Делу время, а потехе Игрокон!
Вот люди говорят „Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается“. Но это люди, которые не питались писать. Иногда сказ сказать намного труднее, чем дело сделать. И вот в моем случае это именно так, что касается Игрокона. Сама поездка была молниеносной, даже не заметил, когда пришло время уезжать, а вот рассказать обо всем по порядку и систематизировать свои мысли я пытаюсь уже целый месяц.
Но каждая хорошая сказка начинается с „Жили-были…“
Так вот, жил да был мальчик Вова в далеком (в четвертом измерении) Советском Союзе, и так получилось, что в так же не близком 91ом году его родители решили переехать в Болгарию. И мальчика успокаивали: „Не беспокойся, курица не птица. Будем каждый год приезжать в родной Брянск, будешь видаться с друзьями и все такое!“ Только вот ход истории не подвластен мелким людишкам – Союз рухнул, в бывшем соцлагере начались „дикие 90-ые“. В результате, когда мальчик Вова обрел достаточную финансовую свободу, что бы поехать в Россию, то уже особо не был и мальчиком, а и ехать было особо не к кому.
Но воспитание не пропьешь (особенно когда его запиваешь в основном Кока-Колой), а так как меня вскормили любовью ко всему родному, то и тяга к Родине не успела выветриться да долгие годы, проведенные на Балканах. В частности, когда я начал увлекаться настольными играми, для меня было нормально искать информация по играм не только на английском, но и на русском. Так я наткнулся на BoardGames Community и ворвался стремительно в русское настольное сообщество. С тех пор у меня была новая причина посетить Россию, что бы познакомиться со всеми прекрасными людьми, с которыми я разговаривал, спорил, и ругался в этих наших интернетах. Однако на Игрокон в 2018 я так и не успел попасть, из-за затяжной войны с МИД РФ, которую я выиграл едва в начале 2019.
И вот 2019 год, 28 лет с тех пор как я покинул Отчизну. Теперь уже ничто не могло остановить меня. Весь год я только об этом и говорил всем своим знакомым в живую и в интернете – я еду на Игрокон. Должен сказать, что для меня это волнующее событие по многим причинам. Конечно, первым делом, это возвращение на родную землю. Хоть и не милый сердцу Брянск, но все же хотя бы та же страна. Во-вторых, это мое первое путешествие за пределы Болгарии с 2000 года, а на самолете так вообще с 80-какогото года, когда мы с Мамой летели на раздолбаном кукурузнике из Брянска в Сочи. Ну и в-третьих Игрокон это первый большой конвент для меня. В общем, мне было о чем поволноваться и попереживать.
Но я человек в принципе не особо эмоциональный и подошел ко всему рационально. Я заранее, конечно же, купил билеты, снял жилье, намалевал себе какие-то планы, набил целый чемодан подарков и заказов, и 15 ноября погрузился на самолёт София-Москва.
Перед тем как я начну однако (да да, это была всего лишь присказка), должен сказать, для меня поездка на Игрокон не ограничилась самим Игроконом и это рассказ не о самом фестивале, а скорее о моей поездке в целом. Конечно, я сэкономлю вам мои восторги новой Москвой и Питером, в котором я до этого ни разу не был, и ограничусь всего лишь своими настольными приключениями.
Так вот моя поездка началась с такого вне-игроконовского приключения. Наверное, со времен парусных кораблей не было более точной реализации фразы „с корабля на бал“ чем мой приезд в Москву. Как только мы получили свой багаж мы (да, я приехал не один, а с друзьями) сразу же отправились в бар „Папа Вейдер“ на вечеринку, организованную группой блогеров „GeekMedia“.
На этой вечеринке в уютной домашней атмосфере и состоялась первая встреча Чешира с настольным бомондом настольной России. Конечно, тут были не все. Самые сливки (в моем понимании), к сожалению, не захотели или не смогли присутствовать. Но сливки это всего лишь верхушка мощного айсберга из очень интересных и качественных во всяком одном отношении людей. И их в „Папа Вейдере“ было полная чаша. Настолько много, что даже не со всеми смог нормально и спокойно пообщаться. И хоть я и не особый поклонник разного рода органайзеров и периферийных компонентов в настольных играх, мое знакомство началось с команды „Meeple House“. Или точнее с их продукцией. Как я понял, при комплектации были неправильно вдеты шнурки на миленьких мешочках с Ктулху, предназначенных для Игрокона, и вся настольная братия сидела и перевдевала эти шнурочки в первый час-полтора мероприятия.
Конечно же, были и уклонисты, которые притворялись занятыми, что бы участвовать в каких-то организованных конкурсов и викторин, а некоторые вообще придумали презентацию какого-то нового продукта от GeekMedia – озвучка зарубежного обзора игры HAKO ONNA. А вот мы усердно вдевали шнурки в мешочки и параллельно болтали о разном. В основном с Ромой из московского отделения и Андреем из тюменского отделения BoardGames Community. Не помню уже, о чем мы болтали, но было очень приятно. В какой-то момент, они сочли что я уже не такой интересный собеседник (шучу) и мне пришлось искать себе другую жертву, которую я сразу же нашел в лице уединившегося в уголке Дениса Пластинина. Точно перед поездкой, я не очень лестно отозвался об его игре „Война Миров: Новая Волна“ (кстати, все еще считаю игру поломанной), но … мордобоя не получилось. Денис оказался ноже очень приятным и интересным собеседником, стоически вынес мой злобный троллинг и даже поговорили о новых проектах, в которых он участвует — „Тортуга 2199“ и „Сказки старой Руси“. Правда ничего конкретного он про „Старую Русь“ не издал (а и если бы издал, я бы вам не сказал , все равно хи хи). К этому моменту уже все расслабились и разделились по столикам играть в разные филлеры и патигеймы, и я уже думал, что все — мне тут больше не место. Жертвой моей болтливости пали и другие известные личности, такие как автор игр Юрий Ямщиков (вообще маньячина, аж до Питера меня преследовал) и известный больше как главред издательства „Космодром“ (хотя он тоже автор) Максим Верещагин. Причём, если я правильно помню оба меня убеждали то если мне нравится „Первый Контакт“ то от грядущего „Второго Контакта“ я вообще буду без ума. А тут как раз подошел и автор „Первого контакта“ Дамир Хуснатдинов, которого Сергей Афанасьев (автор „Бородатого Блога“) как раз тащил к столу, что бы играть в этот самый „Первый контакт“. Кто, читал мои обзоры, знает, что я без ума от этой игры и готов в нее играть в любое время. Из прошлогодних новинок, она мне нравится даже больше чем „Смартфон“ (извини, Ваня). И так как Денис Пластинин уже освободил к тому времени темный уголок, мы засели туда сыграть партийку с Автором. С нами сыграли Катя (одна из моих друзей-спутников) и Андрей из BGC Тюмень. В общем, сразу вам скажу – не садитесь играть в свои любимые игры с авторами. Нет, они не обыграют вас с легкостью. Ну как минимум это не самое страшное. Они просто помнят все правила своей игры. „Чего тут страшного? Это же Хорошо!“ – скажете вы. Только надо иметь в виду, что они помнят правила своей игры с каждого этапа ее разработки, и на выходе это не обязательно правила финальной версии. Так или иначе, общими усилиями мы восстановили правила и сыграли в очень увлекательную партию при романтичном осветлении телефона Сергея, так как уголок оказался действительно темным.
Дамир и Сергей играли за инопланетян, и я, Катя и Андрей – за аборигенов. Хотел бы я сказать, что победила дружба, но в конце из пяти человек проиграли двое – я и Сергей. Но ведь главное не победа, как говорят все те, кто проигрывает. В игре было все, и интересные ассоциации, и странно объясняемые слова, и недопонимание или откровенное ошибочное понимание сигналов с обеих сторон. Я еще раз убедился, насколько я люблю эту игру.
Так прошло немало времени в приятных беседах и наконец-то все начали расходиться, потому что завтра всех нас ждал нелегкий день. И если обыкновенные посетители Игрокона могут приходить туда, когда хотят, то мы, как представители прессы и издательств, должны быть там с открытия дверей. Зато по пути в метро, я и Андрей (BGC Тюмень, пора бы уже и запомнить) уговорили Макса Верещагина провести нам небольшой тур по студии Космодромов (он не особо то и сопротивлялся). Мы благополучно добрались до своей квартиры и так и закончился мой первый вечер в Москве.
Второй день начался непривычно рано для меня. Я люблю поспать до обеда, если есть возможность, а тут пришлось встать пораньше и ехать на встречу с Андреем и Максимом, что бы пойти посмотреть на офис Космодромов. Встреча была назначена на 9 утра, что бы потом поспеть к 10-11 на Игрокон. Офис Космодромов порадовал уже на входе табличками с рабочим временем. Ну, это описать нельзя, надо видеть. Смотрите! 😉
Сам офис весьма интересен и представляет собой помещение в стиле индастриал и создает впечатление творческого беспорядка. Конечно, все помещение как я понял, делят три компании, которые не совсем уверен являются ли абсолютно отдельными субъектами права, ли все же переливаются одно в другое., но в конце концов, не это самое интересное. Максим (Верещагин) показал нам коллекцию игр, в которые редакторы и авторы издательства играют, что бы обтачивать свои навыки в разработке игр, игры которые издательство издавало или готовит к изданию, разные прототипные компоненты так же уже изданных или готовящихся к изданию игр.
Например, нам удалось потрогать прото-компоненты игры The Follower (COSMODROME GAMES), которую издательство представило на Эссене в этом году. Мы обсудили саму игру, или хотя бы то, что о ней пока что можно обсуждать, не сливая тайную информацию. Например, поговорили об электронном устройстве, которое будет использовано в игре. Мои опасения подтвердились, устройство действительно довольно большое и громоздкое, но Максим успокоил меня, сказав, что они думают как сделать его более компактным и удобным к применению.
По сути, устройства служит для облегченного учета ресурсов, которые игроки используют и их трансформация от раунда к раунду. Так как игра проходит в четырех измерениях, то есть время это одна из плоскостей в которых передвигаются и работают игроки, то ресурсы учитываются в трех темпоральных разделах – настоящее, прошлое и будущее. Именно это и показывают три раздела устройства и ресурсы перемещаются нажатием кнопок, а не перекладывания токенов из одного пула в другой, что видимо было бы значительно заморочнее, как решили авторы игры.
Так же нам позволили посмотреть планшеты игроков, которые представляют разных божественных сущностей и их культы. Конечно же, лично меня порадовало наличие Культа Ктулху. Возможно, картинки, которые будут ниже это эксклюзив, хотя едва ил они являются тайной, так как уже были показаны на Эссене западной публике.
Так же мы посмотрели и несколько карточек из нового дополнения к Имаджинариуму с политически некорректными месседжами. Надеюсь, у ребят не будет проблем из-за этих картинок, а то наслушались мы тут в Европах о тирании режима и бесчинствах правоохранителей 😉
Тут в уголке были и коробки с прототипными компонентами уже вышедших игры, например, Акватики. Андрея особенно заинтересовали, однако, образци, которые производители настольных игр высылают издателям, что бы показать, на что они способны и в какую конфетку они могут превратить вашу игру. Некоторые компоненты реально впечатляют, и хотелось бы видеть побольше игр с компонентами ТАКОГО КЛАССА.
Ну и не на последнем месте стоит отметить оригинальные декорации офиса. Они своеобразны самобытны, само-все что придет на ум. Но создают атмосферу свободного или даже фривольного общения. Не знаю, как это работает в профессиональном коллективе, но имею в виду, что я очень доволен играми издательства, то вероятнее всего работает эффективно.
В целом, я до этого не представлял, что в столь малом пространстве может уместиться столько всего интересного. Мы реально чуть не потеряли счет времени обсуждая разные аспекты производства игр, новостей из кухни событий и внутренние разборки отечественного игропрома. Но все же надо было ехать на Игрокон.
Далее собственно был сам Игрокон и тут уже трудно говорить о какой-то хронологии, так что я буду рассказывать об общих впечатлениях и выделять особо значимые для меня моменты.
Первое что, конечно же, бросилась мне в глаза, это общая организация мероприятия. Как я уже сказал, я никогда не был на конвентах и не знаю, как это нормально должно выглядеть. Поэтому оцениваю все с точки зрения моих ожиданий и общего понятия о порядке. То, что мы увидели в первую очередь, когда подошли к месту провождения Игрокона в Сокольниках, это длиннющая очередь к одному единственному входу. Должен отметить, что я пришел на Игрокон как простосмертный, никаких аккредитаций и специальных пропусков. Так что вид очереди нагнал на меня ощущение приближающейся паники. Слава богу, неизвестными путями Андрей из BGC Тюмень нашел способ затащить нас в самое начало очереди. В итоге оказалось, что был еще один вход для тех, кто заранее приобрёл билеты и всего этого ужаса можно было избежать, но организаторы нашли время сообщить об этом людям только на следующий день. Второй настоящий квест был гардероб, но тут мне повезло в первый день и я успел пропихнуть свою одежду на одну из последних вешалок. На второй день повезло не так сильно и пришлось искать альтернативные места для своей одежды. Тут конечно, помогло то, что я не был совсем простосмертным и в дело пошли контакты созданные ранее и знакомства с вечеринки GeekMedia. Я попросил Артема Глухих из GameBoxAdvanced приютит мои вещи в его импровизированной подсобке“ за стендом.
И раз я уж начал с минусов, то нельзя не отметить общую атмосферу толкучки на конвенте. Людей было страшно много, но хуже всего было то, что много было и косплееров. Пусть меня извинят представители этого прекрасного хобби, но я искренне считаю, что им на настольном конвенте не место, кроме как в роли аниматоров в образах из настольных игр возле соответствующих стендов. Но то, что происходило на Игроконе, для меня непонятно. Возможно это какой-то маркетинговый ход, но как по мне он не особо эффективен и только усугубляет и так не очень хорошую ситуацию с толпой. Одно когда ты просто находишься в толпе людей, а другое когда эти люди обвешаны разными торчащими острыми пресс-папье, не смотрят под ноги из-за громоздких костюмов и постоянно желают ходить, туда судя по залам, что бы на них лицезрели. В результате я оставил в мусорных баках Москвы одну пару обуви (хорошо, что сменку предвидел), так как она буквально порвалась под ногами косплееров, которые постоянно то наступали мне то на пальцы то на пятку, али же на меня наступали другие люди, пока я пытался не выколоть себе глаз об броню очередного косплеера. И это, помимо того что в толпе эти лица занимают 2-3 то и больше места, чем обыкновенный посетитель. А ведь там есть и дети, которые не так пекутся о своем самосохранении в толпе, как взрослый человек. Надеюсь конвент прошел без инцидентов, но как по мне делать косплеерам на настольном форуме нечего, так же как нечего делать корове на съезде рыболовов.
Косплей который реально порадовал, так это тот что был за прилавками steampunk лавочек и зоны Звездных войн с твилеками и сабаком. Они стояли себе на своем месте, никому не мешали и создавали прикольную атмосферу.
Но Игрокон ведь не про косплей (как раз моя точка зрения), поэтому продолжу о главном – игры. Игры это то, что объединяет людей, которые приехали или пришли на Игрокон, и хотя главное это люди, все же ось, около которой вращается это множество прекрасных и интересных человеков это настольные игры. Их на Игроконе было более чем достаточно. Тут должен сказать, что в отношении игр я видел Игрокон в чуть более тусклых красках, чем обычный посетитель. Это связано с тем, что у меня есть непосредственный доступ к мировому рынку, и я не рассчитываю на локализации. В связи с этим огромное, даже подавляющее большинство игр которые считались новинками Игрокона 2019 года, так как были локализованы российскими издательствами в 2019 году или только предстоит их локализовать, для меня уже были „новостями“ 2018 и в большинство из них я уже сыграл и некоторые даже забыл. Логично, что меня интересовали игры, которые созданы в России и которые на западном рынке никак не найдешь. В этом плане мне было на что посмотреть.
Возможно ошибусь, но в этом аспекте флагманом Игрокона была Лавка Игр. На ее стенде я видел Тортугу 2199, Чужие Земли, #Прорисунки, Кроманьонцы и Амулет. К сожалению, из всего этого я успел сыграть только в Прорисунки. По правде сказать, это вообще была единственная игра, в которую я сыграл на Игроконе, просто потому что во всей этой толпе играть мне как-то не хотелось. Да, вот такой я привередливый.
Тортуга выглядит интересно, как минимум в оформлении. Я так понял, что основа игры это очень скудный декбилдинг, в плане того, что ты редко получаешь новые карты себе в колоду. Возможно, конечно, что я не совсем все правильно понял и ошибаюсь. Про Чужие земли я вообще ничего не знаю, но похоже на постапокалиптическую бродилку по подземельям. Прорисунки – веселая и быстрая парти-игра для тех, кто любит игры с рисованием, но рисовать не умеет. Все же больше всего меня заинтересовал Амулет, но его на выставке еще не продавали. Я так понял это евро-симуляция фэнтезийной бродиловки с интересной системой экипировки персонажей. „Злые языки“ говорят, что в процессе доработки игра потеряла многое из своего первоначального шарма, но так как я в разработке не участвовал и даже не смог попробовать игру в финальной версии, то ничего определенного сказать не могу. Как появится на западном рынке (надеюсь появиться) тогда и поймем, что это за зверь.
К моему огромному разочарованию, однако на Игроконе не были представлены все издательства. Еще большее разочарование привнесла мысль, что это не было их волей, а скорее всего политикой организаторов. Некоторым издательствам просто сказали, что для них нет места. Я не могу только спекулировать о причинах подобного решения со слов разных источников, но все же было неприятно осознавать, что русские игры, которые буквально взорвали Эссен 2019 от Cosmodrome Games так и не были представлены на самой крупной российской выставке. Насколько я понял позже, такая же проблема была и с издательством Единорог. Печально, что в таком молодом сообществе издательства так рано начали играть в политику. Но, похоже, это неизбежная стадия взросления, которую придется как-то переболеть, надеясь на положительный исход без осложнений.
Если Лавка Игр представили много интересных проектов, то по моим наблюдением все же шума больше всего наделали ребята из самиздата – те самые „New Making Studio“, которые в прошлом году издали „Забытых Богов“. В этот раз они привезли новую игру по мотивам популярного мем-паблика „Страдающее Средневековие“. Как и их предыдущая игра, механике в ней элементарны до безобразия, но тема и оформление определенно зацепили публику (недаром они побили все мыслимые рекорды на бумстартере со сбором средств). В игре вы строите социум своего средневекового города, в котором каждый житель – винтик машины по производству победных очков тем или иным способом (иногда через крестоносные походы, а иногда через перевод стрелок на другие города). Тема, однако, реально является тем, что возбудило такой интерес к игре и сколько раз я не проходил мимо оба их столика были заполнены играющими людьми. Но и тут не обошлось без ложки дегтя – издание игры на английском не планируется, а, следовательно, возможно мне никогда не удастся в нее сыграть. Печалька.
Совсем неподалеку располагалась маленькая зона с правильными косплеерами и их игрой „Фронтир : Далекие Звезды“. Это очень красиво выглядящий космический скирмиш, в котором вы будете управлять своим кораблем или маленькой флотилией в сражении против своих оппонентов. Жанр скирмишей не мое, но с удовольствием бы попробовал разок – возможно в следующий раз когда буду в России (надеюсь скоро).
Неподалеку, прижатые к стенке, располагались столики с прототипными играми разных авторов. Среди них были как уже хорошо знакомые, так и авторы-новички (как минимум я о них не слышал). Конечно же, я обратил внимание в основном на проекты, чьи авторы мне были известны – так и так остановился поздороваться.
Там, например, был Павел Атаманчук с прототипом игры SpaceDomino, в которой игроки, похоже, строили космическую станцию или собирали космический мусор (что-то в этом роде), пытаясь разложить тайлы с символами определенным способом для получения максимального количества победных очков. Кстати Павел был так добр подарить мне английскую копию своей игры „Зодчие“ с очень креативным автографом. Это было очень мило – мне не часто авторы дарят свои игры и к этому моменту, по сути, это была третья в моей жизни такая игра – до этого мне подарили „Первый Контакт“ и „Клумбу“ с автографами авторов. Само собой таким коробочкам отведено особое место в моей коллекции и сердце. В конце концов, даже если игра мне не очень понравится или просто не мой тип игр – это очень трогательный жест. Что конечно не помешает мне написать негативное ревю об игре, если она того, на мой взгляд, заслуживает, но к авторам все равно буду испытывать теплые дружеские чувства 😉
Тут же я снова столкнулся с Юрием Ямщиковым, и как раз хотел рассказать про его новую игру про управление Цирковой труппой, когда заметил на фотографии что имя автора указано Кирилл Горбачев. И все же рассказал мне о ней именно Юра. Это игра про то как вы собираете труппу цирковых артистов и ездите с ними по гастролям. Артисты растут профессионально, но в какой-то момент начинают заболевать звездной болезнью, и вам как менеджеру, надо всю эту труппу примадонн держать в узде и выполнять задания в соответствии с желаниями публики в том или другом городе. И тема и игра мне показались весьма интересными и надеюсь, что ее издадут и мне удастся в нее сыграть.
Тут же я встретился и с автором Акватики – Иваном Тузовским, которые как раз объяснял правила своего нового проекта – Серенисима: Венецианская Республика. Как я мог понять за короткое время которое я провел около столика, игра рассказывает о борьбе или гонке за влияние между благородными домами Венеции. Игры выглядела весьма схематично, что, кстати, присуще большинству прототипов, но тема в которой есть история, и то история Италии, это уже 50% успеха в чеширских глазах.
Был еще один проект, неизвестного мне автора, и я бы на него и не обратил внимание, если бы он в какой-то момент не перекочевал со столов авторской игротеки на один из столов Лавки Игр. Возможно, им заинтересовалось издательство и кто знает, может ему и повезет. Настолько я понял игра представляет собой симуляцию расследования криминального дела. Подобные игры в последнее время весьма популярны и в России и в мире, так что если издатели увидят в проекте зерно успеха, возможно плоды мы рано или поздно увидим на прилавках магазинов.
Стенд и магазин Мира Хобби не заметить было невозможно. Как говорится, кто платит, тот заказывает и музыку. Их стенд и магазин занимали добрую четверть, а то и больше одного из залов, а жемчужиной их вотчины была отведенная специально для демонстрации игры „Одержимость“ зона с готической аркой и горгульями. Вообще на игротеке много людей играли и в „Одержимость“ и в „Гравити Фоллс“ — обе под авторством Германа Тихомирова. Эти игры были флагманами издательства на этом Игроконе. Я давно уже пробовал один раз „Одержимость“ и мне игра очень понравилась, о чем я даже писал статью. Однако сейчас отзывы по ней приходят противоречивые, и я немного пошатнулся в своей оценке. Я все еще считаю, что игра может принести удовольствие, так как я получил это самое удовольствие, когда в нее играл. Но так как сыграл я сего один раз (надо было вернуть игру владельцу), возможно на радостях я упустил существенные недочеты в механике. Это, однако, покажет вскрытие … ну или как минимум повторные партии игры, которые я любой ценой собираюсь сыграть, как только игра появится на наших прилавках. В „Гравити Фоллс“ я не играл, да и до недавнего времени даже не знал что это такое. Но и там доходят противоречивые слухи. К сожалению, вполне возможно, что именно эту игру не издадут на английском языке, но если сделают это – то обязательно попробую и расскажу, что по чем и как. Хотя до тех пор все уже сами будут все знать, так как сыграли в нее на русском. Кстати, в дебрях авторской игротеки Юра Ямщиков меня познакомил и с Германом Тихомировым и мы плодотворно пообщались насчет того как создаются игры и через какие трансформации они проходят прежде чем дойти до публики.
Другая игра, которая привлекла мое внимание в авторской зоне, это игра TakeDown- Fighting Card Game. В основном меня удивил прекрасный комиксный арт, который как я понял оригинальный. Сама игра представляет собой карточные бои, в которой каждый игрок выбирает себе чемпиона со своим стилем боя и пытается выжить на арене боев без правил. Очень надеюсь как-нибудь попробовать. На вид игра казалось веселой и быстрой. Но надо сказать по правде, пока что это тот случай, когда любят глазами. Кроме арта пока что я не знаю почти ничего об этой игре, хотя и поставил себе закладку на паблик авторов в ВК (почитаю как-нибудь).
Кроме того, что я не особо то поиграл (вообще) на Игроконе, я особо ничего там и не купил. Исключением стала игра „Дальние рубежи“. Я просто решил, что надо купить хоть что-то с Игрокона, а эта игра мне показалась наиболее языково независимой (я же ее в Болгарии буду играть) и с ностальгической темой. Я ее все еще не опробовал, но зато с тех пор она уже появилась на Кикстартере и Илья Мурсеев воспевает ее при каждом удобном случае. Скоро и я попробую, надеюсь, Илья прав и игра стоящая (хотя стоит она совсем не дорого).
Конечно, если игры это скелет нашего сообщество, то самое вкусное мяско по этой кости, это, конечно же, люди. А людей на Игроконе было, как я уже говорил, очень много. Конечно, гвоздем программы самого Игрокона для меня стал Илья Мурсеев из OMG!ames и его очаровательная супруга – Наталья. Да мы не успели с ним поиграть, но мы хотя бы увиделись в живую и даже в торопях пообедали. Думаю, многие согласятся, что Илья на данный момент является самым популярным настольным блогером русского сообщества. И я даже не говорю о количестве подписчиков или связями с издательствами, а просто о том как его все знают и (большинство) любят. Раньше возможно его затмевал Леша Зуйков, но он немного отошел от дел. Кстати Леша тоже был там, но он бы нарасхват косплеерами и с ним мы даже не успели поздороваться. Зато как минимум поздороваться мы успели с Филиппом и Денисом из канала „Твой Игровой“, в тот короткий момент когда их выпустили из их клетки, где они вели стрим, и они погуляли между столиками и стендами. Так же часто пересекались с ребятами из GeekMedia и Игорем Марущаком и его дочуркой из канала „Family Play“. Конечно же, я повидался и познакомился с многими авторами – Дамир Хуснатдинов (Первый Контакт), Герман Тиховиров (Гравити Фоллз и Одержимость), Павел Атаманчук (который, как я уже говорим, подарил мне копию „Зодчих“ с автографом), Артемом Лисом (#Прорисунки), Юрий Ямщиков (Карманный Детектив), Никита Евтушенко (Фронтир), Кирилл Егоров (Забытые боги и Страдающее средневековие), Иван Тузовский (Акватика). Побывал так же на лекции Ивана Лашина (Смартфон и Поднебесье) о том, как проходить путь создания настольной игры сознательно и эффективно. Конечно, не все крутится вокруг блогеров и авторов, было и много знакомых сомышленников по хобби, с которыми мы встретились на Игроконе впервые – Валера Кружалов (Ядрен Картон), Сережа Высоцких и Николай Кузиванов (BGC Питер), Антон Золотилин из Москвы и многими другими.
Не на последнем месте, еще раз хочу упомянуть Артема Глухих из GameBoxAdvanced, которому я благодарен не только за то, что стерег нашу одежду на второй день Игрокона, но больше всего за чудесный игронайзер для полной версии Древнего Ужаса. Это нечто волшебное. Я собирал его три вечера и в конце даже с моими кривыми лапками я собрал игронайзер без особых проблем и теперь мне не терпится провести ему полевые испытания. Игра уже разложена, остается только собрать людей. Теперь, однако, я более уверен в своих возможностях и возможно прикуплю себе игронайзеры и для еще некоторых игр в моей коллекции, которые уверен останутся в ней на долго и, соответственно, стоят такой инвестиции. Как уже сказал, продукция еще не испробована мной в деле, но все игронайзеры на стенде и мой Ктулху-бокс после сборки выглядят абсолютно потрясающе.
Та в целом на Игроконе я мало поиграл, но очень много узнал о русском сообществе, то с чем приходится сталкиваться издателям, блогерам и просто игрокам. С некоторыми просто познакомились, с другими закрепили узы взаимной симпатии. В целом для меня это было очень интересный опыт, и теперь я чувствую себя более подготовленным к Эссену в 2020 году, который собираюсь посетить. Да и на следующем Игроконе, если поеду, я уже знаю чего ожидать и буду составлять себе какие-то предварительные планы, что бы не получилось косяков как упущенная игра с Ильей.
Игрокон быстро закончился, однако мои настольные приключения на этом далеко не прекратились. Во вторник после Игрокона вечером я посетил Мекку московского BGC – Пушки/Мишки (Guns and Bears). Когда я пришел, ребята уже играли с Юрой из GeekMedia в Jagged Alliance. Пришлось подождать пока они закончат, но я в это время попробовал вкуснейшие колбаски из оленины – очень рекомендую. После мы разделились на несколько групп, и пока я, Юра и Женя из GM, Рома из BGC Москва и Константин из MeepleHouse играли в привезённую мной из Болгарии для Юры Terror Below (игра по мотивам фильма Дрожь Земли, хоть и неофициально из-за проблемы с правами), Андрей Адамов совершал кощунство с моей спутницей. Катя за всю свою жизнь впервые в современную настольную игру сыграла на Игроконе, и это были #Прорисунки. А этот изверг взял и посадил ее играть с ними в новую редакцию Ghost Stories – The Last Bastion. Однако Катя сказала, что ей понравилось. Так же там играли в Nova Luna и Dice Hospital, но без меня.
А на следующий день мы уже были вечером в Питере – в этот раз в любимом баре Питерского BGC – “Бармалей“. К сожалению, тут я не увидел ни Аллы, ни Сережи Степановского, даже Сережа Высоцких не смог прийти. Однако я надеюсь, что успею посетить Питер снова во время Граникона в апреле и тогда повидаюсь и с ними. Зато встретились с курносой очаровашкой Дашей (один из хостов питерского BGC), Мишей (еще один хост), Олей и Олегом. Так же там были уже знакомые мне с Москвы Валера Кружалов, Андрей Ларионов и Юрий Ямщиков. Помните, я говорил, что этот человек меня преследует!? Я даже после посадки в Софии осмотрелся, не прячется ли он где-то среди чемоданов. Там мы сыграли несколько партий в Намек Понял (Just One), попробовал „Поделим!“ и „Oh Sh*t!“. И хотя вечер омрачила пропажа телефона Андрея, все же мы провели его невероятно весело и если бы не глупая привычка питерцев разводить мосты так рано, наверное, посидели бы и еще.
На следующий день, уже в камерном составе с Мишей и Дашей мы пошли в гости к Ивану Лашину и там так же весьма провели вечер с пользой. Обсудили множество аспектов индустрии в России и в мире, Ваня меня одарил несколькими играми, сыграли в Welcome To The Dungeon и в Forged in Steel (игру, которую я привез из Болгарии что бы ее попробовал Валера Кружалов, но видимо не судьба).
Перед самим отъездом заглянул на кружку чая в магазин «FunMill» и мило пообщались с Петром Шишкановым. Он мне еще и подарил «Атлантиду» в их локализованном переиздании.
К сожалению, в Питере я пробыл совсем недолго и скоро пришлось возвращаться в Москву, что бы оттуда уже самолетом возвращаться в свою вторую родину. Но и тут нашлось время заскочить в гости в новую студию GeekMedia и сыграть с Юрой и Женей в две новинки Эссена – Ishtar: Gardens of Babylon и Castello Methoni. Хоть я и не любитель абстрактных игр, я оценил высоко обе игры, и в Метони даже успел перехитрить опытных гийков и урвать победу. Хоть игры и представляют большой интерес – новинки и все такое, все же думаю, совсем скоро Юра сам о них расскажет более подробно на своем канале, я с одной партии могу сказать только что обе игры мне очень понравились, хоть и едва ли я сяду за них во второй раз (но это просто принципиальное отношение к абстрактам, а не оценка игр).
Вот в целом и все, что я узнал, повидал и поиграл во время своей поездки на Игрокон: 11 партий в разные игры, множество незабываемых встреч, много информации о сообществе русских настольщиков и российской игровой индустрии. А вывод только один: я обязательно приеду снова 😉 Так что – ждите.
А следующее имеет мало общего с вышеизложенным, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .