Безудержное веселие в багровых тонах (Nanty Narking)
Nanty Narking – идиоматическое выражение, означающее „Безудержное Веселье“
Наверное, многие из вас знают легендарные произведения Терри Пратчетта про Мир Диска и, в частности, про город Анк-Морпорк. Так вот, была и настольная игра по этой вселенной. Точнее игр по ней было несколько, но вот одна была особо популярной. Этой игрой была „Плоский мир: Анк-Морпорк“. Игра была очень популярной, не только у поклонников Пратчетта, но и в принципе из-за легкости правил игра была популярна и среди людей, которые даже не слышали о Плоском Мире. Игра была настолько популярна, что на западе ее продолжали покупать годами и когда тиражи кончились возникла некая проблема. Правообладатель Плоского мира, наследники Пратчетта, отозвали свое добро на издание игры в этом сеттинге. И началась охота на копии игры. На вторичном рынке цены на англоязычные копии игры достигали 150-200 долларов, да и сейчас на BoardGameGeek висят подобные цены.
Но вот 9 лет после первого издания игры ее автор Мартин Уоллес все же решился на переиздание игры, но в уже в другом мире.
И так, добро пожаловать в Лондон времен королевы Виктории. Это мрачный мир, однако он не лишен своего очарования и местами даже юмора. Тут знаменитый Шерлок Холмс идет по следам кровавого Джека Потрошителя, пока профессор Мориарти плетет свои сети. Беспризорники под крылом корыстного Фагина, очищают карманы почтенных лордов на улицах, пока сами Лорды делят меж собой земли города. Ирен Адлер шантажирует богачей Лондона, а Эбенезер Скрудж чахнет над своим состоянием. Все это и многое другое представляет собой Лондон в эту эпоху, и не странно, что многие авторы и по сей день вдохновляются им так же, как им вдохновлялся Артур Конан Дойл и Чарльз Диккенс.
В этой игре игрокам предстоит побороться за контроль над Лондоном, войдя в роль одного из известных литературных героев того времени. У каждого будет свой путь к победе, и каждый будет стремиться не попадаться на глаза остальным.
Игра очень проста по своим механикам и представляет собой своеобразную гонку за контроль территорий со скрытыми ролями. Как я и говорил это основное что подкупает людей в этой игре. Н давайте обо всем по порядку.
В игре каждый игрок в начале получит одну из ролей, которая, по сути, является его скрытой целью в игре. В старой версии было семь ролей, но так как три из них были по сути одинаковые, то можно сказать, что в игре было 5 разных целей. В новую версию игры вы вполне можете играть и со старым набором ролей, но они весьма несбалансированны и некоторыми победить гораздо легче, чем другими. Поэтому в новом издании есть альтернативные наборы ролей. Один из них просто исправляет две роли из старых, которые были легче постижимы, чем остальные, но вот второй – он полностью переработан. Во втором наборе есть целых восемь ролей, причем все они уникальны и дают сразу не одну цель, но две, из которых вы можете выбрать которую исполнить. Это весьма разнообразит игру, и поэтому далее я буду рассказывать именно о этих ролях.
Как я уже говорил, роли носят имена литературных героев из произведений, рассказывающих о Лондоне викторианской эпохи. Томас Грэдгринд из романа Диккенса «Трудные времена», Эбенезер Скрудж из „Рождественской песни“, Фагин из Дэвида Копперфильда, лорды Холдхерст, Белинжер и Балморал из произведений Артура Конана Дойля про Шерлока Холмса, как, впрочем, и сам именитый детектив. К этому мужскому обществу добавили и щепотку красоты в виде прелестной Леоноры Ллойд. Ее я как минимум не нашел ни в одном из произведений той эпохи, однако возможно это героиня кикстартерского повествования. Кампания на кикстартере была оформлена как рассказ с продолжениями, где участники выбирали исход каждого эпизода. В классических вариантах набора ролей присутствуют так же профессор Мориарти и месье де Сидония.
И так, игроки получают скрытую роль, которая указывает на их способ победы в игре. Что бы победить, им необходимо соответствовать требованиям роли в начале своего хода. То есть, у остальных игроков есть как минимум один ход , что бы помешать вам выполнить свою роль, если они разгадали ваши намерения. Цели обыкновенно связаны с присутствием в разных кварталах, контролем над кварталами или владением определённого количества агентов, зданий или денег. Между ними выделаются Фагин и Шерлок. У первого цель, сеять беспорядки и хаос в Лондоне, а второго – не дать до конца игры победить никому из остальных героев. Раньше, как я говорил уже, это были самые легкие для выполнения задания, но в новом наборе у остальных игроков есть по две цели, а у Шерлока и Фагина есть и дополнительные условия, которые они должны выполнить, что бы победить. Чо, как я уже говорил, весьма балансирует игру и делает ее совсем другой по ощущениям. Можно сказать, более стратегической.
Игроки так же получают некий начальный капитал и набор своих фигурок – здания и агентов. Тут, наверное, стоит отметить, что в кикстартерской версии есть дополнительный модуль, который дает возможность агентам и зданиям получить свои уникальные способности, что еще больше разнообразит игру. Я не уверен будет ли это включено в магазинное издание, но думаю , что легко можно найти правила этих модулей в BGG или кикстартеровской страничке и использовать их. В начале игры игроки так же получают по пять карт из колоды действий и выставляют трех своих агентов на карту Лондона, поделенную на 12 регионов. Все начинают в регионах-кварталах Челси, Ист Енд и Сити.
Далее игра идет по кругу, и игроки играют по одной карте действий с руки, дополняя в конце своего хода руку до пяти карт. И если указать на то, что агентов можно ставить только на кварталы, в которых уже есть ваш агент или соседние им, что здания можно строить только в кварталах, где есть ваше присутствие и нет токенов беспорядков, а беспорядки появляются, когда поставлен агент в регион, где уже есть какой либо другой агент (а убирается, когда из региона уйдет какой либо агент), то собственно я уже рассказал все правила игры.
Все разнообразие кроется в картах действия и это, наверное, самое интересное и впечатляющее в игре, так как карты иногда способны создавать длинные цепочки действий и игроки получаю огромное удовлетворение от своего хода. Однако так как карты приходят вам на руку абсолютно в случайной комбинации, можно испытать и некую фрустрацию, если вам нужно конкретное действие, а оно все не приходит и не приходит. Так что сразу вас подготовлю – это не стратегическая игра. Вы можете планировать свой ход к победе, но все зависит от того, какие карты придут вам в руку. Так что основное в игре это уметь адаптироваться и находить способ постичь свои цели теми инструментами, которые вам будут доступны. Конечно, это никак не поможет вам выполнить цель построения 5 зданий, например, если вам в руку тупо не идут карты с эффектом постройки. Но как уже сказал, в альтернативном наборе ролей, это решается парой целей одной роли. Если не идут карты на одну цель, то вероятнее всего можно постичь вместо этого вторую.
К слову, я специально взял у друга копию Плоского Мира: Анк-Морпорк и сравнивал карточки колоды действий – колоды абсолютно идентичны – карты в них отличаются только по арту и названиям. Так что в новой версии игры основное изменение это наборы ролей.
А самих картах есть разнообразные комбинации 8 действий. Действий на карте может быть несколько, может быть одно, а в очень редких случаях может попасться карта пустышка, но не разочаровывайтесь – и ей можно найти применение. Далее я опишу коротко все возможные действия.
Монета – очень просто, получаете столько монет, сколько указано на карте.
Полицейская каска – это способ убрать один токен беспорядков с карты.
Череп – тут все просто, убираете фигурку агента или неигрового персонажа с поля.
Ладонь – это символ отмены действия другого игрока. Карты с таким символом можно играть вне своего хода, когда кто-то играет определенное действие.
Здание – это действие позволяет построить ваше здание в квартале, где еще нет других зданий, есть ваш агент, и нет токена беспорядков. При подобной постройке, вы получаете карту квартала, которая дает вам возможность использовать специальное действие, пока ваше здание стоит там.
Пергамент – это указывает на специфичное действие, которое указано в виде текста в нижней части карты.
Ворона – если все остальные действия, вы при желании или невозможности выполнить, вы можете просто упустить, то это обязательное действие. Оно открывает карточку Событий и в тех карточках, обыкновенно случается глобальный игровой катаклизм, который может задеть любого игрока.
Карточка – это будет самое любимое ваше действие, и вы будете молиться, что бы побольше таких карточек заходило вам в руку. Это действие позволяет Вам сыграть еще одну карту с руки. Соответственно, если и на ней есть такое действие, то это позволит сыграть и еще карточку и так далее.
Вот это 8 действий будут сочетаться разнообразным образом на ваших картах. Они будут стоять в колонке, и Вы будете обязаны производить эти действия в порядке сверху в низ. Вы можете пропустить какое либо из этих действий (кроме Событий), но потом к ним вернуться уже не сможете. Мы просто их пропустите.
Таким образом, перед нами очень легкая игра, причем, как уже сказал, это не игра, в которой вы ищите баланс или глубину стратегий. Так что же привлекает людей к этой игре? Раньше ответом на этот вопрос стандартно был „Люди любят Плоский мир!“ Но это было бы только часть ответа. Еще со времен первого издания игр, в нее с удовольствием играли и люди, которые дали от мира Пратчетта, и даже такие, которые откровенно не любили Пратчетта.
А ответ именно в легкости игры и ее освоении. Есть много хороших легких игр на рынке, но даже среди них, мало таких игры, в которые можно сесть и играть после объяснения правил в 5-10 минут. Да и сама игра продолжается не больше часа. Она быстрая и часто создает моменты, в которые игрок чувствует удовлетворение от своих действий через ситуативные комбинации действий карт, или когда успевает хирургическим действием, провалить план другого игрока. Вопреки тому, что в игру трудно создавать длительную стратегию, все же она чувствуется как стратегическая игра. Игрок составляет себе какой-то план и пытается следовать ему надеясь на приход нужных ему для этого карт.
Все это есть и в Nanty Narking. Но это не все. Многие ворчат, что это вам не „Плоский Мир“ и атмосфера не та. Но я с ними категорично не согласен. Сам Пратчетт, в большой степени, создавая Плоский Мир, и конкретно Анк-Морпорк, вдохновлялся именно викторианской эпохой и Лондоном того времени. Пратчетт никогда не скрывал своего восхищения Диккенсом и даже посветил его творчеству один из своих поздних романов – Dodger. Сеттинг викторианского Лондона , по моему мнению, даже лучше ложится на игру, чем Плоский Мир. Конечно, для этого много привносит само оформление игры, а оно просто роскошное.
В набор игры входят 4 комплекта из 18 миниатюр (6 зданий и 12 агентов) с прекрасной скульптурой и детализацией. Художественное оформление самих карт действий так же на высшем уровне. Они выполнены в мрачных тонах индустриального вечернего Лондона и каждая из них является по-своему произведением изобразительного искусства. Лично у меня есть некоторые претензии к художнику, относительно изображения человеческих лиц, но все же явно таков его стиль. Эти претензии, однако, никак не мешают мне оценить его талант. Ровно как карточки, сама игра в разложенном виде представляет собой истинный шедевр и доставляет огромное удовольствие для глаз.
Что же мы имеем на выходе. Легкая игра, в прекрасном оформлении, которая даст вам возможность в течении часа сразиться в молниеносном и беспощадном зарубе с другими игроками. Вам придется не просто выполнить свою цель, но и скрыть ее от оппонентов, что бы те не могли эффективно мешать вам, а в некоторых случаях и попытаться заставить их вам несознательно помогать. Игра проста для объяснения, раскладки и быстрота партий, делает ее своеобразным филлером, или игрой, на случай, когда вам не хочется играть что-то сложное, или вы еще не решили во что играть дальше. Я лично знаю мало людей, которые отзываются плохо об этой игре, даже осознавая все ее механические изъяны.
Что касается лично меня, я стал ее большим поклонником, особенно в версии Нанти Наркинг с новыми наборами ролей. Я смело могу ее рекомендовать как казуальным и семейным игрокам, так и игрокам более опытным и тяжеловесным (по предпочтения к играм), если у них не дергается глаз от большого влияния случайности на игру.
Если же у вас уже есть копия игры „Плоский Мир: Анк-Морпорк“, то по вот этой ссылке вы можете скачать файл с переносом альтернативного набора ролей на старую игру.
Designer: Martin Wallace
Artist: Jakub Skop, Bartek «bartosy1» Jędrzejewski,
Miłosz Wojtasik, Grzegorz Ryszko
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Безудержное веселие в багровых тонах (Nanty Narking): 8 комментариев
Обзор хороший и интересный, но количество ошибок и опечаток умопомрачительное. Проверка орфографии Ворда или браузера помогли бы избавиться от большей части этих косяков)
Что сказать о самой игре… Я очень люблю оригинал. Именно за игровой процесс, а не за мир, хотя настолка почти идеально легла на сеттинг Анк-Морпорка.
Я люблю миньки. И здесь они вполне достойные, да и количество — огого!
Я люблю игры с красивыми иллюстрациями и хорошо оформленным полем.
Но 80 долларов… за гейтвейную, в общем-то, игру… Жаба задушит.
Я прогоняю текст через проверочную программу, и все равно остаются видимо опечатки которые формируют смысленные речевые единици и программа их не ловит. К сожалению, я категорически неспособен производить самопроверку ;( В остольком, да, цена кусачая, но это определено продукт уровня делюкс.
Возникло ощущение схожести с «Инишем» — контроль регионов, розыгрыш карт. Сильно похожа на «Иниш» данная игра?
И, я так понимаю, с локализацией не сложилось у Краудов, они вроде планировали?
Выглядит конечно игра любопытно, люблю такие штуки.
Насколько я слышал , за локализацию никто не взялся. С Инишем вообще не схожи. Совсем другого уровня игра и совсем другие ощущения.
Жаль что ее так не локализуют 🙁
а вот за файл с переносом ролей спасибо, АМ одна из часто доставаемых нами игр
Насколько критична игра к знанию языка?
На карточках мало текста и он весьма простой.