Чемпионы Мидгарда — или быт и нравы древних викингов (Champions of Midgard)

Чемпионы Мидгарда — или быт и нравы древних викингов (Champions of Midgard)

Где-то год назад я ощутил острую недостачу темы викингов в моей коллекции игр. Я начал серьезный отбор среди всех существующих подобных игр, чтобы выбрать лучшую для моей группы. Оказалось, что тематика очень популярна среди дизайнеров и игр таких уйма в самых разных жанрах настольных игр. Множество из них попали на рынок рассчитывая именно на популярность тематики и даже с первого критического взгляда видны их неизбежные недостатки: неработающие или слишком сложные механики, плохая реализация темы или все сразу.

В общем, я остановился на игре “Champions of Midgard”  и начал поиск. Но куда бы я не подался, игры нигде не было. Поэтому, когда появился кикстартер на дополнения к игре с возможностью заказать и базу, то я долго не думал. Не буду вдаваться во все неприятные переживания связанные с кикстартером, но в начале прошлой недели игра с дополнениями пришла ко мне и наша группа незамедлительно ее опробовала. Итак, добро пожаловать в Тронхейм…

Тронхейм с высоты птичьего полета — фото Георги Павлов

Вы — самые уважаемые ярлы “Тронхейма”, со всеми причитающимся вашему высокому положению привелегиями: длинный дом, собственный корабль и дружина верных воинов. Ну и, конечно, так как вы яркие индивидуальности, у каждого есть свои специальные умения. И вы в неловком положении, вам приходится соперничать между собой в нелегкие для города времена. Дело в том, что конунг Тронхейма недавно умер и нечисть почувствовала отсутствие сильного лидера, так и прет, чтобы разрушить и разграбить славный город. Армии нежити и троллей осаждают деревянные укрепления города, морские чудовища и злодеи перекрыли дорогу к морю и мешают морской торговле, а в горных перевалах поселились злые великаны, которые ради забавы охотятся на людей и мучают их в своем плану. Все население “Тронхейма” смотрит на вас как спасителей и ожидает, что вы освободите их от этих невзгод. И если вы справитесь с этим лучше всех, то, возможно, вы станете следующим конунгом жемчужины мира викингов. А если нет, осуждающие взгляды горожан будут вечно преследовать вас.

Это лирика, теперь о прозе — механике. По своей механике эта игра категоричное “евро” и, несмотря на огромное количество кубиков и связанном с ними элементом случайности, гибридностью с “америтрешем” тут и не пахнет. Игра сводится к двум видам управления работниками: одни обыкновенные и представляют ваших агентов внутри самого Тронхейма, которые занимаются набором людей в дружину, покупкой товаров и организацией будущих походов и экспедиций, а другие — сама дружина из “воинов-кубиков”, которые готовы победить или умереть с Вашим именем на устах.

В самом городе есть множество зданий с разными функциями и он представляет собой стандартный “евро-борд”, в котором ты может поставить своего работника на определенное место и немедленно получить его эффект. Призвать или нанять новых воинов, торговать ресурсами, молиться о благосклонности богов, строить или нанимать корабль для своей новой экспедиции, пойти к рунному магу, который создаст для тебя защитную руну, или мудрецу, который предостережет тебя о препятствиях в будущем путешествии и даст совет о там, как снискать больше славы. С этим все просто и ясно на интуитивном уровне, так как каждое поле имеет символы, которые просто нельзя расшифровать по-другому, кроме как правильно. Мест этих много и каждое в какой-то момент игры полезно или даже жизненно необходимо. И тут загвоздка, как в большинстве “евро” на любое место, кроме двух на всей карте, можно в течение хода поставить только одного работника. Кто первый, тот и успел. Два исключения — это охота и попрошайничество. В первом случае ваши воины, которые остались дома, охотятся и добывают еду, а во втором вы терпите народное осуждение, но получите один ресурс по вашему выбору (еда, дерево, золото).

 

Пока воины пируют в “Длинном доме”, работники снуют по городу и готовят припасы к экспедиции. Фото Георги Павлов

Как я уже сказал, работники используются, также чтобы организовать экспедицию. В этом случае вы резервируете корабль и морской маршрут, горную тропу или же врагов  Тронхейма, с которыми вы хотите сразиться. После того, как все работники использованы начинается вторая фаза: распределение дружины. Я уже упомянул, что кубики в этой игре являются вашими воинами. И вы их собираете у себя в Длинном доме до тех пор, пока не придет время пойти в бой. Максимум вы можете иметь 8 воинов (не считая лидера, который является “+1” и приходит к нам в дополнении «Вальхалла»). Воины со свой стороны бывают разные: меченосцы (самый базовый , можно сказать, воин с мечем и щитом), копьеносцы (щит и копье) и топорщики (с топорами). У каждого кубика своя анатомия, которую надо иметь в виду при оформлении своей дружины. Мечники и копейщики наносят меньше урона, но иногда, благодаря щитам, могут спасти воинов в битве, а воины с топорами будут наносить больше и чаще урон, но абсолютно безразличны к защите. Конечно, на всех кубиках  разное количество пустых сторон, то есть и разный шанс оказаться неудачливыми в битве.

И вот, мы пришли ко второй фазе игры, где нам надо распределить свою дружину по намеченным экспедициям. Мы берем свои кубики воинов из “Длинного дома” и должны их раскидать по намеченным задачам. А это не так просто, ибо надо оценить сколько, каких воинов и куда их отправить. Некоторые враги полностью игнорируют воинов одного типа, других очень важно убить с одного раза, третьих можно бить подольше, жертвуя воинов (в дополнениях появляется необходимость обдумывать каких именно воинов пожертвовать, чтобы собрать некий капитал из славно умерших в Вальхалле). После этого происходят сами сражения.

Нужно отметить, что охота также считается сражением (если не верите, пойдите с копьем на дикого вепря) и на нее тоже необходимо выделить воинов, которые при успешном ударе принесут вам свежего мяса на следующий игровой раунд.

Итак, битвы — самый викингский элемент игры. Тут и напряженность, и неизвестность исхода битвы, и горестные потери, и величественные победы. При очень простой механике битвы овладевают вами, так как в основном, именно они определяют исход игры. Умение правильно подобрать врага и победить его определяет победителя в этой гонке за славой.

 

Смелые дружины бьют нежить — фото Георги Павлов

Тут придется рассказать немного о врагах. Их анатомия очень проста. Есть орган атаки, орган защиты и рудиментарный орган награды победителю (потому что по сути самому чудовищу он не нужен). Как истинному викингу, вам предстоит все это раскромсать и забрать то, что вам нужно. Защита врага показывает сколько успехов вам в общей сумме необходимо выкинуть, чтобы победить его. Каждое изображение оружия, выпавшее на кубиках — это один успешный удар (двойное оружие — два успешных удара). Чтобы убить врага, обычно, необходимо не больше трех (в редких случаях четырех) ударов. Если не убили с первого броска, не унывайте. Вы отмечаете нанесенные раны врагу и кидаете все выжившие кубики снова. И так, пока не умрет враг или вы не останетесь без кубиков. Как вы можете остаться без кубиков? Тут очередь объяснить атаку врага. Она представляет собой число воинов, которых враг убьет в конце раунда битвы (независимо от того, победили вы его в этом раунде или нет, считается, что урон наносится одновременно). Какие кубики умрут, выбираете вы. Однако, если на ваших кубиках выпал щит, то это значит, что вы можете игнорировать единицу атаки врага в этом боевом рунде. Как видите, важно иметь и кубики с защитой,если не хотите, чтобы ваша победа оказалась “Пирровой”. Возможны ситуации, что хотя вы и победили врага, все ваши войны полягут на поле брани в процессе.

Но не стоит печалиться за погибших воинов, ибо их участь славна и они обретут новую жизнь в “Вальхалле”. А вы обретете законно завоеванную награду. Все побежденные враги в первую очередь вам приносят славу (победные очки), но в дополнении, победив нежить, вы получаете золото, морских врагов — благоволение богов (в конце игры оно носит очки славы, а во время игры его можно использовать для перекидывания кубиков в сражениях).

Меньше всего приносят тролли — немного славы и кусок дерева (видимо какой-то тролльский фетиш к древесине). Спросите: “Зачем тогда кто-то захочет их убивать?” Дело в том, что тролли — это единственные враги, которых вы обязаны убивать. Эти скверные, могучие создания наносят больше всего вреда городу и если ярлы не убьют очередного тролля нападающего на “Тронхейм”, они все понесут осуждение жителей. С другой стороны, тот, кто убил тролля может рассчитывать, что жители на радостях позабудут о его прошлых прегрешениях и направят свой праведный гнев по любому поводу на кого-нибудь другого. В механическом смысле это значит, что, если в конце игрового раунда тролль не убит, все ярлы получают токкен осуждения. А тот, кто убьет тролля, может освободиться от одного своего токена осуждения и дать из общего запаса один такой токен одному из игроков. Токены осуждения в конце игры уменьшают славу ярлов, причем не один к одному, а в прогрессии. Если у вас всего один такой токен, то это “-1” славы, а вот, если их у вас 6 и больше, то в конце игры вы потеряете аж 21 очко славы, что очень больно.

Из-за острова на монстров, на простор морской волны выплывают расписные храбрых викингов челны — фото Георги Павлов

Это было про нежить и троллей, которые кучкуются под самыми вашими стенами. Но, если вы наняли или построили свой корабль и готовитесь отправиться в плаванье, то при подготовке экспедиции вам необходимо назначить не только дружинников, но и обеспечить их едой. При всем этом, учитывая вместимость корабля. Более того, прежде чем, вы доплывете и сразитесь с врагом, вам придется испытать на себе невзгоды плавания. Путешествие в редких случаях окажется спокойным и при подготовке экспедиции вам нужно предусмотреть возможные потери еды или воинов, или даже возможность встретиться со злонравным кракеном, который безобразничает в заливе. Только после этого и только те, кто это пережил, сразятся с врагом, который перекрывает торговые пути викингов.

Когда все битвы пройдены, игровой раунд заканчивается и поле игры готовится к началу нового раунда. Таких раундов в игре ровно восемь и после завершения восьмого производится финальный подсчет славы. Не буду перечислять все элементы, которые приносят славу, достаточно знать, что в основном это ваши славные ратные дела и их последствия. Лучше я коротко расскажу о двух дополнениях, которые, на мой взгляд, очень хорошо вписываются в игру и только добавляют в нее стратегии и тактики.

Первое дополнение — это «Мрачные Горы» (The Dark Mountains). Там живут злые великаны, которые находятся в постоянной войне с лучниками гор и делают небезопасными горные проходы. Их механика подобно заморским битвам, но тут вам нет необходимости нанимать корабль. Есть просто скрытые карты путешествия, которые необходимо вскрыть прежде, чем сразиться с великаном. Большинство этих путешествий связано с потерей денег, так что при подготовке экспедиции убедитесь, что в у вас достаточно золота. В качестве награды, помимо славы, вы освободите из плена воинов-лучников, которые почти никогда не промахиваются и очень эффективны в охоте. Также дополнение предоставляет возможность присоединения пятого игрока. По сути, оно вносит скорее разнообразие, чем что-то новое в качестве механики.

В этом плане  второе дополнение «Вальхалла» действует совсем наоборот. “Вальхалла” не добавляет новых мест, куда можно было бы отправить своих работников или дружинников (живых). Но привносит элемент загробной, счастливой викингской жизни. Каждый потерянный нами викинг превращается в токен соответствующего цвета. Эти токены служат валютой на своеобразном рынке “Вальхаллы”, где мы после каждой битвы можем их разменять на благословение валькирий или же отправить их сражаться с врагами самих Богов. Тут сражение условно, так как чтобы победить врага необходимо потратить определенную комбинацию токенов из твоего набора мертвых героев. Все эти плюшки кроме очков славы (сиюминутной и той, которую можно будет по определенным условиям приобрести в конце игры) дают разные материальные блага: ресурсы и магические предметы. Так же, некоторые из них способны поставить на ноги раненого в битве ярла. И это еще одно чудо «Вальхаллы». Теперь ярл становится воином-кубиком с  дополнительным умением, которое может быть активировано во время сражений. Ярл умереть не может, но если он падет в бою, его нельзя использовать, пока он не восстановится благословением валькирий. Также дополнение добавляет два новых класса воинов. Первый — это берсеркеры, которые наносят огромное количество урона и почти никогда не промахиваются, но в битве умирают первыми. Вторые — это щитоносцы, которые сочетают на одной стороне кубика нанесение удара и щит.

Возможно, я что-то упустил, но не думаю, что моя цель — рассказать вам все правила,хотя в основном после этой статьи вы можете садиться и играть. Цель моя — показать и доказать вам, как, на мой взгляд, органично в этой игре сочетается миролюбивая по сути механика евроигр с весьма агрессивной тематикой викингов. Все в этой игре, любое правило и механику, легко можно объяснить тематикой игры. А это , я вам скажу, большая редкость в наше время. Приведу в пример две другие хорошие и популярные игры с этой тематикой. Мега-евро «Пир во славу Одина» (Feast for Odin) дает вам роль интенданта и в ней нет ни одного сражения, так характерных для мира викингов, а в «Добыча войны»(Spoils of war) вы никак не сможете объяснить тематически, почему викинги при дележе выбрасывают часть награбленного на свалку. Игры сами по себе хорошие, а вторая вообще одна из моих любимых легких игр, но в них существует диссонанс механики и тематики. В Чемпионах этого нет. Все так плавно, логически переходит из одного в другое. И ощущение напряженности в битвах, не характерное для евроигр, так взвинчивает эмоции от игры, что ты реально начинаешь входить в роль.

Законодатель викингской моды — золотоволосый ярл Асмундр — фото Георги Павлов

Этому способствуют специальные умения ярлов и прекрасный красивый арт игры. Поле, карты врагов, планшет игроков — все просто дышит романтичным варварством викингов.

Мои личные впечатления, которые разделили и члены моей игровой группы, что это — прекрасная игра. Механики просты для усвоения, хотя не буду кривить душой, объяснение правил заняло час. Но это скорее из-за множества мест, куда можно поставить работников, которые пришлось объяснять, а не из-за самой механики взаимодействия (ну и еще мы сразу играли с двумя дополнениями). Во время игры не обошлось без любимого: «Мы это играли не так!”, но в целом вопросов по правилам после начального объяснения не возникало. В игре сочетается глубокая задумчивость о том, куда и в каком порядке поставить работников, каких врагов «зарезервировать» и веселая эйфория в хаосе битв. Мы даже болели друг за друга, когда кидали кубики.

Игра удивляет тем, что ты реально чувствуешь, что вы соперники, но все же перед лицом врага вы — братья. Игра очень хорошо передает все ощущения, которые должна передавать игра про викингов — воинское братство, жажда славы и вера в то, что твоя саможертва в бою будет вознаграждена. И одновременно с этим ты понимаешь, что одного умения вертеть мечом в битве не достаточно. Нужно и снисхождение богов, и большая доля удачи. Хотя… должен отметить, игра предоставляет удовлетворительное количество возможностей контролировать хаотичный элемент через переброс кубиков.

Не скажу, что игра добавила в настольную индустрию что-то революционное. Нет, она довольно ортодоксальна. Но это пример качественной игры, где не просто взята популярная тема и слеплен бездушный голем из популярных механик. Видно, что над этой игрой усердно работали и думали. И в результате получился прекрасный ограненный бриллиант. Реиграбельность же обеспечена огромным набором врагов и несколькими тайлами передвижных мест для расположения работников, из которых в каждой игре будут использованы только четыре. А так как, комбинации этих четырех будут разными, то игра очень меняется в плане расстановки рабочих и планирования действий.

Чешир всем рекомендует эту игру, ибо веселье, которое она предоставляет, на мой взгляд, универсально. Это стабильная игра, которая создана не для того, чтобы вас провоцировать и удивлять, а чтобы нести стабильное удовольствие и веселье вам с друзьями (старыми или приобретенными во время игры).

Designer Ole Steiness
Artist Víctor Pérez Corbella
Страница игры

Чемпионы Мидгарда — или быт и нравы древних викингов (Champions of Midgard): 2 комментария

  1. Приветствую вас Чешир ! Скажите, спустя столько времени есть ли что добавить к уже описанному ? Может игра изживается себя спустя какое то время, после 10 партий не хочется возвращаться или ещё чего ? Возник интерес в виду идущего предзаказа от лавки. Скажу, что я новичок в мире настолок, и не искушен всякими большими еврами. (играл в покорение марса и конкордию, в общем игры не понравились)

    1. Если вам непонравились Марс и Конкордия, то вероятнее всего не стоит полностью пологаться на мое мнение — мне они очень нравятся 😉 По Чемпионам мое мнение не изменилось, а только закрепилось — все еще играем с удовольствием всей компанией. Но умные люди говорят что Базу стоит брать сразу с дополнением Валхала как минимум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *