Космос не продается! (Cassiopeia)
Вот тот же друг, который мне подкинул Artline, мне вручил еще одну игру Мира Хобби — «Кассиопею». Этот раз с корыстной целью — попросил меня написать ему ревью на игру для его сайта. Ну и так как просто кощунственно было бы написать статью для него и не написать для своей страницы, я в один вечер настрочил сразу два обзора на одну игру.
И так в ХХІІ веке человечество наконец-то, преодолело свои предубеждения что земля плоская, небо твердое, а высадка на Луне это конспирация рептилоидов, и все таки начало колонизировать Солнечную систему. Как начали так и закончили. Но так как человечество не знает когда остановится, оно с присущим идиоту энтузиазмом изобрело новые корабли, способные достичь до удаленных звездных систем. В целом, ничему они не научились из научно-фантастических хорроров и триллеров и продолжили распространять свою заразу … то есть светлое, доброе вечное за пределами своей родной системы.
И так по поручению партии пять экспедиционных дружин направились к пяти системам, которые, по словам ученых, пригодны для терраформирования и последующей колонизации. И что бы всем Было интереснее, они устроили гонку в стиле социалистического соревнования — кто первым выполнит пятилетний план. Об этом соревновании, а не о трудностях первопроходчества и встречей с неопознанным новым миром, и рассказывает игра Николая Пегасова «Кассиопея».
Вся игра построена на картах, но в отличии от стандартных карточных игр , это не колодострой и даже не игра на построение руки. Как по мне так это вообще новый жанр кард-флиппинга (card-flipping) с элементами расположения рабочих. Но все по порядку.
У каждого игрока есть набор из семи карт-планет. Игроки располагают эти карты в ряд перед собой в случайном порядке, нетерраформированной стороной вверх. Цель каждого будет, быстрее остальных перевернуть все свои планеты на терраформированную сторону. В середине стола раскладываются от 6 до 8 карт специалистов. Эти карточки так же двусторонние и на каждой стороне у них разные специалисты (хотя оба специалиста на одной карте весьма схожи или как минимум действуют в одной сфере деятельности). Они также выставляются в ряд в случайном порядке. Эти карты будут местами для выставления рабочих игроков. А у каждого игрока будет всего по одному рабочему. Ну вот так вот, маркетинговый отдел Прогресса Человечества заявил, что Космос не является выгодной инвестицией и ограничил выделенные на него средства. Хватило на по одному работнику каждой дружине. В зависимости от специалистов, которые будут участвовать в игре, в ней могут появится дополнительные карточки — станции, транспорт, сателлиты. Кроме всего этого добра есть одна карточка логистической базы и куча из пяти разных ресурсных токенов — монеты, боты, линзы, клетки и капсулы. Последний ресурс (капсулы) является своеобразным джокером, он не требуется в игре для каких либо эффектов или действий, но может служить вместо любого другого из ресурсов и его игрок не теряет, в результате подлянок оппонентов.
Сам ход в игре весьма прост по механике, игроки по очереди выставляют своего рабочего на одного из специалистов. порядок игроков определяется порядком в котором они находились на ряду специалистов в прошлом раунде. То есть, тот кто в прошлом раунде активировал специалиста, который находится в левом конце ряда, будет выбирать первым. Выбранный одним игроком специалист, не может быть выбран другим игрокам.
После того как все поставили своих работников, игроки в новой очереди, в соответствии как выставлены в ряду их работники начинают делать свои ходы. Сперва игрок активирует специалиста и выбирает воспользуется он способностью специалиста или решит проигнорировать ее и вместо этого обменять монеты на боты, гены или линзы. Умения специалистов связаны в основном или с получением ресурса определенного вида или средствами нелояльной конкуренции, которые можно обрушить на оппонентов (в частности на тех, кто вырвался вперед по терраформированию своих планет). Также у специалистов есть условие логистики, которое является своеобразным бонусом, но для этого уже надо рассказать про планеты.
Планеты, как уже стало ясно, также являются двусторонними карточками. С одной стороны это неухоженная планета, непригодная к жизни, а на обратной — рай, готовый принять в свое лоно миллионы колонистов. На обеих сторонах карточки присутствует знак логистического центра — Земля или Марс. Вот именно эти знаки и определяют, получите ли вы логистический бонус, когда активируете специалиста. Если большинство логистических знаков на ваших планетах соответствуют открытой стороне карты логистической базы, то вы получаете бонус. А если нет , ну … на нет и суда нет, как и бонусов. Рано или поздно конечно же вы дойдете до момента в который набор символов не будет соответствовать действующей логистической базе, но не беспокойтесь, в каждой игре присутствует специалист, который способен эту логистическую базу переворачивать.
Кроме этого в верхней части каждой планеты имеется цена терраформирования. Что однако примечательно, это цена терраформирования не планеты, изображенной на карточке, а планеты на карточки справа. Также цена изображенная на развитой стороне планеты выше, чем на ее нетерраформированной стороне. То есть чтобы терраформировать планету, находящуюся справа от уже терраформированной будет дороже, чем если бы она находилась возле неосвоенного мира.
В конце своего хода, когда вы использовали своего специалиста, вы можете , если конечно есть желание и ресурсы, терраформировать одну из своих планет. Кроме, неудобства от повышения цены терраформирования планеты справа, все же развитие миров дает свои плоды и каждый развитый мир дает игроку какой-то бонус — получение дополнительных ресурсов или возможность хранить в безопасности собранные ресурсы, чтобы оппоненты не дотянули до них свои грязные ручонки.
В конце раунда, когда все игроки сделали свои ходы, все специалисты, которые были использованы переворачиваются, делая доступными на следующий ход, своих потусторонних близнецов. Ну а те которым не посчастливилось, и никто их не выбрал, компенсируются одной монетой (ее заберет игрок, который первый активирует этих специалистов).
Вот в этом и вся игра. Давайте теперь посмотрим, можно ли ее назвать хорошей по Чеширским стандартам.
Начнем с приятного. Система карт-перевертышей, создает очень приятное разнообразие в игре от раунда к раунду, при этом не ввергая игру в хаос, так как все знают что находится с обеих сторон карточек специалистов и это позволяет делать какие-то планы. Конечно планы могут рушить вам оппоненты, но без этого никак. Для игры , которая буквально длиться не более 30 минут уровень возможных стратегий и взаимодействия между игроками очень хорош. При этом правила просты и понятны, как и разнообразные эффекты на карточках. Вообще меня порадовало сочетание разнообразия стратегий, динамичности игрового поля и процесса, и сама продолжительность игры.
Что же меня НЕ порадовало? Тут должен оговориться, что большинство нижеперечисленных проблем субъективно и они присутствуют или отсутствуют в зависимости от количества игроков.
Первое это, конечно же, фидлинг (микроменеджмент компонентов) — постоянное прикладывание токенов ресурсов туда сюда (они очень быстро приходят и уходят) и переворачивание карточек, занимает добрые 50% игрового времени.
Так же проблема возникает со слежением эффектов разных карточек. Особенно когда в игре участвуют больше 3 игроков. «Иногда игроки просто забывают, про какой-то эффект , так как они разбросаны на нескольких карточках планет и специалистов. Также, игроки склонны по инерции активировать или не активировать логистический бонус, забывая, что они в прошлом ходу терраформировали один из своих миров и тем самым поменяли комбинацию логистических символов перед собой.
Другая проблема, которая особенно явна при большем количестве игроков, это случайное расположение специалистов в ряду. Некоторые откровенно чаще нужны игрокам, чем другие. А некоторые настолько ситуационные, что от них есть польза только в определенные момент и при определенных условиях. При этом если полезные карты попадутся в начало ряда, то есть опасность, что группа игроков вечно останутся первыми и будут навариваться на этих специалистах, не давая к ним доступа тем, кому не повезло в первом раунде, и они остались в задних, менее привлекательных рядах специалистов, без шансов когда-либо пробраться вперед, кроме как если кто-то из лидеров, не решит, что ему уж очень нужна карточка из деревенской глуши, осознавая, что возможно после этого он никогда не вернется в элиту.
Ну и мелкая , скорее не проблема, а особенность, это очевидная выгодность терраформирования планет подряд справа налево, таким образом, только последний мир будет у вас требовать завышенную цену для облагорожения.
В целом у меня двойственные чувства к этой игре. Причем очень разнящиеся. Мне очень нравится играть в нее на двоих, просто приятно на троих , и я считаю мазохизмом садиться в нее играть вчетвером или еще хуже, раскладывать ее на 5 игроков. При 2-3 игроках вышеперечисленные проблемы почти незаметны, пока при 4-5 они просто уничтожают игру и превращают ее в мучительный фестиваль фидлинга и «Ой, я в прошлом ходу забыл взять монетку от вот этого эффекта!»
Я считаю, что игру смело можно считать прекрасной дуэлью и даже рекомендую ее в этом качестве, но если вы ищите игру на большее количество игроков — проходите мимо этой коробочки. Таково мое чеширское мнение 😉
Designer: Nikolay Pegasov
Artist: Maria Larikova, Alexander Shaldin, T. E. Sulien, Uildrim
Страница игры
Космос не продается! (Cassiopeia): 2 комментария
Спасибо за обзор!
Ностальгия — играл в нее еще в виде прототипа в офисе МХ до открытия позапрошлого Игрокона 🙂
НУ вот, а в нашу европейскую глубинку только сейчас доехала и то в виде обзорной копии от МХ 😉