Не одним Тайным посланием … (серия игр Tempest)
Из поста Тимура с канала Настолки live я узнал, что одной из моих любимых игр — Тайное послание (Love Letter)- исполнилось 10 лет. Я очень давно собирался написать статью об этой игре и её игровом мире, но всё ждал, когда же моя коллекция будет полной … так и не дождался, да и похоже уже никогда не соберу все эти игры на одной полке. Конечно, речь идет не о всех возможных версиях игры, а о серии, частью которой была Тайное послание в издании AEG. Наверное, не многие знают, да и не задумываются об этом, но Тайное послание всего лишь четвёртая игра в череде хронологической серии, описывающей очень беспокойный период в истории вымышленного города-королевства Темпест. Каждая из шести игр в этой серии рассказывает об определённом моменте в истории политической борьбы при дворе Короля Арнауда ІV.
Так вот сегодня я заполню пробелы в ваших знаниях и расскажу коротко об играх этой серии и о событиях, которые в них запечатлены. Конечно же, самая первая версия игры не имела глубокого погружения в игровую вселенную Темпеста, и, возможно, первое японское издание вообще имело другую фабулу, но после того, как права на игру приобрело издательство AEG, оно включило игру в свою серию. По сути, первые четыре игры серии вышли в одном году в 2012. То есть Тайное послание в серии Темпест выпустили залпом с другими играми серии. Так же почти все игры этой серии созданы разными игровыми дизайнерами. Исключением является Филипп ДюБарри (Black Orchestra, Revolution!), который является автором двух игр серии — первой, Courtier, и пятой, Canalis. Причём игры в серии очень различаются по тяжести — как в физическом весе, так и в трудности правил и игрового процесса. То есть игры серии не все такие простые и лёгкие, как Тайное послание, скорее всего, даже наоборот.
Итак. Начну я, пожалуй, с описания самого города Темпест. Буду краток. Это своеобразная параллельная Венеция — город-государство, чья мощь сформировалась не на военных завоеваниях и расширении территорий, а в первую очередь на удобном местоположении и развитой морской торговле. Так же, как и Венеция, Темпест — это город, чья плоть прорезана каналами, и эти каналы являются основными транспортными артериями мегаполиса. Хоть в городе и установлена наследственная монархия, его политическая жизнь весьма комплексна и запутана. Существуют разные сословия, которые постоянно борются за свои права, а Сенат иногда способен даже противоречить монарху и давить на него. Церковь так же играет немаловажную роль. Ну и сам королевский двор — это змеиное гнездо конспираторов, лоббистов и хитрых манипуляторов, которые играют в опасную игру, борясь за влияние над Королем. Игра, которая некоторым стоила их жизней.
1. Придворные
И именно королевскому двору посвящена первая игра серии — Courtier (Придворный). Игра уносит нас в мир интриг, изменяющегося влияния и моды, в котором правит Королева-консорт Темпеста. Она определяет почти каждую мелочь в этикете двора: от правил приёмов, до „какую прическу необходимо иметь при дворе“. Вы же в игре выступаете в роли одного из (от 2 до 4) влиятельных придворных с множеством связей. И именно эти связи помогают вам быть успешным лоббистом. Самые разные люди обращаются к вам с просьбой посодействовать и собрать поддержку для принятия того или иного решения. Вы, пользуясь дворцовыми приёмами, пытаетесь выполнить эти просьбы, так как если преуспеете, то ваше влияние среди людей вырастет, и вы сможете рассчитывать на ответные услуги. Вашей задачей будет заполучить внимание нужных вам лиц на приёме. Таких лиц при дворе всего 23, и они разделены на восемь категорий. Причём распределены неравномерно. Например, из числа королевских министров балы посещает только Первый министр Короля — сенатор Джанис Велокс, но зато благодаря своей работе он научился организовывать своё время, поэтому он сможет в рамках приёма пообщаться со многими высокопоставленными лицами. Учёная гильдия Атенеум представлена на балах аж пятью своими членами, но учёные всегда поглощены своими отвлечёнными мыслями, и нормально уделить внимание могут лишь одному человеку, а, следовательно, борьба за их внимание требует больших усилий. Игроки получают задания в виде петиций, которые они должны продвинуть, собрав, скажем, „подписи“ определённых людей. Петиция будет выполнена, когда все нужные люди будут находиться под вашим „контролем“. Влияние вы распределяете между разными придворными при помощи карточек влияния, которые разным образом позволяют вам выставлять токены влияния или манипулировать уже выставленными. Так же, если вы располагаете наибольшим влиянием в определённой группе лиц, то получаете дополнительную способность, относящуюся к этой группе.
Но всё было бы очень просто, если бы не капризы Королевы. Каждый раунд она придумывает новые правила игры при дворе, и все обязаны этим правилам следовать. В основном она направляет внимание людей к определённым гостям на приёмах, и к ним становится почти невозможно добраться, так как их слоты влияния мигом заполняются нейтральными токенами.
Всё это заканчивается не очень радостно после того, как Первый министр раскрывает Королю заговор, во главе которого стоит, по его словам, сама Королева. Вследствие чего на одном из приёмов Королева взята под стражу на глазах у всех придворных, а все лоббисты решают, что именно сейчас самый момент залечь на дно и посчитать, сколько влияния они подкопили, ибо оно явно скоро может им понадобиться. Начинаются непростые времена в городе, и побеждает тот, кто лучше всех к ним подготовился, создав себе влиятельных друзей и должников.
Так как в игре люди часто борются за влияние над одним и тем же человеком, то эта борьба часто весьма агрессивная. Сама же механика игры простая, но это не мешает игре быть немного затянутой. Ну и выставление, и переставление кубиков может показаться кому-то суетливым, или, говоря на нашем гиковском языке, фидлинговым.
2. Конспираторы
Вторая игра серии называется Dominare. В коридорах власти Темпеста настал настоящий хаос после ареста Королевы. Лоббисты залегли на дно, чтобы не привлекать внимания, а разные группы при дворе хаотично борются за власть и выживание. Этой ситуацией решили воспользоваться от 2 до 6 тайных обществ города. Им предстоит бороться за влияние в городе, но так как теперь власть не сосредоточена в одном месте, как это было в эпоху королевских приёмов, им приходится бороться за влияние над разными специализированными кварталами города, чтобы через них влиять на судьбу города и важных людей. А это становится всё сложнее, так как, если до раскрытия заговора, город управлялся всего 23 влиятельными горожанами, состоящими при дворе, то теперь их целая колода из 95 карт, из которых только 3 карты повторяются трижды, а все остальные — уникальные личности, от самого короля Арнауда ІV, до глухонемого воришки Павла и проститутки Мойры Калиган. Все они полезные люди и могут помочь вам взять под контроль ту или иную часть общества в Темпесте, а оттуда и контроль над самим городом.
Игроки привлекают к своему делу разных горожан и выстраивают перед собой своеобразное табло-цепочку. В зависимости от положения в этой цепочке, граждане могут иметь разные способности, которыми конспиратор сможет воспользоваться, чтобы набрать денег или продвинуть своё влияние в разных кварталах. Но надо быть внимательными, некоторые лица слишком известны и манипулировать ими не так уж просто. Это может привлечь внимание тайных служб короля к вашей организации — они ведь и так на взводе, и везде им мерещатся соратники Королевы. Если вы будете привлекать слишком много внимания, то, возможно, вас назначат козлом отпущения, и многие негативные эффекты событий будут случаться именно с вами. Такой своеобразный политический „Кланк!“.
Зато, получая контроль над определёнными кварталами, вы, как и в „Courtier“, будете получать их специфическое умение, что поможет вам быть более эффективным.
В конце игры, после 7-8 раундов, игроки суммируют своё влияние в виде победных очков, которые им приносят каждые область и квартал, которые они контролируют (кстати, есть и такие неблагополучные области, которые приносят отрицательные очки, но их придётся завоёвывать ради контроля над кварталом в целом).
Если „Courtier“ была игрой с неким агрессивным взаимодействием, то тут порой происходит настоящее мочилово. Тем более, что ваша главная цель заполучить и удержать контроль над самыми прибыльными кварталами до конца игры и при этом стараться не „засорять“ своя ряд персонажей слишком видными личностями, дабы не обрушивать на себя каждый ход возмездие тайных служб Короля. В результате первые 3-4 раунда являются просто разогревом и сбором карт персонажей для вашего будущего табло, и кварталы, которые вы захватите в этих раундах, не имеют особого значения, кроме получения их специальной способности. Самое главное — это последние 2-3 раунда, когда вы должны, активируя 7 действий (агентов или кварталов), захватить и удержать самые лакомые кусочки города. С одной стороны, этих действий недостаточно, чтобы обнулить всё сделанное другими игроками в предыдущие 3-4 раунда, с другой стороны, действия в последнем раунде обыкновенно самые рафинированные, и способны серьёзно помочь вам и подгадить вашим оппонентам. В результате, скорее всего, в центральных кварталах будет полнейшей бардак.
Если говорить о слабых сторонах игры, то это, в первую очередь, огромное разнообразие карт агентов и их рандомный приход. По сути, вы не можете строить стратегию, приходится только адаптироваться под карты, которые вам попали в руки, и выбирать из них те, какие, по вашему мнению, будут наиболее полезными в будущем. И игра довольно длинная. На коробке написано 2-3 часа, то есть, реально первая игра может у вас занять и на все 4 часа.
3. Торговцы
Третья игра серии предоставит вам возможность стать частью той движущей силы, которая превратила Темпест в самый великий город того мира — торговли. И название игры соответствующее — Mercante. От трёх до пяти глав торговых домов будут бороться за богатства, которые вливаются в огромный порт Темпеста. Ваши агенты будут сновать по пристаням, чтобы успеть урвать самые выгодные сделки под носом у своих конкурентов и выполнить самые требовательные контракты. Корабли заходят в порты и разгружают от самых банальных вещей первой необходимости, до экзотичных товаров из далёких земель. Кто первый доберется до этих товаров и предложит лучшую цену, тот и получит их, чтобы потом продать ещё выгоднее в самом городе.
Игрокам предоставляется ограниченное количество агентов, которыми ваш торговый дом будет оперировать. Начнёте вы со всего двумя агентами, а максимум агентов будет 4, но при этом будет большой выбор разнообразных действий: покупка победных очков (по сути инвестиция в торговый дом), сбор сведений, позволяющий вам узнать, что ждёт рынок в будущем (какие цены пойдут вверх, какие вниз, какие рынки будут закрыты), наём носильщиков, которые, по сути, перенесут ваш товар из склада на рынок и продадут его по текущей цене, которая зависит от насыщенности данного рынка и разных событий, влияющих на цену товара, улучшения активов гильдии (наём агентов и расширение складов), управление событиями, наём охраны складов, выбор контрактов и … кража (да, можно и подрезать товар не только на аукционе в порту, но и в момент, когда ваш оппонент отвозит его на свой склад). Само собой 4 агента не достаточны, чтобы сделать всё, поэтому надо планировать свои действия на несколько ходов наперёд и в некоторых случаях следить за оппонентами. Например, если вы видите, что у оппонента много определённого товара, то, вероятнее всего, вам не стоит закупать его в доках, так как оппонент наверняка его продаст и обвалит цены на этот товар. Заключение контрактов же является дополнительным источником средств, так как за принятие контракта вы получите аванс, но, если вы не продадите в один ход нужные для выполнения контракта товары до конца игры, репутация вашего торгового дома весьма может пострадать.
Учёт же времени в игре проходит интересным способом. Есть шкала, на которой нанесены цены победных очков и найма новых агентов. Чем дальше продвигается токен по этой шкале, тем дороже становятся победные очки, и дешевле новые агенты. Соответственно и продвигается токен вперёд с покупкой агентов и победных очков, а когда токен дойдет до конца шкалы – игра заканчивается, все деньги превращаются в победные очки и торговый дом с наилучшей репутацией становится победителем.
В этой простой по правилам игре, так же, как и в предыдущих, присутствует фактор случайности, но вы всегда можете использовать своих агентов, чтобы управлять или, как минимум, предугадывать эти случайные события и товары, заходящие в порт. Основные механики в игре — это выставление рабочих на своем планшете, или даже, скорее, активация действий, и аукцион, который проходит за один круг и заканчивается всегда игроком, который его инициировал (то есть, он при наличии денег наверняка может купить то, за что он аукцион объявил).
4. Любовь
Как я уже говорил в предисловии, четвёртой игрой серии является Тайное послание (Love Letter) и, наверное, мало кто нуждается в представлении этой игры. Но всё же …
Потрясённая событиями при дворе и арестом своей матери (которую в последствии казнили), принцесса Аннета закрылась в своих покоях и отгородила себя от придворного общества. Совсем немногие имеют счастье пользоваться её благорасположением и радоваться её обществу. По сути, это всего 15 человек. Но принцесса Аннета является совершеннолетней, и по традиции ей уже пора выйти замуж, а поклонников и охотников за королевским приданным немало. Только вот единственным способом достучаться до исполненного скорбью сердца принцессы для её поклонников являются любовные письма, которые можно передать, исключительно добившись благорасположения кого-то из ближайшего круга принцессы.
Игра состоит из всего 16 карт 8 видов (говорим о базовой версии) соответственно со значениями от 1 до 8. 1 — это стражники, охраняющие покои принцессы, а 8 — это сама принцесса. У каждой карты есть определенная способность, которая позволяет манипулировать картами игроков или выбивать игрока из гонки. Каждый игрок имеет по одной карте на руке неизвестной другим игрокам, и в свой ход тянет ещё одну из колоды. После чего решает, какую из двух карт сыграть — то есть одного из приближённых он использует, чтобы помешать другим игрокам доставить свои письма, а другого оставляет у себя на руке, чтобы сделать его в конце своим посыльным. В конце раунда побеждает тот, кто остался один в игре (не вылетел), или тот, у кого на момент окончания игры осталась на руке карта с самым большим значением — чем выше число на карте, тем ближе этот человек к принцессе и может на неё повлиять более эффективно. Как, например, „семёрка“ Герцогиня Вильгельмина, самая близкая подружка принцессы, или сам её отец король Арнауд ІV, у которого сила „шесть“.
Игра играется несколько раундов, пока один из игроков не соберёт определённое количество побед, то есть успешно осадит и возьмёт штурмом сердце принцессы.
5. Архитекторы
В пятой игре серии Canalis вам предстоит немного отдалиться от политических интриг и борьбы за власть, чтобы сконцентрироваться на планировке и постройке нового квартала славного метрополиса Темпест. Сенат дал задачу построить новый квартал и обеспечить его всем необходимым для полноценного функционирования в живом механизме города. Вы будете располагать промышленные и жилые районы, а также украшать их садами, чтобы выполнить не только общий план сената, но и вплести в этот квартал тайные замыслы ваших теневых нанимателей.
Основные механики игры это драфт карт и выкладывание тайлов. Все карты имеют два вида эффектов — постройка определённого вида зданий или какой-то эффект, связанный с получением или манипулированием ресурсов. Игрок выбирает, который из двух эффектов использовать. Основным источником победных очков являются производственные здания, но они, кроме самой постройки, требуют обеспечения определёнными ресурсами и работниками, и тут механика похожа немного на Brass, так как вы можете пользоваться зданиями, ваших оппонентов, как и они вашими. А также вам придётся прокладывать каналы, которые являются путем достижения разных ресурсов до вашего производственного здания. Игра состоит из 4 раундов, в которых от 2 до 4 игроков сперва получают через драфт 5 карт, а потом по очереди, одну за одной, их разыгрывают, строя здания или используя вторичный эффект. В конце четвёртого раунда производится проверка, кто из игроков выполнил свои открытые и тайные миссии, и сколько очков он получил с них и в течение самой игры. Само собой, кто собрал больше всего, тот самый крутой и уважаемый архитектор-планировщик Темпеста, и может рассчитывать на последующие крупные гос. заказы.
К сожалению, это одна из двух игр, которые мне не попадались, и я не смог её себе приобрести, так что познания мои сводятся к просмотру материалов на BoardGameGeek. Но в целом, выглядит, как интересная игра с особо сложными правилами.
6. Люди искусства
Последняя игра серии немного насильственно к ней прикручена, и, по сути, издатель просто решил её прикрепить к существующей игровой вселенной Темпеста через использование того же оформления. Как и Тайное послание, оригинал этой игры был японским и рассказывал о меценатах, которые спонсировали работу известных мастеров ренессанса в Тоскане. Но после того, как права на игру получило издательство AEG, они решили перенести действие игры в Темпест, и так появилась их версия игры Patronize. Само собой, вы будете в игре делать тоже самое, что и в японском оригинале, только уже не во Флоренции, а в Темпесте.
У вас на руках будут карты разных деятелей культуры города, и у каждого деятеля будет своя масть в виде принадлежности к определённому сословию, а также своя стоимость. В каждом раунде вы будете бороться за карточку славы — своеобразное поручение, с помощью разыгрывания одной из карт персоналий. Выигрывает обыкновенно персоналия с наивысшей стоимостью, но иногда задание требует определенной масти, и тогда можно выиграть взятку и картой с меньшей стоимостью, но с нужной мастью. Это игра на взятки, но с некоторыми особенностями. Так, кроме карточек заданий, вы будете получать и определённые кубики соответствующих цветов, которые тоже будут приносить вам очки по определенному принципу, да и все персоналии имеют свои особенности и способности.
Но большего я не могу сказать, так как и эта игра серии не попадала мне в руки. Из того, что я видел, в ней есть много тематических отсылок к основным событиям, которые больше всего описаны в Courtier, Dominare и Love Letter.
* * *
Вот такой получился обзорчик серии. Я не знаю, насколько реально сегодня найти игры из этой серии, меня лично пугают цены, например, на премиальное издание Тайного послания, которое очень выросло в цене после перехода лицензии от AEG к Z-man. А Canalis и Patronize вообще почти невозможно найти на вторичном рынке. Но все же, надеюсь вам было интересно узнать о серии и об истории города Темпест, которая в ней рассказывается. Возможно, это даст вам возможность по-другому взглянуть на хорошо знакомую игру.
Cortier — Designer: Philip duBarry (Black Orchestra; Revolution!)
Dominare — Designer: Jim Pinto (Dice Crawl; Gondola; Senatus)
Mercante — Designer: Jeff Tidball (World of Warcraft: The Adventure Game)
Love Letter — Designer: Seiji Kanai (Love Letter 😉 )
Canalis — Designer: Philip duBarry (Black Orchestra; Revolution!)
Patronize — Designer: Hisashi Hayashi (Yokohama; Trains)
Artists: Thomas Deeny, Andrew Hepworth, Jeff Himmelman
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Один комментарий к “Не одним Тайным посланием … (серия игр Tempest)”
Love Letter наш лучший пати гейм и он прекрасен. Спасибо за ознакомлением с остальными версиями игры.