Город, которого нет … но будет (Suburbia: Collector’s Edition)
Есть настольные игры, которые сегодня принято называть классикой. Им обычно где-то лет за 10, визуально выглядят они очень бедновато в сравнении с более современными игрушками, да и по правилам они, обыкновенно, весьма примитивны (так же в сравнении с нынешними жемчужинами игропрома).
К моему несчастью или радости, я все эти игры не застал на пике их славы, так как начал увлекаться настольными играми примерно лет 6-7 назад. И как только начал, сразу же влился в культ Нового, всё моё игровое время занимали в основном новоизданные игры, а не проверенная временем классика. Я часто слышу в свой адрес: «Ты не играл в это! Ну, это же классика! Обязательно сыграй!». На что я стандартно отвечаю, что всё равно сыграть во все, даже только хорошие игры, целой жизни не хватит. Это не значит, что я намеренно отказываюсь играть в классические настолки, но с другой стороны и не ищу целенаправленно встречи с ними. Если подвернется случай – сыграю. Похожий случай был с игрой «Suburbia».
Я всегда любил градостроительные игры, и компьютерные, и настольные. Мне в принципе интересно сооружать хотя бы какую-то видимость населённого пункта. По этой причине я до сих пор с удовольствием играю в «Каркассон», а не потому что это очень интересная и хитрая игра. Так вот «Suburbia» давно была у меня на слуху, и все мне говорили, что выглядит игра отвратительно, но по своей сути очень интересная и приятная. Я им поверил… но поиграть возможности всё не выпадало.
И вдруг новость: «Suburbia» выходит в коллекционном издании со всеми дополнениями на Кикстартере. Я пошёл, посмотрел страничку Кикстартера, порадовался, что издатель заморочился и сделал новое оформление, и решил поддержать кампанию. Тем более что всё удачно совпало: в том месяца мне премию на работе выписали. Прошел год, и я стал гордым обладателем коллекционного издания градостроительной игры «Suburbia».
Обычно я люблю рассказывать о теме игры, но тут всё мега-лаконично. В ней даже нет намека на какой-либо тематичный текст. Нет и привычного описания, о чём эта игра, в буклете правил. А тема такова…
Вы избраны мэром одного из маленьких городов, ваша цель – превратить этот город в привлекательное место для жизни и тем самым привлечь наибольшее количество жителей. Тот мэр, чей город в конце игры соберёт наибольшее количество жителей, и станет победителем.
Каждый город начинает с базовым набором тайлов: жилой квартал, индустриальная зона и парковый массив. Кроме этих видов кварталов, которые можно различить по цвету тайла, существуют ещё деловые кварталы, но на старте игры такого у вас нет. Ведь много городов возникли вокруг индустриального центра, но я не знаю ни одного такого, что возник бы вокруг магазина или офисного здания (возможно и есть, не проверял).
Как и в реальной жизни, эти кварталы взаимодействуют между собой по определенным правилам, и интуитивно понятно, что зелёные кварталы жилых районов не будут особо довольны, если они находятся непосредственно возле желтого индустриального района, но будут очень счастливы, если поблизости есть серый квартал парка или какой-то культурной достопримечательности. С другой стороны, даже индустриальные кварталы дают выгоду, если они расположены возле парков и достопримечательностей, так как в обеденный перерыв есть место, где работникам можно отдохнуть душой и телом. Здания в целом работают по-разному, но у каждого цвета тайлов можно заметить определённую систему, по которой он взаимодействует со зданиями других цветов. Это важно учитывать, так как иначе будет очень трудно уследить, что происходит в игре, особенно ближе к концу, когда ваш город разрастётся до 15-16 кварталов.
Кроме начальных районов каждый город начинает с бюджетом в 15 монет (давайте предположим, что это «миллионы евродолларов», привет Cyberpank 2077) и тайным инвестиционным проектом, который даст вам какое-то количество очков в конце игры. Это называется «целью». Каждый игрок получает по две скрытых цели, из которых выбирает одну. Также в игре есть открытые общие цели, в количестве, равном количеству игроков. При успешном выполнении этих целей в конце партии (личной и/или публичных) вы получите шоковый приток населения: от 10 до 20 единиц новых налогоплательщиков (предположим, что одна единица это 100 000 населения).
Кроме этих материальных активов у города есть два базовых показателя. Это приток финансов, указывающий на инвестиционную привлекательность города, и приток населения, показывающий, соответственно, насколько ваш город является желанным оседлым местом для приезжих из не столь благополучных населённых пунктов.
Тут надо помнить, что в конце игры победит тот город, который привлечёт наибольшее количество населения. Даже если город держится на одних кредитах. Очень простенькими механиками игра симулирует и негативный эффект перенаселения. Чем больше город, чем больше в него уже влито денег, тем труднее новым инвесторам втиснуться в стройные ряды местных барыг. Кроме того, не все хотят жить в перенаселённом муравейнике. Так что, чем больше ваш город, тем менее привлекательным он будет становиться в плане инвестиций и переселения.
Это механически отражено следующим образом. На дорожке победных очков (населения города в сотнях тысяч) есть своеобразные критические отметки роста населения. Как только население города преодолеет одну из этих отметок, привлекательность города по обоим показателям (инвестиционный и поселенческий) упадёт на единицу. С другой стороны, если по какой-то причине у вас случится большой отток населения, и вы перейдёте эту черту в обратном направлении, оба показателя повысятся на единицу. Подобных отметок на шкале очень много, чем больше ваш город становится, тем чаще они будут встречаться. Если между первой (после полутора миллионов населения) и второй отметкой находится рост в размере 600 000 населения (6 шагов), то после 10 миллионов населения такие отметки будут встречаться на каждые 200 тысяч. Конечно, эта механика очень примитивная и уж точно не учитывает всех возможных факторов из реальности, но по ощущениям весьма и весьма тематично. Кстати, это можно сказать обо всей игре: она очень примитивна и проста по правилам, но как-то умудряется воссоздать ощущение растущего и меняющегося города со всеми своими проблемами и преимуществами.
Что касается общего поля игры, там кроме трека победного населения и общих целей находится рынок из 7 тайлов районов и стопка с районами, которые постепенно выходят на рынок. Стопка формируется контролируемым рандомом. Тайлы в игре обозначены одной из трёх букв – А, Б и В (латинские A, B, C). Тайлы А – это базовые тайлы, которые будут нужны в начале игры для развития города. Тайлы категории Б – это тайлы покруче и более специализированные. А под буквой В находятся так называемые тайлы «конца игры», которые направлены на то, чтобы как можно эффективнее эксплуатировать уже почти полностью отстроенный город и получать с него выгоду в зависимости от того, каким путем развития вы пошли. Где-то в середине стопки В замешивается специальный тайл конца игры. Когда он выходит на рынок, заканчивается текущий раунд, играется еще один полный, и уже после этого игроки приступают к подсчету очков.
Но вернёмся к рынку. В свой ход каждый игрок обязан купить тайл. У каждого тайла есть цена, которая формируется через сумму цены самого тайла и его позиции на рынке. Первые два тайла на не имеют наценки, а далее каждый получает растущую наценку от +2 до + 12 миллионов евродолларов. Но что же делать, если цена всех тайлов на рынке превышает ваш бюджет? Не отчаивайтесь! Вы всегда можете купить копию начальных тайлов по демократичной цене в 3-4 миллиона. Правда вы всё равно должны будете выбрать один из тайлов на рынке и удалить его из игры. Причём если вы решаете сбросить тайл на рынке, у которого есть наценка из-за его позиции, то должны заплатить сумму этой наценки. А что делать, если у вас даже на начальные тайлы не хватает денег?! В таком случае можно взять тайл с рынка и перевернуть его обратной стороной, где изображено озеро. Выкопать озеро посередине города не будет стоить ничего, ну кроме как стоимости наценки. То есть, вариантов у вас масса, и ни один из них не является бесполезным. Начальные тайлы хоть и имеют базовые показатели, если их правильно расположить, всё же могут активировать сильные свойства соседних районов, а озеро даёт вам по 2 доллара за каждый квартал, который прилегает к нему. Просто потому что земля с видом на озеро более востребована и соответственно более дорогая.
После того, как вы купили тайл, необходимо сразу же поместить его в своём городе так, чтобы он соприкасался как минимум с одним из выложенных уже тайлов-районов. После этого сразу же выполняется эффект выложенного тайла и проверяются все остальные районы вашего города: нет ли на них какого-нибудь эффекта, который сработал благодаря новой постройке. Это весьма важный момент: нужно внимательно проверить все районы города, чтобы ничего не пропустить, и чем больше город, тем внимательнее надо быть с этой проверкой.
После каждой покупки или сброса с рынка, остальные тайлы сдвигаются, и в конец очереди выкладывается новый район.
По сути, я описал, что представляет из себя стандартная игра «Suburbia». Что же вы найдёте, если решите приобрести себе Коллекционное издание? Ведь оно вполне нормально продаётся в ритейле и не является эксклюзивом. Даже кикстартерные дополнения можно приобрести отдельно. Правда стоит это издание в два раза больше, чем было на Кикстартере – 250 $ (если со всеми плюхами).
Первое, что отличает коллекционное издание от классики, так это оформление: на тайлах появились живописные пейзажи районов, которые в большинстве случаев еще и «переливаются» один в другой. Также тайлы стали крупнее, чем в классической версии. На планшетах игроков появился арт, и теперь они носят имена знаменитых городов. Причём на Кикстартере предлагалось выбрать 5 из 20 разных наборов цветов игроков, каждый из них соответствовал определённому городу. То есть бэкерам дали возможность выбрать самим свой начальный набор цветов и городов, а также прикупить дополнительные цвета игроков. К сожалению, русских городов в наборе не было.
Конечно, наличие 20 наборов игроков не означает, что в игру могут играть 20 человек одновременно, но всё же количество игроков повышено до 5, в связи с чем добавлены дополнительные тайлы районов и целей, чтобы хватило на всех.
Продолжая тему визуализации, нельзя не упомянуть главную фишку коллекционного издания – огромную коробку и пластиковый игронайзер, в который идеально ложатся все компоненты, сам игронайзер идеально укладывается в коробку, позволяя вертеть и трясти её, как угодно. Конечно, самое впечатляющее – это поле рынка, где есть не только удобное место, куда выкладывать тайлы и сдвигать их при пополнении, но и возвышающаяся над ним картонная башня-диспенсер, которая позволяет удобно хранить стопку тайлов и вынимать их без опасений толкнуть весьма высокую кучу и рассыпать её по столу. Башня выполнена в виде небоскреба с вертолетной площадкой наверху, и, вопреки моим начальным ожиданиям, оказалась весьма удобной.
Среди апгрейдов компонентов также можно отметить весьма приятные на ощупь металлические монеты и деревянные маркеры для специфических видов зданий (школы, аэропорты, небоскребы, рестораны и офисы), которые выкладываются на поле и позволяют намного легче отслеживать эффекты, которые завязаны на количество таких зданий в вашем или чужом городе. Поверьте, это одно из самых полезных и удобных нововведений в коллекционном издании.
Из бесполезной косметики могу отметить пластмассовую башню-светильник первого игрока, которая просто громоздкая и вообще не красивая, даже с лампочкой внутри. Возможно она будет более впечатляющей, если играть в темноте, но как играть только при её тусклом свете, я не представляю.
Конечно, не обошлось и без плюшек, привносящих разнообразие. Во-первых, в коллекционное издание включены все выходившие до этого дополнения.
«Suburbia Inc» – позволяет вам использовать громадные тайлы границ, которые ограничивают развитие города в одном из направлений, но дают уникальные бонусы зданиям, которые в них упираются.
«Suburbia 5 Stars» – добавляет много зданий, которые повышают вашу туристическую привлекательность, а она в свою очередь превращается в ещё один показатель города, который приносит вам победное население, а также меняет очерёдность игроков в каждом ходу, в зависимости от популярности их города. Звучит не особо интересно, но очень многое меняет в тактическом плане и доступе к рынку в нужный момент.
«Suburbia CON Tiles» – добавляет тематические районы, представляющие собой известные в наших кругах здания настольных конвентов – Эссен, Дайс Тауэр Кон, Ген Кон и так далее.
«Suburbia Essen Tiles» – да, Эссен уже есть в предыдущем дополнении, но тут в игру добавляются три тайла, по одному из каждого вида, кроме жилого квартала: парковый ГругаПарк, индустриальный U-бан, коммерческий Messe Essen. Каждый игрок может иметь только по одному тайлу каждого вида в своём городе, так как они очень сильные в комбинациях между собой.
Также в комплект включены и два новых дополнения. Первое «Ночная жизнь» добавляет 32 новых района с ночными пейзажами. Эти тайлы приносят большие бонусы, но несут в себе и значительные риски. Например, «Дом с призраками» стоит всего 2 миллиона и даёт вам сразу 13 сотен тысяч населения (13!), но каждый другой ночной тайл в вашем городе отнимет у вас по одной сотне тысяч населения. Зато в этом же наборе есть тайлы, которые помогут ограничить действия негативных эффектов, если, конечно, оппоненты позволят вам их купить.
Второе дополнение привносит в игру набор сценариев, по которым вы подбираете конкретные тайлы для своей партии с целью получить определённые тематические ощущения. Правда, это связано не с компонентами игры, а с определенной памяткой, которая рассылалась бэкерам во время кампании.
Начну, пожалуй, с мнения о самой игре. Как я говорил раньше, классика настолок – обычно простенькие по правилам игры, и это в полной мере относится к «Субурбии». Но надо понимать, что простое не значит плохое. Наоборот игра элегантна в своей простоте и занимает ровно столько времени, сколько я готов ей уделить – не больше часа. Игра довольно быстрая, так как выбор ограничен, а думать особо не над чем, кроме как какой тайл взять и куда положить. Конечно, есть люди, у которых это займёт целый час. Но после того, как вы взяли тайл с рынка, можете думать, куда его положить, аж до следующего своего хода, пока хотя остальные.
Безусловно, так как игра весьма примитивна по механикам, не стоит пытаться играть в неё слишком стратегично, так как всё будет зависеть от того, какие тайлы выйдут на рынок, а их чертово множество и их выход абсолютно непредсказуемы. При наличии дополнений не факт, что тайл, которого вы ждёте все игру, вообще участвует в этой партии. Это игра скорее на адаптацию под меняющиеся условия. Строите город, и когда придёт ваш ход, выбираете с рынка то, что даст вам максимальную выгоду здесь и сейчас. Я вообще люблю игры на адаптацию (Покорение Марса, Каркассон, Сады династии Тан и другие), а тут она представлена во всей своей красе благодаря огромному разнообразию районов и их эффектов. Другой значительный плюс игры – это доступность её освоения. Если ваш ребёнок умеет в арифметику, то вы можете сыграть с ним. Дети в принципе любят игры, в которых они что-то раскладывают и строят перед собой. При этом игра довольно неконфликтная, хотя, конечно же, можно поставить себе целью не давать оппоненту тайлы, которые ему нужны, и забирать их или сбрасывать. Иногда это очень даже разумная тактика, если не забывать, что надо параллельно развивать и свой город, а не только мешать другим. Как бы вы не старались, сравнять чужой город с землей вам не удастся.
Вывод прост: я рекомендую эту игру. Даже если вы заядлый игрок в сложнейшие евро, думаю, что она даст вам момент передышки от безумных стратегий и просчётов на 10 ходов вперёд, но при этом принесёт удовольствие.
А вот с коллекционным изданием дела обстоят чуть иначе. Это, бесспорно, очень качественно сделанное переиздание, но удовольствие от игры даже со всеми наворотами коллекционного издания не соответствует той цене, которую авторы просят за неё. Да, я понимаю, что по компонентам цена нормальная, но эти компоненты в большинстве своём относится к категории «приятно, но не обязательно». Этот набор является именно тем, что задекларировано на коробке. Это не делюкс издание, это издание для коллекционеров, в котором оверпродакшен выведен на совсем новый уровень. Если когда-нибудь русская локализация этого издания будет запущена по разумной цене – сразу берите, или если найдёте какого-то альтруиста, который продаст свою копию недорого. Но на данный момент приобретать его в торговых точках издателя или магазинах оправдано, только если вы настоящий фанат «Субурбии» и готовы заплатить любую цену, чтобы иметь максимально полное издание в превосходном качестве.
Лично я не пожалел ни на секунду, что вывалил кучу денег за эту игру. Как минимум, теперь у меня есть классическая настолка, в которую мы ещё и часто играем, радуясь прекрасным компонентам.
Designer: Ted Alspach
Artist: Jason Boles, Stephanie Gustafsson, Brett Stebbins,
Taylor Bogle, Ollin Timm
Страница игры
Город, которого нет … но будет (Suburbia: Collector’s Edition): 2 комментария
Привет, Мы тоже вяло гонялись за этой игрой, но в момент когда её можно было купить за нормальные деньги мы ещё имели одну полку настолок и в основном играли в Каркасон. Сейчас на амазоне продаётся только эта коллекционка за 8 косарей + 6 за доставку — просто жабодушительный ценник. Точно такая же ситуация с NANTY NARKING. К моменту когда мы у тебя прочли про эту игру, её успели купить на Лавке. Да и даже без доставок 8 тысяч платить за игру — решение не простое. Если позволишь предложить тему для небольшого поста, в котором ты мог бы написать своё мнение — ответ на вопрос: Что сейчас можно спокойно (или почти) купить на том же амазоне в коллекцию, что у нас не продаётся, но заслуживает внимания?
Трудно, я не закупаюсь на амазоне и вообще кроме как с кикстартера не покупаю игр изза границы. В Болгарию в принципе магазины почти все нужное завозят и я покупаю у них. Вот сейчас посмотрел в магазине моего друга — там есть коллекционная Субурбия за 135 евро, и Нанти Наркинг за 75 евро.