше действий вы сможете совершить в этом раунде, но тогда есть опасность потерять Лояльность. А если ресурсов кот наплакал, то действий будет мало, зато в качестве компенсации повышается Лояльность и можно будет добавить к руке одну карту.

После того как все определили количество своих действий в раунде, начиная с первого игрока, каждый выполняет по одному действую, пока они, собственно, не кончатся. Действий всего несколько.

Строительство — основное действие в игре. Вы выбираете карту из руки и платите ресурсы, соответствующие ее стоимости. После этого вы можете расположить карту в своей империи. И тут, наверное, стоит рассказать о картах.

Жить по средствам во враждебной галактики не так уж и просто — фото Георгия Павлова

Карты бывают 4 видов, они разделены по цветам, но их структура в целом одинаковая. На каждой имеются: цена их строительства, поле, где указаны ресурсы, получаемые в начале раунда, и специальная особенность карты — ее эффект. Игрок при постройке карты должен выбрать: присоединить карту к уже существующему ряду (в игре они называются системами) или создать новую систему. У каждого может быть только 4 системы, причем ни одна из них не может иметь в себе больше 5 карт. Однако когда вы строите карту в уже существующей системе, то вы закрываете ею эффект предыдущей карты, оставляя видимыми только цвет и ресурсы, которые приносит карта. С этого момента и до конца игры способность закрытой карты использовать не получится. Эффекты карт имеют различные условия применения:
— при постройке — только в момент, когда карта строится.
— при активации — раз в ход, и для этого имеется специальное место на карте, где располагается кубик действий.
— всегда — в любой момент своего хода, то есть постоянно, пока карта не будет покрыта другой.
— в конце игры — это обыкновенно условия получения очков в конце игры. При этом неважно, покрыта ли эта карта другой или нет. Условия в конце игры всегда выполняются в конце игры!

Итак, после того как разобрались с картами, продолжим с действиями.

Второе действие — это Атака. Вы можете атаковать другого игрока только в случае, если количество вашего флота превышает его. Если это так, то вы просто уменьшаете свой флот на 2 единицы и получаете 2 победных очка. Защитник же получает урон в размере 1 Лояльности.

Советников всего 5 , и их роль в игре далеко не последняя — фото Георгия Павлова

Далее следует Эксплуатация. Это просто сжигание карты за ресурсы. Вы выбираете карту из руки и отправляете ее в дискард. Синие, красные и желтые карты дают вам за это ресурс, а серые позволяют вам набрать из колоды 4 карты, из которых 3 нужно оставить в руке, а одну — сбросить.

Ресурсы можно обменять и через действие Торговля по установленному курсу и ограничено, но иногда это действие может спасти вас в критичный момент. Через действие Исследование вы можете набрать карты из колоды в руку. С помощью Пропаганды вы поднимаете Лояльность на единицу.

Последним действием — Сделкой — можно скинуть три карты с руки и нанять Советника. Это одна из особых пяти карт, которые дают дополнительный бонус или действие. Если в какой-то момент один советник вам наскучит, всегда можно тем же действием поменять его на другого. К сожалению, можно иметь только одного, но при правильном использовании его полезность может быть даже выше просто дополнительной способности или бонуса. Совет от меня — не привязывайтесь на всю игру только к одному советнику.

Выше я, по сути, рассказал полностью правила игры. По завершении 8 раундов (или меньше, если получится) производится подсчет очков за карты. Они добавляются к очкам, набранным игроками во время игры, и в конце ко всему этому добавляется показатель Лояльности игроков. У кого победных очков больше, тот и победил.

А теперь — новости последнего часа … — фото Георгия Павлова

Что мне нравится в игре, так это солидная база для стратегического планирования. Игра подталкивает вас планировать ход за ходом, так как иначе нельзя эффективно управлять скудными ресурсами и максимизировать темп отстройки своей империи. При этом вариантов много, и они очень непросты: строить ту или иную карту, пытаться выполнить одни или другие условия конца игры, защищаться от нападений других игроков или стараться их компенсировать каким-то образом. Вы настолько погружаетесь в игру, что начинаете чувствовать себя настоящим повелителем космической расы, а небольшие, но определяющие поведение особенности наций дают уникальное ощущение при игре с любой из них.

Конечно, есть и некий негатив. Игра построена на бешеном рандоме общей колоды. Может случиться так, что вам за всю игру так и не попадется правильная карта или, что еще хуже, никогда не придут карты производства, которые вам нужны. Не буду этого отрицать — такое возможно, хотя колода не такая уж и большая и шанс, что вам будет злобно не везти, мал. Но он есть. Однако он просто ничтожен по сравнению с аналогичным шансом в другой мегапопулярной игре — “Покорение Марса”. Но как и в “Марсе”, в “Мастере Ориона” эта механика никак не помешала ни мне, ни кому либо из моих друзей, с кем я играл.

Я это написал и в самом в начале, но не поленюсь повториться. Я очень рекомендую всем эту игру. Для меня она стала настоящим откровением. Такие простые правила, которые дают столько много возможностей и стратегий, я видел только в “Тайном послании”. Но тут еще и сильная тематика, и ощущение настоящей космической 4X-стратегии. Игру легко разложить, сыграть и собрать. Все в ней компактно, сбалансировано и на своих местах. Я очарован и искренне благодарен русским разработчикам, которые меня порадовали и заставили гордиться тем, что в и сфере настольных игр русские далеко не отстают от своих западных коллег.

Авторы игры: Игорь Склюев и Екатерина Горн
Дизайн: Сергей Дулин, Александр Шалдин
Страница игры

Мы наш, мы новый мир построим (Master of Orion): 4 комментария

  1. Есть еще один минус — игра довольно быстро приедается, она прям очень сильно просит дополнение. На счастье, дополнение выйдет до конца 2018г. Я смотрел тестовую версию, там есть много нового и интересного.
    Могу попросить для тебя экземплярчик с автографом авторов 🙂

    1. Я бы не отказался если мне пришлют первую в моей блогерской жизни ревю-копию игры ( особенно если она еще ина английском, хотя мою болгарскую часть компании уже давно приучили к русской речи). А так это очень хорошая новость, а то я немного приуныл когда не увидел дополнений в профиле в BGG, так как полностью согласен этой игре нехватает только разнообразия карт 😉

  2. Мне нравится космос,мне нравится Ореон. Отыграв несколько партий скажу что рандом есть,что доп нужен,но самое главное,что я чувствую потенциал игры. А по поводу Марса скажу,что была игра в которой мне карты вообще не шли,но я выиграл за счёт стандартных проектов. И это было круто

  3. Игра супер. Красивая, не напугала несколько раз новичков и отлично с ними поиграл. Планшеты игроков — класс, тематика изображений сильно пересекается с дилогией Лукьяненко, крепкого НФ экшена, навеянного все той же игрой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *