За Веру, Короля и Самого себя (Paladins of the West Kingdom)

За Веру, Короля и Самого себя (Paladins of the West Kingdom)

Карл ІІ Лысый, который всю жизнь чего-то боялся, в конце умер где-то в Альпах во время своего возвращения из похода в Италию. Его приемником стал Людовик ІІ Заика, который правил всего 2 года. После него на трон Франции взошли сразу двое королей-соправителей – Людовик ІІІ и Карломан ІІ. Они тоже не правили долго и последний из них упокоился 5 лет после коронации. Затем на трон взошел Карл ІІІ Толстый на 4 года, а после него вообще королём стал граф Парижа Эд І, из-за которого теперь в анналах Франции присутствует династия Робертинов из одного короля. Надо отдать ему должное, он задержался во власти целых 10 лет. А вот после него, в 898 года на престол взошел герой нашей сегодняшней истории – Карл ІІІ, получивший в народе кличку „Простоватый“.

“Полным полна моя коробочка…” – фото Чешира

И вот год 900 с рождества Спасителя Нашего Христа. Королю уже целых 21 года, что по стандартам тех времен уже солидный возраст, а для некоторых в этом возрасте их жизнь уже перевалила за половину. И честно сказать простоватому королю выпало править не самое простое время. В стране аристократы плетут козни, на западном побережье напали викинги под предводительством своего лидера Ролло, а тут еще и проблема с набегами сарацин на юге. И мало всего этого так еще и коварные византийцы везде суют свой нос.

На решение всех этих насущных проблем у Карла не было ни военных сил, ни интеллектуальной мощи. На все просьбы граничных городов, подвергающихся нападениям чужестранцев, король простовато отвечал – „Сами, все сами!“ и отправлял им в качестве моральной поддержки дюжину своих рыцарей. Не странно, что в конце его правления территории под его контролем скромно ютилась на севере от Парижа, викинги получили во владение герцогство Нормандию, корону у него забрали и сам он умер в плену своих противников. Но это все в будущем … как минимум для Карла.

Так вот основная линия в новой игре из серии Западное Королевство – “ Paladins of the West Kingdom ” будет именно принцип „Сами, все сами!“. Игроки выступают в роли бургомистров граничных городов, к которым король отправил отряд своих рыцарей, для вдохновления местного населения на самоотверженный подвиг. Вам предстоит организовать жителей города так, что бы наладить снабжение города, отстроить укрепления и если повезет, даже пленить или обратить на свою сторону лидеров вражеских отрядов и наемников.

Каждый игрок получает планшет своего города, где располагаются своеобразные „склады“ монахов, гарнизонов, лавок ремесленников и горшков. Так же каждый город имеет три показателя престижа – Вера, Влияние и Сила. И уже тут вы понимаете, что это евро-игра, так как тема тут весьма условна.

Политическая карта Франкского королевства 900 AD – фото Чешира

В центре стола же лежит весьма не богатое представление самой Франции – рынок труда специалистов, таверны, место для королевских заказов и благосклонности, ряд чужаков и города между Вашим городом и Парижем. Да, перечисленных вещей весьма много, но это так не выглядит, когда посмотрите на планшеты игроков. Причина этому, в том, что основная игра будет происходить именно на них.

Сама игра проходит в семь раундов. И в каждом раунде игроки по очереди будет производить одно действие, пока могут и желают. Когда все спасуют, игра переходит в следующий раунд.

Как и все игры этой серии, Паладины Западного Королевства это игра с основной механикой выставления рабочих. И так же как и в других играх серии в механики этой есть своя изюминка. Обыкновенно в играх на выставление рабочих у вас есть ограниченное количество рабочих (миплов) и, выставляя одного из них на поле, игрок активирует определенный эффект или получает ресурсы. В нашей ситуации, по сути, у вас нет своих рабочих. НО это пол диковинки и это было и в других играх (например Ave Roma). Тут, однако, рабочие еще и ресурс, причем разнообразный.

И так в начале каждого раунда игроки произведут набор новых рабочих. Где это лучше всего сделать, если не в таверне. В таверне игроки смогут по очереди нанять по четыре работника. В таверне выложены пять карточек, на которых изображены разные комбинации из четырех работников. Как уже сказал, работники в этой игре своеобразный ресурс и потому они различаются. Работников шесть разновидностей – трудяги, бойцы, скауты, священники, торговцы и преступники. Каждый из них имеет свои способности и место в обществе Средних Веков.

Конечно, с четырьмя работниками далеко не уйдёшь, и тут на помощь приходят королевские паладины. В начале игры каждый игрок получает по 12 карт паладинов. В начале каждого раунда, игрок тянет три карты из этой колоды и выбирает, которую из карт использовать в этом раунде, какую положить на верх колоды, а какую на ее дно. Каждый паладин дает игроку определенный эффект на целый раунд, а так же дает два работника и бонус к престижу (тоже только на время этого раунда). И так вы получаете шесть работников, плюс те, которые остались у вас с прошлого раунда (не больше трех).

Типичный город юга Франции времен Карла Простоватого – фото Чешира

Теперь у вас есть от шести до девяти работников. И как я уже сказал, игроки по очереди выполняют по одному действую, пока желают или пока могут, то есть у них еще есть работники. А на выбор у вас целых 12 действий. И именно для активации этих действий работники одновременно превращаются и в работников и в ресурс. Дело в том, что для активации каждого из 12 действий вам будет необходимо потратить разный набор работников.

В отличии от других обзоров, я не буду перечислять все возможные действия, а расскажу о категориях действий.

Первое – это действие накопления базовых ресурсов. А таких кроме работников два: деньги и  припасы. Тут все просто, если потратишь одного любого работника, получишь определенное количество ресурса. А если добавишь к нему работника определенного цвета, то получишь в три раза больше. Это делается через действия Охота и Торговля.

Вторая категория, это действия, которые перемещают какой-то компонент с одного места на другое. Таких действий четыре – Развитие ремесел, Посылание миссионеров, Создание гарнизонов и  … перемещение горшков. В этих действиях вы при активации будете перемещать компоненты с начальных позиций на планшете на другие места на общем планшете Франции или на своем собственном. При этом вы сразу же будете получать два бонуса. Один, это тот который скрыт под компонентом, который вы будете перемещать, а второй соответствует месту, на которое вы его поставите. Монахов и гарнизоны вы будете размещать на карту Франции, в зависимости от того, как велико ваше влияние в той или иной сфере. Соответственно, чем больше Вера, тем на более доходные места вы сможете поставить своих монахов. То же самое с гарнизонами и военным престижем. Другие два действия переставляют компоненты внутри самого Вашего планшета. Горшочки действуют почти так же как и монахи и гарнизоны, но там как на своем планшете вы ни с кем не соревнуетесь за выгодные места, то и требований к влиянию нет, вы просто переставляете горшочек и получаете соответствующие бонусы. Немного отличается в этом плане ремесленничество, так как если с других действий вы получаете моментальную выгоду, то лавки ремесленников это стратегическое вложение. Когда вы покупаете лавку, вы перемещаете ее на иконку работника в цене другого действия, тем самым делаю его своеобразно дешевле, то есть в следующий раз вам придется потратить меньше работников на его активацию. Все эти действия кроме работников требуют и затраты базовых ресурсов – денег или провизий, и чем больше вы их исполняете, тем дороже будет цена. Зато последние перемещаемые компоненты, кроме своих эффектов принесут вам и победные очки.

Окресности Парижа 900 AD – гравюра неизвестного Чешира

Следующие четыре действия позволяют вам приобретать разные карты. Три из них действуют по схожей системе – Атака, Обращение в Веру и привлечение Специалистов. При активации действия вы выберете себе доступную карточку из ряда Специалистов или Ряда Чужаков и активируете ее. В зависимости от выбранного действия вы или добавите карточку в свое табло (игровое пространство) и будете получать ее постоянный бонус (если такой имеется), или скидывать карточку в сброс, получаю однократный моментный эффект. Как правило, при сбросе вы получаете моментально набор рабочих и/или разные очки влияния. При добавлении в табло специалисты, как правило, дают какую-то способность, облегчающую Вам жизнь, а чужаки дают вам персональные условия получения победных очков в конце раунда.  В сторонке стоит действие по Укрепления крепостных стен, так как оно весьма постое. Вы платите цену, тяните карточку и выкладываете ее в соответствующее место, образуя картину крепостной стены. На карточках отображен моментальный бонус, который игрок получает. Конечно, что бы строить стену необходимо платить провизии и иметь достаточно влияния, так как неизвестно кого не подпускают к таким важным работам.

Последние три действия  не вписываются в общие категории и поэтому объясню их отдельно. Они весьма простые и требуют по одному работнику для активации. Первое это Молитва, при которой вы тратите одного священника, что бы очистить работников с одного из действий, которое вы уже выполняли в этом ходу. Тут должен отметить, что когда вы платите цену в работниках за активацию действия, вы выкладываете их в соответственные слоты, тем самым закрывая их и делая невозможным это же действие произвести снова в этом раунде. Молитва, однако, именно позволяет вам очистить место под одним из действий и тем сумым дает возможность повторить его, не дожидаясь следующего раунда.

Второе действие это Конспирация, и у нее весьма простой принцип, она дает право превратить любого одного Вашего работника в преступника. Должен отметить, что ни одна цена действия не требует преступников, однако преступники это мастера на все руки и могут быть использованы вместо любого другого работника. Почему же тогда постоянно не брать только преступников? Потому что каждый раз, когда игрок берет себе преступника в команду, он получает карточку подозрения. Первоначально вы наверное даже будете рады таким карточкам, так как есть шанс что они принесут вам денег из казны. Однако когда вдруг казна окажется пустой, то в город приезжает Инквизиция. Инквизиция проверяет благонадежность городских управлений и игрок с наибольшим количеством карточек Подозрения, будет оштрафован. Он получит карточку Долга, которая в конце игры, если от нее  не избавиться, отнимет у него победные очки.

Почти всех специалистов уже разобрали… – фото Чешира

Третье действие, это единственное действие, которое целиком находится на общем борде Франции, а не на планшете игроков – это активация королевских заказов и благоволений. Они представлены карточками с королевской печатью и будут постепенно вскрываться в продолжении всех 7 раундов. Королевские заказы дают условие на конец игры, выполнив которые игроки получать победные очки. А благоволения, это действия на которые можно выкладывать своих рабочих и тем самым активировать их эффекты.

Когда игроки останутся без работников, или решат, что больше ничего не хотят делать в этот ход, они пасуют. А когда спасуют все игроки, раунд заканчивается, работники с личного планшета отправляются в сброс, и начинается новый раунд. После седьмого раунда считаются победные очки, по многочисленным общим и персональным условиям, и тот, кто собрал наибольшее их количество объявляется самым великим бургомистром граничных городов.

Начну, пожалуй, с того, что мне в игре понравилось. Это определенно разнообразие действию и множество хитросплетений в манипуляции с разными видами работников и действиями. Пока что у меня нет впечатлению, что можно выиграть каким-то определенным путем или конкретными путями. Тут надо стремиться максимизировать все, и чем успешнее вы это сделаете, тем вероятнее что победите. Есть игры, в которых есть несколько путей развития, и ты можешь выбрать один и упороться в него и при этом иметь шанс победить. Тут такого пути нет – надо делать, как я уже сказал, все, и так как на все максимизацию всего тупо не хватит времени, то интерес в игре идет от способности найти самый оптимальный путь двигаться во всех направлениях лучше, чем другие игроки.

Другой плюс игры это ее оформление. И я даже не говорю о прекрасных иллюстрациях Михайло Дмитриевского, а об иконографии и дизайне планшетов. Игра очень быстро становится понятной на интуитивном уровне. Хоть планшет сперва покажется Вам перегруженным, по сути, все действия удобно сгруппированы, не создают проблемы с ориентацией.

Город в процессе игры – фото с boardgamegeek.com

Многие считают что эта игра намного интереснее в плане механик чем Архитекторы Западного Королевства. С этим я спорить не буду. Однако я вижу в ней несколько изъянов, которые лично для меня ставят Архитекторов выше.

Во-первых, помните я писал „Сами, все сами!“ и что это основной мотив игры. Так оно и есть, вы очень редко будете пересекаться с другими игроками, и основная игра это игра на своем персональном планшете. Туда никому не залезть и не попортить вам планы. Взаимодействие сводится до того что кто-то может забрать у вас под носом карточку, которую вы очень хотели. В остальном это партия одновременной соло игры. Сам дизайн с этими огромными персональными планшетами говорит об этом.

Другой минус, лично для меня, это тема, или точнее ее отсутствие. В Архитекторах (ну нельзя не сравнивать эти две игры), каждое Ваше действие было понятно объяснено темой. Тут явно авторы устали и забили на тему. В результате при одном из действий, которое буквально переводится как „освобождение“ (absolve) вы переставляете горшочки. В теме написано что вы под осадой, но никто никогда Вас не нападает, и вы скорее ловите чужаков с дороги и насильственно их обращаете в правую веру или убиваете. Куда именно вы отправляете монахов и свои гарнизоны – тоже не ясно. В общем, игра идет быстро и времени задуматься над подобными философскими вопросами времени у вас не будет, и видимо поэтому авторы решили , что и им не стоит особо над этим запариваться.

Так же из-за отсутствия разных путей к победе, а скорее наличия одного широкого пути, по-моему эта игра быстрее надоест игрокам чем Архитекторы, в которых стратегии корено меняют баланс действий, которые игрок производит. Тут в среднестатистическом плане вы каждую партию будете делать одни и те же действия приблизительно с одинаковой повторяемостью. Это не делает игру плохой, конечно же. Так как оптимальная стратегия должна учитывать рандомные элементы в игре, то в конце концов нет абсолютного алгоритма максимальной эффективности, и соответственно победы. Однако ощущения будут, по-моему, повторяться.

Я бы рекомендовал эту игру любителям евро, которые не заморачиваются особо с темой и им более важно качество компонентов и сбалансированность математической модели игры. Это все в ней есть. И я сам получил удовольствие, когда в нее играл, просто меньше чем когда играл в Архитекторов.

Остается ждать третьей части трилогии – Виконтов Западного Королевства и надеяться, что она тоже порадует меня чем-то оригинальным.

Designer: Shem Phillips, S J Macdonald
Artist: Mihajlo Dimitrievski
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте . Если вы найдете в тексте опечатки или ошибки , которые очень вас раздражают, напишите мне в ВК и я их быстренько поправлю.


За Веру, Короля и Самого себя (Paladins of the West Kingdom): 4 комментария

  1. Отличный обзор. Порадовало сравнение с архитекторами. Видимо нужно брать архитекторов )). Ps: планируешь сделать обзор barrage?

    1. Планирую, только сперва надо в него сыграть, а то уже три месяца сидит и ждет своей очереди 😉 Но скоро должны уже сыграть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *