Это все что от них осталось … (Alien Artefacts)
Испокон веков серьезных игроков всегда привлекал жанр 4Х (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate). Вероятно это заложено в самой человеческой натуре, так как эти игры стремятся перенести на игровой стол принципы развития человечества: дух первооткрывательства, гонку технологий, вооруженные столкновения и усвоение ресурсов вокруг. Да и всегда приятно видеть как перед тобой разрастается твоя империя, как твои войска идут несокрушимым маршем в сторону вражеской границы, а твои ученые изобретают технологии о которых соседи не могут и мечтать. Мы видим саму историю цивилизации протекающую перед нами со своими восходами и падениями. И это одна из причин такого количества игр в этом жанре.
Конечно же, множество из них посвящены освоению космоса в близком или далеком будущем, так как это ко всему вышесказанному предлагает нам изучить совершенно новые горизонты, побывать там, где еще не ступала нога человека.
Именно туда направили свой взгляд и авторы новой настольной игры Alien Artefacts.
Тут должна была быть коротенькая история, которая описала бы вам суть игры в плане тематики: что это за артефакты, откуда они взялись, кто мы такие и все такое. Но ее не будет. Авторы решили вообще над этим не заморачиваться и назвали игру просто именем одного из компонентов в механике игры, причем не самого важного. И это первое что создает впечатление, игра не дотягивает по тематичности.
Далее вы узнаете, что все крутится вокруг нескольких колод карт и в игре нет поля как такового. У каждого игрока есть свой планшет и игровая фракция. Планшет по сути у всех одинаковый и к нему мы еще вернемся, а вот фракции — это единственное, что вносит элемент какой-то тематики в игру. Они имеют свое собственное описание, умение и даже подобие ассиметричного старта, так как начинают с набором разных карт, но… снова разочарование — вам придется очень долго помучаться, если вы решите задаться вопросом как начальный асимметричный старт и умение фракции связаны с ее описанием. И вероятнее всего, после долгих раздумий придете к выводу, что никак. Да, текст описания фракции — просто текст и не дает вам никакого направления или подсказки о том, как должна вести себя ваша фракция в игре. Единственное что авторы подсуетились привязать к истории так это персональный подсчет очков в конце игры, но в ходе игры вы спокойно можете на него забить и устремиться к приобретенным во время игры картам, позволяющим приобретать очки. Смело можно сказать, что присутствие фракций чисто косметический эффект.
В основном игра крутиться около четырех колод карт: 3 колоды рынка и одна колода ресурсов. Тут от радости воскликнут те, кто любит игры где одна карта имеет более одного способа использования. В игре все карты могут быть использованы двумя способами.
Начну с колод рынка. Как уже сказал их три и каждая из них содержит категорию карт с подобной механикой. У каждой карты есть логистическая сторона и операционная сторона( не понятно почему они называются именно так).
— колода планет (зеленые) — данная колода содержит карты условно представляющие обитаемые планеты в галактике. Их логистическая сторона обычно дает постоянный доход какого-то ресурса, тем самым уменьшая цену на приобретение и/или активацию карт соответствующего вида. Операционная сторона позволяет создать некий склад ресурсов, которые в последствии можно использовать и по сути расширяет руку игрока, которая иначе не может состоять из более чем трех ресурсных карт. Если логистическая сторона карт сводится до уменьшения цен в определенном ресурсе( синем, зеленом, красном и деньгам), то операционная сторона этих карт всегда абсолютно одна и та же.
— колода технологий (синие) — это, можно сказать, самая разнообразная колода. Логистическая сторона карт содержит множество разнообразных эффектов и умений, которые безусловно делают игру( для владельца) более свободной, особенно имея ввиду, что некоторые из них позволяют расширить лимит действий в ход или добавляют ресурсы при каком-то действии и т.д. Не менее разнообразна и обратная сторона карт — операционная, где находятся разнообразные методы зарабатывания очков в течении игры и в ее конце.
— корабельная колода (красные) — тут находятся именные корабли. Однако хотя у каждого корабля свое имя, виды кораблей не так уж и разнообразны. Просто используются 4-5 шаблонов. Логистическая сторона расширяет лимит использования ресурсных карт( на 1 карту) при оплате цены в конкретном ресурсе или продаже ресурсов за деньги. Операционная же сторона представляет сам корабль во всей его боевой мощи и используется для атаки на других игроков или на планеты инопланетян.
В свой ход вы можете приобрести одну карту из одной колоды на выбор за 5 кредиток и положить ее в секцию “В разработке” (Under construction) свой Империи. Чтобы завершить разработку, игрок в одном из последующих ходов должен заплатить количество ресурсов соответствующего карте цвета в количестве 5 + 1 за каждую уже построенную карту такого типа. Тут должен отметить, что это правило авторы решили повторить в книжке правил три раза. Хоть принцип постройки всех карт один и тот же, в книжке существуют отдельные абзацы о постройке планет, технологий и кораблей.
Именно когда вы строите карту, вы выбираете какой стороной ее положить — логистической или операционной. В большинстве случаев этот выбор окончательный.
Четвертая колода — это колода ресурсов, на которой есть несколько элементов. Во-первых, это два набора ресурсов. В течение хода вы можете использовать карту для оплаты ресурсной стоимости какого-либо проекта, выбрав один из комплектов ресурсов на карте. В середине карты находится число от 1 до 4, которое используется в битвах. И между числом, и верхним, и нижним комплектами ресурсов находятся иконки активации.
Ресурсов( помимо кредитов), которых на картах нет, в игре четыре вида: красный, синий, зеленый и желтый. Желтый — это джокер, то есть, может быть использован как ресурс любого цвета. В каждом комплекте ресурсов на карте могут быть от 1 до 3 ресурсов одного цвета. Ресурсы используются для постройки уже купленных карт, как было описано выше. Там есть и разные дополнительные тонкости, как, например, постепенное строительство одной карты в течение нескольких ходов, но не буду углубляться. Выбросил количество карт не превышающее лимит (обыкновенно 2) с нужным количеством подходящих ресурсов и переносишь карту из “В разработки” в свою Империю готовых карт.
Также, потратив 5 ресурсов одного цвета (тут джокеры не играют), можно активировать все построенные операционные карты данного цвета. Например, заставить все свои корабли атаковать, технологии — приносить очки, а планеты — добавить новую карту к своим запасам.
Когда активируете корабли, вы выбираете цель. Это может быть другой игрок или оооооочень маленькая колода миров инопланетян. У игроков имеются “Планы защиты” — базовый или приобретенный во время игры персональный план, а у инопланетян карта самой планеты, которая меняется после каждой серии ударов по ней. Все эти три вида карт представляют собой табличку с объяснением результатов атаки на них. Результатов всегда ровно 4 и чем выше результат, тем лучше для нападающего. Нападающий, атакуя кораблем, вытаскивает из колоды ресурсов одну карточку и сравнивает боевую стоимость карточки с табличкой( вариантов не так уж много). При атаке на инопланетян корабль обычно повреждается( возвращается в секцию “В разработке”) или полностью уничтожается( уходит в рыночную колоду), но есть большой шанс что атакующий получит очки победы и/или деньги, а при результате 4, возможно, даже Инопланетный Артефакт, который представляет собой однократное сильное действие. При успешной атаке против другого игрока, атакующий может положить на любую из построенных карт побежденного токены “-1 кредит”. С этого момента, чтобы использовать это умение игрок должен заплатить столько кредиток сколько таких токенов есть на карте.
Однако битвы в игре зачастую кажутся бесполезными. Против инопланетян в 75% случаев корабль приходится отстраивать заново, а получаешь всего 1 победное очко. Да и Инопланетные артефакты хоть и дополнительное бесплатное действие, зачастую слишком ситуационно ориентированы и не всегда вообще могут быть полезны. Для игры, которая носит их название, эти артефакты не так уж и важны, так как ни один из них не влияет на подсчет очков в конце игры и соответственно их собирание не являются игровой целью. Я лично, две игры играл без артефактов и во второй даже выиграл.
Когда же активируете операционные технологии, вытяните карточку из ресурсной колоды для каждой такой технологии и сверьте символы. Если хотя бы один из двух символов на ресурсной карточке соответствует символу на карте технологии, вы производите подсчет очков по этой карточке. В самой игре вы можете получить 1, 2 или 3 очка,в зависимости от степени выполнения условий описанных на карточке. Те же условия дадут вам очки в конце игры но уже 2, 4 или 8. Однако, если символы не сойдутся, то вполне возможно, что вы потратите ресурсы зря и ничего с этого не получите. Должен, отметить, что все же шанс большой, так как на каждой ресурсной карточке по два символа, а всего их в игре 4( соответствуют 4 составляющим 4Х).
Подобная проверка делается и при активации планет. Когда вы( при начальной постройке или последующей активации) кладете карточки ресурсов под планету, вы снова сверяете символы ресурсной карточки с обозначением планеты. Если символы сходятся, то вы можете выбрать сторону ресурсной карты, которая будет складирована и получите 1 победное очко. А если символы не сходятся, то вам придется выбрать сторону ресурсной карты, на которой меньше всего ресурсов (и, конечно, очко вы не получите).
Игра проходит следующим образом. В свой ход игрок может сделать одно действие: купить карту с рынка, построить карту из секции “В разработке”, активировать операционные карты одного цвета, или скинуть карты с ресурсами одного цвета из руки и получить деньги равные количеству скинутых ресурсов. У игрока в руке всегда три ресурсных карты и если их станет меньше, он дополняет их из ресурсной колоды. Так игра продолжается, пока вся ресурсная колода не прокрутиться полностью количество раз равное количеству игроков. А колода прокручивается быстро, так как вы постоянно используете ресурсы и тянете карты в качестве определения эффекта случайности при сражениях и активации технологий.
Когда при последней прокрутке колода закончится, игра останавливается и считаются очки. Никого не удивлю, если скажу, что победит тот, у кого их окажется больше.
Возможно, из моего описания просачивается некий негатив по отношению к игре. Это так, но должен сказать, что я не могу отнести эту игру в разряд плохих игр с чистой совестью. Чисто механически игра работает. Есть поле для тактик и стратегических решений. Есть и некое удовлетворение от того, что ты делаешь. Однако, я считаю, что это игра-зомби. Тело есть, но нет души. Вот все то, что я писал про жанр 4Х в начале статьи, я ничего из этого не почувствовал в “Инопланетном Артефакте”.
Все что игроки делают, как-то абстрактно и нет чувства, что ты управляешь какой-то империей или даже группой людей, исследуешь планеты и сражаешься с врагами. Планеты — просто дополнительные ресурсы, технологии — очки, а корабли … честно говоря польза от войны такая, что её смело можно игнорировать и собирать корабли только, чтобы выполнить условие для получения очков с фракции или какой-то карты технологии. Какой-то серьезной напряженности или интеракции с другими игроками тоже не чувствуется. У каждого своя маленькая вселенная и он в ней копошиться. В целом игра сводится до собирания нескольких карт технологий и последующей покупки карт для выполнения условий этих технологий, чтобы получить с них очки.
Ко всему этому, постоянно присутствует какое-то чувство, что некоторые карты полезнее других и что авторы в какой-то момент натягивали механики, чтобы оправдать присутствие этих карт в игре. Непонятно только, почему они этого не сделали с картами Артефактов.
Я никого не буду отговаривать покупать или играть в эту игру. Даже более того, если меня позовут играть в нее и нет никаких более хороших предложений, я сяду, сыграю и, вероятно, даже получу некое удовольствие. Однако и рекомендовать я игру без души никому не буду.
Для этой игры даже думал сделать новый баджик “Одобряю-Недоволен” с именем “Ни рыба, ни мясо”, но потом все же решил, что я скорее не одобряю эту игру, а точнее отношение авторов этой игры к своей работе и публике.
Designer Marcin Senior Ropka, Viola Kijowska
Artist Evan Lee
Страница игры
Это все что от них осталось … (Alien Artefacts): 3 комментария
В очередной раз спасибо.
А дайстауэры говорили, что 4x почувствовали ). При этом они сами соглашались, что война сплошной пуш-ё-лак (хотя и называли её одной из победных тактик), а артефакты самая незначительная часть игры.
Как вы думаете, если бы не было заявлений о полноценном 4х на картах и за час — у вас мнение об игре могло быть лучше? Просто как карточная игра, вроде RftG?
Проблема игры не в том является она 4х или нет. На мой взгляд она недоработана и скучна сама по себе. Конечно это мои ощущения, но тут я считаю что Том Весел был слишком великодушен в оценке.
Ясно. Спасибо.
Том кстати меня не так удивил — он часто великодушен, если ему механики и процесс нравятся, Зи тоже ясно — раз «масштабно», но недолго, то он одобрит ). А вот Сэм с его любовью к тематичности (которой я так в их обзоре и не увидел)…
Ладно, буду считать, что они просто очень любят Portal )))