Банальный мир волшебных книг (Ex Libris)
Многие из нас представляют работу в библиотеке очень скучной. Это годы и годы переучета каталогов, расстановки книг в правильном порядке и преследование людей, которые вовремя не возвращают книги, досадными напоминаниями по почте и угрозами штрафов. Тут должен быть драматический оборот вроде «А вот и не правы!», но, по сути, все так и есть на самом деле. Это работа для спокойных людей, обожающих однообразие в жизни и чтение книг.
Но нет запретных тем для создателей настольных игр и поэтому никого не удивил тот факт , что кураторы библиотеки превратились в героев одной из новейших настольных хитов 2017 года — Ex Libris.
В некотором царстве, волшебном государстве располагалось населенное место сельского типа, в котором очень любили читать. Многие жители поселка так любили книги, что со временем стали настоящими коллекционерами редких , а иногда и опасных, томов. Однако единственное чего не хватало в поселке так это настоящей общественной библиотеки. Мэрия решила это исправить, но столкнулась с проблемой — выбором главного библиотекаря. Все в поселке любили книги, но не все умели их правильно хранить и держать свои коллекции в правильном порядке, как это должно быть в любой уважающей себя библиотеке. Поэтому мэрия объявила конкурс. В определенный день к каждому желающему стать главным распорядителем общественной библиотеки придет инспектор с формуляром B-7c для оценки порядка в коллекции кандидата. Тот кто постигнет наивысшую оценку, тот и получит желаемую почетную должность.
Само собой разумеется, что игроки в этой игре выступают в роли кандидатов-библиофилов, чья цель будет в кратчайшие сроки дополнить и реорганизовать свою коллекцию в вид, который принесет им самую высокую оценку во время инспекции в конце игры.
Все книги в игры распределены в 6 категориях: Проклятые Кодексы, Фантастическая Фантастика, Исторические Томы, Руководство по Чудовищам, Сборники Отсылок, Заклинания и Отвары. Для каждой из категорий есть карточка. Из этих 6 карточек сперва вытаскиваются две и кладутся на борд Поселка соответственно на место Любимых и Запретных книг. Любимые книги это хиты сезона в Поселке — их хотят прочитать все и они особенно популярны. В конце игры игрок, в чьей коллекции больше всего томов этого жанра получит дополнительно 15 очков. Запретные книги — точно наоборот. Эти книги по той или иной причине подвержены цензуре, и хотя это не останавливает заклятых книголюбов держать их в своей коллекции, каждый запрещенный том вычтет из окончательного результата кандидата 1 очко. Из оставшихся карточек категорий каждому игроку раздается по одной и это как бы будет специализацией их личной библиотеки. В конце игры каждая книга этой категории принесет игроку 2 очка.
Так же каждый игрок получает по две карточки библиотекарей из 12 возможных. Игрок из двух данных ему случайных героев должен выбрать одного. Герои вполне в стиле фантастической тематике. Тут не только респектабельные белобородые волшебники и пухленькие ведьмочки в стильных черных шапках. На выбор вам предлагается полный диапазон любителей современной магической литературы — гоблин, мумия, механический конструкт, желатиновый куб, книжный червь, орангутан (привет Терри Пратчетту) и т.д. На планшете каждого героя так же отображена его специальная способность и место для домашних действий. домашние действия у всех героев одинаковые, и их я объясню попозже. Так же игрок получает свою уникальную фигурку библиотекаря и две фигурки гномов-ассистентов.
Перед бордом города выкладывается планшет здания Хижина Ведуньи. Остальные 17 планшетов замешиваются лицом вниз и образуют стопку Зданий. Из колоды полок (карт всего в ней 152) каждому игроку раздаются по шесть карт в руку. Это будет коллекция игрока до начала игры, которую он должен будет расставить в соответствие с библиотечными стандартами. Перед тем как расскажу о ходе игры, опишу анатомию самих карт. На карте показан сегмент книжной полки, на которой находятся от 2 до 4 томов. Заголовки книг представляют настоящие шедевры юмора или коверкания знакомых заглавий, вроде «Руководство Боба Хоблина по Хобгоблинам» (Bob Hoblin’s Guide to Hobgoblins) или «Рыцари борющиеся за права оруженосцев» (A Knight Fights for His Squire’s Rights). Каждая книга принадлежит к одной из 6 категорий. Конечно же все заглавия на полке начинаются с одной буквы и это отмечено в верхнем левом углу карты, а под буквой имеются два числа в формате Х/У, где У это количество карт к этой буквой в колоде , а Х — очередность полки внутри ряда этой буквы.
Хоть заголовки и интересно читать, они всего лишь украшение. Вся игра будет крутиться вокруг обозначений категорий и индекса в левом верхнем углу. В течении игры вы будете выкладывать мозаику своей библиотеки стремясь сделать так что бы полки с права налево и сверху вниз следовали определенной очередности. Буквы должны быть расположены в азбучном порядке, а полки одной и той же буквы в правильном порядке в соответствии с нумерацией внутри самого ряда буквы. Так например А 2/7 должна находиться после А 1/7 и перед А 3/7. Вы не обязаны будете собирать полные комплекты. Например, в вашей библиотеке может вообще не быть книг на А , или быть только одна книга А 5/7. Важное что бы книги были выставлены в правильной последовательности. Соответственно, первая книга второго ряда должна следовать по индексации за последней книгой первого (тот который сверху).
Когда вы располагаете карту вы не обязаны обязательно ставить ее в нужном порядке. Иногда придется ставить карту, с надеждой потом поменять ее место или просто что бы заполнить дырку. Однако в конце игры при подсчете очков, каждая карта которая не будет вписываться в правильный порядок индексации, будет перевернута спиной вверх (пустой полкой) и соответственно не принесет очки за расположенные на ней книги. Ограничений в расположении полок во время игры только два — новая полка должна упираться одной из сторон в уже поставленную полку (ортогонально) и вся библиотека не может расширяться больше чем на три горизонтальных ряда. Все остальное — дело вашей личной стратегии.
И так, как мы уже поняли Поселок этот волшебный и ничто здесь не стоит на месте. Даже улицы и магазины. Каждый ход перечень доступных вам мест для посещения в городе будет меняться. В ходу вам будут доступны количество зданий равных количеству игроков. В первом ходу одним из этих зданий будет Хижина Ведуньи (№1 из 18). Эти здания являются местами куда вы можете отсылать своих работников — библиотекаря и гномов-ассистентов, что бы выполнять разные действия. Действия в основном сводятся к приобретению новых полок из колоды с книгами, размещением и реорганизации их в своей библиотеке. В начале каждого хода здание с самым маленьким номером переместиться на табло города, а остальные здания буду отправлены в сброс. После чего из колоды зданий будут открыты новые. Таким образом с каждым ходом общее количество доступных зданий будет расти, за счет остающегося с каждого хода одного здания. При нежелании или невозможности расположения работника в городских зданиях, всегда можно использовать свой личный планшет с домашним действием. Оно одинаково для всех и дает вам или вытянуть новую карту из колоды с полками или расположить одну карту из руки перед собой в уже оформленной коллекции.
В течении хода каждый игрок по очереди выставляет одного своего работника и производит соответствующее действие, пока все работники не будут использованы. Если в этот момент у кого-то из игроков в коллекции выложено определенное количество полок или больше, то начинается последний ход. Он проводится как обыкновенно, но после него уже производится подсчет очков.
При подсчете каждый игрок инспектирует коллекцию игрока слева на предмет ошибок в алфавитном и цифровом порядке. Слава богу, на карточках Библиотекарей прописан английский алфавит. После чего игроки подсчитывают сколько у кого книг разных категорий. Далее каждая коллекция проверяется на стабильность полок. Каждый игрок определяет самый большой массив полок шириной как минимум две колоны и выстой как минимум в два ряда, который заполнен полностью полками (даже если они пустые) и начинается с нижнего ряда. Каждая книга в этом массиве дает игроку по одному очку. Игрок с наибольшим количеством любимых книг получает 15 очков, второе и третье место соответственно получают по 9 и 4. Как уже сказал ранее, каждая запрещённая книга вычитает одно очко из общего результата. Далее следует оценка разнообразия коллекции. Берется количество книг в наименее представленной категории (не считая запрещённые книги) и умножается по 3. И в конце раскрывается специализация библиотеки игрока и каждая книга соответствующая специализации приносит игроку по два очка. Все это суммируется и тот кто собрал наибольшую оценку и становится Главным Библиотекарем Поселка.
По сути эти игра могла бы стать весьма неплохой асимметричной игрой с расположением работников. Специальные способности разных героев весьма занятны и предлагают хитрые комбинации и контра-комбинации. При этом они сделаны очень тематично и в них прослеживается суть самого образа библиотекаря. Однако все же это игра на собирание сетов и некая головоломка по их оформлению. Так что же я думаю об этой игре?
Я считаю, что это самая тематичная игра, в которую я играл. Тема просто так и прет из всех щелей. Вы реально чувствуете себя настоящим библиотекарем. Все прелести библиотечной жизни перед вами. И все бы хорошо, если бы не то, что я сказал еще в начале этого обзора. Работа библиотекаря невероятно скучна. Наверное в множестве людском вы и найдете библиотекаря который с энтузиазмом будет рассказывать вам о своей работе, но это будет или молодой и еще не утружденный опытом специалист прямиком тепленький из университета, или человек которого свели с ума годы библиотечного опыта.
Первые 15-30 минут игры вам очень весело читать заголовки книг. Они реально шикарны и очень смешные (если конечно вы знаете английский или русские локализаторы постараются), но как бы это не было весело это очень быстро надоедает. В игре 510 уникальных заголовков книг и ни одно из них не повторяется, но в какой-то момент ты понимаешь , что они созданы на базе нескольких шаблонов и как-то уже не так интересно и смешно их читать. Время от времени появляется что-то очень замечательное и вы быстренько все хором над этим посмеетесь, но это будет все реже и реже. А уж что говорить когда вы сядете играть второй или третий раз — этот элемент полностью пропадет. И останется только нудное и мучительное собирание нужных вам полок для оформления коллекции и максимизирования очков. Вчетвером мы играли в игру около 3 часов. Если убрать объяснения правил, останутся 2 часа. Все эти два часа заполнены тем, что игрок пялится в индексы в верхнем левом углу карты и надеется получить нужные ему карты, что бы сделать свою идеальную библиотеку. А так как карты уникальны и не повторяются, а игроки большее количество карт держат на руках очень долгое время, игрок может никогда не дождаться той заветной карты, которая заполнит пустоту в его великолепном плане. А может она где-то в бездонной колоде. Игроку могут прийти сразу карты для идеального построения, или же не прийти никогда. Причем дело ведь не только в порядке расстановки полок, надо еще собирать и любимые всеми книги, и избегать запретные тома, и приблизительно развивать все категории равномерно, что бы взять очки за вариативность. То есть игра по сути является своеобразной головоломкой. И в этом не было бы ничего плохого, если бы она не продолжалась так долго. Игры головоломки не должны продолжаться больше 30 минут. Конечно это мое личное мнение, но вы же не ожидали тут мнения кого-то другого? 😉
В общем, если вы склонны по жизни к работе в библиотеке (но без единственного хорошего бонуса — читать книжки на работе), то эта игра вам очень зайдет. Мне же она откровенна была скучна. Я бы решил, что дело во мне, но она была скучна почти всем из моих знакомых, которые в нее играли. Один из тех кому игра понравилась, сам признался, что просто фанатеет от головоломок.
Игра имеет хорошие оценки на BoardGameGeek, но я с ними не согласен и игру рекомендовать не могу. Для меня в ней слишком много библиотечного, что убивает по сути не плохой worker-placement.
Designer Adam P. McIver
Artist Jacqui Davis, Adam P. McIver, Anita Osburn
Страница игры