Посетителям строго запрещается кормить динозавров …особенно собой! (Dinosaur Island)
Наверное, все смотрели хоть какую-то часть популярного фильма Спилберга «Парк Юрского Периода». Кто не смотрел — быстренько перескажу. Ученые находят в янтаре большого прародителя современного комара, который напился кровушку ящера юрского геологического периода, или по простому — динозавра. И так как ученых хлебом не корми, дай заниматься чем-то безумным, они взяли и вывели клона динозавра. Конечно деньги на это дал смекалистый бизнесмен и вот , не проходит и десятка лет и мир потрясает новость — открывается единственный в мире увеселительный парк где можно полюбоваться на живых динозавров. Люди толпами бросаются посмотреть на эту диковинку на отдалённом тропическом острове. Парк супер успешен — бизнесмен считает миллиарды, посетители подбирают свои провисшие от удивления челюсти, а ученые создают все новые о новые виды динозавров путем скрещивания генетического материала — такие, каких даже и в помине не было. Ну сами понимаете, кто играет в Бога, тот хорошо в фильмах не заканчивает. Что-то пошло не так, один эксперимент вырвался на волю и начал сеять хаос и кровавое месиво в парке, освобождая от ограждений и другие опасные виды. Ну а безопасных динозавров не бывает, даже травоядный няшка бронтозавр может просто по неосторожности на тебя наступить, превратив в мокрое место. А все почему? Потому что уровень угрозы превысил уровень безопасности парка! Ой, это я уже к игре перешел.
Так вот, игра «Остров Динозавров» (Dinosaur Island) это игра про Парк Юрского Периода, но просто авторы решили не тратиться на торговую марку. В остальном все тоже самое — извлекаете ДНК динозавров, смешиваете его и получаете динозавриков, которых в свою очередь помещаете в просторные клетки на радость посетителей вашего личного увеселительного парка.
Игра представляет собой типичное евро — размещение работников, собственные планшетики, минимальное взаимодействие между игроками и погоня за абстрактными победными очками. Однако в этой игре, хотя на скелет евро и может быть натянута шкура любого зверя, тематика так хорошо подогнана под механику, что можешь реально почувствовать себя директором парка. Вы не подумайте, игра не даст вам тех же впечатлений, которые получает посетитель парка с динозаврами — никакого удивления и восторга. Однако вы почувствуете все интересные специфики управления подобным парком — обустройство лаборатории, разработка генетических шаблонов существ, развитие инфраструктуры парка, наём работников и сам рабочий день парка от открытия до закрытия дверей.
Как вы понимаете, игроку в этой игре придется делать многое, однако благодаря хорошей организации механики и по сути очень простых правил, после первых двух ходов игра будет просто лететь, несмотря на то что в ней тонна компонентов. Ну не тонна, но кикстартер версия весит около 5 кг. Сама же механика игры настолько легка, что в игру спокойно могли бы играть и 6 и 8 человек без особого периода выжидания, но все же игра предусмотрена только на четверых. Предполагаю это связано с пространством, которое оно занимает на столе.
Сама игра проходит в течении нескольких ходов, а каждый ход разбит на четыре фазы: первые две, в которых игроки закупаются нужными компонентами на общем рынке, и последние два в которых игроки уже копаются в своем огороде , никак не соприкасаясь меж собой.
В начале игры у каждого игрока есть два поля — сам парк с местами для клеток и других объектов (в начале игрок получает одну клетку с одиноким динозавриком бесплатно) и некий пульт управления, где находится склад с ДНК, обслуживающие здания и шкалы угрозы и системы безопасности. К ним еще добавляются 15 монет, которые в кикстартере представлены самыми тяжелыми металлическими монетами, которые я видел в настольных играх; три ученых с разными «учеными» степенями (1,2 и 3); 4 общих работника и набор маркеров на все случаи игровой жизни. Первый игрок определяется случайно. Конечно, есть правило, что первым будет тот, кто последним извлекал ДНК динозавра, но … ну вы поняли. Должен добавить для своих ровесников — имеется в виду извлекать ДНК из янтаря и то, что вы извлекали ДНК из живых динозавров, не считается.
В первой фазе игроки производят научную работу, которая состоит из сбора ДНК, расширение хранилища ДНК и покупки новых шаблонов динозавров. В ней участвуют только ученые. Сперва кидается некое количество кубиков, на которых в основном изображены разные виды и количество генов. Всего видов генов в игре 6: 3 базовых и 3 продвинутых. Каждому кубику соответствует одно место для работника. То есть игрок может взять результат кубика себе, поставив перед ним одного из своих ученых. Но как я сказал, ученые имеют разные степени, и полученное количество генов умножается по уровню работника-ученого. Так если на кубике выпало 2 красны гена, вы можете поставить там своего работника со стоимостью 3 и получить 6 красных генов. А это очень много, и было бы реально очень много если бы не вместимость хранилища. А хранилище очень маленькое. Что бы его повысить имеются несколько мест для работников, где можно повысить вместимость сохранения разных видов генов на столько единиц, какова стоимость использованного работника-ученого. Далее есть три места на покупку трех «рецептов» динозавров. Эти места прономерованы от 1 до 3 и могут быть взяты только работником соответствующей стоимости или выше. Первый уровень это обыкновенно скучные травоядные динозаврики, пока третий это кровожадные и всеми любимые хищники. Конечно, чем выше уровень динозавров, тем больше известности они дадут вашему парку и больше очков в конце игры. На шаблоне, который вы покупаете, имеется картинка динозавра, одна единичная клетка для динозавра, комбинация генов для его воспроизводства и уровень угрозы. Обыкновенно динозавры первого уровня не столь угрожающие и уровень их угрозы всего лишь 1, но есть динозавры, пугающие одним только видом, а уж и думать не хотите, что будет, если они вырвутся из клетки. У таких динозавров уровень угрозы 2. Кстати уровень угрозы имеется и на кубиках с генами, и после первой фазы не взятый кубик с наибольшим количеством угрозы (макс 3) останется на специальном месте и прибавит временно свои очки угрозы ко всем паркам. О том, что значит эта угроза и как с ней бороться — расскажу в описании третьей и четвертой фазы. Сам шаблон располагается на планшете самого парка, где занимает две деления и в будущем вы можете на нем уже расположить одного динозавра, так как , как уже сказал, бесплатно к рецепту идет одна пустая клетка. И последнее место куга можно поставить ученого, это место где он может превратиться в общего работника до конца этого хода.
В основном, в этой фазе игроки планируют, каких динозавров они хотели бы получить, и сколько и какие гены нужны для выращивания этих динозавров. В первой и второй фазе игроки соревнуются за ограничение ресурсы, так как один кубик возьмет только один игрок, и только три динозавра будут проданы — по одному из трех уровней. Даже в общего работника превратиться только один ученый из всех ученых (и ваших и ваших оппонентов). Единственное место, где можно ставить больше одного ученого, это повышение вместимости хранилища генов.
После того как все распределили своих учёных, наступает вторая фаза, в которой выбудете закупаться уже на условном внешнем рынке. Тут напротив каждой категории цены (2$, 3$, 4$ и 5$) имеется 4 варианта покупки — аттракционы, улучшения лаборатории, специалисты и гены на свободном рынке. Игроки делают два круга, при этом покупая себе что-то с рынка. Аттракционы занимают одну клетку в вашем парке, но повышают вместимость активно занятых посетителей, что позволить вам собрать больше очков победы и денег. Улучшения лаборатории позволят вам более выгодно производить действия в третьей фазе или даже получить действие, которое отсутствует в стандартном наборе лаборатории. Это станет понятнее из описания третьей фазы. Специалисты дают вам специальные способности и, большинство из них, дополнительных работников. Если не хотите покупать что-либо из вышеперечисленного, то всегда можете купить соответствующее количество и вид генов: 2$ и 3$ дают базовые гены, а 4$ и 5$ — усовершенствованные. Так же вы можете ничего не покупать и взять 2 монеты или же купить одно из двух постоянно доступных улучшений лаборатории (они всегда одинаковые — трансформатор базовых генов в усовершенствованные и инкубатор динозавров). Последние заменяют стандартные здания, отпечатанные на вашем планшете лаборатории-подсобки. Относительно аттракционов надо помнить, что кроме цены категории необходимо заплатить и цену, отпечатанную на самом аттракционе, и конечная цена будет крутиться около 10+ монет. Но они того стоят.
После двух кругов покупок игра переходит в личное пространство игроков, а именно в третью фазу. Тут мы работаем в своих рабочих помещениях. Тут используются только общие работники и возможно один ученый, которого вы перевели в первой фазе. Ученый считается одним работником независимо от его ученых степеней. В вашей зоне «только для служителей» есть уже упомянутый склад с генами, шкалы уровня угрозы и уровня безопасности парка и 6 зданий. В трансформаторе генов можно обменять два определённых вида базовых ДНК в один определенный вид усовершенствованного. В лаборатории можно создать динозавра по имеющемуся шаблону заплатив нужное количество и виды генов и поставить этого динозавра в клетку, предназначенную для него. Как уже говорил, когда покупаете шаблон динозавра, получаете и одну клетку для этого вида динозавров. Расширить клетку можно через третье здание — мастерская. Там же можно повысить уровень безопасности парка. Четвертое здание, по сути, представительство банка, где можно получить деньги (от 1$ до 3$). Пятое и шестое здания в начале игры пустуют, и на рынке вы можете их застроить теми самыми улучшениями лаборатории с рынка второй фазы. Здания отличаются еще и по количеству действий, которые можно содержать. Например, начальная переработка генов имеет место только для одного работника и соответственно действие можно выполнить только раз, Мастерская не имеет ограничения по количеству работников, а лаборатория имеет два места и соответственно позволяет создать двух динозавров в ход, но создание второго требует уже не одного, а двух работников. В конце этой фазы подводятся итоги привлекательности парка и уровня угрозы в парке. Каждый динозавр приносит очки привлекательности парка в соответствии своего вида и таким же способом повышает уровень угрозы. Например, три тираннозавра с уровнем угрозы 2 каждый повысит ваш постоянный уровень угрозы на 6 делений. Желательно что бы в конце этой фазы уровень систем безопасности парка превышал уровень угрозы.
Как только все приготовления готовы, пора запускать посетителей. Для этого используется мешочек, в котором замешаны 70 желтых посетителей и 10 лиловых хулиганов. Из него в слепую каждый вытаскивает столько посетителей, сколько уровень привлекательности парка. Каждый вытянутый посетитель приносит доход от билетов 1$, а вот хулиганы пробираются бесплатно. Далее необходимо расположить всех посетителей и хулиганов по парку. Каждая клетка с динозаврами позволяет разместить возле нее количество посетителей равное уровню клетки (по сути ее вместимость — от 1 до 4). У аттракционов есть своя вместимость, отпечатанная на самой карточке аттракциона. Все кто не поместились около клеток и в аттракционах остаются толпиться возле входа. Но есть одна особенность. Хулиганы как более наглые должны быть размещены в аттракционах и около клеток прежде чем начнут размещаться обыкновенные посетители. После того как все посетители заняли свои места, пора проверить уровень безопасности парка. Сперва к постоянному уровню угрозы добавляется уровень угрозы с кубика, который вы отделили в сторонку еще в первой фазе. Он представляет угрозу генетических ошибок в эксперименте. Если уровень безопасности равен или превышает полученную угрозу, то все в порядке и день закончился без происшествий. А вот в обратном случае динозавры вырываются на волю и начинают пожирать ваших посетителей (снова же начиная с обыкновенных посетителей, ибо хулиганы слишком шустрые для динозавров). Динозавры съедают столько посетителей на сколько уровень угрозы превышает ваш уровень безопасности парка. Сразу же за каждого съеденного игрок теряет по одному победному очку. И в конце фазы производится подсчет победных очков. Каждый обыкновенный посетитель около клеток или в аттракционе (кроме тех что предлагают еду) дает игроку 1 победное очко. Хулиганы снова халявят. Но вот в аттракционах где продается еда их номер не прокатывает. Тут каждый посетитель независимо от своего вида приносит по выбору игрока или одно очко или 2 монеты.
На этом ход заканчивается и подготавливается следующий ход. И остается только один вопрос: Когда кончается игра? Условием окончанием игры являются выполнение определённого количества целей, которые определяются в начале игры картами из колоды целей. Когда игрок Выполняет условия цели, он забирает себе карту и сможет прибавить ее очки в конце игры к своим победным очкам. Когда в течении хода останется только одна невыполненная карта целей ход завершается и наступает финальный подсчет очков. Так же очки в конце приносят динозавры в клетках (каждый в зависимости от своего вида) и аттракционы. Если однако у вас имеется пустая клетка, то это отнимет у вас 10 очков. К общему сбору очков прибавляются так же по одному очку за каждые за каждые пять монет. Ну и само собой кто собрал больше очков тот и выиграл.
Как видите в игре происходит много чего, но в целом в игру очень быстро влиться, так как действия и фазы последовательны и логичны. Если бы не место, которое игра занимает, и не множество разных фаз, а бы сказал что игра попадает в категорию легких евро. Но так как как не крути игра большая — можно отнести ее к средним по тяжести.
С другой стороны правила игры легко осваимые и простые и поэтому игра бы была даже семейной и подходящей для детей, если бы конечно не вечное проклятие английского языка или скорее отношения к нему на просторах русскоговорящего мира. В связи с этим думаю было бы очень хорошо локализировать эту игру (не верю, что я это написал!)
Рекомендую ли я эту игру? Категорически да! На моей памяти есть еще только одна евро игра, которая успевает так элегантно сочетать тематику и механику — это Микромир. Но в отличии Микромира , тут тематика более легкая и интересная большинству — экзотический остров с дино-парком как не крути привлекательнее чем биохимические процессы внутри клетки.
В завершении хочу поделиться своим сожалением, что напоследок все больше качественных игр выходят именно через ограничений кикстартер и не добираются до магазинов, в отличии от штампованной попсы. Это делает игры много хороших игр практически недоступными для более широкой публики. Я очень надеюсь, что Остров динозавров все же появится на прилавках (в том числе и в России) и больше людей смогут ей насладиться. Если же нет, то пусть у алчных производителей уровень угрозы всегда на 10 выше чем уровень безопасности и птеродактили совьют гнездо на их крыше 🙂
Designer Jonathan Gilmour, Brian Lewis
Artist Kwanchai Moriya, Peter Wocken, Anthony Wocken
Страница игры
Посетителям строго запрещается кормить динозавров …особенно собой! (Dinosaur Island): 3 комментария
Очередное спасибо.
Денег на все хватит… У только меня на основании прочтения правил сложилось впечатление, что игра кризисная. А ещё и хулиганы всякие, безопасность.
А где там сильная зависимость от языка? В личных целях?
И ещё одно впечатление — эти химические цвета все таки привлекают внимание ))). Как тот Feudum.
Так CG ее сотрудничают с этим издателем. И в будущем планировали локализовать. У них пост даже об этой игре был несколько месяцев назад!
Да я, собственно, не про локализацию. Просто какой-то большой языковой зависимости не увидел. Достаточно чистый дизайн.