Мая твая нипанимать! (First Contact/Первый Контакт)

Мая твая нипанимать! (First Contact/Первый Контакт)

В далеком-далеком прошлом жили вокруг дельты реки Нил прекрасные мирные люди — египтяне. Жили они себе не тужили и все у них было хорошо. Строили геометрические здания, выводили крокодилов пастись, рисовали похабные граффити на стенах, а когда очень скучно было — немножко воевали меж собой. Но одним прекрасным утром с небес начали спускаться какие-то странные громадные штуковины и из них выходить странные существа. Говорили они на странном языке и никому не ясно было чего они от египтян хотят и зачем вообще приперлись. Так как не нашли нормального объяснения данному явлений, а само явление п- египетски ни бумбум — люди пришли к единственому логическому  объяснению — это боги, они чегото хотят и когда получат это нечто, они уйдут , оставив самого верного своего слугу своим наместником в Египте — верховным жрецом или даже Фараоном, ну как минимум очень уважаемым человеком. Так появилась религия в Древнем Египте.

Тем временем в Галактики шел золотой век торговли и культуры. Многочисленные меценаты с разных планет, не жалели никаких денег, что бы заполучить в свою коллекцию уникальные артефакты разных слаборазвитых или давно исчезнувших цивилизаций. И как мы знаем спрос рождает предложение и если есть кому покупать, то завсегда найдется кто-то, кто продаст. Так что дельцов артефактами тоже наплодилось уйму.  Они летали по разным темным уголкам галактики и находили уникальные образцы растений, животных и рукотворных артефактов местных жителей. И вот группа таких космических охотников на ценности набрели на крохотную планетку на обочине Галактике и на весьма своеобразную культуру антропоморфных существ с множеством интересных артефактов, выращивающих незнакомые виды растений и выгуливающих странных диковинных домашних любимцев. Будь то лет 300 назад во время Великой Галактической Войны, охотнички бы просто приземлились , популяли бластерами и забрали все что захотят. Но это Золотой век и насилие не приветствуется — приходится торговаться. К огромному счастью инопланетян, аборигены видимо ничего не хотят в замен и готовы предоставить инопланетянам все что пожелают, если конечно им объяснить чего именно они желают. Что не так уж и просто — жестикуляция и язык аборигенов, настолько неразвиты, что никакие автопереводчики не улавливают логики в их примитивном языке. В общем, так появилась религия в Древнем Египте.

Несколько веков позже, российский автор Дамир Хуснатдинов решил что из этого получится прекрасная тема для настольной игры. Так появилась игра «Первый Контакт» (First Contact). Конечно все это мои свободные интерпретации и по словам знающих людей автор вдохновлялся фильмом «Прибытие», но моя версия мне нравится больше 😉

И так , что же это за игра с такой оригинальной тематикой. когда я впервые увидел компоненты игры, то я сразу же воскликнул: «Кодовые имена!». Ну реально есть и квадратик, на котором отмечены одним цветом позиции карточек которые вам нужны, и та же сетка из карточек , которые надо угадывать. Однако, я сказал себе — ну как минимум тут есть тема. Давай почитаю правила.

Землянин думает, что же спросить у своего нового Бога — фото Чешира

И так, игра рассчитана на группу из 3-7 игроков (лучше однако начинать от четырех) которые разделяются на две подгруппы — инопланетяне (буду называть их «Богами» из лени) и египтяне (далее просто люди). Инопланетяне получают одну общую ширмочку на всех, карточку целей богов и один планшет языка инопланетян. Каждый инопланетянин (их может быть максимум трое) получает жетоны благосклонности богов своего цвета. Цель каждого инопланетянина будет получить три из земных артефактов, чьи позиции отмечены на карточке целей его цветом. На планшете языка инопланетян имеется расшифровка 25ти символов инопланетного языка и их значение. Это 25 общих категория, которые в той или иной степени описывают качества всех предметов и живых существ на карточках, которые раскладываются в игре. Там есть такие категории как легкий и тяжелый, живой, растение, полет и так далее. Инопланетяне получают так же пустую табличку, на которой они будут писать ряды символов на своем языке, объясняя этими общими категориями, что именно им нужно от людей Египта. Игроки-люди, однако, получают каждый по ширме и каждый по планшету языка, на котором отображены те же категории, но клетки их пустые — им только предстоит разгадать какие инопланетные символы соответствуют этим словам. Так же каждый египтянин получает по планшету голосования. В середине стола раскладывается сетка из карточек с предметами (и живыми существами) 5 по 5 (25 карточек). Это грубо говоря артефакты, которыми располагают египтяне, и каждый инопланетянин хочет заполучить конкретные артефакты из этого множества. В начале  каждый землянин может спросить о символе инопланетян обозначающем одно слово и получить этот символ (только он эксклюзивно). Это как бы отправная точка — можно и без нее, но тогда первый ход будет казаться всем немного пустым.

Игра проходит в две фазы — фазу землян и фазу инопланетян. Сперва ходят земляне. Каждый землянин по очереди загадывает одно слово из языкового планшета и после этого отмечает на общей сетке предметов до пяти карт , которые по его мнению разделяют это качество. Цель инопланетян в этой фазе сообща решить, что за слово загадал землянин и нарисовать его символ в соответствии с их планшетом языка. Другие земляне видят все это и могут конечно же делать соответствующие выводы, но земляне не говорят открыто какие слова они загадали. Все узнанное игроки-земляне отмечают на своих табличках языка. Таким образом хотя земляне загадывают и по очереди, все игроки ангажированы в процессе угадывания — и инопланетяне и другие земляне. После того как каждый Землянин имел шанс обогатить свой словарный запас Божественных Иероглифов, наступает фаза инопланетян.

Боги так же поочередно пытаются объяснить игрокам-землянам, какой предмет бы они хотели получить в дар. Для этого, как уже упомянул ранее, инопланетянин рисует ряд символов, по его мнению описывающих нужный ему предмет. Игроки в соответствии с уровнем своих знаний инопланетного языка пытаются угадать , что желают получить Боги в дар. Они отмечают позиция карточки-предмета, который считают желанным Богом, и потом вскрывают. Если карточка, за которую землянин проголосовал, является одни из тех , которую он желает (даже если это не точно та которую он требовал в конкретный момент), то на предмет кладется жетон благосклонности богов цвета довольного Бога, а по одному жетону получает каждый землянин, который отгадал предмет. Далее очередь следующего инопланетянина и так далее. После того как все инопланетяне попытали свое счастье, начинается новая фаза землян. Так игра продолжается до момента, в который кто-то из инопланетян соберет три нужных ему артефакта. В этот момент игра заканчивается.

В каждой игре есть два победителя (при игре на 2 и 3 это немного по другому) — инопланетянин который собрал нужные ему три артефакта и землянин, который получил больше всего токенов благорасположения богов.

Внемлите, земляне, ибо этого хочет ваш Бог! — фото Чешира

И так, какие же плюсы и минусы игры.

Начну с плюсов. Во-первых не могу не отметить прекрасное качество компонентов. Они прочные и тематично оформлены, как и подобает тематичной парти игре. И раз уж начал сравнивать с Кодовыми именами (а сравнение не случайное, так как по-моему автор очень вдохновлялся этой игрой), то должен сказать — в Первом контакте мне больше понравилось взаимодействие между игроками. Хотя она и не очень вербальное, но почти в каждый момент игры все игроки одинаково активно вовлечены в процесс игры. Так же угадывание и загадывание идет в обоих направлениях — от землян к инопланетянам, и от инопланетян к землянам, так что обе группы получают полный диапазон ощущений. Ну и конечно же тема — она хоть могла бы Быть и любой другой, но все же эта тема подходит игре идеально и дает редкое для парти игр ощущение погружения в мир игры.

Среди минусов могу отметить только два. Первый это конечно же тот факт, что это тихая парти игра. Игрокам в игре просто нет необходимости общаться — загадывание и отгадывание производится в письменном виде. Однако я не ощутил при двух сыгранных мной уже партий недостатка в общении. Можно свободно общаться меж собой , лишь только не давать подсказки. Зато тематичные и очень красиво нарисованные предметы (и живые существа) на карточках дают повод для разговоров. Вот, даже минус не могу описать без того что бы не похвалить 😉 Другой минус , чисто технический. Ширмочки маленькие и за ними особо много не скроешь. Для целей игры они вполне достаточны, но проблема в том что все планшеты языков землян и инопланетян однотипны, что касается наименований категорий. В душевной обстановке легко угадать если не что нарисовал человек, то в какой части планшета он рисовал. И так как на одних и тех же позициях в планшетах всегда одна и та же категория, можно иногда списывать. Это можно было бы решить разным расположением категорий в сетке планшетов хотя бы землян.

К сожалению, или к счастью, я больше не могу ничего плохого сказать об игре. Она во всех отношениях выигрывает для меня перед общепризнанным хитом Влада Хватилы. Она более сбалансирована по ощущениям, она равномерно вовлекает в игру всех игроков, давая им возможность опробовать все прелести игры — как попытать себя в роли загадывающего, так и соревноваться с другими игроками в отгадывании.

В конце, могу сказать — Первый Контакт, пока что единственная парти игра, которая успела заставить меня хотеть в нее играть снова и снова. Большинство из игр этой категории для меня пустоваты и бессмысленны, но в этой есть тема, которая меня увлекает и мне нравится , то что в действиях игроков в игре реально есть логически оправданный смысл. Игра при этом дает возможность вовлечь 7 человек в процесс, в которым никто не будет чувствовать себя лишним. Все участвуют активно в игровом процессе, и при этом не чувствуют так называемого даунтайма (времени ожидания своего хода).

Значит не растение и не еда, а вот что значит подкова посередине …?! Чего же он хочет то? — фото Чешира

Сразу оговорюсь, мне за этот обзор никто не платил, и даже не давали бесплатную копию. Ее я приобрел (английскую версию) через своего друга посетившего ярмарку в Эссене. более того я так и не получил ответа на мое письмо издательству Космодром со скромной просьбой просто приберечь мне одну копию на ярмарке, так как я боялся что копии кончатся до того как мой друг доберется до их стенда. Так что, я скорее обижен на Космодромов, чем обязан. Вопреки этому сейчас будет восторженная тирада, но она вполне искренняя.

Мне редко удается добраться до игры российского издателя или автора, до этого по сути единственная такая игры была Master of Orion Мира Хобби. От этого я очень рад уже от того факта, что игра попала мне в руки. Но более приятно то чувство гордости за отечественного автора, который создал такую замечательную игру, и издателя, который так качественно ее воплотил в жизнь. Я в искреннем восторге от игры. более того, если бы у меня была бы копия Кодовых имен, я бы ритуально ее сжег — с момента появления Первого контакта, эта игра полностью обессмыслила свое существование (хотя игра была хорошей в свое время). К сожалению, я не верю, что она станет таким международным хитом, в основном из-за ограниченных маркетинговых возможностей родного издателя, кроме как если игру под свое крыло возьмёт какое-нибудь большое западное издательство. Я же со своей стороны буду ее рекомендовать всем и везде — некоторые игроки в Болгарии уже имели возможность оценить игру по моей копии и они тоже в восторге. На следующем игровом вечере думаю еще несколько вступят в секту почитателей и я уверен что она будет иметь успех на нашем ограниченном рынке, если вообще доберется до него. С другой стороны я уверен что отечественный рынок по достоинству оценит Первый контакт и воспылает к игре такой же любовью , как я.

По-моему игра подходит почти всем, кто уже может читать. И детям и взрослым она, по-моему, будет интересна. При этом хотя она и содержит элемент рисования, он сведён до элементарного и с ним справится любой. Я советую всем хотя бы попробовать эту игру. Уверен что любители парти игр ее полюбят, а те кто предпочитают игры потяжелее, как минимум оценят ее тематичность и увлекательность. Ее даже можно использовать в качестве филлера (маленькой игрой для разгрузки между двумя партиями в более тяжелые и времяёмкие игры). Снова повторюсь — пробуйте, покупайте, любите. Ибо не любить такую игру грех. Особенно когда она еще и наша родненькая. (Снова гордость распирает, пойду березку обниму).

Автор: Дамир Хуснатдинов
Дизайнер: Александр Киселев, Виктор Забурдаев
Страница игры

Мая твая нипанимать! (First Contact/Первый Контакт): 2 комментария

    1. Ну если придется сыграть и будут мысли которыми бы мне хотелось поделиться — будет 😉

Добавить комментарий для wait Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *