Цивилизация — это такая прекрасная идея (Tapestry/Эпохи)
„Цивилизация — не состояние, а движение, не гавань, а путешествие.“
Арнольд Тойнби
Если Вам интересно прочитать рассказ про ток как я люблю серию игр Цивилизация, то лучше посмотреть предисловие к Цивилизации: Новый Рассвет. Поэтому перейду сразу к сути.
Далее прошу иметь в виду, что все переводы терминов игры на русский , являются плодом моего „переводчества“, а не взяты из официального перевода локализации, к которому у меня доступа нет.
Джейми Стегмаяр создал игру про Цивилизацию. НУ как создал? Как он все делает. В Серпе он сделал невоенную игру про мехов, в Эйфории – весьма мирную антиутопию, а в его новой игре „Эпохи“ он сделал цивилизацию без цивилизационного развития. Конечно, фактически это не совсем правда, но обо всем по порядку …
Как-то раз сидел Джейми и рылся в интернете и попал на няшные глиняные миниатюрки новозеландского скульптора Рона Брауна. И Джейми сказал себе: „Я должен использовать их в своей игре!“ А еще Джейми всегда хотел создать цивилизационную настольную игру. Как все удачно совпало – Джейми сел и создал, то что в его представлении является цивилизационной игрой, но в порыве творчества совсем забыл про миниатюрки. Вспомнил о них только под конец и как-то их впихнул по быстрому. Конечно, все было не совсем так, … или все же так? 😉 Вероятно никогда не узнаем, но это бы многое объяснило.
Однако то, что остается фактом, это то, что из-за „Эпох“ поднялась большая шумиха. Джейми испробовал на публике свой новый прием – выпускать по порциям информацию об игре. Это все вылилось в большой галдеж еще называемый „хайпом“. С каждым новым дневником разработчика публика делилась на лагери, обсуждали те или иные аспекты, выражали восторг или скептицизм. А в это время блогеры и тестеры уже по полной расчехлили свои настольные навыки и тестили сигнальные копии. Были такие и среди русских блогеров. Настораживало, что игра еще толком не поступила к конечным пользователям, а все блогеры подряд ее хвалили. Но хвалили осторожно и ненавязчиво, как-то обтекаемо. Вкратце все сводилось до „Это не то что все ожидали, но это интересно.“ Что же это значит? Давайте разберемся.
В игре, как и ожидается, игроки входят в роль лидеров каких-то наций. Именно каких-то, так как Джейми принял нелегкое решение отойти от обычного приема создателей цивилизационных игр — играть на привязанности людей к определенным популярным историческим культурам. Тут не будет Рима, Китая, Франции или США. Решение конечно спорное, так как в цивилизационных играх очень важна атмосфера, контекст в котором игрок бы чувствовал себя уютно и мог ассоциировать себя с ясным примером. Если подумать, не такое уж и радикальное решение, но, по сути, это как выдернуть почву из под ног. Игрок теряет ориентир и модель подражания. Даже если вы об этом никогда не задумывались, в „Эпохах“ это очень заметно, если наблюдать за игроками.
И так игрок получает свой планшет, на котором будет учитываться прогресс нации. На планшете будут учитываться пять эпох через, который пройдет нация, счетчик ресурсов – еды, культуры, населения и богатства и набор доходных зданий.
К этому богатству игрок получает планшет топографии своей столицы – сетка 9х9 поделенная на девять квадрантов (кварталов). По сеткам хаотично разбросаны красные точки – квадратики с ними считаются предварительно заполненными. В течении игры игрок будет выставлять здания на эту сетку и получать за это определенные бонусы – ресурсы за заполнение квартала и победные очки в конце каждой эпохи за заполненные ряды и колоны. Планшет столицы так же определяет или определяется расположением начального владения нации на карте. Тут уж сами можете решить – сперва выбрать место для себя и взять соответствующий планшет, или же случайным принципом выбрать планшет и он укажет на конкретное место на карте в качестве стартовой позиции.
Для начала игры остается только выбрать нацию. И тут выбор довольно большой – целых 16 наций. Нации весьма разные и вносят в игру элемент асимметричности. Некоторые нации кажутся более сильными, чем другие, и возможно так оно и есть. Выгода некоторых сразу бросается в глаза, пока другие надо прочувствовать и понять. Я бы мог рассказать вам о них и даже дать несколько советов как ими играть, но думаю, что вам будет намного интереснее изучить это самостоятельно методом проб и ошибок.
И так с момента получения игроками всех начальных благ, можно перейти к самой игре. А игра весьма простая. Игроки в свой ход выполняют одно действие. И так игра идет по кругу, пока все не закончат развитие своей нации в пяти эпохах. Действий на выбор всего два – Продвижение по выбранному треку или действие Дохода.
Чаще всего вы будете выполнять действие Продвижения. Тут у вас на выбор 4 трека – Исследование, Технология, Военное дело и Наука. Каждый трек состоит из 12 клеток, разделенных на 4 раздела по 3 клетки. Что бы перейти от одной клетки на другую игрок должен заплатить цену в ресурсах в соответствии с положением новой клетки на треке. В первом разделе необходимо заплатить любой один ресурс, во втором – определенный ресурс и один любой ресурс, в третьем – определенный и два любых, а в последнем четвертом разделе – два определенных ресурса. Причем для каждого трека – свой определенный ресурс: для Исследований – еда, для Технологии – деньги, для Военного дела – культура, и для Науки – люди. К каждому из треков так же привязан один из четырех видов доходных зданий, которые игроки получили в свое владение. Когда вы продвигаетесь по трекам, Вы сможете брать здания с планшета игрока и ставить на планшет столицы (или куда-то еще, если специальная особенность нации позволяет). Важное что убираю с планшета игрока здания, вы будете открывать скрывающиеся под ними символы дохода – ресурсы и победные очки. Конечно, здания, относящиеся к определенному треку будут давать определенный связанный с этим треком ресурс. Таким образом, чем дальше вы продвигаетесь по треку, тем больше у вас будет возможность и дальше по нему двигаться, но более трудно двигаться по другим трекам, если вы решили углубиться в специализацию.
Продвигаюсь по клеткам, игроки получат возможность совершать определенные действия. На каждой клетке есть определённое Преимущество (benefit), которое необходимо выполнить обязательно, кроме как если это невозможно. На некоторых клетках есть и бонусное действие, которое игрок может при желании активировать, заплатив соответственную цену. Каждый трек имеет свою, так сказать, тему.
Трек Исследования позволить Вам собирать тайлы карты и выкладывать их на игровое поле. Так как игровое поле в начале весьма пустое, то только от игроков зависит, как будет выглядеть этот мир. Игроки смогут собирать набор из тайлов и в определенный момент выкладывать их на игровую карту возле границ своих владений. Это, во-первых возможность получить определенный ресурс, карту Эпох, технологий или новые тайлы карты. Во-вторых, это возможность получить победные очки. Если игрок выложит тайл правильно, так, что бы его стороны соединяли одинаковые биомы на самом тайле с его окружающими. Каждая сторона, в которой биомы соединяются таким образом, даст игроку одно победное очко. В конце трека Исследований игроку уже не хватает одной планеты и может исследовать космос. Тайлы космоса не выкладываются на карту, но при активации дают солидные одноразовые бонусы. То ли намерено, то ли случайно, Стегмаяр счел, что для открытия космоса игрокам нужна еда, чии фишки оформлены в виде грибов.
Трек Технологии позволяет вам оперировать с карточками технологий. Три из этих карточек всегда находятся в открытую на столе. Продвигаясь по треку Технологий, игроки могут брать карточки из открытых или с верха колоды в слепую. Эти карточки выкладываются справа от планшета Столицы, напротив обозначения крестика. Выложенная карточка в этом положении ничего по сути не дает, но тот же трек дает возможность иногда продвигать карточку вверх – то есть развивать эту технологию. А наверху есть еще две позиции — Круг и Квадрат. Так же на самой карточке есть бонусы, обведенные в Круг и в Квадрат. Когда карточка продвигается наверх от Крестика к Кругу, то активируется бонус на карточке обведенный кругом, а если продвитается еще выше к Квадрату – то бонус обведенный в квадрат. Для передвижения на уровень Квадрата, однако, требуется определенное условие – например, продвижение до определенного раздела в определенном треке, или выстроены определенные доходные здания с планшета игрока. Важно знать, что условие это не конкретно к игроку. Что бы условие считалось выполненным, оно должно быть удовлетворено или игроком или его соседями слева или справа.
Трек Военного дела позволяет игрокам расширять свои владения за счет свободных или чужих владений. При возможности атаки, игрок может выбрать территорию, граничащую с его владениями и завладеть ею. Когда он это делает, он выставляет свою башенку на этот тайл. Игрок может таким образом попытаться завоевать и территорию другого игрока, если на нем есть только одна башенка противника. Защитник может защититься только одним образом – сыграть карточку Эпох „Западня“ (It`s a “Trap”!) В таком случае нападающий повержен, а защитник остается на коне. Поверженная сторона кладет свою башенку на тайле территории на бок, тем самым оставляю вечный монумент своего поражения. С этого момента на эту территорию никто уже никогда не сможет напасть, так как на одном тайле не могут находиться более чем два компонента любого типа (кроме башенок завоевания, некоторые нации могут там выставлять доходные здания и здания Достижений). Независимо от исхода битвы, атакующая сторона всегда кидает два кубика Войны. На одном из них ресурсы, а на другом победные очки. Атакующий игрок кидает оба кубика и выбирает результат одного из них. Это и есть его трофей с войны. Апогеем военного трака является возможность подчинить себе другую нацию – не нацию других игроков, но случайную нацию из оставшихся вне игры. С этого момента игрок может пользоваться особенностями обеих своих наций в полной мере.
Последний трек связан с Наукой. И этот трек всецело посвящён передвижению игрока по другим трекам. Часто продвижение по треку дает возможность кинуть кубик Науки и продвинутся бесплатно по впавшему на кубике треку. В начале, однако, это передвижение хоть и бесплатное, но не очень привлекательное, так как при передвижении вы не получите ничего с новой клетки. Но это только в начале, далее следует множество возможностей эффективно передвигаться вперед даже сразу по нескольким трекам, собирая по пути все основные действия и бонусы. Конечно, это весьма хаотичный вариант передвижения по остальным трекам, однако дареному коню … ну вы поняли.
По четырём трекам вы будете передвигаться, пока у вас есть ресурсы платить за передвижение, но рано или поздно ресурсы закончатся и вам не останется ничего другого, как обратиться к действию Дохода. Это действие, по сути, является завершением каждой из пяти эпох развития Вашей нации. Первое действие дохода вы выполните в самом начале игры, что бы получить свои первые ресурсы. Последнее, пятое, действие дохода отметить конец игры для лично для вас. Так как переход от одной эпохи в другую неравномерен для каждого из игроков, то некоторые будут переходить из одной эпохи в другую быстрее, другие – медленнее. В результате этого кто-то закончит игру раньше других.
В фазе дохода игроки сперва активируют способности своих наций, если таковые имеются и относятся к действию Дохода. После чего игроки выкладывают на отведенное место одну из своих карточек Эпох, которые они будут собирать в течении игры разными путями. Обыкновенно игрок выложит на своем планшете всего три таких карточки. В первой эпохе он упустит этот момент, так как все начинают со стандартной карточкой напечатанной на самом планшете – Открыватели Огня. Она ничего не дает игрокам. В отличии от нее в конце первой второй и третей эпохи игроки выкладывают карточки Эпох с руки , что дает лайт-мотив всей их следующей эпохи. Эти карточки имеют три вида: — карточки которые выполняется сразу и дают моментальный бонус, карточки которые дает определенное бонусное условие, которое будет длиться в течении всей эпохи пока не будет выложена следующая карточка, и уже упомянутые карточки „Западни“. Кстати, карточки западни, если не использовать их в битвах, могут так же быть выложены на планшет как карточки моментального действия. Они дадут вам однократно 10 победных очков. Однако выложенную на планшет „Западню“ уже нельзя использовать в битвах. В большой колоде карточек Эпох, повторяются только „Западни“ (их в колоде 6). Все остальные карточки уникальны и имеют самые разнообразные свойства, что вносит большое разнообразие в стратегию и ощущения от игры.
После активации карточки Эпох действие Дохода продолжается с бесплатным продвижением одной из карточек технологий (если такие у вас есть) и накоплением очков с открытых полей из под доходных зданий. Некоторые из этих дают твердое количество очков, а другие за определённые условия – линии и колоны, заполненные в столице, карточки технологий во владении игрока или количество контролированных тайлов на карте. После чего так же от раскрытых из под доходных зданий иконок собираются ресурсы на следующую эпоху.
Таким образом, действие Дохода является своеобразным чек-поинтом вашего развития – вы получите оценку своих действий в виде полученных победных очков и получите ресурсы для продвижения по трекам в следующей эпохе. Так же если среди своих соседей вы первый кто вошел в определенную эпоху, то вы получите бонус в виде дополнительных ресурсов по выбору. Но не следует спешить, так как если вы первыми вошли в эпоху, это значит, только то что вы совершили меньше полезных действий, чем ваши соперники. Так что бонус ресурсов это не награда за скорость, а скорее компенсация для возможности „нагнать“ своих соперников.
В Конце четвертой эпохи вы произведете последнее свое действие Дохода. Вы посчитаете свои последние победные очки и выходите из игры. Есть редкие случаи, в которых вы сможете получить очки за счет действий других игроков, но в целом ваша игра закончилась. Теперь остается только сидеть и надеяться, что никто из оппонентов вас не обойдет по очкам.
Вот и все по игре … Ах, да. Глиняные здания! Вот видите и я как Джейми про них вспомнил только в конце. В начале каждого раздела ІІ, ІІІ и ІV каждого трека есть иконка здания. Кто первый остановится на этой иконке, тот получает само здание и может расположить его на своей столице. Выгода состоит только в том, что если доходные здания занимают всего по одной клетке каждое, занимаемая зданиями Достижений площадь достигает от 4 до 12 клеток. Таких зданий на борде 12 и еще 6 можно получит от карточек Технологий. Никаких других функций, кроме заполнения столицы и нести прекрасное в массы, у них нет.
Вот теперь уже все.
Возможно, кому-то показалось, что я начал этот обзор с критической негативной нотки. Это всего лишь отчасти правда. К игре у меня есть много претензий, но вопреки этому игра мне понравилась. Более того, она понравилась всем с кем я в нее играл.
Да, в ней ноль целых и ноль десятых темы. Вы ни на секунду не ощутите, что вы являетесь частью исторического процесса развития нации или научного прогресса. Еще, будучи открывателем огня, ваша нация может начать разработку машины времени, а я вообще полетел в космос еще до того как открыл не только письменность, но и язык вообще. Наши конструкторы ракет видимо изъяснялись исключительно жестами и под воздействием грибов (то есть, еды). В этом плане для меня Эпохи стоят ниже, чем тот же Серп или даже Эйфория.
Однако если абстрагироваться от темы, перед нами весьма комплексная и хитроумная игра про управление ресурсами. Конечно, то что правила всего на 4 страницах, это намекает на поверхностность, но это обманчивое впечатление. Да игре легко обучить даже свою собаку, но что бы играть в нее эффективно и побеждать – придется изрядно пошевелить мозгами. То игра из серии „легко научится играть, трудно научиться выигрывать“. Хотя треки всегда одни и те же и являются весьма статичным элементом, воздействие разнообразных наций, выборы карточек Эпох и технологий создают весьма отличающиеся впечатления от игры к игре. Конечно не то что бы радикальные отличия, но все же они присутствуют. Несколько игроков отметили, что эта игра, которая тебя одновременно и напрягает и создает ощущение молниеносности партии. В результате чего, после окончания игры ты сразу же готов и хочешь начать следующую партию. И я, наверное, поддержу их мнение.
Я далек от мысли о том, что хайп по игре оправдан. Ничего подобного. Я не поддался ему с самого начала, ибо я знаю, что от Стегмаяра не стоит ждать чего-то революционного, а просто стабильной игры с хорошим дизайном и делюксовым качеством компонентов. В результате я получил точно то что ожидал и никаких сюрпризов в этом плане не было.
А компоненты действительно уникального качества. Весь картон покрыт специальным слоем, который не дает помяться карточкам (конечно если вы не специально пытаетесь) или стереться картону. На ощупь это покрытие создает приятное ощущение шершавости и даже слышен легкий, сперва пугающий, скрежет, когда передвигаете пластмассовые компоненты по поверхности картона. Здания очень красивые, в стиле пластилинового „ня“. Жаль, что автор не придумал им побольше функционала. Иконография сперва пугает, но потом становится понятной и интуитивной.
На вопрос стоит ли игра своих денег, я не задумываясь отвечу „Стоит!“ если учитывать качество и количество компонентов в ней. Конечно, она бы могла быть намного дешевле, как и любая другая игра Стегмаяра, но думаю, нет смысла обсуждать это – цена такова, какую ей назначил издатель. Обязательна ли она в коллекции – не думаю. Однако если у вас есть „лишние“ деньги и хочется поиграть в хорошее интересное евро – берите смело.
Однако не стоит играть в эту игру мастерам с новичками – это будет просто издевательство над бедными инициатами. Игра реально очень чувствительна к игровому опыту, и если вы хотите научить ей новых людей, то лучше вам снизить свое игровое IQ на время. Однако если это вы тот, кто играет в игру впервые – не пугайтесь больших отрывов по очкам в начале игры. До самого конца отрыв в 30-40 и даже 60 очков, это не фатально. Я видел как несколько раз люди сокращали и даже обращали этот разрыв буквально в течении одной эпохи.
Коротко – игра не тематичное евро, однако разнообразное и интересное. Возникает желание играть снова и снова, но все же не поддавайтесь этому желанию. Как и любое евро эта игра может быть очень быстро заиграна. На ощупь очень приятная. Любителям евро – рекомендую.
Designer: Jamey Stegmaier
Artist: Andrew Bosley, Rom Brown
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Цивилизация — это такая прекрасная идея (Tapestry/Эпохи): 2 комментария
Спасибо за обзор. Огромное количество опечаток и грамматических ошибок затрудняет чтение и портит общее впечатление от обзора. Ощутил на себе наплевательское отношение автора с долей самолюбования — «принимайте таким, какой есть».
Опечатки и ошибки мой вечный бич. Если укажите где именно — с радостью исправлю.