Толерантные миссионеры и миролюбивые конкистадоры (Santa Maria)

Толерантные миссионеры и миролюбивые конкистадоры (Santa Maria)

Давным-давно в одной параллельной вселенной жили да были альтернативные испанцы, которые засучив рукава, взялись за колонизацию альтернативных Америк. Именно об этом и рассказывается в новой итре «Санта Мария» (Santa Maria).  В этой альтернативной вселенной все, однако, жизнерадостно и радужно. Тут миссионеры не несут веру огнем и мечем, а конкистадоры не истребляют целые цивилизации в преследовании своих мечтаний о богатствах. Так же и губернаторы колоний все как один очень благородные и заботливые люди, которые пекутся лишь об одном — о счастье колонистов в своем подопечном поселении. Как вы видите — полная идиллия. Игроки же войдут в роль этих самых альтруистических губернаторов колоний Нового Света и их цель будет даже не сделать своих людей счастливыми — даже если захотите, вы не можете сделать их несчастными, а сделать их самыми счастливыми колонистами на континенте.

Игра построена на нескольких механиках — это одновременно и игра на расположение кубиков, и на построение колонии из частей напоминающих тетрис, и в некотором роде сбор коллекций. С первого взгляда выглядит как чертова каша и очень мудрено, но давайте разберемся во всем.

В начале каждый игрок становится управляющим небольшой колонии из 36 клеток (6х6), которые в начале почти все пустые. На поле есть центр колонии и несколько базовых построек — ферма, плантация, шахты для добычи сапфиров, монастырь, казарма конкистадоров и торговые склады, в которых хранятся товары для отправки в Европу. Все это занимает 10 из 36 клеток колонии и будет ли развиваться ваша колония дальше или будет довольствоваться тем что у вас и так уже есть — зависит только от вас. По собственному опыту могу сказать, что возможно постичь успеха и не особо расширяя свою колонию. Так же мы получаем в начале несколько монет (первый игрок — 3, и каждый следующий на одну монету больше чем предыдущий игрок) и два ресурса дерева. А еще один свой личный синий кубик и набор миссионеров.

Кроме своей личной колонии каждого игрока в игре так же есть общий центральный борд своеобразного министерства колонизации. На нем отмечается прогресс наших миссионеров, конкистадоров, запрос Европы на товары из Нового Света и общая рыночная площадь. Так же возле этого борда располагаются общие кубики белого цвета (по три на каждого игрока), сегменты для постройки новых зданий в колониях (15 двухклеточных и 15 трехклеточных) и 30 европейских контрактов.

Больше колобков Богу Колобков! — фото с boardgamegeek.com

Игра продолжается три хода (условно года развития колоний). В начале каждого года игроки бросают свои персональные кубики, и ставит их напротив соответствующего горизонтального ряда своей колонии. Так же бросаются белые кубики и разделяются по выпавшим числам возле общего борда. Так же раскрываются новые сегменты колоний на покупку (по 5 каждого вида). В последующих ходах, перед тем как выложить новые сегменты, необходимо сбросить все старые, которые никто не купил. Так же в начале каждого следующего хода будет сбрасываться рынок и прогресс конкистадоров.

Игроки, начиная с первого, производят по очереди по одному действию, пока не спасуют из-за невозможности или нежелания сделать новое действие. Далее я опишу и сами действия.

Активация поля — Игрок может поставить на любое поле своей колонии монету, что бы активировать его. Сделав это, он получает эффект поля колонии. Если в колонии уже есть поле активированное монетами, то следующая активация будет стоить на монету больше и так далее.

Развитие колонии — игрок может купить из доступных сегментов. Сегмент из двух клеток стоит 2 единицы дерева, а из трех — два дерева и одно зерно.

Активация синего кубика — синий кубик, как правило, активирует весь ряд по горизонтали. В порядке слева направо выполняются все действия полей в ряду, кроме тех которые заняты другим кубиком или монетами. Порядок выполнения важен, так как иногда бывают ситуации, что на ряду есть действие использующее ресурс, который, однако, будет получен далее по ряду, и если этого ресурса еще нет у игрока, то действие выполнить будет невозможно. Кубик остается на последнем поле ряда. Надо иметь в виду, что кубик может остановиться только на поле с постройкой и не может остановиться на пустом поле.

Рождение перспективной колонии — фото с boardgamegeek.com

Активация белого кубика — белые кубики это общие работники. В качестве хода игрок может взять один из оставшихся в общем пуле кубиков и активировать им соответствующий вертикальный ряд. Правила активации те же , что и с синим кубиком. Однако за ход игрок не может взять больше трех белых кубиков.

Игрок может модифицировать стоимость кубиков, заплатив по одной монете за каждою единицу изменений.

Последнее действие, которое игрок может сделать, это спасовать. Когда он пасует игрок идет на рыночную площадь и выбирает один из бонусных действий — получение денег, прогресс миссионеров или конкистадоров, выполнение заказа из Европы или получение одноклеточного сегмента дороги для колонии. В зависимости от того, кто что взял с рынка своим последним действием определиться первый игрок следующего хода.

Большинство клеток в колонии будут приносить вам один или два из пяти ресурсов в игре (деньги, зерно, дерево, сапфиры и приправы). Их вы можете складировать (не больше 3 каждого вида), продавать или покупать, но в большинстве случаев эти ресурсы будут служить для выполнения заказов Европы. Иногда у вас будут попадаться и клетки, которые напрямую приносят счастье колонистам. Другие же клетки будут позволять вам продвигаться по дорожкам миссионеров или конкистадоров, или же выполнять заказы.

Если на клетке, которую вы активируете, есть значок конкистадора, то ваша фишка на дорожке экспедиции продвинется на одну клетку. На этой дорожке есть несколько переходов, которые могут принести вам ресурс золото в качестве награды. Этот ресурс является своеобразным джокером среди ресурсов, так как может заменить любой другой ресурс (зерно, дерево, приправы или сапфиры). В конце хода, игрок который продвинулся дальше всего в экспедиции, получает некое количество счастья для своих колонистов. В зависимости от количества игроков, поощрительные призы могут получить второй и третий игрок. Если больше одной фишки завершили ход на одном поле экспедиции, то преимущество за тем, кто ступил на нее первым. В конце каждого года конкистадоры возвращаются домой, что бы с начала следующего года пойти в другую экспедицию. То есть, все фишки в начале каждого хода возвращаются в исходную позицию.

Министерство колоний, или просто центральный борд — фото с boardgamegeek.com

На том же принципе работает дорога миссионеров с тем исключением, что в конце года этот прогресс не обнуляется, а так же при активации клетки миссионера игрок может потратить одно зерно, что бы продвинуться да одну дополнительную клетку. Дойдя до определённой клетки на пути миссионеров, игрок получает второй и третий синий кубик. Так же на некоторых переходах игрок получает возможность использовать одного из своих миссионеров. Для этого выделены 10 миссий для ваших религиозных изысканий. Три из них это миссии ученых, которые при активации дают постоянный эффект и малое количество счастью в конце игры. Эффекты самые разнообразные — от получения монеты с колонистов на активированном ряду до использования синего кубика для активации вертикальных рядов. Другие доступные три миссии, это миссии епископа. Этот нехороший человек видимо не пользуется популярностью колонистов и поэтому любые взаимодействия с ним в конце игры отнимут у игрока два очка счастья. Зато они позволят вам сполна компенсировать эти потери, если вы выполните его поручения максимально эффективно. Последние же четыре, это выполнение прямых обязанностей миссионеров — нести слово Божие среди дикарей, а взамен благодарные туземцы одарят вас своими богатствами. Что важно упомянуть, только  первому игроку активировавшему одно из этих полей это не будет ничего стоить. Каждый игрок пришедший на уже активированное поле, будет должен заплатить уже присутствующим там игрокам по две монеты. Так же игрок не может послать двух своих миссионеров на одну и ту же миссию. Если игрок дошел до конца пути миссионеров, то каждое его следующая активация миссионеров будет просто приносить два победных очка счастью колонии.

Когда игрок активирует свой торговый склад, он имеет право выполнить один из четырех контрактов по запросам Европы. Они разделены в четыре категории — денежные, религиозные, военные и культурные (условно). Однако независимо от категории все они имеют один и тот же принцип — они требуют определённый набор ресурсов, которые игрок должен заплатить, что бы взять контракт и положить в соответствующем ряду категории возле своего поля. В конце игры каждый выполненный заказ принесет определённое количество очков счастью, но они важны и в течении игры.

В момент, в который игрок произведет пасующее действие, каждый финансовый контракт выполненный за игру принесет ему 2 монеты, каждый религиозный — по одному передвижению по пути миссионеров, военный — передвижение в экспедиции конкистадоров, а культурный — по одному очку счастью. Так же каждый комплект выполненных заданий каждой категории в конце игры принесет по три дополнительных очка счастья.

Данная механика весьма интересна, так как позволяет вам инвестировать в определённое направление, что бы тратить меньше ресурсов в этой сфере в будущем. Так выполнение множества военных контрактов, может обеспечить вам победу в гонке экспедиции в последующие ходы без особых усилий по активации клеток казарм в колонии, например.

Третий год подходит к концу и скоро будет время подсчета счастья — фото с boardgamegeek.com

Как сами понимаете, в конце третьего года, производится окончательный подсчет очков. К счастью которое собрано во время игры прибавляются самые разнообразные дополнительные очки с миссий, отстройки колонии и выполненных заказов из Европы. Колония набравшая наибольшее количество очков счастью в виде веселых колобков и объявляется победителем.

И так перейдем к моей оценке игры. Я не могу сказать, что игра произвела во мне фурор, хотя она мне и понравилась. Это первая игра с участием тетрисовой механики, которая мне нравится, но скорее всего она мне нравится по другим причинам. Это очень стабильная евро игра. В ней нет никакого конфликта и это просто погоня за победными очками. То, что мне реально нравиться в этой игре так это множество вполне перспективных стратегий для постижения победы. Вы можете застроить полностью вашу колонию, или же полностью довольствоваться начальными поселениями. Вы можете сделать упор на миссионеров или полностью их игнорировать, отдавшись на накопление очков от конкистадоров. Или вообще удариться в выполнение контрактов Запада и срубить с этого солидные очки счастью в конце игры и попутно не отставать в поле конкистадоров и миссионеров за счет выполненных заказов.

Так же игра предлагает хорошую реиграбельность, так как почти все компоненты игры или рандомизируются в начале (миссии ученых и епископа), а другие входят в игру в разном порядке (заказы и сегменты колонии). В целом игра немного напомнила мне Keyper, но у нее отсутствует тот огромный недостаток — поедание огромного количества времени. Игра развивается в три быстрых хода и все так хорошо размерено, что не чувствуешь ни перебора, ни недостачи во времени. Конечно, возможно вы не сможете полностью выполнить свои грандиозные планы за три хода, но это скорее будет из-за приоритетов и целесообразности, а не из-за недостатка времени.

Хотя в игре кубики и играют большое значение, при планировании финансов можно полностью контролировать элемент случайности, происходящий от них, и реально от кубиков только зависит, сколько монет вы потратите, что бы довести кубик до нужной вам стоимости.

Я считаю, что игра вполне подойдет всем любителям частых евро-игр, а тематика и оформление вполне подходит и как семейная игра. По сути правила очень интуитивны и просты и если не считать некоторой замысловатой иконографии религиозных миссий, то ни у кого не будет особого замешательства или недопонимания о том как играть. Выборы в игре так же до большой степени интуитивны и хотя путей к победе много, вероятнее всего что бы постичь полную эффективность того или иного пути придется сконцентрироваться на чем-то одном. Но это не делает игру праволинейной, так как вы неминуемо поймете , что иногда хотя бы 1-2 раза хорошо оступиться и заглянуть на огонек к соседнему пути развития, что бы прихватить от туда несколько очков или полезных ресурсов.

В общем я рекомендую эти угри, с оговоркой, что не стоит ожидать от нее эффекта «Уоу!». Это просто очень хорошо сделанная и сбалансированная игра, в которую можно сыграть с удовольствием за часик-полтора.

 

Designer Eilif Svensson, Kristian Amundsen Østby
Artist Gjermund Bohne
Страница игры

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *