Всем рыцарям хватит работы! Так будь же одним из них! (Glory: A Game of Knights)
Если навести исторические справки, то будни среднестатистического средневекового рыцаря в 90% случаев состояли из угнетения безбожными налогами своих селян, попойками с дружками-соседями и последующим мордобоем. В остальные 10% случаев рыцари делали почти что тоже самое, только на выезде, называя это разными пафосными словами, такими как „справедливая война“ или „крестовый поход“. Однако во все времена человечество нуждалось в каких-то моральных ориентирах. Изначально это были разные святые и мученики, но людям быстро надоело ориентироваться на психов, которые добровольно шли на смерть во имя абстрактной идеи, да и большинство святых жили бедно и кончали печально. В смысле мало кто во время собеседования на вопрос: „Где вы себя видите через 10 лет?“, отвечал: „Распятым на кресте!“ или „Расчленённым иноверцами за свою веру!“. Люди, конечно же, желали себе всего самого лучшего, независимо оттого, как далеки эти мечты были от реальности. А самое лучшее, что предлагало общество в то время, были именно вот эти закованные в дорогостоящие латы и восседающие на породистых конях свиньи. С другой стороны, богатство и слава — это хорошо, но свиньёй тоже как-то человек себя не хочет представлять в своих мечтаниях. Так появилась легенда о благородных рыцарях. Это типа единорогов – все их любят, но никто их не видел лично. Эти мечтания постепенно вылились в народное творчество – были придуманы множество сказаний и баллад про благородных рыцарей однолюбов, которые придавались меланхоличной платонической любви к прекрасной даме своего сердца, которые сражались со злом безвозмездно, а если и погибали, то очень славно и обязательно с подобающим монологом, и в объятиях своей возлюбленной.
С развитием печатного дела, когда производство книг вышло из монополии дотошных пуритан-монахов, переписывающих исключительно праведную религиозную литературу, появились печатные записи этих рыцарских баллад, и постепенно во время Ренессанса рыцарский роман стал одним из самых популярных жанров, вплоть до того, что в какой-то момент Сервантес написал сатирическую пародию на всеми нами любимого (надеюсь) идальго из Ла Мачни. Но рыцарская тема не перестала существовать, и с приходом новых времён многие уже известные авторы 19-го века возвращались к образам благородных рыцарей, существовавшим только в народном воображении. Наверное, самый известный из таких современных рыцарепоклоников был Вальтер Скотт с его „Айвенго“ и „Квентином Дорвардом“. Именно благодаря ему многие подростки в моих детских годах представляли себе рыцарей исключительно, как благородных господ, которые заняты сражениями со злодеями, а в свободное от работы время – рыцарскими турнирами. Возможно, среди этих подростков когда-то были и авторы игры, о которой я вам расскажу сегодня.
Итак, перед нами игра, рассказывающая про будни романтизированного рыцаря, который в отсутствие эпических злодеев, заполняет своё ежедневное свободное время тем, что скитается по Европе и участвует в престижных рыцарских турнирах. Игра так и называется „Glory: A Game of Knights“, и придумали её двое настольных энтузиастов, очень увлекающихся реконструкциями рыцарских средневековых баталий (они даже в своих профилях BGG поставили фотки в доспехах). Сразу видно, люди серьезные и шутки тут неуместны.
Как я уже упомянул, фабула игры закручивается вокруг молодых рыцарей, мечтающих о бессмертной славе чемпионов турниров. Вам предстоит подготовить своего рыцаря к турниру, а потом попытаться хорошо на этом турнире представиться, победив в самых сложных поединках и собрав больше всего славы. В связи с этим и сама игра разделена условно на две части. Первая — это знакомое всем любителям евро выставление рабочих на поле. Вы будете выставлять своих посыльных на разных локациях, чтобы получить разнообразные ресурсы и фишки, которые потом вы сможете использовать во второй части игры. А вторая часть игры скорее нечто во вкусе амери-игроков – поединки на кубиках, где у вас есть некая возможность контролировать результаты теми ресурсами, которые вы собрали в первой части игры. Но начнём по порядку. Порядок, кстати, тут очень важен, и поэтому все фазы партии отмечены на длинной линейке, по которой вы передвигаете фишечку, чтобы, не дай боже, упустить какой-то этап.
Игра состоит из трёх раундов, в каждом из которых вы будете готовиться к одному турниру, и, соответственно, в этом же раунде один турнир и произойдет. А в каждом турнире вы проведёте от 1 до 3 поединков в зависимости от вида турнира и вашей удачи в нём.
В игре есть два вида турнирных таблиц, и в начале игры вы выберете одну из них. Вероятно, при желании можно их смешать и выбирать табличку к каждому турниру. В правилах это не предусмотрено, но не вижу, кто вас остановит это сделать, если возникнет такое желание. Разница в табличках турнира состоит в уровне взаимодействия игроков. Первая табличка представляет собой турнирный плей-офф – то есть с каждой победой вы продвигаетесь всё выше и выше по турнирной пирамиде, пока не останетесь в гордом одиночестве на её вершине. Однако при проигрыше в одном поединке, вы автоматически выпадаете, и турнир для вас заканчивается. Как я сказал раньше, максимум вы можете провести за турнир 3 поединка, а это значит, что в турнире примут участие 8 рыцарей, из которых от 1 до 4 будут рыцари игроков. Что, соответственно, означает, что имеется вполне реальный шанс, что какой-то поединок будет не просто с бездушным ботом, который не может за себя постоять, кроме как предварительно напечатанными на нём показателями, но и с живым игроком, у которого такой же набор ресурсов и пакостей, как и у вас (а может и лучше).
Второй вариант турнира более мягкий. Там вы гарантировано пройдёте все намеченные бои, и все они будут против рыцарей-ботов. Никаких вариантов, что два игрока встретятся на арене.
Сами рыцари же в начале получат свой планшет, набор фишек и три карты начальных ресурсов. Игрок волен выбрать одну из этих карт и получить себе в запас то, что на карточке отображено. Там отображены начальные победные очки (так как их можно тратить в течение игры), количество карточек личных целей, количество карточек путешествий (о них мы поговорим чуть позже), набор брони и лошади, а также начальное количество трёх ресурсов – денег, силы и веры. Так же на карточки указано количество дохода рыцаря, который он будет получать каждый раунд (он состоит из денег, силы и веры).
На общее поле выкладывается рынок приспешников, рынок карточек путешествий, три общие цели на конец игры, и события.
Теперь можно сказать, что вы готовы приступить к игре.
Первая фаза в каждом раунде — это фаза действий, в которой игроки по очереди отправляют по одному своему посыльному в разные части игрового поля. Я не буду описывать все места, так как некоторые из них просто дают вам определённые ресурсы, и разница их в том, что одни дают больше, но туда можно поставить только одного рабочего, а другие меньше, но зато не ограничены по числу рабочих. Такие места — это охрана короля и участие в королевском воинстве за деньги, индивидуальная или общая тренировка для получения силы, а также молитва в храме для получения веры.
Также есть место, куда можно пойти, чтобы изменить порядок хода игроков на следующий раунд, и место, где можно тянуть дополнительные индивидуальные цели. Об этих местах нет смысла подробно рассказывать, поэтому я лучше остановлюсь на местах поинтереснее.
Первое из таких мест — это рынок. Тут рыцарь может приобрести для себя более качественные коня и доспехи. Доспехи и кони в игре делятся на 4 уровня, но, по сути, в стандартной игре вы никогда не увидите базовые (первого уровня) доспехи или лошадь, так как все игроки начинают с экипировкой второго уровня. Первый уровень предназначен для тех, кто считает игру слишком простой и хочет хардкора. Такие люди по своему желанию могут начать игру с экипировкой первого уровня. Так вот игроки могут пойти на рынок, чтобы купить себе броню или коня на один уровень выше, чем их нынешний, но не выше третьего. Броню и коней четвёртого уровня нельзя купить, а можно только заслужить (но об этом чуть позже). Чем отличаются кони и броня разных уровней я расскажу, когда мы дойдем до поединков, но вы уже сейчас должны знать, что хорошая экипировка является залогом успеха каждого рыцаря в турнире.
Второе важное место на поле — это рынок приспешников с большим разнообразием личностей и с ещё большим разнообразием функционала. Большинство из них можно использовать во время турнира, но есть и некоторые, которые просто дают постоянные бонусы. Например, уменьшают цену покупки других приспешников, или дают победные очки при покупке, и так далее. Всего их 22 разных персонажа, и нет смысла каждого описывать по отдельности. Возможно, про некоторых из них я ещё расскажу более конкретно, когда дойдём до поединков.
Перед тем, как я перейду к последнему и самому разнообразному месту, нужно упомянуть поле герольдов (не тех, которые из Ривии). Тут игрок может потратить своего работника, чтобы занять раньше всего место в турнирной табличке. Обыкновенно все игроки по очереди занимают места в начале самого турнира, но это поле даёт возможность кому-то обогнать всех и взять себе самый лакомый кусочек среди противников.
Ну и последнее место, куда можно отправить своих посыльных, это путешествие. Тут есть большой рынок карточек, и за каждого отправленного работника игрок может взять себе две из открытых карточек, или вслепую из одной из трёх колод. Колоды три, так как и карточек этих три вида, и на рынке в начале раунда есть по 4 карточки каждого вида. Купленные карточки игрок берёт себе в руку, чтобы потом их использовать в соответствующей фазе.
Первый вид карточек — это прекрасные дамы. У каждого рыцаря есть свои болельщицы, воздыхающие по нему благородные девицы, которые готовы забросать своего любимчика подарками. Именно это и делают карточки прекрасных дам – дают вам разные ресурсы и ништячки безвозмездно. Ну, может и не безвозмездно, но история, как и игра, об этом умалчивают.
Другое дело второй вид карточек. Это бродячие торговцы, и тут можно получить всё, что угодно, но за соответствующую плату.
Третий вид карточек путешествий представляет собой встречи третьего вида – мордобои. Все они, от попрошаек и бандитов, до странствующих рыцарей, всегда к вашим услугам, если вам хочется подраться и получить что-то в качестве трофея. Кстати, это единственный способ получить в игре экипировку (броню и лошадь) четвёртого уровня.
И вот когда у всех закончились посыльные, и все набрали себе полную руку карточек путешествий и разных других ресурсов, можно переходить к следующей фазе – фазе путешествий. В ней вы можете сыграть до трёх карточек путешествий со своей руки и выполнить их условия. Соответственно получить подарки от дам, купить что-то от торгашей или сразиться с препятствиями за трофеи. Использованные карточки уходят в ваш личный сброс, так как некоторые личные задания, называемые в игре титулами, могут требовать от вас сыграть за игру определённое количество карт того или иного вида. Единственное исключение — это карточки с боями. Их вы кладёте в сброс, только если победите и заберёте трофей, в противном случае они возвращаются к вам в руку, и вы можете попытать счастье заново, даже в рамках этой же фазы, если вы ещё не сыграли все три карточки путешествий. Про сражения я совсем скоро расскажу. Будьте терпеливы.
После путешествия идёт фаза обновления, и тут вы все свои жетоны, которые лежат неактивной стороной вниз (то есть, были использованы в предыдущих сражениях) переворачиваете на активную сторону, а также получаете свой доход. Это означает, что вы свободно можете использовать всё, что у вас есть, в качестве жетонов во время битв в фазе путешествий – к турниру все они восстановятся. Жетоны — это артефакты, приспешники и престиж (о которых вы узнаете совсем скоро). Ресурсы силы, веры и деньги таким образом не восстанавливаются.
Итак, мы вдоволь напутешествовались, и пора ехать на турнир. Первым делом, конечно же, нам надо на него записаться. В этой фазе игроки по очереди выбирают своё место среди свободных в табличке турнира. На остальных местах уже стоят определённые игрой неигровые персонажи – от простых бродячих рыцарей, до королей и настоящих легенд турниров. Тут каждый игрок может оценить свои способности и выбрать соперника, с которым, как он считает, может справиться, как минимум, на первом этапе турнира. В зависимости от принадлежности бота к одной из пяти категорий (мелкая знать, польская знать, короли, ветераны и легенды) у них разные показатели боевой мощи, умения и престиж. Престиж — это отдельный ресурс, который можно добывать разными способами. Он представляет собой звёздочки разных видов, и игрок может иметь только по одной звезде из каждого вида. Соответственно каждый вид престижа получается по-разному. Служит престиж только для одного – чтобы решать равенства в поединках. Если боевая мощь рыцарей равна, то победит, тот, у кого больше престиж. А другого просто засудят, ибо он никому неинтересен.
После того, как все рыцари встали на свои места, начинается сам турнир – то, ради чего мы так долго готовились. Турнир происходит в виде череды поединков между парами рыцарей. Каждый поединок состоит из трёх сходок, и победителем объявляется тот, кто победит в двух из них.
В начале каждого поединка игрок может выбрать одного из своих приспешников со значком палатки. Эти приспешники обыкновенно дают какой-то бонус на всю битву. Например, ожидающая леди уговорит одного из уже использованных ранее приспешников снова стать активным, чтобы вы могли его заново использовать. А как всем известно, на голодный желудок сражаться трудно, поэтому повар придаст вашему рыцарю +1 боевой мощи в первой сходке поединка. Конечно, не всегда всё так благородно. Можно ещё подослать громил в палатку сопернику, чтобы те его хорошенько отколотили и уменьшили на единицу его боевую мощь в первой сходке поединка. Правда, это не приветствуется Католической Рыцарской Организацией Турниров, и за подобный финт ушами вы потеряете одно победное очко (то есть, славу).
Последующие действия проделываются отдельно для каждого поединка, чтобы определить вашу боевую мощь, и, в конечном счёте, сравнить её с мощью противника.
Первым делом вы определяете, сколько ресурса силы вы хотите вложить в поединок. Можно заплатить от 1 до 4 единицы силы, чтобы добавить к своему пулу от одного до трёх красных кубиков. Красные кубики — это самые сильные кубики в игре, так как имеют максимальное значение на своих сторонах равное пяти. Соответственно единица вложенной силы даёт игроку один дополнительный красный кубик. Но почему же кубиков максимум три, а вложенной силы четыре? Всё дело в специальном символе на кубике. Каждый кубик в игре имеет сторону со звёздочкой. Во всех случаях жизни эта звездочка равна нулю, кроме случая, в котором вы заплатили за три кубика 4 единицы силы. Если вы это сделали, то для вас звездочка означает максимальную возможную стоимость для соответствующего кубика. В случае с красным — это пятерка. Таким же образом действует и экипировка. Лошади и броня дают вам соответствующее количество кубиков до третьего уровня. Четвертый уровень не даёт вам дополнительный кубик, но делает звёздочку максимальным значением. К слову, разные кубики имеют разный вес в поединке. Как я уже сказал, красный кубик самый сильный, так как рыцарь должен всегда полагаться в первую очередь на силу своих мышц и мастерство. Так как поединки проходят через сходки, а именно двое рыцарей несутся на своих конях друг против друга с копьями на перевес в желании сбить своего оппонента с седла, то вторым самым важным является конь. Кубик коня имеет максимум 4. Ну и что уже не подвластно ни коню, ни рыцарю, так это броня – она просто защитит, если умения всадника или коня не помогли увернуться от вражеского копья. Максимум на кубике доспеха равен 3.
Итак, после того, как игрок собрал свои кубики силы, коня и брони, он их кидает и смотрит на результаты. Результатом является сбор самых высоких значений каждого вида кубика. То есть, независимо от того, сколько кубиков силы вы кинули, только один, с самым высоким выпавшим значением, будет участвовать в сумме вашей боевой мощи. Если вам результаты что-то не понравились, то самое время обратиться к высшим силам и потратить единицу веры. Это позволит вам перекинуть два любых кубика. К сожалению, это можно сделать только один раз, независимо от того, сколько веры вы там насобирали в своём запасе. Если снова вам не нравится результат, то самое время подкорректировать его своими приспешниками с значком щита и копья. Эти ребята обыкновенно позволяют вам максимизировать один из определённого вида кубиков: повысить своё или понизить вражеское значение боевой мощи. Таких помощников вы можете использовать два. Так же вы можете использовать один артефакт. Это безделушки, которые вы можете приобрести разными путями, и они так же дают вам возможности манипулировать кубами или вашей боевой мощью. Но всё, что вы использовали, переворачивается на неактивную сторону, и в этом раунде вы больше использовать их не сможете. И надо помнить – это всего лишь одна сходка из трёх, и то одного из возможно трёх поединков. Так что все эти ресурсы надо использовать крайне бережливо и с умом.
Итак, все решения приняты, и вы готовы посчитать свою боевую мощь. Как вы уже сами, наверное, посчитали, с кубиков вы можете максимум получить 12 боевой мощи. Обыкновенно этого достаточно, чтобы справиться со всеми видами оппонентов, кроме легендарных рыцарей и игроков. Среди легендарных даже есть с силой 13, что означает, что с ними не стоит тягаться, если у вас нет как минимум двух приспешников или артефактов, которые дают увеличение боевой мощи.
Если сумма вашей боевой мощи превышает боевую мощь противника, то вы победили в одной сходке. И вам остаётся победить в ещё одной, чтобы вас признали победителем в этом поединке. Если же результаты рыцарей равны, то победит тот, у кого больше жетонов звёздочек престижа. В таком случае после подобной победы победитель переворачивает одну из звёздочек неактивной стороной вниз – помощь судей не обходится дёшево, да и народ не поймет. Если снова возникает равенство, то игрок побеждает бота. Если же битва между двумя игроками, то третьим и финальным разрешителем равенства является трек инициативы.
После победы в двух сходках игрок получает победные очки, обозначенные на жетоне побеждённого рыцаря. Если же игрок является побеждённым ботом, то ему в качестве компенсации восстанавливают часть потраченных ресурсов (по одному из каждого вида – сила, вера, приспешник, артефакт, престиж).
В случае, когда битва происходит между двумя игроками, победные очки зависят от их взаимного расположения на треке славы. Если победил более славный рыцарь, то он получит 7 очков славы. А если менее славный победил то, конечно же, его успех более удовлетворяющий, и он получит 9 победных очков.
В зависимости от вида турнира, дальше побеждённый игрок или прекращает своё участие, или ждёт своего следующего поединка. Победивший же в любом случае движется вперёд, и его ждет новый поединок, пока он не завершит все намеченные бои в „неконфликтной“ табличке или пока не дойдёт до вершины плей-оффа, или пока не найдет соперника, который остановит его победную серию.
После турнира вы вскрываете новую карточку событий, и начинается фаза действий нового раунда. Если же это последний раунд, то после последнего турнира у вас будет дополнительная фаза путешествий, в которую вы можете сыграть ещё 3 карточки с руки. После того, как и эта фаза пройдена, проходит финальный подсчёт победных очков, или так называемая фаза титулов. Тут вы вскрываете свои индивидуальные цели и начисляете себе очки славы за те цели (личные и общие), которые вам удалось выполнить. Тут надо помнить, что если цели требуют какие-то ресурсы, то эти ресурсы тратятся, и вы не можете использовать одну и ту же единицу ресурса для выполнения двух разных целей, требующих такой ресурс. Если возникнет равенство по очкам, то оно снова разрешается токенами престижа (тут не важно активен он или нет). Ну а если и по этому показателю игроки равны, то побеждает дружба.
Вот такая, собственно, игра. Что же можно о ней сказать в плане впечатлений — это весьма лёгкая игра, хотя представляет из себя настоящий гибрид двух дизайнерских школ – евро и амери. Она сочетает в себе и очень тонкий расчёт в первой части, когда вы должны оценить, какие ресурсы вам более нужные, и с каким набором приспешников и артефактов вы хотели бы вступить в турнир. Так как разных мест, куда пойти своим посыльным, много, а везде лежат разные вкусности, возникает тяжелый выбор куда пойти сначала, ведь, если медлить, могут увести ценную карту или приспешника у вас из-под носа. Иногда эта оценка приоритетов может вылиться в реальный паралич анализа.
С другой стороны, турниры — это чистый азарт. При всех инструментах контроля случайности, кубики всегда остаются кубиками и кого-то они любят, а кого-то нет. Причём и любовь, и нелюбовь их часто злая и непостоянная.
В результате получается очень простая по правилам, но очень весёлая по впечатлениям игра. Причём с низким порогом вхождения. Большинство механик весьма интуитивны и понятны, так как хорошо ложатся в тематику игры. Наверное, не ошибусь, если скажу, что это семейная игра. Отсутствие текста на компонентах, простые правила, и в целом нейтральная тематика (никаких смертоубийств тут нет) подойдет любому возрасту, который уже способен хоть немного что-то планировать. Ну а кубики… кубики уровняют всех.
Настолько я знаю, Мир Хобби будут локализовывать эту игру (надеюсь, не ошибся издательством), и это дополнительный плюс, так как и правила будут на понятном всем языке.
Что ещё хотелось бы отметить, так это очень красивое оформление. Рисовка на карточках и на игровом поле мне очень нравится. Немного суховато на фоне всего этого выглядят турнирные таблички, но, наверное, было бы неудобно с них считывать информацию, если бы их переполнили разными завитушками или поставили цветастый фон.
Имея в виду, что это первая игра авторов, я бы сказал, что они справились на отлично. Рискну повториться, но игра вышла лёгкая, азартная и весёлая, и при этом есть над чем и помозговать. Так что я бы порекомендовал её любому, кроме тех, кто ну совсем не переносит фактор случайности в играх или тем, кто играет только в игры с продолжительностью не больше часа. Да, игра может затянуться, хотя из-за быстрых ходов время и не ощущается.
Последнее, что я ещё хочу добавить, так это пожелать тем, кого игра заинтересовала, чтобы российский издатель выставил её по доступной цене.
Designer: Dominik «Lir» Mucha, Marcin «Wis» Wisthal
Artist: Tymoteusz Chliszcz, Sandra Guja, Milek Jakubiec, Radosław Jaszczuk, Jarek Nocoń
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте или в телеграм канале.
Один комментарий к “Всем рыцарям хватит работы! Так будь же одним из них! (Glory: A Game of Knights)”
Спасибо за интересный материал!