Лапами экспонаты просим не трогать! (Squire: The Collector Of The Glorious Rarities)
Начну с того, что игра, о которой я сегодня хочу рассказать, совсем не новая для меня. Я приобрел её в 2019 году на выставке в Эссене вместе со „Скайтопией“ Ивана Лашина и „Акватикой“ Ивана Тузовского. Кстати, она была первой из трёх, в которую я сыграл. Забегу вперед и скажу, что она мне ещё тогда очень понравилась, хотя она и в категории тех игр, в которые я очень редко играю. Почему же я только сейчас решился написать о ней?
Дело в том, что по сути это маленькая семейная игра, при всех её положительных качествах о ней легко забыть, если она не под рукой. Зная, что игры после Эссена обыкновенно попадают на прилавки магазинов, особенно российских, через год, а то и больше, я решил подождать, пока выйдет хоть какой-то анонс от издательства „Cosmodrome Games“, и тогда уже рассказать об этой игре. А заодно проверить, выдержит ли она испытание временем.
Этот день настал, когда на прошлой неделе со мной связались из издательства с просьбой сделать обзор на игру „Сквайр: Клуб коллекционеров“ (Squire: The Collector Of The Glorious Rarities). Ребята, как долго я этого ждал!
И да, это заказной обзор. Можно сказать, даже проплаченный, так как я ого-го сколько проплатил за коробку игры на Эссене (вероятнее больше, чем вам придется заплатить за русскую версию). Ещё один спойлер: ни на миг не пожалел. Также стоит учитывать мои тёплые чувства к издательству, которое не перестаёт меня радовать. В общем, целью этого обзора, как и всех остальных моих обзоров, является предоставление информации, а уж дальше думайте сами.
Итак, без лишних вступлений, мы переносимся в великолепную и любимую мной эпоху Викторианской Англии. На дворе ХІХ век, индустриальная революция, эпоха наибольшего могущества и величия Великобритании, где-то поблизости знаменитый Шерлок Холмс идет по следам коварного Мориарти, а вы … А вы – животные! Вот это поворот!
Да, вы – животные. Но не грязные, дикие распространители зараз, а чистые, причёсанные, одетые по последней моде, ходящие на задних лапах благородные представители разных звериных видов. Дело в том, что по ошибке нас перенесли в альтернативную вселенную, где Земля населена антропоморфными интеллигентными животными. И вы одни из блистательных их представителей – благородные лорды и леди Британской Империи. Как настоящие аристократы вы заняты подобающими… хм, занятиями. Да простит ваш изысканный вкус эту грубую тавтологию. Так вот, ваше хобби, ибо представители высшего общества не марают свое имя таким грязным делом как работа, это коллекционирование редких предметов и произведений искусства. Вы колесите по стране и по всему миру, что в случае с Британской Империей, почти одно и то же, в поисках новых экспонатов для вашей частной галереи. Время от времени даже Её Императорское Величество, обращается к вам с просьбой раздобыть ей ту или иную безделушку. Но это сейчас, а давайте вернемся на несколько лет назад, когда вы только начинали собирать свою знаменитую коллекцию.
Каждый коллекционер начинал свой путь скромно, и вы не исключение. У вас есть большая пустая галерея, небольшой капитал и один абонемент на Королевские железные дороги. А еще письмо от Её Величества, доставленное недавно Её пажом. Также один из вас получит высочайшее разрешение организовывать ежегодную королевскую выставку (в начале игры это право достается последнему игроку).
С этим небольшим набором перед вами расстилаются просторы Англии, Шотландии и Ирландии (или всего мира, если вы хотите немного повысить уровень сложности в партии и сыграть чуть агрессивнее). На карте обозначены все места, где пытливый коллекционер может найти какую-нибудь диковинку. У вас есть точная информация, что именно можно найти сейчас в каждом из этих городов, а также коллекционерская стоимость каждого из этих предметов. Чего нельзя сказать об их рыночной стоимости, которая постоянно меняется, но об этом совсем скоро.
Первое, что должен сделать каждый из коллекционеров в свой ход, это переместиться. Шедевры не прыгают сами вам в руки, за ними нужно ехать. Игрок может проехаться на поезде из города, в котором он находится, в любой другой соседний город по цене одного билета. Конечно, у вас есть один билет-абонемент, который не расходуется, но его можно использовать только один раз в ход. То есть, стандартная скорость вашего передвижения будет равна 1. Это можно исправить, приобретая обыкновенные билеты, которые расходуются при использовании. Конечно, можно попытаться добыть больше королевских абонементов, но они – большая редкость.
После того, как игрок переместился, он обязан сделать что-то с той диковинкой, которую добыл в городе, и тут есть два варианта. Если это именно та вещь, которая нужна ему в коллекции, он может купить её по рыночной цене. Или же, если вещь эта ему не нужна, или он поиздержался в путешествиях и нужны наличные, всегда можно выступить посредником в продаже шедевра, получив с него ту же рыночную цену. Тут в игру вступает весьма интересная особенность британского имперского рынка: он очень чувствителен к совершаемым торговым операциям.
Рынок представлен хитроумным устройством. Это картонная подставка с двумя шкалами: на левой расположены маркеры пяти цветов, соответствующие цветам предметов коллекционирования, а на правой – маркеры тех же цветов, но соответствующие уже цветам городов. На каждой шкале позиции обозначены снизу-вверх, от 1 до 5. Если вы хотите узнать рыночную цену конкретного предмета, вам стоит посмотреть расположение на шкалах маркера с цветом предмета и маркера с цветом города и суммировать их величины. Но, как я уже сказал, рынок очень чувствителен, и каждый раз, когда вы покупаете или продаёте что-либо, цены меняются. Когда вы продаёте, цена целых категорий падает: вы перемещаете маркеры цветов города и предмета в самый низ шкалы, тем самым поднимая другие маркеры вверх и соответственно поднимая цены связанных с ними предметов. Если же покупаете, всё происходит с точностью до наоборот: цена купленного предмета поднимается на вершину рынка, тем самым опуская цены других категорий. А так как игрок в свой ход обязан купить или продать хоть что-нибудь, то и цена меняется с каждым ходом.
Важное уточнение: предметы и покупаются, и продаются с игрового поля, а не из вашей коллекции. Вы выступаете своеобразным посредником при продаже и за это получаете солидную комиссию. Попавшая в вашу галерею диковинка, уже твердо закреплена за вами и никуда из неё не денется. Кстати об этом…
После того, как вы купили предмет, вам сразу же необходимо разместить его в своей галерее. Тут выбор тоже важен, так как некоторые места в галерее дают приятный бонус при размещении на них экспонатов. Почти каждое место даёт вам одноразовый бонус в виде денег или билетов, но самые вкусные бонусы дают заполненные ряды или колонки в галерее, например, королевский билет и неразменный королевский пятак, что-то вроде постоянной скидки в одну монету при покупках.
В каждом раунде также проводится ежегодная королевская выставка, на которой все крупные коллекционеры страны могут похвастаться своими коллекциями. Один из игроков выступает её организатором, что даёт ему значительные преимущества: он выбирает тему выставки в виде цвета экспонатов. От темы зависит вид бонусов, которые получат все участвующие в этом мероприятии. Однако, и в бонусах организатор имеет преимущество перед остальными участниками. Например, если он заявил выставку желтых предметов (ювелирные украшения), то получит 2 монеты плюс по одной дополнительной за каждый желтый предмет в своей коллекции. Причем две монеты он получит, даже не имея желтых предметов в коллекции. Остальные игроки получать всего лишь две монеты и то, если у них есть хотя бы один желтый предмет в коллекции. После проведения выставки, право на организацию следующей передается другому игроку в направлении обратному часовой стрелке.
После того, как один игрок совершил все доступные ему действия в перечисленном порядке, ход переходит к следующему.
Конечно, так как каждый раз, когда кто-то покупает или продает диковинки с рынка, их место занимает новый шедевр из закромов, рано или поздно этот родничок прекрасного в мире животных иссякает. Когда пустое место на прилавках не может быть пополнено новой редкостью – игра заканчивается и производится подсчет очков.
Тут, кроме просто подсчета коллекционной стоимости собранных вами предметов и неиспользованных билетов и монет (пять к одному), важную роль играют послания Её Величества.
Кроме первой карты Послания, которую вы получите в начале, у вас будут ещё несколько способов раздобыть подобные карты в ходе игры. На них есть два условия, из которых вы можете выбрать одно. Первое позволяет вам сыграть карточку во время покупки или продажи экспонатов, оно даст бонус при продаже или скидку при покупке, если условие соблюдено. Причем таких карточек можно сыграть сразу несколько, если ваше действие подпадает под условие всех карт. В этом случае карточка уходит в общий сброс. Второй эффект карточки относится к подсчету очков в конце игры: это ваша индивидуальная цель, так сказать. Но такой эффект будет активен, только если в конце игры эта карта находится под вашим планшетом игрока, то есть была сыграна. Сыграть карту Послания с таким эффектом можно только через организацию выставки, и только зелёных предметов (скульптур). Следовательно, их в конце игры у вас будет не много, нужно выбирать внимательно.
Конечно же, кто собрал к концу партии наибольшее количество очков, будет признан обществом и Королевой самым большим знатоком и коллекционером произведений искусства в Империи, со всеми вытекающими последствиями (другие игроки будут требовать реванша). Тогда-то вы сможете спокойно осесть в своём родовом поместье, и, любуясь своей коллекцией за чашечкой крепкого цейлонского чая, обсудить с друзьями, что вы думаете об игре.
Я с самого начала сказал, что игра мне понравилась. Теперь скажу больше: считаю, что это лучшая игра «Космодромов» Эссена 2019 года, да простят меня два Ивана. Не то чтобы их игры были плохими, совсем нет. Просто на фоне «Сквайра» они выглядели немного сырыми, и было ясно, что авторы ещё не закончили процесс превращения этих игр в шедевры. Совсем другое дело – эта игра. Кстати, я уже два раза вспоминал в этом обзоре авторов других игр, но так ни разу не назвал автора этой. Им является не безызвестный Павел Атаманчук. Так вот, с первой партии я понял, что в ней есть всё, что необходимо, это полностью завершённый продукт. Не знаю, планируются ли дополнения, но, по-моему, тут ничего не нужно добавлять или убирать: она идеальна в том виде, в каком есть сейчас.
По моему личному мнению, это прекрасная семейная игра, которая при весьма простых правилах даёт достаточное количество интересных решений и возможностей. Малое влияние случайности и прогнозируемость рынка даёт вам возможность спокойно следовать определённой цели. Она быстрая и расслабляющая. К тому же мне очень нравится оформление игры: эти милые рисунки антропоморфных животных, красивая карта с городами Англии (хотя вот мировая карта в этом плане немного пустовата). В целом, автор и издательство хорошо поработали, чтобы создать приятную семейную игру без изъянов.
Я владею этой коробкой уже год и за это время сыграл в неё как с заядлыми настольщиками, так и с семьями и детьми моих знакомых. Если настоящим профи настольного мира она местами казалась скучноватой из-за её простоты, то семейным игрокам всегда заходила на ура. Да что тут говорить: на прошлой неделе мы снова играли в неё с семьёй одного моего коллеги по работе, и это была юбилейная 30-я партия в эту игру. Столько партий – это хорошая проверка для игры, и моё первоначальное мнение о ней не изменилось.
Так что я очень рекомендую эту игру для семейных настольных вечеров, даже если ваши дети с 6 лет играют в Древний Ужас и Сумерки Империи 4-го издания.
Designer: Павел Атаманчук
Artist: Анастасия Ельчанинова, Илья Ройз
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .