Ты туда не ходи! Кирпич башка упадет — совсем мертвым будешь! ( Architects of the West Kingdom)
Только закончилась война за наследство Людовика Благочестивого, короля Каролингской империи. В Вердене трое наследников, сыновья Людовика, решили прекратить войну и поделить меж собой империю отца. Западное Королевство досталось младшему из сыновей усопшего короля — Карлу ІІ Лысому. Конечно, новое королевство — это не только набор земель, вассалов и налогоплательщиков, это еще и определенные инвестиции в создание королевского двора.
Министры наняты, генералы назначены, осталось дело за малым — найти главного королевского архитектора. А это дело важное, так как каждому королю хочется отметиться в истории каким-то архитектурным извращением, которому будущие поколения будут дивиться и в котором будут искать скрытый смысл. И вот, клич брошен, и главный королевский архитектор скоро будет выбран. Но абы-кто не может просто так участвовать в конкурсе: королевским архитектором может стать только тот, кто доказал свой талант в сооружении зданий, и у которого имеется безупречная репутация.
Сами понимаете, что такой пост несет за собой не только огромную ответственность, но и многочисленные привилегии, статус в обществе и богатство. То есть, все те три вещи, ради которых люди веками убивают и калечат друг друга без каких-либо угрызений совести. Так и в этом конкурсе: все методы хороши, если ведут к победе. Конкурс привлекает внимание как благородных гениев архитектуры, мечтающих (как и короли) оставить след в истории, так и хитрых барыг, надеющихся сколотить состояние на королевских заказах. И игроки в новейшей настольной игре «Архитекторы Западного Королевства» (Architects of the West Kingdom) будут среди этого множества кандидатов.
Игра — первая из новой серии игр автора небезызвестных «Raiders/Explorers/Shipwrights of the North Sea». В этот раз, однако, мы не дикие викинги, которые рвуться в бой и мечтают награбить богатств, а жители Западного Королевства Франков, живущих в очень непростое время. К настоящему моменту уже объявлена вторая игра серии — «Паладины Западного Королевства». Как я уже писал выше (и как ясно из заготовка игры), в первой части вы примерите на себя роль средневековых архитекторов, которые пытаются впечатлить короля.
Игра рассчитана от 1 до 5 игроков, причем вариантов игры против коробки два: кроме стандартного соло прохождения, в игре существует вариант игры двух игроков против бота. Ну, а мы рассмотрим, как играю живые люди (и коты!) друг против друга.
Каждый игрок в начале получает по комплекту работников (20 штук) и набор из трех карт планов зданий, которые раздаются системой драфта. Для тех, кто не знает что такое драфт, поясню: каждому игроку раздаются по 4 карты из колоды зданий, они выбирают по одной и оставляет себе, а остальные карты передают по кругу другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока каждый не выберет три карты, а последние карты уходят в сброс (на дно колоды).
Дальше уже зависит от того, договорились игроки играть в базовую версию, или версию с асимметричными персонажами. В базовой версии первому игроку даются 3 монеты, а каждый следующий получает на одну монету больше своего предшественника. Все начинают со значением репутации 7. Если же вы решите играть с асимметрией, то у каждого игрока (в зависимости от выбранного цвета) будет своя стартовая ситуация: разное количество денег, репутации, ресурсов, карточек заданий и, возможно, даже кто-то начнет игру с несколькими работниками в Тюрьме. Также в таком варианте у героев есть свои специальные способности, которыми можно (нужно!) пользоваться во время игры. Лично я сразу рекомендую начать играть в асимметричную версию. Она совсем немного усложняет игру, но дает хорошую дозу разнообразия в стратегии игроков.
В игре нет раундов как таковых, а просто идет череда ходов. Каждый игрок в свой ход может поставить на борд игры ровно одного работника и выполнить соответствующее действие, после чего ход переходит следующему игроку. В игре вы будете пытаться собирать ресурсы и использовать их для постройки своих проектов, или для участия в постройке нового королевского кафедрального собора.
Игра мало отличается от стандартных евро-игр с размещением работников. Ты ставишь работника на определенное поле на борде и производишь соответствующее действие. Но, все же, есть две особенности, которые и делают эту игру весьма уникальной и интересной.
Первая особенность — это кумулятивный эффект. Чем больше ваших работников уже стоят на одном месте — тем сильнее будет эффект вашего следующего посещения его. Например, когда вы идете в лес рубить дрова своим первым работником, вы получите всего лишь одну единицу дерева. Но в последующих ходах, когда вы поставите второго своего работника туда же, вы получите уже 2 единицы дерева — и так далее. Кроме того, есть места, где предлагаются действия на выбор. При размещении первого работника вы сможете сделать одно из предлагаемый действий, а после того как поставите второго (и последующих) — у вас уже будет возможность совершить другие действия, или повторить несколько раз одно и то же.
Если учесть, что мест для расположения работников в игре не так уж и много (и не все обязательно вам пригодятся), а работников у вас целых 20 штук, то в целом ресурсы не будут большой проблемой в игре (если играть с умом). Однако тут в игру входит вторая интересная механика.
Видите ли, середина ІХ века была во Франции непростым периодом. Восстания и мелкие войны часто досаждали Карлу ІІ в начале его правления (возможно, именно это и проело плешь на его венценосной макушке). Соответственно, у него развилась логичная паранойя от больших сборищ людей на одном месте. Трое — это митинг, четверо — бунт, а пять — это уже революция! Но так как технологии в те времена позволяли осуществлять весьма ограниченный контроль над населением, власти прибегали к испытанному методу — доносам. Итак, на игровом поле имеется место, которое называется Городской Ратушей, куда можно пойти своим работником и накатать донос. Сделав это и заплатив соответствую сумму за рассмотрения доноса чиновником, вы получите право на произведение гражданского ареста. Вы выбираете одно место на поле игры — и забираете оттуда одну или две группы работников одного цвета (чужих или своих). Чужие идут в ваш личный острог и будут ждать там освобождения, а ваши просто возвращаются к вам и готовы снова отправиться добывать ресурсы, строить и выполнять другие ваши приказания. Это, кстати, можно сказать, единственный способ возвращать своих работников с поля в запас. Ну, а что касается захвата чужих работников, то тут надо отметить, что сперва это выглядит просто как механика ограничения рабочей силы противника. Однако тут закопан более глубокий смысл. Обычно чужих рабочих вы забираете с того места, где их уже и так много. А если учесть предыдущую особенность игры, то убрав эту ораву с поля, вы буквально перезапускаете эту локацию для игрока. Теперь, чтобы получать оттуда что-либо полезное, ему придется снова начинать все сначала. Например, раньше игрок имел в лесу 5 работников и, при следующем выставлении работника туда, он должен был бы получить целых 6 дерева за один ход. Но после того как вы устроите там облаву, если он выставит работника в лес — тот уже будет одинок, и принесет только одну единицу ресурса.
Что же делать с этими арестованными чужими работникам? Вы конечно можете их держать в остроге, реально ограничивая действия оппонента, но, вероятнее всего, это будет невыгодно — их сравнительно легко можно выкупить, заплатив штраф в Тюрьме. Причем заплатив этот штраф игрок возвращает всех свои работников, которые в этот момент содержаться в острогах других игроков. Поэтому лучше как можно скорее самому пойти в Тюрьму и сдать нарушителей властям, получив вознаграждение за каждого сданного серебром.
Стоит упомянуть, что не все места на карте позволяют располагать в них любое количество работников. Такими исключениями являются Черный Рынок и Гильдия Строителей. На Черном Рынке можно купить дешево редкие ресурсы, такие как золото и мрамор (мрамор вообще не производится на игровом поле и его можно только купить), а так же дешево нанять Помощника, или получить новые чертежи зданий. Но надо иметь в виду, что это занятие нелегальное. Там есть всего три места. И когда они заполнятся — все три работника с этих мест отправляются прямиком в Тюрьму, а также становятся причиной большого Шухера. Если в этот момент у кого-то есть больше трех рабочих в Тюрьме — он получит урон репутации; а тот, у кого больше всего работников в Тюрьме, — получит сверху еще и долговое обязательство, которое отнимет у него 2 победных очка в конце игры, если не будет выплачено.
Второе место, где работники располагаются по другим правилам, — это Гильдия Строителей. В зависимости от количества игроков в Гильдии есть ограниченное количество ячеек, каждая под одного работника. В них игроки будут располагать своих работников чтобы строить (свои здания или королевский собор). Оттуда нельзя арестовывать работников, и выставленные туда работники остаются там до конца игры. Они же (ячейки) являются и своеобразным таймером конца игры: когда все ячейки заполняются, игроки делают еще по одному ходу и игра заканчивается.
Здания строятся из карт проектов на руке (условия: игрок может заплатить нужное количество ресурсов и имеет нужных для постройки Помощников). Помощники — это карты, которые игрок может покупать (как и проекты зданий) на локации Мастерской. Они тем или иным способом усиливают действия игрока в той или иной локации. Карты зданий и работников в руке игрока имеют ограничения: нельзя иметь больше 6 планов зданий, а Помощников нельзя иметь больше пяти (хотя их можно в любое время менять, увольняя старых). А вот количество построенных зданий никак не ограничивается. Здания дают какое-то твердое количество победных очков + условие получения очков в конце игры и/или немедленное действие.
В строительстве собора можно принять участие почти таким же образом. Только вы не выкладываете карту здания перед собой, а скидываете одну карточку с руки и платите ресурсы, необходимые для постройки следующей стадии собора. В конце игры вы получаете победные очки в соответствии с уровнем собора, которого вы достигли. Тут однако интересно то, что собор представляет собой пирамиду, а на самом верхнем уровне есть только одно место. И до вершины пирамиды дойдет только один игрок. Даже на среднем уровне вам могут помешать продвигаться наверх, если все клетки следующего уровня уже заняты другими игроками: придется подождать, пока один из них двинется наверх и освободит вам место. Ну, а за каждое свое участие в постройке храма вы получите награду в виде повышения репутации и, возможно, немного ресурсов.
Кстати, о ней, о репутации, о которой я уже несколько раз упоминал. Это весьма забавная механика в игре. Разные действия могут привести к увеличению или падению вашей репутации. Ценность репутации колеблется от 0 до 14. Факторы, которые влияют на нее, очень разнообразны. Есть два стабильных способа потерять репутацию: кража из налоговой казны (за размещение рабочих на некоторых местах приходится платить, а часть этой платы идет в налоговую казну, где и накапливается) и использование Черного Рынка. Кроме того, увеличить или уменьшить репутацию можно через наем некоторых Помощников и строительство зданий. В конце игры хорошая репутация принесет вам дополнительные победные очки, а плохая, соответственно, избавит вас от некоторого количества победных очков при финальном подсчете. И хотя сомнительная репутация — это нечто плохое в конце игры, в течении игрового процесса она может быть весьма полезна, так как освобождает от необходимости платить налоги, и тем самым позволяет тратить меньше серебра. Главное, что нужно запомнить по этому вопросу: при репутации 10 и выше для вас будут закрыты врата Черного Рынка, а при репутации 4 и ниже вас и на пушечный выстрел не подпустят к постройке королевского собора.
В игре есть еще несколько мелких моментов, с которыми вы и сами сможете ознакомиться при чтении правил игры. Они не очень оригинальны и нет смысла описывать их тут подробно.
Как я уже говорил, игра заканчивается когда все места в Гильдии Строителей будут заполнены. При финальном подсчете учитываются очки от построенных зданий и участия в постройке собора, деньги (1 ПО за 10 монет) и ценные ресурсы (мрамор и золото 1 к 1). К этому всему добавляется значение с трека Репутации, и вычитается некоторое количество очков, если в конце игры у вас есть неоплаченные долги и работники в Тюрьме. Кто собрал больше всего очков — тот и объявляется новым королевским архитектором. При равенстве очков победитель определяется сперва по Репутации, а если и там все равно — деньги решают все.
Итак, каковы же мои впечатления от игры.
Не стоит заблуждаться — это весьма сухое евро. Тематика в игре почти не чувствуется, но совсем не потому, что она плохо прикручена к механике — это не так. Все механические действия хорошо оправданы темой и вписываются в контекст эпохи. Тут, скорее, тема становится жертвой динамики игры. Ходы настолько быстрые, что у вас нет особого времени для отыгрывания ролей — короткое время между своими ходами вы будете стараться использовать для чисто механического анализа ситуации и составления плана на свой ход. И это приемлемая жертва, так как игра захватывает внимание достаточно, чтобы не нуждаться в мета-факторах, которые бы заполняли пустоту. Более того, механические решения иногда настолько богаты и интересны, что завлекают вас в сложные несколько-ходовые комбинации. Причем, в игре нет случая, когда вы не знаете что делать. Проблема, скорее, решить в каком порядке делать то, что вы задумали, так чтобы никто не остановил вас в середине полета несвоевременным гражданским арестом.
Арт в игре, по моему мнению, замечательный, но при этом не мешающий функциональности игры. Это ситуация обратная той, что сложилась, например, в Феоде, где из-за арта часто трудно рассмотреть разные элементы игры. Тут все не так: сухое схематическое оформление прекрасно сожительствует с мультяшным пейзажем и персонажами, которые иногда очень напоминают героев мультиков Арменфильма. Иконографика сперва может немного ввести в недоумение, но после первых ходов уже никаких вопросов возникать не будет, так как после ознакомления с механикой игры система оформления самой иконографики становится очень логична и понятна.
Разнообразие в игре обеспечивается двумя колодами (по 40 карт каждая) Помощников и Зданий. Все здания уникальны и не повторяются. Причем даже сами их эффекты оригинальны, а не просто разные картинки зданий с одним и тем же эффектом. Они в большой степени будут формировать стратегию и определять выбор Помощников, которые, хоть и не так разнообразны, но все же в большинстве случаев имеют весьма различающиеся эффекты. Конечно и сам стиль игры противников будет влиять на разнообразие, так как игра и в этом плане дает достаточно путей. Игрок может делать упор только на стройку, поддерживая низкую репутацию и надеясь компенсировать потерю очков через строительство большого количества зданий. Кто-то может даже не пытаться строить что-либо и просто собирать деньги и драгоценные ресурсы. А третий может сделать ставку на высокую репутацию и стремиться занять вершину собора (как делал я). Как показала практика, все пути одинаково перспективны, и в конце игры разница в очках сравнительно небольшая, что, по моему мнению, доказывает существование хорошего баланса.
В целом, игра мне понравилась намного больше, чем база первой игры из трилогии про викингов, где развитие было достаточно линейным. Как резюме: я очень рекомендую всем попробовать эту игру. Правила в ней достаточно простые даже для новичков в нашем хобби, а повороты и тактики в ней, думаю, удовлетворят даже искушенных игроков. Я же очень жду когда начнется кикстартер-кампания на вторую часть трилогии («Паладины Западного Королевства»), в которой я обязательно поучаствую.
Ну, а людям, которых эта игра заинтересовала, но они не имеют доступа к западному рынку или трудно справляются с английским языком (который присутствует только в правилах), хочу сообщить радостную новость: в России компания «Лавка игр» заявила о своем намерении локализовать игру. К сожалению, о сроках реализации этого намерения информации у меня нет.
Designer: Shem Phillips, S J Macdonald
Artist: Mihajlo Dimitrievski
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться о этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Ты туда не ходи! Кирпич башка упадет — совсем мертвым будешь! ( Architects of the West Kingdom): 4 комментария
А меня партия в Архитекторов разочаровала. Играли на 3х. Ощущение, что играешь во что-то невзрачное и плохо подогнанное.
Игра вообще не давала ощущения, что ты можешь сделать хоть что-то. Все возможности сразу обрубали. После двухчасовой партии осталось ощущение сизифова труда. Откуда начинали — там и остались.
Причём, такие впечатления после партии были у всех 3х игроков. Даже у победителя.
Странно, но возможно. Я играл уже три партии с разными людьми. Все в восторге 😉
Спасибо за статью.
Подойдут ли Архитекторы в качестве знакомства с евро играми. Хочу купить для семьи, но боюсь что может оттолкнуть сложность или время партии. Может быть есть другие евро игры более подходящие для знакомства с жанром.
Ох, трудный вопрос. Возможно для знакомства с евро-играми Архитекты чуть тяжеловаты. По сути там ничего сложного нет, но надо за многими вещами следить. Возможно для первого знакомства я бы скорее предложил игру с меньшим взаимодействием игроков, например Santa Maria.