Колобками по Галактике (New Frontiers)

Колобками по Галактике (New Frontiers)

Уже несколько лет за мной ходит одна угрюмая монахиня с колокольчиком из храма Святых Классических Настолок и кричит мне в спину “Позор!Позор!”. Это, помимо разных других настольных прегрешений, мое наказание за то что я до сих пор не играл ни в Roll (Кубарем по Галактике) ни в Race For The Galaxy (Борьба за Галактику). И вообще из этой знаменитой серии я до недавнего играл только в самую неизвестную Jump Drive — легкая и быстрая игра с карточным драфтом. И вот недавно (три месяца назад) мне на стол попала игра New Frontiers, на самой коробке которой так и написали “The Race For The Galaxy board game”. Я посмотрел несколько обзоров в интернете, и везде твердили что это как бы симбиоз между Борьбой за Галактику и другой классической игры, в которую я так же не играл — Пуэрто Рико. Ну я решил , что если сыграю в нее , авось эта досадная монашка от меня отвяжется.

И так я окунулся в мир в котором человечество изобрело скачковой двигатель и теперь шныряет по всем уголкам галактики в поиске миров, пригодных для заселения. Земля уже давно потеряла свою монополию быть единственной отправной точкой подобных экспедиций и вы являетесь представителями второй волны освоения галактики — управителями колоний, которые решили расширить свое влияние в галактике и создать свою империю, не хуже землян. В игре нам предстоит искать подходящие для заселения миры, колонизировать их, разрабатывать технологии, которые помогут вам в колонизации и в конце концов эксплуатировать свои новые колонии, дабы быть богатым и процветающим, на фоне отсталых оппонентов.

Каждый игрок в начале игры получает по планшету его империи, на котором обозначен его родной мир, есть 8 полукруглых вырезов для будущих планет и 12 обозначенных позиций для технологий. В центре же стола выкладывается рынок технологий, определенное количество победных очков и склад “колонистов”. Количество компонентов в каждом из этих множеств зависит от количества игроков. Под конец — самое главное, в центре стола выкладываются 7 карточек действий.

Разноцветные ресурсы и космокредиты — знак статуса и богатства в Галактике — фото Георгия Павлова

Игра использует механику “один выбирает — другие повторяют”, знакомою некоторым не только о Пуэрто Рико, но и по таким мастодонтам как Сумерки Империи. При этой механики активный игрок выбирает одно из еще не выбранных в этом ходу действий и выполняет его, а другие игроки повторяют это действие. Загвоздка в том, что обыкновенно активный игрок, получает бонус к своему действию или его действие модифицировано, в отличии от того же действия для повторяющих игроков. Это создает своеобразную гонку за право первым активировать нужное вам действие, чтобы воспользоваться им полноценно, а не подбирать объедки с барского стола. И тут важен трек инициативы, который так же стоит в середине стола и определяет кто ходит первым а кто — не совсем.

Из остальных компонентом в хаотичном нагромождении лежат разнообразные цветные ресурсы (4 вида) и галактические кредиты. Планеты, которых в игре аж 60 штук (не считая родные миры игроков), лежат в черной дыре мешочка и ждут когда смелые первооткрыватели вытащат их на белый свет.

В свой ход игрок выбирает одно из семи действий и выполняет его с бонусным эффектом, после чего его по часовой стрелки выполняют все остальные игроки. Некоторые действия активируют кроме своего эффекта и эффект определенных планет и/или технологий, например, технология Инвестиционные кредиты дает вам скидку на приобретения новых технологий при использовании действия Изучение. Далее я коротко расскажу о всех 7 действиях и некоторых их нюансах.

Ряд карточек действий — фото Чешира

Первое и самое простое действие это Удалиться в изоляцию (Retreat into isolation). Выбрав это действие игрок просто получает 2 космокредита. Зато все остальные игроки вообще ничего не получают. Для продвинутой игры у этой карточки действия есть обратная сторона, которая дает игроку при активации действия один космокредит и карточку скрытой цели. Другие же игроки при этом должны раскрыть всем одну из скрытых целей в их расположении. Эти цели, нужно сказать, общие. Так что иметь скрытую цель весьма сильный инструмент, так как только вы знаете за что можно получить очки в конце игры. Соответственно когда цель будет раскрыта, то все уже знают за что бороться и у вас появляется адекватная конкуренция.

Следующее действие это Изучение (Development) и оно позволяет вам купить одну технологию с рынка и расположить ее на своем планшете. Технологию имеют разнообразные эффекты и кроме этого приносят в конце игры победные очки. Есть малые технологии , которые займут на вашем планшете один слот и большие двух-слотные. Большие отличаются от маленьких тем, что их эффекты само собой более мощные, но кроме этого в отличии от малых, которые дают конкретное количество победных очков, большие дают вам персональное условие набора этих очков. На самом вашем планшете имеются 12 слотов под технологии, два из которыХ красные. Их необходимо избегать, насколько это возможно. Если все же вам придется поставить технологию на красный слот, то это инициирует конец игры. За приобретение технологий игроки должны заплатить соответствующую цену в космокредитах, но игрок, который активировал действие, получает скидку в размере одного космокредита.

Исследование космоса (Explore) дает возможность открывать новые планеты для дальнейшей колонизации. Игрок, который активировал действие, тянет из мешочка 7 планет и игроки , начиная с него, выбирают себе по одной. Активный игрок в качестве бонуса, после всех выбирает себе еще одну планету. Эти планете выкладыВаются в ячейках на планшете справа налево серой стороной вверх — эти миры только открыт, но еще не колонизированы и не приносят никакой выгоды.

Колониальная империя Старой Земли — фото Георгия Павлова

Логично, что следующее действие это их Заселение (Settle). Игрок выбирает между двумя вариантами: или взять себе из общего запаса два колониста или колонизировать один из своих открытых миров. Если это активный игрок, он так же получает одного колониста в придачу к выбранному действию. Тут уже мы подходим к игре в ее самой комплексной части. Выбор планет как при открытии , так и в последующей их колонизации имеет целью создать своеобразный движок, который будет активироваться выбранными в будущем действиями и приносить игроку максимальную выгоду. Некоторые планеты производят определенный вид ресурсов, и они хорошо будут сочетаться с другими планетами, который при действии Торговли (расскажем о нем дальше) позволяют вам обменять эти конкретные товары по более выгодному курсу или превратить в победные очки. Другие планеты будут давать вам бонусы за другие планеты в вашей империи с определенным кодовым словом и так далее. Также планеты делятся на военные и невоенные по принципу их приобретения. За колонизацию любой планеты обыкновенно всегда необходимо заплатить определенное количество колонистов. Тут без вариантов — вы же населяете планету людьми. Далее если это невоенный мир, то необходимо заплатить определенную цену в космокредитах, а вот если она военная, то тут ваша империя должна иметь определенное количество военной силы, чтобы отвоевать планету (явно у захватнических сил аборигенов). Колонизированная планета переворачивается цветной стороной вверх и переставляется на левую сторону планшета. Так как планшет полукруглый и по сути все 8 слотов для планет построены в одну дугу, в какой-то момент колонизированные миры и не колонизированные встретятся. Так как открытие планет и их колонизация идут с разными темпами, в какой-то момент у вас на руках могут оказаться планеты, которые просто некуда будет поставить на планшете. В этом случае вы можете манипулировать по своему желания открытыми, но все еще не населенными мирами и вернуть некоторые из ранее открытыХ миров обратно в мешочек, чтобы освободить место для новой более перспективной для заселения планеты.

Заселив нужные планеты, грех ими не попользоваться. Именно для этого служит действие Производства (Produce). Каждый мир на котором имеется производство, производит единицу соответствующего ресурса (если до этого на нем ресурса не было — накопления тут нет, по одному ресурсу на планету). Активный игрок также может произвести ресурс на одной из планет, которая не имеет производственных мощностей, но имеет знак однократного производства при колонизации.

Вид на ряд действий и рынок технологий — фото Георгия Павлова

И после того как мы уже заполнили свои склады сырьем, пора его использовать с умом через действие Торговли/Эксплоатации (Trade,Consume). Выполняя это действие вы можете продать товары со своих планет на галактическом рынке за космокредиты или использовать их на своих планетах для активации специальных качеств планет и технологий, требующих ресурсы (о чем, собственно, я выше и говорил).

Последнее действие может показать вам слабеньким, но по сути весьма значимое. Посылка дипломатической делегации (Send Diplomatic Envoys) перемещает вас на первое место в треке инициативы, то есть, в следующем ходу вы будете первым выбирать действие. В начале игры это не так важно, так как все еще не оформлена стратегия и не накоплены миры, однако впоследствии это становится просто жизненно важным, так как для вашей тактики будет все важнее не просто какое действие вы активируете с бонусом, но и в какой очередности действию будут активированы. Например, вы не захотите чтобы кто то активировал торговлю, до того как вы пройдете через Производство, или что бы ктото активировал Изучение технологий, когда у вас не хватает 1 космокредита на покупку большой технологии.

Вообще к каждым ходом игра будет становится все более стратегической, и каждый ход и выбор действия — все напряженнее и важнее для вашего дальнейшего развития. Хотя в игре и нет прямого взаимодействия — вы не можете нападать на других игроков и забирать их миры, с прогрессом партии у игроков появляются все больше возможностей  мешать оппоненту развиваться, забирая у него под носом нужные ему действия или активирую их в неудобных для конкурентов момент. И так как вся информация в игре является открытой (за исключением целей) следить за оппонентами и планировать индиректные атаки против них не представляется столь трудным. Начинается настоящая гонка за инициативу, и сперва бесполезное действие, которое само по себе ничего не приносит, становится вдруг весьма важным , если вас оставили на задворках трека инициативы.

Конец партии инициируется одним из четырех событий:

  • Один из игроков заполнил один из красных слотов технологии;
  • Один из игроков заселит 7 миров (включая родную планету);
  • Исчерпан запас победных очков;
  • Испечрап запас колонистов.

Если одно из этих условий выполнено, то игроки доигрывают текущий раунд и переходят к подсчету очков. Очки  в конце игры приносят накопленные токены с победными очками, победные очки отпечатанные на технологиях и населенных планетах, очки с выполненных условий на тайлах больших технологий и целей.

Безумная Чеширская Распаковка игры 😉

Ну и перейдем к разбору. Сразу , еще как только ваш взгляд попадает на правила игры, вы понимаете — это типичный представитель европейской школы дизайна. Тема тут присутствует весьма условно и описана всего лишь тремя предложениями: “После открытия скачкового двигателя, каждая колония может расширяться за счет новых миров и мечтать об империи … В New Frontiers игроки строят космические империи через откРытие технологий, исследование и колонизирование миров, производство товаров, и продажу этих товаров за кредиты или победные очки. Сможете ли Вы построить самую успешную галактическую империю?” Ну что сказать? Даже в описании темы игры упомянуты абстрактные “победные очки”. Далее — индиректное взаимодействие игроков, копание в своем огороде, горка за сбор победных очков и построение движка. Как уже сказал, типичное евро.

Плохо ли это? Ни в коем случае. Игра определенно предлагает большой набор стратегий, игра идет плавно и нет особой задержки, так как действия простые и быстрые, и даже в чужой ход вы что-то делаете, благодаря механике “один выбирает, все делают”. И это бесспорно плюс перед другими евро играми с подобным уровнем сложности, где иногда приходится ждать довольно долго пока придет твой ход и пока предыдущие игроки делают свои действия в своем “огородике”.

С другой стороны — игра не предлагает ничего такого уж революционного. Как я сказал в самом начале, подобные механики использовались еще в старой классике Пуэрто Рико. К этому однако прибавляется весьма своеобразная иконографика, которая видимо перекочевала из предыдущих игр серии. Возможно, тем кто знаком с ней из тех игр, она понятна, но для новичка в этой линии она повышает значительно порог вхождения, так как откровенно пугает своим схематично-алгоритмическим видом.

Общий вид галактики ближе к концу партии — фото Чешира

Так же, по моему мнению, подкачало и художественное оформление. Оно оригинально, но кажется что оригинальность поставлена основной целью, и от этого страдает общая визия. У вас имеется очень сильный контракт, между абсолютно пустым в плане художественного оформления огромным планшетом игрока странной формы и чересчур нагроможденным оформлением тайлов планет и технологий, где в одно смешаны большое количество игровых обозначений и тематический арт. Причем иконки даже не постарались как-то оформить в гармонирующее единое целое с картинкой арта. Сам арт, как я понял перенесен с карточек Борьбы за галактику, но так как картинка вырезана из первоначально прямоугольной формы в круглую, иногда очень трудно понять что же на ней изображено. Ведь если художник с самого начала рисует для круглой форм, расположение объектов и вся визия были бы чуть другими, чтобы картинка воспринималась целостно в этой форме. Тут не пропадает чувство что что-то интересное осталось за обрезанными краями. И это в лучшем случае. В худшем вообще не понятно что изображено на картинке. Чуть лучше положение с технологиями (особенно большими), но там картинку до большой степени закрывают наложенные на нее обозначения и надписи.

В целом, я думаю, что игра может хорошо зайти людям знакомым с ее стилистикой обозначений и механиками — те кто уже собаку съел на Кабаре и Борьбе. Игра в механическом плане предлагает весьма своеобразные интересные ощущения. Так же она возможно зайдет любителям евро средней сложности и высокой сухости (в плане атмосферности и погружения в тему). Если же вы любитель поглазеть на красивые компоненты и вообще порадовать глаз, не загружая себя множеством схематичных иконок и надписей, то лучше пройдите мимо.

Что касается меня, то разнообразие стратегий, требование к адаптированию в сложившейся ситуации и возможность построения интересных движков перебило раздражение от художественного оформления игры. То есть игра мне понравилась, хотя я бы предпочел чтобы планеты остались в виде карточек в колоде, а не кружочков в мешочке.

Designer: Thomas Lehmann
Artist: Martin Hoffmann, Claus Stephan
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .

Один комментарий к “Колобками по Галактике (New Frontiers)

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *