Сказ о том как викинги с англичанами кубы гоняли ( 878: Vikings – Invasions of England)

Сказ о том как викинги с англичанами кубы гоняли ( 878: Vikings – Invasions of England)

Согласно преданиям жил когда-то в Дании именитый Рагнар Лодброк и известен он был тем, что был одним из первых лидеров, которые привели викингов в Англию. Пограбил, понасиловал, и вернулся в Данию, что бы всем рассказать и позвать больше народу пограбить и понасиловать англичан. По правде говоря, Англия тогда была раздроблена на мелкие королевства и процесс объединения только зарождался и тут, вот те на, приплыли безумные варвары и всех грабят и убивают. А для викингов «слабые англичане» как подарок богов, да еще и в церквях полно золота — без дела пролеживает в странных крестовидных формах. Так плавали и плавали, пока англичанам все это не надоело и они дали отпор наглому авантюристу. Ну и пришибли сгоряча. И все бы так и обошлось, но у Лодброка было 12 сыновей и все в батьку — хлебом не корми, дай поубивать и пограбить. Осенью 865 года на берега Англии высадилось Великое войско датчан под предводительством множества конунгов и ярлов, среди которых и жаждущие мщения сыновья Рагнара. Викинги грабили земли англичан в продолжении долгих 13 лет пока король Альфред (позднее прозванный Великим) 5 мая 878 года не разбил викингов в битве при Этандуне, что позднее привело к мирному договору, который обговаривал условия совместного сожительства англичан и переселившихся на остров датчан. Более красочно и графично обо всем этом рассказывает нашумевший сериал «Викинги».

Но я сегодня расскажу про игру, которая основывается на этих событиях — 878: VikingsInvasions of England.

В игре участвуют 4 фракции, по две за каждую сторону — берсеркеры и северяне за викингов и тэны и хускерлы за англичан. По идеи игра рассчитана на четверых игроков, но если игроков меньше, то один игрок возьмет на себя управлениями двумя фракциями. В любом случае в игре всегда участвуют все 4 фракции. У каждой фракции есть своя колода командных карт, набор фигурок и кубики в соответствующем цвете и количестве.

Все действие нашествия Великого воинство производится на карте Англии разбитой на графства, которые со своей стороны собраны в четырех королевствах — Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия и Весекс. Так же Англия омывается 4 морями — Северное море, Ирландское море, Севернское море и Английский Канал. В некоторых графствах есть важные города, а некотрые из этих городов еще и центры сбора войск. По сути, вся игра и крутиться вокруг городов — викинги стараются их завоевывать, а англичане — удерживать и отвоевывать обратно.

В начале игры на карте расположены только англичане, разбросанные по графствам в разных комбинациях хускерлов и тэнов. Живут себе припеваючи и горя не знают. Однако в первом раунде игры первый ход обязательно за северянами. Игрок, контролирующий северян (черные), получает первую карту викингских лидеров — Великая викингская армия Халфдана (одного из сыновей Лодброка). Далее каждый ход будет тянуться по одной карте викингских лидеров. На каждой такой карте указано имя лидера, количество войск (берсерков и северян) которое он с собой приводит и море, с которого он выходит на берега Англии.

Середина третьего раунда. Карта почти пустая, ибо два первых хода выпали на англичан и они сократили число викингов. Но предстоят два хода викингов … — фото Георгия Павлова

Как я уже сказал ранее, у каждого игрока имеется своя колода командных карт. Большинство из них  — карты передвижения. Эти карты имеют два параметра — количество ходов и количество армий. В свой ход игрок может сыграть только одну такую карту и передвинуть соответствующее количество армий через определённое количество граничащих меж собой графств (каждую армию). Армией считается любое количество войск своей стороны (стороны — англичане и викинги), которые в начале хода находятся в одном графстве и среди которых есть хотя бы один воин вашей фракции (цвета). То есть вы спокойно в свой ход можете передвигать и войска из фракции вашего союзника. Армия может по пути оставлять свою часть в графствах , через которые проходит, но не может подбирать воинов по пути. Так же если армия войдет в графство с вражескими войсками ее ход останавливается. После того как игрок передвинул все свои армии, игра переходит в фазу сражений.

Сражения имеют очень простую механику. Игроки кидают по одному кубику за каждого своего война. За каждого война, однако кидается кубик соответствующего цвета. Чаще всего , кубиков будет меньше чем воинов и в таком случае кидается максимальное доступное количество кубиков. А это не так уж и много. С каждой стороны есть по одной фракции с 2 кубиками (берсерки и хускерлы) и по одной с 3 (северяне и тэны). Фракции с меньшим количеством кубиков имеют больше шансов нанести урон чем те с 3 кубиками. Кубики для каждой фракции разные в свете того как и в каких количествах на них комбинированы  3 символа: мечи (топоры), рог и бегущий воин. Мечи уничтожают одну фигурку врага, рог позволяет игроку вывести одну из своих фигурок из битвы в соседнюю провинцию , где есть его войска, а бегущий человек заставляет одну фигурку убежать с поля боя — это дезертиры.

Конечно же, тут проявляется разница между фракциями. Например, берсеркеры на кубиках не имеют сторон бегства и имеют 4 стороны с мечами. Однако, в битве первым в бою умирает обязательно берсерк. С другой стороны, тэны чаще бегу, так как у них две стороны возможности отступления и две бегства, но это хотя и делает их слабыми войнами, превращает их в очень стратегический ресурс. Но что бы это понять, сперва надо объяснить еще несколько механик.

И так сражение идет, пока на поле битвы не останутся единицы только одной стороны. Убитые возвращаются в склады игрока, а убежавшие идут в специальное место (назовем его Чистилищем) и сохраняются там до следующего хода соответствующего игрока. Надо отметить, что защитники всегда кидают кубики первыми и наносят атакующим урон до того как будут кидать кубики нападающие. А еще хоть англичане и имеют более слабых в боевом отношение воинов, но в защите они могут призывать местное ополчение — Фирд. Английский игрок тянет карточку из соответствующей колоды, которая может прибавить перед битвой к его войску до 5-6 крестьян с вилами. Хоть они и слабые (их кубик: 2 меча-3 бегства- одна пустая сторона), но все еже у них есть шанс нанести урон, а если не нанесут, все равно очень качественно выступают в роли пушечного мяса и поглощают первый урон от нападающих викингов, давая тэнам и хускерлам второй шанс.

Последняя битва Берна Железнобокого — фото Георгия Павлова

Как уже сказал, первыми в первом раунде играют северяне, их огромная армия находится в Северном море и сыгрывая командную карту, игрок вводит их на земли Англии. Тут сразу же необходимо рассказать об основном отличии викингов и их стиля игры от англичан. У викингов еще с первого хода есть лидер, и если они будут беречь лидеров, то с каждый ходом их будет становиться все больше. Лидер передвигается в составе армии по тем же правилам как и обыкновенные армии, но со следующим исключением — он может проходить через вражеские территории боем. Когда армия с лидером зайдет в графство с вражескими войсками сразу же происходит битва, а не в конце фазы передвижения. Если еще с первого броска кубиков викинги уничтожат врага, то армия продолжает двигаться дальше. Однако если при первом ударе враг не уничтожен, каждая следующая серия бросков уменьшает ход армии на 1.

Имея в виду, что армия англичан в начале разбросана, и максимум в графствах расположены по 2-3 английских война, первый ход викингов это безмятежная прогулка армии с лидером по прибережным городам. У англичан имеется только один лидер в игре — Альфред Великий, но он появляется едва в пятом раунде и ведет за собой значительно меньшее войско, чем лидеры викингов.

Далее ходы игроков определяются случайным принципом вытягивания из мешочка кубиков с цветом фракций. Когда все фракции вытянуты, и последняя фракция завершила фазу битв, кубики возвращаются в мешочек, и начинается следующий раунд. Кроме первого раунда в начале хода каждого игрока происходит фаза пополнения войск. Англичане добавляют соответствующие войска в города-центры сбора войск (на городах указано сколько и каких воинов они производят). Так как викинги не на своей земле, то их пополнение производится другим способом. Первый игрок викингов в раунде тянет карточку лидера и в соответствии с ней вводит новые войска и нового лидера в игру. Так же в игру возвращаются беглые войны с прошлого раунда — их игроки свободны распределить как им угодно в городах, которые являются центрами сбора войск  для англичан или в подконтрольной побережной территории для викингов.

Эта механика реально превращает беглых в очень сильный инструмент, так как позволяет быстро и без заморочек сконцентрировать значительные силы в местах, которые нужны игроку. Особенно важно это для англичан, которые в свой ход добавляют по 1-2 фигурки в города, а приходится защищаться против орд викингов, которые часто просто не умещаются на территории провинции.

Тут надо сказать, что в колодах командных карт кроме карт передвижения есть и несколько специальных карт с очень сильными действиями, которые могут иногда просто перевернуть ход событий (например, стравить двух союзников и заставить их перед битвой кинуть кубики сперва друг против друга или заставить двух воинов врага переметнуться на твою сторону, или запретить викингам ссаживаться в 6 из прибережных графств, или сменить очередность битвы, так что бы атакующие кидали кубики первыми). Эти карты не ограничивают вас в использовании карт передвижения и играются в определенные моменты указанные в них по желанию игрока.

Игра продолжается восемь раундов и в конце восьмого победившая сторона определяется количеством контролируемых ею городов. Игра может кончиться и раньше, если в конце какого-то раунда викинги контролируют 14 из всего 17 городов или не контролируют ни одного. Понятно кто и когда побеждает в таких случаях. Так же есть еще одно дополнительное условие конца игры, связанное с командной картой «Ведморское Соглашение». В каждой колоде есть по одной такой карте и если в конце раунда (начиная с конца пятого) на столе выложены две карты соглашения одной стороны — игра заканчивается. В этот момент если викинги контролируют 9 и больше городов, то они побеждают. А если нет, то побеждают англичане.

Английская интеллигенция (распознается по наличии очков) всматривается в свои печальные перспективы — фото Георгия Павлова

По механике все. Что же я могу сказать о своих впечатлениях от игры? К сожалению, ничего хорошего.

Начну с темы. Тема интересная, хотя я и не фанат точно этой части мировой истории. Нападения викингов на Англию в большой степени определила ее курс дальнейшего развития и превращение ее в одной из ведущих стран мира на продолжении нескольких веков. В игре, однако, тема натянута за уши. Первое, что кидается в глаза так это нелепое разделение фракций. По сути это не фракции, а боевые единицы одной армии, и почему каждая контролируется различным игроком на стратегической карте — не понятно. Например нормально если в тактической битве рыцарями управляет один человек, пехотой другой, а лучниками — третий, но полный бред назначать полководца лучников в кампании на стратегическом уровне. Берсерки хоть и тематичны в контексте фольклора северных народов, но армия из берсерков это перебор даже по стандартам нордических скальдов (певцов и сочинителей эпических песен).

Но если в начале игры я думал, что надругательство над тематикой, это основной грех игры, в конце я понял, как сильно я ошибался. Игра — праздник случайности. Каждый элемент игры кроме передвижения войск полон случайности. Сперва случайным образом определяется очередность ходов игроков. А это никак не маловажно, так как проверка победного условия производится в конце раунда и последний игрок в раунде имеет возможность производить свои действия с ясным сознанием, что после него в этом раунде больше никто ходить не будет и будет производиться подсчет. Если игра идет на балансе, то последний игрок скоплением сил  и точечным ударом, может постичь условие победы (так, например, произошло в нашей игре). Особенно если речь идет о победе после активации Соглашений. Викинги могут давить весь раунд, что бы добиться 9 подконтрольных города, но из мешочка последним достаётся кубик английского игрока, который производит пополнение войск. А если у него еще и с прошлого раунда много воинов убежало с поле битвы, то он располагает полным арсеналом, что бы сократить число контролируемых викингами городов на 1-2 и тем самым обеспечить победу. Причем, до третьего игрока нельзя ничего планировать, так как план очень зависит от очередности игроков, а в момент активации первого и второго игрока неизвестно кто будет последним или предпоследним, кроме как первые двое принадлежат к одной стороне, а это значит, что вторая сторона может просто биться в экстазе, ибо их два последних хода и они могут делать что захотят.

Из колоды командных карт у игрока в течении хода три карты. Среди них могут попасться супер сильные специальные карты или карты дающие право двигать много армий на много клеток, или же могут попасться  только скудные карты передвижения одной армии на 4 клетки или 3 армий на одну. Очень часто может получиться так, что важная для тебя стратегическая цель находится на одно графство дальше чем тебе позволяет передвинуться карта  и нужная карта не придет еще долгое время. Иногда ты можешь просто проиграть игру только из-за того что у тебя не было в нужное время нужной карты, или из-за того что у твоего противника в руке оказалось две сильные специальные карты и он твой триумф не просто свел на нет но и превратил в свой. И ты знаешь что у тебя тоже в колоде есть такие карты, но до конца игры они тебе не выходят.

На фоне вышеперечисленного, случайный фактор кубиков в битве выглядит совсем невинным, но даже тут игра чисто математически недоработана. Как известно чем больше кубиков, тем больше усредняются результаты, и чем их меньше, тем они непредсказуемее. Когда фракция имеет на поле битвы 7-8 войсковых единиц (что для викингов вполне в норме) и все же в один боевой раунд он за нее кидаются всего 2 кубика, начинаешь невольно задавать себе вопрос: что случится, если битва 3 воина врага на 15 моих? Я все равно не смогу убить врага одним броском, не потому что у него много войск, а потому что мои войска решили сражаться к врагом по очереди группами по 2 человека. Таким образом (и это происходило) вы можете увидеть эпичные ремейки 300 спартанцев в которых 2 хускерла удерживают долгое время и почти убивают войско из 10 северян. Просто потому что одному игроку больше везет.

Я не против случайности в играх. Я люблю случайность на картах в Покорении Марса, я люблю случайность на кубиках в Древнем Ужасе или в Fief: France 1429 (игра той же серии кстати), или даже игру с случайным определением очередности игроков (Pillars of the Earth). Но должен же быть где-то предел , какая-то грань, через которую не стоит переходить. В этой игре эту грань перешли. В игре ничего нельзя планировать — ни сколько войск викинги введут в следующий ход, ни сделают ли они это раньше чем придет твой ход или позже. Ни каков шанс что твои действия не будут остановлены одной единственной супер сильной картой противника. Все что ты можешь планировать это передвижение в свой ход, реагируя на обстановку на карте в момент наступления твоего хода. И больше ничего.

Я не говорю что в игру невозможно играть. Вполне возможно. Возможно даже получите удовольствие, но будет очень трудно получить от нее удовлетворение от того что вы постигли победу своим умением и смекалкой. Игра просто случайно подарит победу одной из сторон. И я просто не могу рекомендовать подобную игру. Лучше пойду посмотрю полу-фэнтезийный сериал «Викинги».

 

Designer Beau Beckett, Dave Kimmel, Jeph Stahl
Artist Jarek Nocoń, Steve Paschal
Страница игры

 

Сказ о том как викинги с англичанами кубы гоняли ( 878: Vikings – Invasions of England): 5 комментариев

  1. Имхо, почти всегда такое искусственное разделение на фракции означает, что просто пытались для готовой дуэльной игры, расширить аудиторию.

    По остальному — прочитав правила/посмотрев летсплеи имел схожие ощущения. Спасибо, что подтвердили. Т.е. предполагаю, что плохие кубы можно как-то выправлять теми же разбалансными картами, но как-то это громоздко, с учётом того, что это фактически не тактические решения, а просто реакция на происходящее на поле.

    Мне кажется, что модули из дополнения часть вопросов снимает — добавляя спецсилы, обжективы и т.д. Опять же викингам проще дробить силы — контрить сварм англосаксов. Но вы с допом, видимо, уже и пробовать не будете )

    1. Как минимум нам не попадалось механики управления кубиками. Даже переброса не было ни одного. Дополнение возможно и попробовал бы если оно решает хоть долю проблем.

      1. Я не про прямое исправление «плохих кубов», а скорее про то, что картами можно хоть какие-то тактические действия планировать (теоретически).

        Ну, часть модулей добавляет надстройку к прямому «двинул, бросил кубы, взял/не взял город» через личные цели. Плюс «артефакты» могут некими рельсами работать — задавать направление игры. Ну, и основное меняется сам выход викингов на поле. Т.е. это не просто «пока мы едим север, они плодятся на юге».

        1. Ну, у друга одного есть дополнения. Яне против опробовать с ними и тогда напишу статью как дополнения чинят викингов 😉 Но пока что это игра играющая тебя, а не наоборот 😉

          1. Ну, если доведется, то будет любопытно узнать, чинит ли доп. Спасибо )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *