Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море… (Aquatica)

Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море… (Aquatica)

Стара стала Золотая рыбка, и все чаще в неводы ловилась к старикам да старухам. Но не резиновое Океан-море и тесно стало новоиспеченным владыкам морским, да и рыбка уже не успевала всем честно служить на посылках. Потому решили владыки проявить себя в делах державных да ратных, что бы выяснить, кто же достоин зваться самым могучим владыкой морской пучины, ибо скорбь и печаль нагоняла на сердце тяжкая дума о геополитической неопределенности.

И одним из этих представителей подводного истеблишмента можете быть вы в новой игре Cosmodrome Games – Aquatica (далее Акватика). По традиции.

По традиции, большинство игры этого издательства я приобретаю на международной настольной выставке Эссен Шпиль, и Акватика не стала исключением. К огромному сожалению многих, политика качества компонентов игр ТАКОГО КЛАССА этого издательства делает их игры более доступными зарубежным игрокам, чем отечественным. Я очень надеюсь, что все же они переосмыслят свою стратегию и их игры начнут выходить и русском и иметь такой же успех, какой они постигли на международной арене. А этот успех потрясающий – к данному моменту две игры из их прошлогоднего портфолио (Корпорация Смартфон и Первый Контакт) и все три игры с нынешней выставки (Aquatica, Skytopia/Поднебесье и Squire: The Collector of the Glorious Rarities) получили очень высокие оценки, как разных блогеров, так и публики выставки. Сама Акватика, о которой я Вам и собрался рассказать, к концу выставки задержалась на втором месте в рейтинге GeekBuzz, который учитывает впечатления посетителей от увиденных или испробованных ими играх.

… и играли они ровно тридцать три хода — фото Чешира

Но я как правило пытаюсь не вестись по хайпу и хочу сам все испробовать, поэтому все три игры с этого Эссена заказал и обязательно о них Вам расскажу. Однако пока что до меня доехала только Акватика, которая видимо была в ручной клади, а остальное едет ко мне почтой.

Итак, Акватика это игра, где игроки входят в роль морских царей, диктаторов, первых консулов, президентов и императоров. Их цель расширить свою свиту и владения, так что бы, когда они встанут перед волшебны зеркальцем и спросят „Я ль на свете всех сильнее, всех богаче и мудрее?“, не получить разочаровывающий ответ. Это логично они будут делать покупая или завоевывая территории и нанимая соратников.

В начале каждой игры игроки получат в свои руки игровой планшет, по 6 стартовых карт советников и одну случайную карту своего персонажа. Так же, так как любой уважающий себя правитель должен иметь свои конюшни, но кони под водой живут не долго, игроки получат по 4 опитомленных скатов. Вообще разведение и приручение скатов очень популярно в подводном мире. Можно сказать, что скатоводство это один из главных отраслей подводного хозяйства. На начальных скатиках даже есть печать их владельца, что бы не перепутать с чужими. Все они, скатики, на одно лицо. А на пузе у них нарисована их специальная особенность, которые игроки могут использовать в игре. Набор скатиков можно сказать стандартный, как и набор советников: +1 атака, +1 монетка, один шаг эксплуатации территории и +2 атаки на завоевание определённого вида территорий. По сути, только вид территорий на последнем скатике и отличает меж собой начальные наборы игроков.

На игровое поле ставятся колоды Территорий и Советников и открываются из них карты для формирования соответствующих рынков. Это называется Океаном и, по сути, представляет неосвоенные воды и не нанятых советников, из которых вы сможете пополнять свои владения и свиту. Рынок территорий состоит из шести карточек территорий и еще четырех позиций для территорий немного вышедших из моды (но о них, чуть позже). На каждой карточки есть набор бонусов, о которых я тоже расскажу позже, вид и цена в монетах и атаке.  Рынок территорий автоматически не обновляется. Рынок советников так же состоит из шести карт, но их цена формируется на принципе „глубины“. Чем правее находится карта, тем она дороже. Когда кто-то возьмет карту с ряда, то все остальные карты сразу же сдвигаются влево для заполнения пустоты (тем самым некоторые карты становятся дешевле) и добавляется новая карточка из колоды. Но что-то я забежал вперед.

Просторы Океана-моря — фото Чешира

Начнем с базовой механики. В свой ход игрок делает одно основное действие и сколько угодно или сколько может дополнительных действий. Основным действием является игра карты советника с руки. Тут механика будет хорошо знакома тем, кто играл в Конкордию или в Пряности. Вы играете карты с руки каждый ход и выполняете их действия. Карта уходит в сброс и таким образом ваш выбор действий сокращается вместе с размером руки. Но есть одна карта, которая ничего не делает кроме как обновить Вашу руку. Тут это карта Матроны. Сыграв ее, вы забираете все карты из сброса обратно в свою руку и реанимируете утомленных скатиков, которых вы использовали.

На остальных картах начальных рук и картах рынка в целом присутствуют ограниченное количество действий в разных комбинациях и вариациях.

Первое из основных действий это найма советников. Это действие позволяет нанять нового советника из рынка Океана. Купленные карты сразу же идут в руку игрока и могут быть использованы в следующем ходу.

Другое доступное действие это покупка или завоевание территорий. По сути, это покупка карточек территорий с рынка одним из двух ресурсов – монеты или атака. Тут, что бы понять, как работают территории, стоит рассказать об игровых планшетах. На планшете игрока имеются пять кармашков. Эти кармашки в сочетании с картами территорий и являются оригинальной частью игры, которую я не видел в других играх. На картах имеются бонусы, реализованные как уровни карты, названные глубинами. Когда игрок покупает или завоевывает  территорию, он один из кармашков на своем планшете до первой глубины. На глубинах отображены два вида бонусов – это могут быть или дополнительные действия или ресурсы.

Вот я тоже иногда думаю что в МИД работают в основном крабы — фото Чешира

Как я говорил ранее, в свой ход игрок может сделать одно основное действие и любое количество дополнительных действий. Эти дополнительные действия берутся именно с карточек территорий на планшете игрока и скатов. Дополнительные действия повторяют основные действия в игре, но не ограничены карточками советника. Таким образом в начале если вы будете рассчитывать в основном на советников, что бы что либо делать, то в более поздней стадии игры, благодаря дополнительным действиям, вы сможете совершать большое количество действий за один ход. Однако среди дополнительных действий нет вышеперечисленных по приобретению советников или территорий.

Когда игрок использует действие или ресурсы со скатов, то он переворачивает их пузом вниз и больше не может ими пользоваться, пока не найдет способ перевернуть их обратно пузиком вверх. С карточками территорий дела обстоят чуть иначе. Когда игрок использует ресурсы или действия с карточки территории, он подпихивает карточку глубже в кармашек, останавливая погружение на следующей глубине. То есть, если бонусы скатов возобновляемы, то бонусы на территориях однократны.

Однако если вы погрузили карточку территории в качестве дополнительного действия или ресурса, вы сразу же можете использовать и следующую глубину карточки, а после нее следующую и так пока карточка не упрется своим дном в планшет. Тут, однако, есть два ограничения.

Две територии уже готовы для скоринга — фото Чешира

Первое это ресурсы. Ресурсы не могут быть использованы сами по себе как бонус, а только как добавление к основному действию сыгранного через карту советника. По сути, на карточках советников ресурсов обыкновенно недостаточно, и что бы произвести качественный захват территорий деньгами или силой, вам придется собирать дополнительные ресурсы с территорий или скатов. Но если вы решили делать покупку, то вы можете использовать только дополнительные бонус ресурсы с монетами, но не и с трезубцами, олицетворяющими атаку в игре. И наоборот, вы не сможете погружать уровень с монетами, если ваше основное действие связано с атакой.

Вон там сверху скатоводный загон 😉 — фото Чешира

Второе ограничение это пустые глубины на карточках территорий. Так как на них ничего нет, их нельзя использовать никаким образом. И что бы пройти через них на следующую глубину необходимо использовать действия погружения с карточек советников, скатов или других территорий. Это действие позволяет вам погрузить карту на одну или несколько глубин не получаю с этого бонусных ресурсов или действий, но приближаясь ко дну территории или к следующей глубине, чей бонус вам кажется более полезным.

Когда карточка территории упрётся в дно, то эта карточка уже не может давать вам никаких бонусов, однако некоторые карточки территорий дадут вам нового питомного скатика с точно определенным бонусом. На дне карточки так же отмечены победные очки, но игрок не сможет их получить сразу же. Для этого необходимо полностью утилизировать истощенную территорию. Это делается действием Скоринга. Каждое действие скоринга позволяет вам освободить место на планшете от погруженной до дна карточки территории. Эта карточка идет в колоду Скоринга и в конце игры принесет Вам соответствующие победные очки. Помните, что карточки, оставшиеся в конце игры в кармашках планшета, очков вам не принесут, даже если они погружены до дна.

Последнее возможное действие в игре это исследование новых территорий (Scout). В самом начале я говорил, что рынок территорий не пополняется автоматически, однако если на рынке осталось 4 или меньше территорий, игрок может произвести скаутинг или поиск новых территорий. Тогда все карточки с рынка, перемещаются в малый рынок вышедших из моды территорий. Если до этого там уже были территории – они уходят в сброс. После чего заполняется рынок территорий новыми шестью карточками, и игроки могут снова покупать и завоевывать. Игроки так же могут покупать и завоевывать территорий с малого рынка, но там цена карты в атаке снижена на единицу. Для цены в монетах никакой скидки, однако, нет.

Вот тка все выглядит в собранном состоянии … — фото Чешира

Напоследок я оставил еще одно действие. „Как так? Ты же сказал последнее про скаутинг!“. Ну, по сути, это действие я описал первым. Это действие возврата карточек советника из сброса обратно в руку, что делается советником Матроной. Кроме этой карточки из базовой руки есть много бонусов территорий и скатов, которые позволят Вам вернуть одного из сброшенных советников обратно себе в руку.

Так игроки по одному основному действию за ход и множеству дополнительных бонус действий, пытаются завоевывать территории и перемещать их в колоду утилизированных территорий для накопления победных очков в конце игры. Однако кроме этих очков игроки так же могут получить победные очки за выполнение достижений. Их в каждой игре будет четыре, и чем быстрее игрок их выполнит, тем больше очков получит. Первый берет 8 победных очков с выполнения одного достижения, второй – 5, а все остальные по 3. Игрок может выполнить любое из четырех постижений в свой ход и когда он решит. Иногда может иметь смысл не застолбить за собой какое-то достижение сразу же, как только игрок выполнил его условия, так как для этого, что бы отметиться в нем, ему придется распрощаться с одним из своих начальных скатов – они уходят на игровой борд, что бы отметить собой позицию своего господина в том или ином достижении. Так что игроки сами решают, когда могут себе позволить распрощаться с бонусом ската навсегда и стоит ли помедлить с риском, что кто-то тебя опередит.

Так игроки ходят по очереди, пока не будет выполнено одно из трех условий – один игрок выполните все 4 достижения, кончится колода советников или кончится колода территорий. Когда это произойдет, все игроки играют по еще одному ходу и производится финальный подсчет очков, что бы выявить победителя в этой гонке владык.

Перейдем к впечатлениям. Скажу честно, первая игра была маленьким фиаско. Троим игрокам игра не очень зашла. Они сказали, что им не хватает в ней разнообразия. Я не был среди них. Вторая партия в игру подтвердила, однако, мою первоначальную теорию. А теория такова – Акватика это не игра для искушенных тяжелыми и комплексными играми. Акватика является чем-то вроде переходного звена между семейными играми и легкими евро-играми. Ее правила просты, иконография и механики понятны и, в какой-то степени, даже интуитивны, однако для семейной игры в ней все же слишком большую роль играет планирование. Под семейными играми я подразумеваю игры, которые можно играть родителям со своими детьми в возрасте до 10-12 лет, и поэтому не считаю что ребенок в начале пубертатного периода, способен в большинстве случаев создавать четкий план действий на 3-4 хода вперед. В Акватике это необходимо, если Вы хотите максимально эффективно вести свою игру. Я не говорю, что нельзя играть в Акватику с детьми, просто тогда взрослым лучше попытаться спуститься немного на их уровень и деликатно подыгрывать.

Вторая партия была с игроками более широкого диапазона интересов, и они остались в восторге. Определенно это не Смартфон, которые понравился в нашей большой компании всем без исключения. Это и не Первый Контакт, от которого я без ума. Однако Акватика это очень хорошая игра.

… а вот так — в разобранном. — фото Чешира

Уже упомянутые простые правила с управлением карточной рукой это только одно из преимущества. Хоть управление картами советников и является основной механикой игры – движущей силой, все же самая основная и интересная часть в ней это построение движка на территориях и скатах. Осуществление хода с использованием множества бонусов территорий дает большое удовлетворение постигнутым. Даже имея в виду, что в принципе все многообразие состоит из разных комбинаций всего 6 элементарных действий, их комбинации создают интересную головоломку, а молниеносность партии не позволяет игрокам получить ощущения от постоянно повторяющихся действий. Первую партию на троих мы закончили за час, а все последующие партии у нас заняли всего по 40-45 минут.

Надо отдать должное и качеству компонентов. В игре имеется прекрасный и удобный ложемент, в которой на свои места ложатся все компоненты. Есть критика некоторых игроков, что в него не будут помещаться карточки, одетые в протекторы – надеюсь, издатель учтет эту критику и финальная версия исправит это. В остальном все просто прелестно – скатики сделаны из пластика и красивы до умиления. Планшеты игроков с карманами, так же очень удобны и из качественного картона. Хорошего качества, по-моему и сами карты в игре, хоть я и не эксперт в этом деле. Художественное оформление в целом  — великолепное. Можно просто сидеть и с удовольствием рассматривать подводные пейзажи на карточках территорий.

Разнообразие игры же поддерживается, не только множеством карт территорий, но еще и дополнительным набором из 12 разных достижений, которыми можно заменить те четыре, которые отпечатаны на игровом поле.

Некоторые могут сказать, что я просто уже по инерции перехваливаю Cosmodrome Games, но я реально не могу найти изъяна в их продукции, который бы сделал их игру достойной более низкой оценки. Автор точно знал, какую игру хотел сделать, и сделал ее при помощи издательства. Она легкая, приятная и красивая. Да, это не глубокая стратегия, и не стоит ее оценивать, сравнивая с играми на 2-3 часа. В своем поле легких евро это одна из лучших игр, которые я встречал. Поэтому я могу только пожелать автору Ивану Тузовскому, что бы его игра скорее увидела свет на прилавках магазинов по всему миру. И как говорил популярный англоязычный настольный видео-блогер Rahdo: „Айван, вис ис фантастик!“

Я бы не советовал эту игру покупать тем, кто любят только игры на 2+ часов. Так же тут нечего искать людям, которые любят попинать своих оппонентов, так как это классическое евро со сведенным до минимума взаимодействием между игроками. Однако хотя бы попробовать ее я рекомендую всем и очень надеюсь, что она будет доступна не только на мировых рынках, но и в России.

P.S. Особая благодарность Валерию Кружалову 😉

Designer: Ivan Tuzovsky
Artist: Andrew Modestov, Irina Nordsol, Oleg Proshin, Artur Varenyev, Marat Zakirov
Страница издателя

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .

Хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море… (Aquatica): 3 комментария

  1. Бизнес есть бизнес. В Европе люди тиражи тысячами скупают, зарплаты им позволяют. Это выгодно, это прибыль. А в России настольное сообщество не настолько обширное, как там. И то не все купят игру. Утрируя, зачем им тратиться на несколько местных фанатов?)

    1. Книжка может и толстая, но формат текста детских книжек — крупным шрифтом и с картинками и примерами. Правила очень простые. ожет вы с другой игрой путаете.

Добавить комментарий для Tania_Larina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *