“Микромир”, или Страдания не столь юного Вальдемара (“Cytosis: A Cell Biology Game”)

“Микромир”, или Страдания не столь юного Вальдемара (“Cytosis: A Cell Biology Game”)

Целых 10 дней я собирался мыслями, чтобы приступить к написанию этого обзора, и до сих пор не очень представляю, что написать. Но лучше не станет, так что приступим. Но сперва должен предупредить — так как я играл англоязычную версию, термины я переводил в гугле и возможно они не будет полностью совпадать с названиями в русскойлокализации игры (хотя редактор постарался кое где это исправить).

В принципе я считаю себя очень эрудированным человеком, а другие меня часто обзывают ходячей энциклопедией. С позиции этого звания получается, что я смотрю на людей свысока,  часто немножечко так и происходит, хотя я сдерживаю эти свои порывы и не стремлюсь демонстрировать свое превосходство. В глубине души я-то знаю, что все остальные знают меньше меня, стыд им и срам, раз не стремятся к новым знаниям. Так я живу уже очень много лет, и, наверное, то, что произошло неделю назад, происходит впервые в моей жизни.

Я почувствовал себя откровенно глупым, что было просто звонкой пощечиной для моего самомнения. Что же такого произошло? Все очень просто: я сыграл в “Cytosis: A Cell Biology Game”.

Клетка с высоты микроптичьего полета — фото Чешира

Должен сказать, что биология никогда не была для меня приоритетным предметом исследований. Лишь время от времени я читал популярные статейки по биологии в “Википедии”, чтобы аргументировать более четко и фактологически свою позицию по разным вопросам общей психологии перед теми, кто считает, что характер человека определяется генами. Но вот так чтобы углубляться в процессы и разбирать все на самом низшем уровне… Это никогда не увлекало. И поэтому, когда на одном из игровых вечером один знакомый поделился новостью, что к нему пришла с “Кикстартера” игра про микробиологию, я вообще проигнорировал это событие с ясным сознанием, что должно случиться чудо, чтобы я играл в такую игру.

Ну так чудо случилось: я начал вести этот блог, и появилась необходимость рассказывать читателям о новых играх, а для этого их надо же пробовать. Тем более об играх, которые только ожидаются к изданию в России. Так как в Болгарию, где я живу, новые игры приходят пораньше, чем на мою историческую родину, то в этом плане у меня оказалось некое преимущество. И все шло своей чередой: я играл в новые игры, иногда даже такие, пробовать которые я бы никогда не стал для себя самого, и писал про них свои занудные статейки.

И вот когда я попал на новость о том, что компания “Единорог” решила локализовать “Century: Spice Road” и “Cytosis: A Cell Biology Game”, то я вдруг вспомнил про того моего друга и сказал себе: “Ну так, раз есть возможность, дай попробую игру, чтобы рекомендовать ее людям или, наоборот, предостеречь их от покупки!”

Набор юного микронатуралиста — фото Чешира

Кот сказал — кот сделал! Договорился с другом, и на следующий игровой вечер тот принес игру. Быстренько мы нашли еще троих игроков, нужных для полного состава, и началось то, что началось. Во-первых, правила. Только они уже значительно ударили по моему самомнению. Владелец игры объяснял, что это игра с размещением работников, в которой мы оперируем липидами, протеинами, углеводами и — о, боже мой! — информационной РНК (известная еще как Ма́тричная рибонуклеи́новая кислота́, “Гугл” мне в помощь). Эти ресурсы мы приобретаем, трансформируем из одного в другой и в победные очки (тут они называются Здоровьем), ставя своих работников на места с интересными и экзотичными названиями: клеточное ядро, клеточная мембрана, митохондрии, агранулярная (гладкая) и гранулярная (шероховатая) эндоплазматические сети, свободная рибосома, аппарат Гольджи и цитоплазма.

Возможно, я что-то упустил, но этого вполне достаточно, так как к этому еще добавились карточки: ферменты, белковые и стероидные гормоны, их рецепторы, алкогольная детоксикация и дополнительные ресурсы. За выполнение условий некоторых из них можно получить победные очки, причем начисляются они по-разному. Также, чтобы сыграть эти карточки, нужно применить различные методы. Так, например, белковые и стероидные гормоны приносят больше очков при выполнении, но для этого нужно пройти три стадии: шероховатая или гладкая ЭПС, аппарат Гольджи, клеточная мембрана. А вот ферменты создаются, просто если есть необходимые ресурсы, а для их реализации есть только одна клетка на игровом борде (цитоплазма), и сразу вы получите меньше очков, однако в конце игры можете получить дополнительные за собранные из них сеты.

Аппарат Гольджи, или как гормоны шли к успеху — фото Чешира

И в принципе я понял механику игры, но тематика оставалась для меня китайской грамотой. И тут пришел дополнительный удар. Оказалось, что из тех троих дополнительных игроков, которых мы нашли (совсем случайно!), двое оказались профессиональными химиками. Пока я пытался осознать хотя бы механическое взаимодействие элементов игры, они начали обсуждать между собой, как все элегантно и правдиво представлено и что все понятно на интуитивном уровне. После того как они немного поспорили, правильно ли представлена в игре работа аппарата Гольджи, они перешли к компонентам. Так как игра была с “Кикстартера”, на элементах игры были нарисованы их формулы. Я быстро прошел ликбез по органической химии, пока они спорили, что за сахар изображен на кубике углеводов — фруктоза или глюкоза. И тогда к нам подсела девушка третьего игрока, которая оказалась самым что ни на есть настоящим микробиологом! Она и решила последний спор, и они углубились в более глубокую материю.

Я же для себя решил, что раз я ничего не понимаю, буду делать то, что легче всего, то есть собирать ферменты. Видимо, выглядел я уже достаточно жалко, так что владелец игры решил меня подколоть (очень справедливо): “Вот теперь ты понимаешь, как мы себя чувствуем, когда ты объясняешь игры с исторической тематикой!”

И как сказал классик: “У меня был какой-то план, и я его придерживался”. Я до конца игры собирал энзимы (ферменты), и благодаря тому, что вовремя догадался мешать другим игрокам эффективно выполнять условия своих карт, в конце концов я выиграл. Но я не буду хвалить игру только потому, что переиграл в нее знатоков!

Цели являются легальным способом урвать 3 победных очка, даже если в конце вы ихне выполните — фото Чешира

Итак, начнем с самого плохого!

Самое плохое — возможно, тематика игры может оттолкнуть, как это было со мной. И отказ от партии из-за этого будет ужасающим упущением.

Далее будет только хорошее! Извините, что испортил интригу, но я, как человек, который считает, что истинное призвание человека — постоянно расширять объем своих знаний во всех областях науки и жизни, также считаю, что подобный род игр удивительно полезен.

По сути игра является механически очень хорошим и сбалансированным творением. Нынче уже есть и продолжает выпускаться множество игр на основе механики расположения работников, но обыкновенно разработчики стремятся предоставить игроку как можно больше мест для расстановки работников, считая тем самым, что разнообразие выбора делает игру лучше. Но тем самым они в то же время уменьшают взаимодействие между игроками. Поэтому иногда игрок чувствует, что он играет сам с собой, то же самое делают и другие игроки, просто используя то же игровое поле. В “Микромире” такого не будет, так как мест, куда можно направить работника, мало, да и самих работников не густо, а ходов всего 8, и за эти 8 ходов вам необходимо разработать четкий механизм получения очков и опередить соперников.

А это не просто, потому что, хотя и есть несколько способов накопления очков, они постоянно где-то да пересекаются: как минимум, в секции, где получаются всем очень нужная энергия и углеводы. Начинаются замысловатые гамбиты и раздумья, что же сделать в первую очередь: взять энергию, пока она в наличии и место свободно, или произвести фермент, пока это место никто не занял. Также в игре очень хорошо сбалансировано получение очков разными методами. На первый взгляд кажется, что производить энзимы легче всего, но это не так, ибо перед этим надо собрать нужные ресурсы, которые собрать труднее, чем, например, ресурсы для гормонов. С другой стороны, один гормон производится за три действия, но параллельно можно запустить череду производства, и в какой-то момент у тебя будет производится по одному гормону каждый ход, что невозможно сделать с энзимами.

Креточный микромаркет: любые плюшки за вашу энергию — фото Чешира

Сами карточки на выполнение покупаются на общем “рынке”, и там тоже надо успеть взять нужную тебе карточку, пока ее не взял кто-то другой. А может, подождать, пока ее цена упадет, надеясь, что, кроме тебя, эту карточку никто не хочет или не может себе ее позволить?

Игра идет быстро и динамично. Период выжидания своего хода даже при пяти игроках минимальный. При максимальном количестве участников игра заняла у нас около часа — уникальное свойство для серьезного евро. А это именно серьезное евро. Тут не будет легких и очевидных выигрышных решений, но нет и элемента фатальных ошибок, где одно твое действие может полностью испортить тебе игру.

Что касается тематики… Я сел за эту игру полным профаном. Даже более: я ничего этого не знал или не помнил (все же я учил это когда-то в школе), однако после этой игры при условии, что я не старался углубляться, я примерно понимаю, как работает клетка, потому что я помню механику игры, а она, насколько это возможно, точно передает механику процессов в клетке. Это замечательная образовательная игра.

Буквально перед написанием этой статьи я решил посмотреть страницу издателя и заметил, что они специализируются на производстве именно образовательных игр. В их арсенале на данный момент такие заглавия, как: “Ион: Игра про соединения”, “Ковалентность: Игра о строении молекулы”, “Вирулентность: Инфекционная карточная игра”, “Пептид: Игра про строение протеинов”. Я не играл ни в одну из них, но если они сделаны так же элегантно и с таким же обучающим эффектом как “Микромир”, то их пора внедрять в образовательную систему, так как нет лучшего способа обучения молодежи, чем через игру, которая увлекательна сама по себе и в которую познание об окружающем мире вплетено в саму игровую механику, а не приклеено как абстрактная тема (что можем наблюдать почти во всех евроиграх).

Рецепт «Как приготовить фермент»: углевод есть, энергия есть, а вот протеинов кот наплакал — фото Чешира

Я, в принципе, большой противник локализаций, ибо считаю, что люди должны развиваться и особенно для молодых людей в наше время просто недопустимо не знать хотя бы основ английского языка. Но в этом случае я могу только аплодировать решению “Единорога” перевести эту игру и дать ей шанс встретиться с российскими игроками в настольные игры. И я очень надеюсь, что настольные массы России заметят и оценят не только качество “Микромира” как игры, но и его полезность в плане образования и получения знаний. А разработчики, которых сейчас в России не мало, могут перенять положительный опыт применения игр в качестве обучающих пособий.

Конечно, не могу не отметить, что я очень рад и решению “Единорога” локализовать “Путь пряностей”, хотя она и не нуждается в особом переводе. По сути обе игры очень похожи в том плане, что в обоих играх присутствует механика конвертации ресурсов из одних в другие. Однако, хотя я очень высоко ценю “Путь пряностей”, после партии в “Микромир” я считаю, что именно он из двух игр должен быть флагманом этой локализации, несмотря на то, что “Путь пряностей” разрекламирован западными обзорщиками, а “Микромир” остался немного в тени.

Это понятно, так как реально с первого взгляда тематика может показаться даже пугающей, но, как показала практика, чтобы играть в “Микромир”, вам не нужно знать ничего о строении и процессах внутри клетки, зато после игры вы будет знать хотя бы основы, причем не напрягаясь и не забивая себе эти знания в голову скучным заучиванием наизусть.

Я всем горячо рекомендую эту игру. И особенно тем игрокам школьного возраста, которые как раз проходят строение клетки в школе и у которых с этим проблемы. Ваша проблема решена — и решение называется “Микромир”!

 

Designer John Coveyou
Artist Tomasz Bogusz
Страница игры
Страница игры у Единорога

 

“Микромир”, или Страдания не столь юного Вальдемара (“Cytosis: A Cell Biology Game”): 8 комментариев

  1. Серьёзное евро впятером и за час — это интересно. Опять же кругозор расширить — уже думал, что дочерям не помешает узнать про микромир (да и мне с гуманитарно-историческим креном лишним не будет).

    Традиционно: спасибо большое ).

    Толкотня при выборе действий тактические варианты, как я понял, не сужает. Играть можно по-разному. Так ведь?

    1. Совершенно верно. Я конечно не имел возможности углубиться и сыграть несколько раз, что бы все проверить, но теоритически можно выиграть множеством путей.

  2. Вроде и написал большую статью, вроде даже обзором ее назвал.
    А ведь ни граммулечки не рассказал про игру.
    Лишь оды Единорогу и себе любимому пел. Да случайности рассказывал, про неожиданных химиков за столом, да случайной вдруг (!!) девушке микробиологе. Смешно право
    Вердикт «Продажная статья»

    1. Оправдываться не буду — поделился своим опытом от игры. А так любое мнение имеет право быть 😉

      Только не понял причем тут химики и девушка микробиолог? 😉

      Однако если эта статья поможет продать хоть одну копию игры — я буду только рад. Игра хорошая и пусть люди в нее играют и учат биологию 😉

  3. Купил игру соблазнившись обзором. Отыграли пробную партию. Появились вопросы по правилам. Скажите, пожалуйста, как работает правило выдавливания чужих дисков: нужно ли иметь карту гормона на руке и предъявлять её? В правилах сказано о необходимости предъявлять только в момент покидания клетки. Т.е. можно ли просто так ставить свой транспортный диск с одним ресурсом для выдавливания чужого, или надо иметь карту гормона и ставить требуемое картой количество ресурсов? И второй вопрос по победным очкам \» +два за других / + один за себя\». Как это правило работает?

    1. Я конечно не эксперт, но насколько я помню «выдавить» чужой диск нельзя. Если нет свободных мест, необходимо дождаться пока кто-то из уже начавших процесс его завершил , тем самым освободив дорогу.

      Про очки предполагаю речь идет про карту Protein/Steroid Hormone Receptors (к сожалению не знаю как переведена в локалидации). Эти каты дают вам очки за то что другиеу игроки заканчивает процесс гормонов. Так если у вас есть сыграная Steroid Hormone Receptors то каждый раз когда ктото сыграет Steroid Hormone вы получаете 2 победных очка. Если такую карту сыграете вы сами, то получите 1 победное очко. Если у вас 3 рецептора и ктото завершит гормон то вы получите сразу 6 очков.

  4. в локализованной версии в правилах написано: \\\»Когда игрок размещает колбу в «Гладкой ЭПС», «Шероховатой ЭПС» или «Аппарате Гольд-
    жи», там может не быть доступных областей формирования транспортных везикул.
    В этом случае он выбирает любой диск транспортной везикулы, снимает его с поля и
    возвращает владельцу вместе со всеми кубиками. После этого игрок должен разместить
    свой диск транспортной везикулы на освободившейся области (или переместить его туда).\\\» Вопрос в том нужно ли иметь карту стероида и выполнять требования к наличию определённых кубиков, или можно \\\»вышивать\\\» диском с одним кубиком. Правило позволяющее выбивать диски повышает уровень взаимодействия.

    1. «Игрок должен иметь на диске транспортной везикулы как минимум столько кубиков макромолекул, сколько требует карта клеточного компонента, которую он выполняет, но может иметь и больше.»

      Так что вообще что бы войти в механизм второй частью которого является аппарат Гольджи необходимо соответствовать требованиям. А раз уж вошел в механизм следуюшь логике вещей и если так случилось выбиваешь когото из него (но только если нет свободного места на следующем этапе). В принципе не рентабильно впустую выбивать чужие везикулы так как это значит что ты тратишь как минимум два хода в пустую только что бы навредить другому игроку, но не продвигаешь себя к победе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *