И на Марсе будут яблони цвести (Terraforming Mars: Ares Expedition)

И на Марсе будут яблони цвести (Terraforming Mars: Ares Expedition)

На дворе начало ХХІV века. Вопреки огромным технологическим прорывам во всех областях науки человечество все так же отказывается покинуть свою колыбель и устремиться к новым приключениям за пределами планеты „Земля“. Конечно, космические программы позволили установить исследовательские базы и на Луне, и на Марсе, и даже на астероидах вокруг газовых гигантов Солнечной системы, но выходить из своей зоны комфорта человечество все же не спешит.

Однако лидеры Организации Объединенных Наций понимают, что так больше продолжаться не может: Земля постепенно исчерпывает свои возможности и больше не может давать приют человечеству и прокармливать растущее население. Именно поэтому в 2315 году ООН запустило первую в своем роде программу по массовой колонизации и терраформированию другой планеты – Марса. На программу были выделены беспрецедентно огромные средства, однако ООН не располагала собственной космической программой или структурами, которые могли бы осуществлять прямой контроль над процессами терраформирования. Взор мирового сообщества обратился к мегакорпорациям, которые и так уже давно участвуют в освоении ресурсов космоса. Корпорации не упустили этой возможности, так как кроме щедрых правительственных грантов — это еще и возможность первыми установить свои производственные центры и места добычи на неосвоенной планете, на которой скоро будут жить миллионы колонистов. Тот, кто будет контролировать колониальную инфраструктуру, может рассчитывать на несметный поток прибыли и огромное политическое влияние на новый чудный мир Марса.

Девственные просторы Марса — фото Чешира

И вот вам, как главе одной из мегакорпораций, предстоит вступить в гонку за богатства Красной планеты в новой игре серии „Покорение Марса“-Terraforming Mars: Ares Expedition.

Сразу скажу, что у игры как много общего, так и множество различий с ее старшей сестрой, но все же можно сказать, что действие игры развивается в той же вселенной. Однако игры не связаны между собой хронологически и, по сути, представляют из себя параллельный взгляд на одни и те же события. Я расскажу вам про новую игру, стараясь местами делать акцент на схожести между ней и Покорением Марса, однако буду описывать все по порядку для тех, кто ещё не знаком с серией.

Итак, в начале игры вы получаете контроль над одной из мегакорпораций, осваивающих Красную планету. Все корпорации имеют свой особенный профиль, и от этого зависит, с какими начальными финансами вы начнете игру, и какие особенные качества будут вам доступны. Должен сказать, что по той или иной причине начальные качества редко определяют ход вашей стратегии, так как хоть они иногда и очень полезны, но не факт, что вам будут приходить карточки проектов, позволяющие полностью реализовать потенциал своей мегакорпорации. Чтобы слегка сгладить эту несправедливость, игроки в начале игры, как и в Покорении Марса (далее ПМ), получают 2 карточки разных корпораций и 8 карточек проектов, чтобы на их основе выбрать одну из корпораций, которая наиболее подходит в этих начальных условиях. Среди корпораций есть и те, которые выглядят универсально полезными, и те, которые по праву можно считать очень ситуативными. Например, корпорация „Хелион“ была предметом споров еще в ПМ, так как позволяла использовать ресурс Тепла в качестве денег, и как в ПМ, так и в Ares Expedition, не так уж трудно выстроить производство Тепла. Так же среди полезных корпораций можно отметить „КредиКор“, которая дает вам скидку в 4 МегаКредита (основная валюта в игре) на все проекты с ценой 20 и выше. Эти качества действуют всегда, и ими пользуются часто, в отличие, например, от корпорации „Сатурн Системс“, которая дает вам повышение „Рейтинга Терраформирования“ (о нем чуть позже) на единицу, когда вы реализуете проект с пометкой „Сатурн“, так как карточек с этим обозначением очень мало в колоде.

Цель игры — собрать наибольшее количество победных очков к концу игры, который наступит, когда игроки доведут параметры Марса до требуемых ООН: поднять температуру климата планеты до +8 по Цельсию, поднять содержание кислорода в атмосфере до 14% и доставить на Марс достаточно воды, чтобы приблизить погодные условия планеты к земным. Каждый вклад в достижение этих параметров, конечно же, будет оценен ООН, и вашей корпорации будет присвоен новый Рейтинг Терраформирования (система оценки успешности в выполнении обязательств), от которого напрямую зависит размер финансовых грантов.

Конечно же, на одних грантах вы Марс не терраформируете, поэтому каждой корпорации предстоит установить эффективную базу, которая будет приносить стабильный доход для реализации разных проектов.

Удобная коробочка, в которой все прекрасно помещается. Карточки с претокторами идеально заполняют весь отсек — фото Чешира

Именно вокруг карточек проектов и будет крутиться вся игра. Это карты, которые вы будете добирать из общей колоды. Их в базовой игре 208, и они все уникальные. Конечно, свойства некоторых из них могут быть похожими или даже идентичными, но каждая карточка проекта имеет свою иллюстрацию и оригинальное название. Чтобы иметь возможность реализовать проект, вам будет необходимо инвестировать в него определенное количество МегаКредитов, указанных на карточке. Иногда они имеют и дополнительное требование, например, некоторые проекты могут быть осуществлены только при определенном прогрессе в повышении температуры климата или в наличии кислорода в атмосфере. Реализованные проекты оформляют ваше игровое пространство.

Проектов 3 вида, но перед тем, как перейти к ним, стоит упомянуть их общие черты. У каждого проекта кроме цены в МегаКредитах и иногда условий реализации, есть два обязательных компонента. Это Tags (обозначения) и эффект. С эффектом все ясно – это то, что вы получите, заплатив за реализацию карточки своими МегаКредитами. А вот обозначения, это важная часть вашего движка, так как именно движок вы попытаетесь создать из построенных вами проектов. На каждой карточке проекта может быть до трех иконок, и сами по себе они ничего вам не дают, но есть большое количество карт, которые будут использовать эти обозначения, накопленные в вашем игровом пространстве. Например, некоторые карточки будут требовать наличие определенного количества иконок, чтобы вы имели возможность сыграть этот проект. Чаще всего это требование относится к иконкам „Науки“. Другие карточки будут давать вам эффект на основе количества определенных иконок. Например, проект „Картель“ будет давать вам единицу дохода МегаКредитов за каждую иконку „Земля“ в вашем игровом поле. Для тех, кто знаком с ПМ, тут следует отметить, что в отличие от старшей сестры, в Ares Expedition карточки с подобными условиями действуют не только на проекты, которые были реализованы до завершения этого проекта, но и распространяются на все сыгранные в будущем. То есть после того, как вы сыграли карточку „Картеля“, вы начисляете себе столько дохода, сколько символов „Земля“ уже у вас есть, и при каждом добавлении такого символа в будущем, вы так же получите увеличение прироста МегаКредитов.

200+ оригинальных проектов ждут своей реализации на Красной планете — фото Чешира

Эффекты же карточек проектов бывают несколько основных видов, и они зависят от типа проектов. Как я уже сказал, этих типов всего 3:

  • Красные – это краткосрочные проекты, предназначенные для получения мгновенной выгоды. Обыкновенно после того, как вы их сыграли, на них можно не обращать внимания, кроме учета расположенных на них обозначений. Пример такой карточки – „Конвой с Европы“. На карточке изображен грузовой корабль, который перевозит лёд со спутника Юпитера. Розыгрыш этой карты позволяет вам сразу же создать один океан на поверхности Марса (всего их необходимо создать 9) и вытянуть новый проект из общей колоды.
  • Зеленые – обыкновенно связаны с добычей того или иного ресурса на постоянной основе. То есть увеличивают ваши производственные мощности. О самих ресурсах я расскажу чуть позже, а пока дам пример одной такой карточки. Проект „Индустриальные микробы“ позволяет создавать нано-организмы, которые производят железо и в процессе выделяют тепло. Соответственно, при розыгрыше этой карточки вы повысите производство Тепла и Железа на единицу.
  • Синие – эти проекты более разнообразные и их эффекты можно разделить на две категории. Одна из этих категорий-это пассивные качества. При вводе проекта в игру, вы получаете какое-то качество, которое действует постоянно с этого момента и до конца игры. Например, проект “Энергетические субсидии“ позволяет вам каждый раз, когда вы реализуете проект с иконкой „Энергия“, снизить цену проекта на 4 МегаКредита и вдобавок получить новую карточку проекта из общей колоды. Другие синие проекты дают вам эффект Действия. Эти эффекты активируются одиножды в определенную фазу игры (о фазах также расскажу чуть позже). Например, проект „Гидроэлектрическая энергия“ позволяет вам в качестве Действия конвертировать 1 МегаКредит в 2 единицы Тепла.

В целом, для тех, кто знаком с ПМ, тут нет ничего нового, кроме того факта, что Красные проекты теперь все же остаются в вашем игровом пространстве и дают свои обозначения эффектам других карт.

Я уже упомянул несколько ресурсов из игры, и, наверное, стоит рассказать и о них, прежде чем перейду к описанию самого процесса игры. В игре есть 6 видов основных ресурсов: 4 из них накапливаемые, а 2 из них просто дают скидки на определенные виды проектов.

Главная марсианская бухгалтерия — фото Чешира

Из накапливаемых ресурсов 3 хорошо знакомы тем, кто играл в ПМ. Это МегаКредиты, Тепло и Биомасса. Железо и Титан присутствуют только в качестве производства и не накапливаются, зато дают скидку, соответственно, на проекты с иконками „Здания“ и „Космос“. За каждую единицу производства Железа вы платите на 2 МегаКредита меньше при постройке карточки с обозначением „Здание“, а за каждую единицу производства Титана вы платите на 3 МегаКредита меньше, выстраивая проекты с обозначением „Космос“. В принципе, тоже не особо большая разница с ПМ. Но в отличие от ПМ исчез такой ресурс, как Электричество. Вместо него появился другой накапливаемый ресурс – Проекты. Вы будете повышать производство Проектов, и, таким образом, при активации фазы Производства, когда вы реализуете все свои доходы, получите определённое количество карточек проектов из общей колоды, соответственно вашему показателю производства этого ресурса.

Как я отметил выше, это основные ресурсы, но есть еще и другие. Это ресурсы, связанные с эффектами отдельных карточек, которые позволяют вам накапливать и использовать разные виды ресурсов на самой карточке проекта. Например, синяя карточка проекта „Экологичная зона“, которая позволяет вам каждый раз, когда вы сыграете проект с иконками „Растение“ или „Животное“, добавить в экологичную зону один ресурс Животного. В конце игры каждые два Животных на этой карточке принесут вам по 1 победному очку.

В принципе, для тех, кто знаком с ПМ, никаких отличий в системе карточек проектов нет, кроме нюансов с Красными проектами и в целом системы приобретения проектов. Конечно, стоит отметить, что если в ПМ оформление карточек выглядело, как будто его оформляли в качестве PowerPoint презентации с картинками, нарытыми в Google поисковике, то оформление карточек в Ares Expedition уже более консистентно с оригинальными иллюстрациями и, по моему мнению, более стильное и удобно оформленное.

И раз уж заговорили о разнице в приобретении проектов, стоит уже перейти к самому ходу игры. В ПМ каждый раунд начинался с того, что игрокам раздавались по 4 карточки проектов, и они выбирали какие из них оставить себе в руке, а какие скинуть. За каждую оставленную себе карточку игроки должны были заплатить 3 МегаКредита. После чего по очереди выполняли по два действия в ход, и так пока все не спасуют из-за отсутствия ресурсов или карточек, которые бы могли или хотели сыграть. В конце раунда неизменно была фаза производства, и все игроки реализовывали свои доходы, чтобы собрать ресурсы на следующий раунд. Некоторые пользовались системой драфта, чтобы собрать более полезный для них набор из 4 карточек и уже из него выбирали, что оставить и что выкинуть.

Первые шаги по все еще пустынной планете — фото Чешира

В игре Ares Expedition же вы никогда не платите, чтобы получить себе в руку карточки проектов, кроме как если это какое-то специальное действие на Синей карточке, которое вы хотите использовать. Так же, кроме как с начальными 8 проектами, драфт в игре невозможен, как вариант.

Структура раундов в игре также полностью отличается от ПМ, и, на мой взгляд, это делает игру не просто новой версией, а самостоятельной уникальной игрой, которая дает совсем другие ощущения, вопреки множеству схожестей.

Каждый игрок получает 5 карточек фаз. В начале каждого раунда игрок втайне выбирает, какую из фаз он хочет применить с единственным ограничением: это не может быть фаза, которую игрок выбирал в предыдущем раунде. После того, как все игроки сделали свой выбор, карточки вскрывают, и разыгранные фазы выполняют в определенном порядке. Причем независимо кто заявил фазу, все игроки могут её выполнить, но тот игрок, который ее заявил, получит небольшой бонус. Если несколько игроков заявили одну и ту же фазу, то она все равно будет выполнена только один раз, но все эти игроки получат соответствующий бонус. Само собой, в подобной системе требуется следить за оппонентами и предвидеть, какую фазу они бы хотели разыграть так, чтобы контролировать то, какие фазы и сколько раз будут выполнены в рамках одного раунда. Конечно, в оптимальном случае каждый игрок выберет различную фазу, и в этом раунде игроки смогут выполнять больше разнообразных действий. Но иногда бонус выгоднее, чем разнообразие.

Фазы в рамках раунда выполняются поочередно, и каждую фазу игроки выполняют одновременно. Это значительно снижает время продолжительности партии, так как практически отсутствует даунтайм, который так сильно чувствовался в ПМ, где игроки ходили по очереди.

Карточки Фаз — фото Чешира

Далее следует очередь и описание фаз:

І. Фаза Развития (Development) — в эту фазу каждый игрок может сыграть с руки один Зеленый проект, конечно же, заплатив необходимую стоимость. Тот игрок, который выбрал эту фазу в раунде, получает скидку на построение своего проекта в размере 3 МегаКредитов. Если же вам не хватает немного денег на осуществления какого-то проекта, то имейте в виду, что в абсолютно в любое время вы можете скинуть любое количество карточек с руки и получить за каждую из них 3 МегаКредита.

ІІ. Фаза Строительства (Construction) – эта фаза весьма похожа на предыдущую, так как она позволяет игрокам реализовать один Синий или один Красный проект. Игрокам, которые выбрали эту фазу, предлагается реализовать один дополнительный проект (Синий или Красный) или вытянуть новый проект из общей колоды.

ІІІ. Фаза Действий (Action) – я уже упомянул о ней, когда говорил о эффектах Синих проектов. В эту фазу игрок может по одному разу активировать действия на своих Синих проектах. Такие действия обозначены красной стрелкой. Игрок, который выбрал эту фазу, получает возможность активировать действие на одной из своих Синих карт дважды. Кроме действия на проектах есть и так называемые стандартные действия, и их игрок может повторять сколько угодно до тех пор, пока у него есть соответствующие ресурсы. Это действия конвертации МегаКредитов в леса (повышающие содержание кислорода в атмосфере), создание океанов и повышение температуры. Так же среди стандартных действий присутствуют превращение Биомассы в леса и Тепла в повышение температуры. Причем эти две трансформации обязательны. Если игрок имеет достаточно Тепла или Биомассы на складе, и Температура и Кислород еще не достигли конечной отметки, игрок обязан произвести эти действия.

ІV. Фаза Производства (Production) – любимая фаза всех игроков, так как в ней вы получаете ресурсы, соответствующие отметкам вашего дохода. Кроме того, вы получаете и грантовые средства от ООН в размере вашего Рейтинга Терраформирования. Игрок, выбравший эту фазу, получит дополнительные 4 МегаКредита.

V. Фаза Исследований (Research) – эта фаза для большинства игроков будет основой для получения новых проектов. Каждый игрок в эту фазу тянет 2 карточки из общей колоды и оставляет только 1 из них в руке, вторую сбрасывает. Тот, кто активировал эту фазу, будет тянуть 5 карт, из которых оставит себе 2. Среди Синих проектов есть немало таких, которые влияют на эту фазу, и, если вы увидите обозначение V, то это не отсылка к дополнению „Venus Next“ к ПМ, а обозначение пятой фазы. Эти эффекты обыкновенно позволяют вам тянуть больше карточек и/или оставлять себе большее количество карточек из тех, что вы вытянули.

Когда все фазы раунда отыграны по порядку, игроки переходят в новый раунд и снова тайно выбирают, какую фазу они хотят активировать.

Марс покорен! — фото Чешира

Как я уже говорил, игра продолжается до тех пор, пока все требования ООН не будут выполнены (9 океанов, +8 по Цельсию и 14% кислорода в атмосфере). Как только все условия будут выполнены, текущая фаза доигрывается (фаза, а не раунд), и игроки переходят к подсчету очков. Конечная сумма победных очков формируется из Рейтинга Терроформирования игрока, посаженных им лесов и победных очков, которые отмечены на реализованных им проектах. Некоторые проекты просто дают определённое количество очков, а некоторые-в зависимости от выполнения определенных условий. Тот, кто соберет больше всего очков, может надеяться, что долгое время Марс будет под его влиянием, и именно он будет определять будущее развитие нового мира.

В целом, как я уже сказал, эта игра не заменит вам Покорение Марса. Она в том же мире и с близким ощущением от построения движка, но всё же обе игры дарят разные ощущения. Как минимум мне и моей группе. Во-первых, Ares Expedition более динамичная за счет одновременного выполнения фаз. Во-вторых, игра заставляет вас следить более пристально за своими оппонентами, чтобы получить какие-то намеки на то, какую именно фазу они захотят сыграть в этом раунде, и на основе этого вы будете делать свой выбор. Покорение Марса в этом плане была более закрытой, и, по сути, игрокам не было особо интересно, что там делают оппоненты.

Вот так будет выглядеть ваша корпорация к концу игры — фото Чешира

Конечно же, снова отмечу прекрасное, на мой взгляд, оформление новой игры и замечательные атмосферные иллюстрации. Однако, я поймал себя на мысли, что во время игры никто особо в них не всматривался. С одной стороны, это печально, с другой, я себе это объясняю тем, что игра чисто механически больше тебя ангажирует и заставляет думать над механиками, а не медитативно любоваться карточками, что я часто себе позволял в ПМ.

Единственным непонятным для меня решением были тайлы океанов. Они занимают солидную часть небольшого общего игрового поля и, по сути, не ясно, зачем их надо выкладывать: их пространственное расположение ни на что не влияет, а только занимает место, которое могли бы использовать для укрупнения треков Воздуха и Температуры, которые сейчас настолько мелкие, что не помещают в себя кубики отчета. Но это возможно единственная претензия к игре с моей стороны. Что касается более широкого круга возможной критики, то игра „страдает“ тем же фактором случайности, какой был и у предшественницы. Трудно строить какую-то далеко идущую стратегию, так как возможно вам просто не будут приходить для нее нужные карты проектов. Как и Покорение Марса, Ares Expedition — это игра больше про адаптацию и тактику, чем про взвешенные стратегические решения.

Нет, это не знак победы и не символ дополнения Venus Next! Просто игрок просит, что бы кто-то активировал пятую фазу — фото Чешира

Как я уже сказал, Ares Expedition не является заменой Покорения Марса, и лично у меня она все же чуть ниже в рейтингах, чем старшая сестра. Однако я считаю, что это очень качественная игра, и если вы ищите именно замену Покорению Марса из-за неприглядного оформления и длины партии, и при этом механики вас не особо заботят, то Ares Expedition — это именно то, что вы ищите: быстрая, хорошо оформленная игра про терраформирование и колонизацию Марса.

Designers: Sydney Engelstein, Jacob Fryxelius, Nick Little (I)
Artists: William Bricker, Isaac Fryxelius, Garrett Kaida, Jason D. Kingsley, Justine Nortjé, Naomi Robinson
Страница игры

А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .

И на Марсе будут яблони цвести (Terraforming Mars: Ares Expedition): 4 комментария

  1. Покорение Марса не покупал, т.к. по времени моя игровая ячейка не вытянет её, а на Арес сделал предзаказ, у нас в Украине будет где-то в сентябре. Вроде и тема та же, но играться должно быстрее и по правилам проще.

  2. Спасибо, конечно, но какой-то странный обзор: воды и правил много, а конструктивной критики — кот наплакал… кот Чешир =)
    Кики Чешир на ГикМедия шикарно разбирает по косточкам, а тут словно сметану лижет.

    Есть в коллекции Roll for the Galaxy, есть Race for the Galaxy, есть Марс… А что эта играет дает? Что в ней уникального так и не написал, даже сравнения с РФТГ не было (а это первый же вопрос у 90% прочитавших правила)

    1. Возможно потому что я не играл в Race for the Galaxy, поэтом акценты поставлены на разнице между Аресом и Покорением Марса 😉 Но в целом моя цель расказать о игре, а не продать ее кому либо. Я даю информацию, а уж каждый должен сам для себя решить зайдет ему или нет. Мое личное мнение или оценка в данной ситуации не поможет никому сделать информированый выбор — вкусы у всех разные.

    2. Если в коллекции Roll for the Galaxy, есть Race for the Galaxy, есть Марс… то купив Ares, смело можешь продать Mars и Race, освободив место и сэкономив деньги. Ares по ощущениям полностью замещает Race и Mars, сохраняя глубину, атмосферу, и играется быстро. Roll все же другой, но если Race нравится больше чем Roll, то и тут Ares поможет освободить место на полке 🙂

Добавить комментарий для Павел Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *