Кубические головоломки. Часть 2 (Sentient)
Правильно люди говорят: «Не откладывай то, что можно сделать сегодня, на завтра.» Иначе существует реальная опасность не сделать этого никогда. Вот и я чуть не забыл про вторую часть рассказа о кубических головоломках.
В предыдущем обзоре я рассказал о красочной игре «Sagrada» и теперь пора уже продолжить и перейти к более замысловатой версии кубических головоломок — Sentient.
Как и в первой игре, тут все крутиться вокруг кубиков и способности игрока распорядиться ими правильным образом. Но пока в Саграде игрок берет кубики из общего пула и кладет их на свою карточку, в Sentient все наоборот — необходимо брать карточки из общего пула и располагать их меж своими кубиками. И не просто поставить, а необходимо так расположить все карты, что бы условия на них соответствовали кубикам, между которыми они расположены, потому что иначе вы не получите за них очков. Более того, кроме основной части с головоломкой, есть и вторичная плоскость игры в которой участвует элемент контроля территориями. Но начнем издалека …
В отличии от Саграды, тут единственный намек на тематику игры это художественное оформление. Оно выполнено в приглушенных приятных тонах и рассказывает нам историю далекого будущего, где мир управляется корпорациями. Но это не ужасающая антиутопия, где алчные богачи угнетают обыкновенных граждан. Наоборот, это почти что социальный рай, так как все работу делают роботы, а люди лишь управляют ими и наслаждаются плодами их трудов. И конечно же в этом мире самая важная профессия это программирование роботов. Игрок выступает в роли такого программиста, который выполнять заказы на программирование роботов корпораций, так как они этого желают. Если программист сумеет это сделать — то он получит вознаграждение, а если нет — просто потеряет время без пользы (вот такой рай — даже не уволят и не оштрафуют). Но если программист посветит свое время с приоритетом одной из корпораций, то она может в благодарность накинуть сверху немного деньжат в качестве бонуса за лояльность.
Все это идеально укладывается в механику игры, однако я сомневаюсь что вы это прочувствуете. Даже в книжке правил это только намекается в пяти рядах художественного текста в самом начале. Легко и упустить.
Игру каждый инженер начинает с фигурками 4 своих агентов и 5 ассистентов. Так же ему полагается 5 кубиков разных цветов и двухсоставный борд с красивой футуристичной панорамой на нем. На борде так же есть места для каждого кубика соответствующего цвета и один жетон благорасположения к вам одной из пяти корпораций. Корпораций в игре всего пять: Индустриальная (лиловые), Информационная (синие), Военная (зеленые), Транспортная (розовые) и Обслуживающая (оранжевая).
В течении хода игроки будут приобретать заказы корпораций и пытаться выполнить их , ставя карты заказов на нужное место под своим бордом. В начале каждого раунда (а их в игре всего 3) в общем пространстве формируется рынок, на котором раскладываются 5 жетонов благорасположения корпораций и между ними карты контрактов. Игроки кидают свои кубики и расставляют их на соответствующих пяти местах на своем борде. Таким образом получается 4 места между кубиками, в которые и надо будет поставить карт контрактов. Так же четыре места образуются и в общем пространстве между жетонами, так что карт контрактов доступных в любой момент тоже будет 4.
В свой ход игрок ставит одного своего агента на место между жетонами благорасположения корпораций, так что бы под агентом была карточка, которую он хочет взять себе. Он берет карточку и на освободившееся место выкладывается новая. Взятая же карточка должна быть расположена между кубиками на борде игрока. И тут мы дошли до момента головоломки.
Каждая карточка кроме принадлежности заказа к определенной корпорации содержит несколько элементов. В самом низу — количество кредиток, которые игрок получит за выполнение задания. В верхней части же указано условие, которое должно быть выполнено , что бы получить награду. Условие связано с кубиками по обе стороны карточки и стоимостями на них. Например, карточка должна стоять между кубиками, сбор стоимости которых должен быть четным, или левый кубик должен быть меньше правого. Но это не все, так как сама карточка меняет условие задачи. В верхних правом и левом углах карточки имеются модификаторы, которые меняют стоимости кубиков с обеих сторон. Если в углу указан плюс, то соответствующий кубик меняется стоимость, повышая ее на 1, если минус — то соответственно сбавляя ее. Причем кубики имеют свойство прокручиваться — если уменьшить единицу, то получим шесть, и наоборот, если повысим шесть. И с первой карточкой это легко, но дальше с каждой карточкой становится все сложнее, ибо кубики с каждой карточкой меняются, а выплаты будут только в конце хода, когда заполнены все четыре места между пятью кубиками. И именно в конце хода будет проверка, соответствуют ли кубики условиям на карточках.
В связи с этим возникает множество трудных решений. Можно плыть по течению и брать просто карточки, которые подходят под текущее состояние, но тогда может оказаться в конце, что не будет нужной карточки для последнего места. Можно и ставить карточку на место, где условия первоначально не выполнены, с надеждой потом подкрутить кубики соседними картами. Но если уж совсем не везет и карты на рынке не нравятся, то можно пассануть и очистить весь рынок заменив его новыми картами. Это мощный инструмент, который можно использовать только раз в ход. Однако тот кто первый в ходу это сделает, в следующим ходу будет последним, тот кто это сделает после него — предпоследним, и так далее. А очередь от первого до последнего игрока важна, так как решает равенства в пользу того кто ближе к первому игроку.
Какие могут быть равенства? Тут мы переходим к контролю территорий. Конечно, это только название механики и в самой игре нет территорий как таковых, и вы будете бороться за токены благорасположения компаний. Когда вы ставите своего агента на рынок между токенами, вы вольны прикрепить к тему любое количество наличных у вас ассистентов. В конце хода подсчитываются фигурки каждого игрока с обоих сторон каждого токена и тот у кого фигурок больше — забирает токен себе (второй получает 1 победное очко в качестве компенсации). Такой подсчет проводится отдельно по каждому из пяти жетонов и игрок умно расположивший своих агентов и ассистентов может в один ход забрать себе 2 или даже 3 токена. А каждый токен приносит в конце игры по одному очку за каждый контракт этой корпорации , который вы взяли (независимо выполнили вы его успешно или нет). Звучит не много но имея в виду что каждая корпорация разыгрывает по 3 токена и 12 контрактов, при полной монополии игрок может получить 36 очков (или 48 если у него еще и начальный токен на борде соответствующего цвета). Для сравнения в течении хода игрокам редко удается набрать больше 15 очков от выполненных контрактов. И так как число агентов и ассистентов не такое уж и большое в определении контроля часто бывают ничьи, которые и решаются поочередностью игроков в текущем ходу.
Но , надо бережно относиться к ассистентам. Их сила не только в борьбе за токены благорасположения компаний. Ассистенты еще и опытные программисты и могут упростить вам задачу в программировании роботов. Если вам очень мешает один из модификаторов на карте, то вы можете его просто проигнорировать, поставив на него одного из ассистентов и таким образом этот модификатор не повлияет на соответствующий кубик.
Само собой после третьего хода подсчитываются собранные кредитки с контрактов и бонусные выплаты корпораций каждому игроку, и кто самый богатый тот и победил.
Игра реально проходит быстро, хотя вам придется очень сильно напрячь мозги в некоторых ситуациях. Есть и стратегический момент — иногда вам не нужен конкретный контракт, но зато очень нужно поставить агента и ассистентов на его место, что бы получить в конце хода желаемые токены. А в другой раз наоборот — приходится отказаться от соревнования за токены, но забрать лакомый контракт с надеждой, что он компенсирует потери от бонусных выплат в конце игры. Головоломка на пяти кубиках сперва кажется слишком легкой, но трудность увеличивается с каждым закупленным контрактом, так как при следующем уже надо следить не только что бы он выполнился, но и что бы измененные им кубики не попортили соседние уже выложенные контракты. Так при последнем , четвертом контракте, уже могут быть серьезные проблемы с выбором и реализацией.
Лично мне эта игра нравиться даже больше чем Саграда, где как бы решаешь своеобразное судоку в кубиках и как бы ты не думал о стратегии, в конце все зависит от того, выпадут ли тебе нужные кубики в большом количестве и не возьмет ли кто-то до тебя, кубик, который тебе крайне нужен. В Sentient головоломка более сконцентрирована и не чувствуется такое влияние слепой удачи, так как у тебя есть хотя и ограниченный, но очень сильный инструмент в виде смены рынка и нет обязательства выполнить условия — если никак не получается, можно взять просто контракт-пустышку корпорации, токенов которой у вас больше и эта карта в конце игры все равно принесет вам какие-то победные очки. Я просто чувствую в этой игре, что я и только я контролирую ситуацию, а не случайность. И если я не был достаточно эффективен , то вероятно это мой просчет, а не наказание Небес или святого рандома.
При простоте своих правил Sentient создает ощущение полноценной стратегической игры. Даже не имея возможности напрямую влиять на других игроков, момент с контролем над жетонами привносит ощущение борьбы и прямого контакта. Я много раз пытался перехитрить оппонентов оставить мне как можно больше жетонов м моем контроле. Ощущение когда ты это делаешь — равносильно победе на поле боя какого нибудь лёгкого варгейма. Все равно, что хитрым ходом ты успел достичь до фабрики в Серпе раньше оппонента, который казался ближе — те кто знают, те поймут это ощущение. Вот такое же и тут. С одной стороны это интеллектуальная борьба против головоломки, а с другой это соревнование в хитрости и тактике с другими игроками.
Я не любитель в целом легких игр, и Sentient не имеет место в моей личной коллекции, как и Sagrada или Лоскутное королевство. Но это игра которую я с удовольствием сыграю если мне предложат на игровом вечере или в гостях. Это действительно качественная и увлекательная маленькая игра (я бы не назвал ее filler-ом, так как может дойти и до часу одна партия) и я ее рекомендую людям, которым нравятся игры полегче и побыстрее. А еще думаю, что это прекрасная игра для игровых вечеров или игротек, так как правила объясняются быстро, игра раскладывается легко и помешается в маленькой коробке.
Designer J. Alex Kevern
Artist Anita Osburn, Chris Ostrowski, Gordon Tucker
Страница игры