Берем у богатых и отдаем все бедным … тоесть себе (Richard the Lionheart)
Даже сегодня мало кто не знает легенду о Робине Гуде, благородном разбойнике, который грабил богатых и раздавал награбленное бедным и нуждающимся. А так же он со своими друзьями активно помогал законному королю Ричарду І Львиное Сердце вернуться на родину и прогнать злого брата короля принца Джона, который узурпировал власть, пока Ричард был в Крестовом походе. Это конечно все легенда и нет точных сведений о существовании Роберта из Локсли, а некоторые авторы даже утверждают , что он был не на стороне Ричарда, а Джона. И вообще все персонажи в этой истории очень неоднозначны, так как в историческом плане даже король Ричард не может быть назван добрым королем. За все свое провление он едва ли провел и полгода на територии Англии, плохо знал английский, славился большим авантюристом и умер, защищая свои родовые владения во Франции, которая была ему намного ближе к сердцу. Джон с другой стороны связал свою судьбу с Англией и хотя и не по собственой воле подписал одну из первых конституцию в мире — Великую хартию вольностей. Но оставим историю и вернемся в романтичный мир легенды…
Добрый король Ричард Львиное Сердце смело сражается против сарацин в Святой Земле, пока узурпировавший трон принц Джон и его приспешники угнетают многострадальный народ Англии новыми налогами , что бы полнить свои личные сокровищницу. В лесу Шервуда орудует банда лихих хлопцев под предводительством Робина Гуда, которые доставляют большие неприятности сборщикам налогов и раздают награбленное селянам, от которых же оно и было взято людьми принца. Но Англия большая, а Робин — один, и не будет облегчения англичанам пока не вернется с Крестового Похода их добрый король и не наведет порядок изгнав принца Джона и его шайку вельможных разбойников. Но король ведь не вернется пока не закончит свой поход или если не узнает о бесчинствах что творятся в королевстве.
Вот в таком мире и живут персонажи игры «Ричард Львиное Сердце» (Richard The Lionheart). Игроки выступают в роли приверженцев одного из двух лагерей — принца Джона или Робина Гуда. Робин Гуд и его друзья пытаются помочь королю выиграть войну с сарацинами, или хотя бы убедить его вернуться на время в Англию, что бы навести порядок. Принц Джон и его соучастники же пытаются помешать возвращению короля и награбить как можно больше золота для себя, опустошая королевскую казну. И как бы стандартная игра — добро против зла, но не все так однозначно. У каждой фракции есть общая цель, но у каждого в самой фракции есть своя личная цель — выделиться среди своих соратников и снискать благоволение Ричарда или же установить контроль над слабохарактерным принцем Джоном. И в конце игры победить только один — тот, кто принадлежит к победившей фракции и тот, у кого больше всего очков престижа внутри фракции.
Но хватит о тематике, и перейдем к механике.
Игра крутиться около 6 видов карт. Точнее их всего три вида, но каждый вид имеет вариант в красном (цвет Ричарда) и зеленом (цвет Джона). Эти карты — знамя, часы и сундук. И их очень много — по 45 каждого вида/цвета. В начале игры 15 карт из каждого вида замешиваются в 90-карточную колоду Провизий, а остальные лежат в запасе. Из Провизионной колоды каждому игроку раздаются по 7 карт и в ходе игры игроки будут брать карты из случайной колоды Провинций или конкретные карты нужного им цвета из оставшихся карт.
Игроки случайным принципом разделяются между фракциями. Если их четное количество, то разделяются между лагерями короля и принца, а вот если их нечетное количество, один из игроков будет нейтральным персонажем. Игроки выбирают по одному персонажу, которые имеют определенный стартовый капитал в монетах и персональную способность. За Ричарда выступают герои Веселой дружины — Робин Гуд, девица Мариан, отец Тук и Малый Джон. На другой стороне — принц Джон, собственной персоны, шериф Ноттингема, Изабель, графиня Глоучестера, и епископ Елея. Как уже сказал, при нечетном количестве игроков есть всегда один нейтральный персонаж, и он всегда определен количеством игроков. Если игроков 3, то это эрцгерцог Австрии, Леопольд V. При игре в пять игроков, нейтральным выступает королева Франции, Мария. Но о них расскажу попозже. Так же каждый игрок получает одну из карт Эдиктов своей фракции, на которых написано тайное условие получения ими престижа в конце игры.
Сама игра длиться максимум 10 очень быстрых раундов, но чаще игра кончается раньше. В начале каждого раунда открывается одна карта событий, которые чем-то меняют правила игры в течении раунда. Иногда они дают поблажку одной из фракций, а иногда открыто подталкивают к предательству, обещая солидную награду в престиже. Так же эти карты указывают на расположение Наемника и Торговца на карте.
Далее начиная с первого игрока, каждый передвигает своего героя по карте Англии и там где остановиться, игрок может выполнить действие соответствующее локации где его герой остановился. В основном это действия позволяющие обогащать руку картами или менять карты за деньги и престиж. Если игрок остановится на поле, где находится торговец, он получает 2 монеты, а если остановится там, где Наемник — две карты из Провизионной колоды. После того как все произведут передвижение, наступает фаза в которой каждый начиная с первого игрока могут приобрести один предмет. Предметы разные: кони, которые дают возможность дальше двигаться; лодки, позволяют передвигаться по водным путям; герб, позволяющий на определенных локациях менять карты. Так же можно купить конкретную или случайную карту, или очко престижа. Цены меняются от хода в ход. Некоторые вещи становятся дороже, а другие дешевле.
После этого начинается самая важная часть игры, к которой все до этого было всего лишь подготовкой. Есть отдельная колода Крестового похода, в которой первоначально есть по одной карте каждого вида. К ней, начиная с первого игрока, каждый игрок должен добавить по две карты из своей руки. Игрок может положить в колоду одну дополнительную карту, заплатив 2 монеты, но если игрок не может или не хочет положить 2 карты, то должен заплатить за каждую неположенную карту по 1 очку престижа. Как только все положили свои карты, первый игрок замешивает колоду Крестового похода и вскрывает по две карты за каждого игрока в игре. После чего вышедшие карты сравниваются по виду и цвету.
Тут я должен рассказать о четырех шкалах. Первые две это шкалы Армий — Армии Ричарда и армия Саладина, которые сражаются за Святую землю друг против друга. Каждая шкала имеет стоимость от 0 до 10, и каждая армия начинает свою путь с 0. Приверженцы Ричарда пытаются передвинуть его армию к 10, а принц Джон и компания поддерживают Саладина, в надежде, что Ричард никогда не вернется с этой войны. Так вот когда вскроются карты из колоды Крестового похода, сравниваются карты со знаменами. Если красных больше, то Ричарду улыбается боевая удача, а если больше зеленых, то счастливчик в этот раз Саладин. Соответствующая фигурка передвигается на столько шагов, какова разница между знаменами двух видов.
Почти так же действуют карты Песочных часов и Сундуков на других двух шкалах. Первая из них это Шкала возвращения короля и она начинается с 10 и заканчивается 0. Для передвижения по этой шкале сравниваются карт часов. Если зеленых часов больше красных, то фигурка не передвигается. Если они равны, то передвигается на одно деление вперед, а если красных больше, то на два деления вперед. Аналогично с точностью наоборот действует шкала казны, в которой сравниваются карты сундуков.
Если хотя бы одна из шкал достигнет до конца, то игра кончается. Побеждает тот игрок из лагеря победителей, у кого больше всего очков Престижа (конечно после подсчёта получаемых очков престижа с тайного эдикта героя). Если же до конца десятого хода ни один из лагерей не довел шкалы до победного конца, то все игроки участвуют в подсчете очков и, конечно же, победит тот, у кого Престижа больше.
Как видите, игра довольно таки простая и основная механика заключается в сравнительно контролируемой случайности колоды Крестового похода. Что же интересного и оригинального в этой игре? Для меня вся соль в распределении игроков. И должен оговориться, что для меня игра очень теряет, если игроков всего 2 или 3, то есть каждый играет за себя и он один представляет всю свою фракцию. Игра раскрывается при 4 игроках и больше, когда игроки как бы должны продвигать свою фракцию, но должны и следить, что бы победа не пришла в момент в который у него меньше очков престижа , чем у своих соратников. Таким образом иногда даже приходится подгадить своему лагерю и придержать коней, что бы успеть нагнать соратников по очкам. И это удивительно весело. Даже веселее ,чем кооперативная игра с предателем. Тут все потенциальные предатели, но без них вам не победить. Так же интересна роль нейтрального игрока, который пытается собирать престиж , одновременно с этим мешая обеим фракциям победить. Для него единственный способ победить это довести игру до конца 10 раунда и иметь больше всего очков престижа. С первого взгляда выглядит безнадежно, но , поверьте, нейтральные игроки имеют сильные инструменты для достижения своих целей.
В целом игра очень простая и быстрая, но благодаря моменту с внутренне-фракционными гонками, она удивительно увлекательна и напряженна до самого конца. Надо, однако, помнить, что хоть игра и не предлагает прямого конфликта между игроками в какой-то серьезной степени через механику игры, конфликтная атмосфера витает в воздухе и эта игра не рекомендуется для людей, которые не понимают значение фразы «Это всего лишь игра!». В противном случае можно потерять несколько сверх-эмоциональных друзей.
Атмосфера очень хорошо дополняется общим оформлением игры. CMON постарались на славу и в некотором роде даже немного перестарались (например, игровое поле неоправданно большое). Художественное оформление игры и очень красивые детальные миниатюры с легкостью позволяют вам почувствовать себя в шкуре ваших персонажей и окунуться в это молниеносное феодальное безумие, где какая бы великая цель вас не объединяла, в конце каждый за себя.
Я же очень рекомендую эту игру. Я сыграл уже несколько партий в разнообразных компаниях и почти всем она понравилась, а те кому не понравилась (пока что всего один человек), все же признают , что игра хорошая, но просто не в их вкусе. Уверен, что игра многим доставит удовольствие, а ее быстрота (партия сыгрывается реально за час) и количество допустимых игроков до 6, делают ее почти что парти игрой средней сложности.
Designer Andrea Chiarvesio
Artist Stef Kopinski
Страница игры
Берем у богатых и отдаем все бедным … тоесть себе (Richard the Lionheart): 4 комментария
Очередное спасибо, дочитал ).
Мне изначально казалось, что полукомандность — самое хрупкое место в игре, а оно, оказывается, самое интересное. Хотя соревнование между Туком и Мэрион выглядит странновато ).
Оверпродакшен бросается в глаза. Классные миниатюры в роли жетонов… Впрочем, cmon.
Но меня все таки смущает оформление — поле в ч/б гравюрах, на планшетах мультперсонажи, на картах — цветастый гобелен из Байе…
Ну оформление это всегда дело … на любителя 😉 Мнеи вид игры нравиться, но мог быть более сжатым, что бы собирался и на столы поменьше. Во всем другом, это евро игра и тема могла быть любой, но лично для меня оформление погружает в тематику.
Не, я не спорю, это просто самооправдание, почему игра пока не оказалась в планах на покупку )).
Тем более, что «парти игра средней сложности» — тут другие факторы важнее. Темп, увлекательность.
именно изза быстрого темпа игры я ее и обозвал «парти геймом» 😉 А так я тоже не спорю, а просто поясняю почему игра зашла мне и компании 😉 Спорить насчет вкусов в играх бессмыслено 😉 Ну кроме как если комуто нравиться «Эта моя война!» 😉