Имел Бобби хобби, он деньги копил … (Legacies)
Многие из вас слышали о конспиративных теориях, что миром управляет некое теневое правительство, составленное из представителей старых финансовых династий. Правда это или нет, оставлю на усмотрение каждому, но нельзя отрицать, что в эпоху экономического глобализма эти династии имели, да и, наверное, всё ещё имеют большую власть. Ротшильды, Рокфеллеры, Морганы, Маршалы, Оппенгеймеры, Гетти и так далее. Конечно, все эти династии нельзя назвать древними. Они появились каких-то 100-150 лет назад максимум, и если нам кажется, что их власть и влияние вечны, то надо вспомнить банкиров Медичи, чья династия была в ударе в продолжении трёх веков и одним или другим способом влияла на судьбы всей Европы. Так что вечность в этом плане дело относительное. Так или иначе, все эти сильные мира сего давно превратились в полулегендарных личностей, окутанных пеленой мифов и легенд, и большое количество этих мифов связано с тем, как они стали богатыми. Например, наверное, все слышали историю про то, как Рокфеллер купил одно яблоко, почистил его и перепродал за более высокую цену, а на вырученные деньги купил два яблока и так далее. Не менее распространена более правдоподобная, но не менее легендарная история про то, как в основу его капиталов легли награбленные его предками-пиратами сокровища. И таких историй уйма. И именно о таких историях мы поговорим с вами сегодня.
В игре Legacies вам предстоит заложить основы и возвысить свою собственную финансовую династию в течение нескольких поколений и, конечно же, победит тот, кто в конце игры будет самым богатым и прославленным. Эта игра вышла на кикстартере и сразу же привлекла меня своей темой. Развивать состояние и потенциал своей семьи мне было всегда интересно в качестве темы в настольных играх ещё со времен „Наследия: Завещания Герцога Де Креси“, а после неё каких-то хоть малость интересных игр с подобной темой особо не выходило. Поэтому я сразу же ухватился за эту игру, и был очень воодушевлен, когда она наконец-то приехала.
Про то, как она меня впечатлила ещё на рассмотрении компонентов, я расскажу, наверное, в конце, а теперь лучше перейти к самой игре и её описанию.
Итак, в игре вы являетесь семьёй, которая очень сильно желает оставить свой след в истории. Вы начнёте свой путь с выбора основателя семьи. И тут в вашем распоряжении есть большое разнообразие – целых 10 вариантов: политик, глава мафии, генерал, изобретатель, философ, игрок на бирже, транспортный магнат, вор, продюссер и светский лев. Каждый из этих персонажей имеет специфическую способность, и даже не одну, а две. Правда, в начале игры вам придётся выбрать, с которой из них вы будете играть, так как их по одной с каждой стороны планшета. С одной стороны сравнительно миролюбивая способность, которая напрямую не влияет на других игроков, а с другой стороны … сами понимаете, там ваша тёмная сторона, и эта способность позволяет вам вредить оппонентам. И каждый игрок в начале игры после выбора персонажа может выбрать какой стороной планшета ему играть.
Независимо от стороны планшета игрок получит одни и те же стартовые ресурсы. Их набор зависит только от выбора персонажа. В игре всего 7 видов ресурсов, причём каждый из них может быть расходован в течение игры. Сперва расскажу про ресурсы, с которыми вы будете работать не так часто, это четыре ресурса для покупки карт фамильных реликвий – краска, шестерёнка, бриллиант и наковальня. Про то, как вы их будете использовать, я расскажу чуть позже, когда мы дойдём до этих самых карт фамильных ценностей. Дальше идут основные ресурсы в игре: слава, деньги и благотворительный фонд. Слава — это, по сути, ваши победные очки. Деньги в игре — это самый расходный материал. Ну а благотворительный фонд — это то, куда вы можете вкладывать деньги, чтобы повысить свою славу. Но как я уже сказал, все ресурсы можно тратить при определённых условиях. Именно поэтому я называю и славу, и благотворительный фонд ресурсами, а не просто треками отчёта прогресса в той или иной сфере. Так же все семь ресурсов в конце игры являются источником победных очков.
Среди начальных активов у вас так же будет одна семейная реликвия. Их у каждого персонажа всего 7 (с номиналами от 0 до 6). Это всё предметы или информация, связанные с вашей семьёй. Различаются они, однако, от семьи к семье только картинкой и названием, их цена приобретения у всех одинаковая. Вам будет выгодно, однако, в течение игры возвращать в родные пенаты свои реликвии и приобретать чужие. Почему они так важны, я расскажу чуть позже, но остановлюсь сейчас на последней, седьмой, реликвии с номиналом в 6. Это всегда какая-то грязная тайна вашей семьи, которые вы бы хотели оставить пылиться в каком-нибудь забытым вами сейфе в самом глубоком подвале вашего имения. Например, у светской львицы это тот факт, что она подделала свой сертификат о рождении, чтобы заполучить наследство, а политик использовал документы умерших людей на выборах, и так далее. Само собой будет неприятно, если кто-то другой завладеет этими постыдными реликвиями, так как они позволят владельцу вас шантажировать. В игре это выражается тем, что игрок, заполучивший во владение вашу семейную тайну, может пользоваться специальной способностью вашей семьи. Однако заполучить этот артефакт не так уж просто, и об этом мы ещё поговорим. В начале же вы получите только свою первую карточку реликвий с номиналом в 0, и это для всех просто вырезка из газеты с упоминанием вашей семьи. Скромный старт, так сказать.
На выборе умения персонажа, однако, его индивидуальность не заканчивается. У каждого основателя семьи есть своя история и связи. Каждый из вас будет иметь предпочтительную сферу деятельности. Их тоже 10: коммуникации, закон, армия, образование, наука, библиотеки, промышленность, туризм, музеи и театры. Каждый из вас будет иметь особый аффинитет к двум из этих отраслей в зависимости от рода своей деятельности и, соответственно, возможность легче влиять на эти отрасли. Так, например, тот же светский лев совсем логично будет связан с отраслями театра и коммуникаций, а транспортный барон с туризмом и промышленностью.
Также, по причине, что все вы публичные личности, вы неминуемо пересекались друг с другом, и сформировали какое-то отношение друг к другу. К большинству других семей вы будете относится нейтрально, но среди них у вас будут друзья и враги. Так политик хорошо сработался с генералом и боссом мафии, но терпеть не может всю эту артистичную богему в лице философа, светского льва и продюссера. Ну и в довесок недолюбливает и транспортного барона. Вам будет легче выстраивать свои отношения с друзьями, но труднее приобретать их реликвии (люди не любят, когда кто-то роется в их вещах и определённо не ожидают такого поведения от друзей). С врагами всё в точности до наоборот – выстраивание с ними отношений будет сильно бить по вашей репутации, но зато вы можете без каких-либо угрызений совести приобретать их семейные драгоценности, хотя и в ограниченном количестве.
Кроме всего этого груза ресурсов и прошлых отношений, каждый игрок получит определённое количество токенов больших и малых инвестиций (по 3 каждого вида), и 4 токенов отношений. В запасе будет ещё по одному токену от каждого вида, но вам придётся постараться, чтобы их получить. И вот теперь вы готовы ринуться в гонку за славой и золотом, остаётся только определить, кто будет ходить первым, и это очень просто, потому что первым будет ходить тот, кто в начале раунда имеет самый крупный благотворительный фонд, а как мы помним, у нас есть начальные ресурсы, и именно они и определят, кто будет ходить первым в первом поколении вашей семейной истории.
Игра продлиться 6 раундов, каждый из которых представляет одно поколение вашей семьи. Но так как время не стоит на месте, и мир вокруг тоже меняется, 6 раундов поделены на 3 эры, или, говоря терминологий игры, века. Функция веков — это обновить игру в соответствии с изменившимся временем. После каждого второго поколения многие компоненты будет заменены на компоненты соответствующего наступающего века. Эффекты разных действий будут становиться мощнее и цифры всё больше и больше.
И так как мы уже разобрались с начальной раскладкой и компонентами героев, то, думаю, можем перейти к описания того, как проходит одно обычное поколении в жизни известной финансовой династии.
В начале каждого поколения игрокам раздаются по три карты из колоды карт игроков соответствующего столетия. Это карточки действий, которые вы сможете сыграть в свой ход и выполнить соответствующие манипуляции. В игре есть ещё и общие действия. Разница в том, что действия на карточках доступны только вам, а общие действия работают по принципу знакомому некоторым из таких игр, как Покорение Марса: Экспедиция Арес или Сумерки Империи – то есть, выбранное общее действие позволяет всем игрокам его выполнить, но тот, кто его выбрал, получает некий бонус.
На карточках, о которых мы сейчас будем говорить, всегда присутствуют 5 разных действий, из которых при розыгрыше в наш ход мы можем выбрать только одно. Всего разных возможных действий 6, так что каждая карточка даёт вам доступ почти ко всем видам действий. Но не обольщайтесь, в рамках одного вида действий может быть огромное разнообразие.
Так вот, среди этих шести действий можно выделить 3 группы. В нижней части карточки есть всегда три действия, которые неизменны, и они всегда делают одно и то же, так что можем их назвать постоянными действиями. Это исследование города, получение ресурсов и покупка реликвии.
Другие три действия никогда не присутствуют вместе на карточке. Из них на одной карточке доступны только два и в рамках вида этого действия есть сравнительно большие вариации, поэтому назовём их непостоянными действиями. Они делятся на отношения, инвестиции и возможности. При этом категория возможностей самая разнообразная.
Пройдёмся по этим действиям по порядку и начнём с отношений. Это действие позволяет вам выстроить свои отношения с другими персонажами в игре. И тут стоит отметить, что независимо от количества игроков, все 10 персонажей будут доступны в игре для выстраивания с ними отношений. И каждый из персонажей будет приносить вам определённый бонус, если у вас налажены с ним связи. Действие выстраивания отношений на карточке обыкновенно показывает, с кем именно из персонажей вы можете это сделать, и что вам это будет стоить. Тут, конечно же, есть несколько нюансов. Например, если вы выстраиваете отношения с персонажем, который среди ваших друзей, то вы делаете это абсолютно бесплатно. А вот если с врагом, то вам придётся заплатить не только полную сумму, указанную на карточке, но и потерять два очка славы, так как люди вас не поняли, как это так дружить с заклятым врагом?! А ещё, если на карточке в действии выстраивания отношений значится ваш персонаж, то вы можете использовать его, как джокер, и организовать вечеринку с любым другим персонажем, или же вместо этого активировать свою специальную способность персонажа, потому что … потому что с самим собой вы и так в прекрасных отношениях и не можете их улучшить.
У каждого персонажа на планшете есть своё местечко, и там есть шкала отношений, состоящая из четырех клеток. Когда вы играете карточку, позволяющую вам установить отношения с определённым персонажем, вы берёте один из своих токенов отношений и выкладываете на первую клетку шкалы этого персонажа. Под каждой клеткой есть определённый бонус, и вы его сразу же получаете. Обыкновенно это слава, деньги или ресурсы для покупки реликвий. Если на этой клетке уже стоит чужой токен отношений, то вы его смещаете дальше по шкале и всё равно занимаете первую клетку. Так оно бывает, новые друзья часто заставляют нас забывать о старых. Если же в результате этих манипуляцию, кто-то выпадет из шкалы, то всё – отношения с ним канули в реку забвения и придётся их перезагружать. И, конечно же, пока на этой шкале есть ваш токен, вы не можете поставить туда второй. Так же почти нет способов просто по желанию убрать свой токен со шкалы отношений, кроме как если его вытолкнут другие игроки или с временем ваша дружба сама охладеет.
Кроме отношений с обычными персонажами, это действие иногда позволяет вам установить связь с так называемыми легендарными персонажами. Они бывает разными в каждой игре, и новые персонажи открываются в каждом новом столетии. Всего в каждой игре их будет 5. Разница между ними и обычными персонажами, в том, что у них нет шкалы, а только место для выставления токена отношений. Как только вы поставите на это место свой токен, вы получаете соответствующий бонус, и тут они более разнообразны, чем у обыкновенных персонажей. Если же кто-то вас смещает с легендарного персонажа, то вы получаете солидную компенсацию в виде новой карточки игрока или карточки наследника (о них поговорим чуть позже). Дополнительная карточка действия выглядит сильным бонусом, так как, по сути, предлагает вам возможность сыграть больше действий, чем могут другие игроки за раунд, но это не совсем так, и позже вы узнаете почему. Так или иначе, это даёт вам более богатый выбор действий.
Второе действие – это инвестиции, и оно связано с вложением ваших инвестиционных токенов в одну из отраслей. На карточке, снова же, будут указаны конкретные отрасли, в которые вы можете вложить средства. И тут так же, если на карточке обозначена индустрия, к которой у вашего персонажа имеется аффинитет, то вы можете использовать это, как джокер, и инвестировать в любую другую индустрию. Разница только в том, что всё же можете инвестировать и в свою, и это даже иногда более разумно, так как именно индустрии, с которыми вы связаны, больше всего подлежат вашему воздействию, и вам легче ими управлять, чтобы получить максимум от своих вложений. Но тут есть ещё одна особенность, иногда на карточках указана не конкретная индустрия, а категория. Категорий всего 3. Правительство включает в себя коммуникации, закон и армию. Прогресс состоит из образования, науки, библиотек и промышленности. А развлечения включают в себя туризм, музеи и театры. Если на карточки указана не конкретная индустрия, а категория, к которой принадлежит отрасль, к которой у вас аффинитет, то вы не можете использовать это как джокер.
Сама инвестиция механически выглядит очень просто. Действие позволяет вам купить или продать акции в выбранной вами отрасли. Вы выбираете один токен инвестиций с вашего планшета (большой или маленький) и ставите его в поле данной индустрии. Ваши инвестиции ограничены тем, что вы не можете иметь больше одной большой и одной маленькой инвестиции в каждой из отраслей. Большая инвестиция имеет номинал 5, а маленькая 2. То есть, вы покупаете или 5, или 2 акции данной отрасли. С боку поля есть шкала, показывающая актуальную стоимость акций всех отраслей. Вы должны заплатить цену за каждую акцию, которую вы купили (соответственно х5 при большой инвестиции, или х2 при маленькой). Ваш интерес, конечно же, не остается незамеченным, так как все знают ваш торговый нюх. Купленная большая инвестиция повышает цену акции после покупки на два пункта, а маленькая на один.
Почти то же самое, только наоборот происходит и при продаже. Вы забираете из поля отрасли свою инвестицию, и получаете деньги за каждую проданную акцию по нынешней её цене, после чего цена акция падает на единицу при продаже малой, и на два шаг при продаже большой инвестиции. И, конечно же, этот незамысловатый механизм иногда позволяет хорошенько навариться на разнице цены при покупке и продаже акций, и ещё больше, если между этими двумя событиями прошла смена веков.
Последнее из непостоянных действий – это возможности. И тут разнообразие самое большое, так как это просто какой-то эффект или манипуляция, описанная текстом. Например, выполни своё специальное умение за 3 золота, или за единицу опыта поставь токен малой инвестиции в какую-то отрасль, или застолби за собой какое-то из общих действий, чтобы никто кроме тебя не мог его активировать.
Дальше идут действия постоянные. Но перед тем, как о них поговорить, я должен отметить, что все сыгранные карточки с руки остаются перед игроком, чтобы можно было в любой момент раунда узнать, сколько карточек он сыграл. Это нужно учитывать в двух случаях, и первый из них – это постоянное действие исследования города. Исследовав город, игрок обыкновенно получает определённое количество денег за каждую сыгранную в этом поколении (включая только что сыгранную). Кроме этого, игрок так же тянет определённое количество карт из стопки карт наследников, о которых, как я уже сказал, мы поговорим позже. Правда, в последнем столетии, так как наследники особо уже не нужны, этот эффект заменятся на получение славы за сыгранные в течение поколения карты.
Второе постоянное действие – это сбор ресурсов, и вы просто получаете ресурсы, которые отмечены на карточке. Обыкновенно их один или два, и это ресурсы, нужные для приобретения фамильных ценностей.
Последнее действие – это само приобретение фамильных ценностей. Чтобы выполнить это действие, вам просто необходимо заплатить указанные на соответствующей карточке семейной реликвии ресурсы. Причём необязательно покупать их подряд от 1 к 6. Можете купить любую из доступных карточек семейных реликвий своей или чужой семьи, кроме последней (которая семейная тайна). Эту карточку можно купить, только если у вас уже есть полностью собранный набор из карточек от 0 до 5. Причем набор может состоять не только из ваших карточек, ибо в своём наборе вы не можете иметь две одинаковые карточки одного и того же номинала. То есть, если вы купили свою карточку с номиналом 2, то вы уже не сможете купить карточку с номиналом два у семьи оппонента.
Как вы, наверное, помните, у покупки карточек семейных реликвий есть своя специфика. Свою карточку вы покупаете, просто заплатив указанные на ней ресурсы. Но если вы покупаете чужую карточку, то тут всё немного варьируется. Во-первых, вы не можете иметь больше одной карточки, купленной у одного игрока. Единственное исключение, если этот оппонент – ваш друг, и тогда вам дозволено хранить 2 его реликвии. Кстати, карточки с номиналом 6 в это ограничение не входят. Так же, если вы покупаете карточку друга или нейтрального игрового персонажа, то вы должны заплатить владельцу карточки столько очков славы, сколько уровень реликвии. И это снова же не относится к карточкам шестого (последнего) уровня. Враг же не платит цену в славе. Ещё у вас будет скидка на один ресурс, если с персонажем-владельцем карточки, есть установленные отношения.
Причём свои и чужие карточки реликвий, приобретённые вами, вы будете хранить отдельно друг от друга. Это связано с тем, что ваши артефакты, которые вы купили, будут приносить вам деньги, а чужие – славу. Но об этом мы ещё поговорим.
Вот и все действия, которые вы можете выполнить карточками. Однако, когда вы уже сыграли две карточки с руки, вам открывается дорога к использованию общих действий. Их в игре 8, и они разделены на обязательные и необязательные. Обязательных два и они, как подсказывает их имя, обязательно будут сыграны в рамках каждого из раундов. Остальные шесть являются необязательными, и некоторые из них могут и не играться до конца поколения. В зависимости от количества игроков 2 обязательных действия и определённое количество необязательных будут являться триггером конца раунда. Например, в игре на двоих триггером будет активация двух обязательных и двух необязательных действий, а на шестерых – двух обязательных и четырех необязательных. Как только все игроки закончат последнее действие, нужное для конца раунда, игра останавливается и начинается передох к следующему раунду.
Начну с необязательных общих действий. И, наверное, начну с тех, что связаны с фамильными реликвиями. Это два действия дохода и славы с них.
При активации действия дохода с фамильных ценностей, вы смотрите на текущие цены акций двух отраслей под вашим влиянием (необязательно иметь в них инвестиции), суммируете и умножаете результат на количество карточек своих приобретённых семейных реликвий. Если вы тот игрок, который активировал это действие, считайте, что таких карточек у вас на одну больше. Например, вы купили три своих реликвии и активировали это действие. Акции в ваших отраслях соответственно стоят 3 и 5 золота. Соответственно, суммируете и получаете 8, после этого умножаете полученную сумму по 4 (3 карточки + 1 бонус с того, что вы активировали действие). В результате получаете доход с семейных реликвий в размере 32 единиц золота. После выполнения общего действия, оно переворачивается и больше в этом раунде не доступно.
Чуть по-другому происходит получение cлавы с семейных реликвий. Когда кто-то активировал это действие, вы смотрите на чужие карточки семейных реликвий в своём владении. На них отмечены по две индустрии, на которые влияет их оригинальный владелец. С каждой карточки вы выбираете одну из отраслей и получаете очки славы, соответствующие уровню цены акций этой отросли. Снова же нет требования, чтобы у вас были инвестиции в этой отрасли. Просто карточки реликвий представляют собой какой-то секрет, который вы можете использовать для получения денег и славы от этих отраслей, помимо прямых инвестиций – например, консультируете или советуете других инвесторов за деньги для укрепления своего положения в обществе. Если это вы активировали это действие, то вы можете выбрать одну карточку, с которой возьмёте доход славы с обеих отраслей, отмеченных на ней. Причём на некоторых карточках отрасли могут повторяться, и тут ничего страшного, если вы выберете взять славу с одной и той же отрасли дважды, если её акции выше, чем у остальных вариантов.
Третье действие, о котором я расскажу, это пополнение своего благотворительного фонда. Особенность этого действия состоит в том, что вы не можете выбрать это действие, как первое общее действие в конкретном раунде. Это действие, в зависимости от столетия, позволяет игрокам перекинуть определённую часть своих денег в благотворительный фонд. И тут стоит упомянуть особенность трека благотворительного фонда. В начале он идёт, как положено – 1, 2, 3 и так далее, но в какой-то момент шаг трека меняется на 5 и становится 50, 55, 60. А после 150 вообще шаг фиксируется на 25. И это логично так как чем больше фонд, тем больше надо вкладывать, чтобы это было заметно публике. А это значит, что вам придётся заплатить столько денег, сколько потребуется, чтобы, как минимум, покрыть один шаг продвижения по треку. И если у вас есть 20 монет в начале игры, и вы можете превратить их спокойно в 20 единиц благотворительного фонда, то после 150 вам просто не удастся вложиться, так как вам не хватает и на один шаг. Но в упомянутом примере есть своеобразный лайвхак. Если это вы активировали действие, то кроме своих денег, вы успеваете привлечь и других инвесторов в свой благотворительный фонд, и банк удваивает ваше вложение. Это всегда приятно, но в конкретном случае вы можете вложить 13 своего дохода и 13 от банка, чтобы продвинуться на одно деление благотворительного фонда. И правило с шагами часто будет вас преследовать, в разных случаях, когда вам выпадет возможность повысить свой благотворительный фонд. Но вы же не ожидали, что вложение 10 рублей в миллиардный фонд даст вам какую-то серьезную отдачу?
Другим общим действием является получение дивидендов с ваших инвестиций. При активации этого действия все игроки получают определённые дивиденды, в зависимости от уровня цены акций отраслей, в которые они инвестировали. А активатор получает двойные дивиденды. Наверное, тут стоит отметить, что уровень цены акции не значит, что вы получаете славу или дивиденды равные цене акции. На каждом уровне цены акции есть отдельные пометки, какой цене акций этот уровень соответствует, какие дивиденды даёт и сколько славы приносит. Например, если акция стоит 10 золота, то это уровень приносит дивиденды в размере 10 золота за большую инвестицию и 5 за малую, и 4 славы при активации чужих семейных реликвий. Если же акции стоят 11 золота, то доход cлавы будет 5, а вот дивиденды не изменятся. Ну и так далее.
Следующее действие — это влияние на отрасль. Это действие позволяет игрокам выбрать одну из отраслей, на которую они влияют, и изменить цену их акций на единицу вверх или вниз. Если же вы являетесь активатором действия, то вы можете изменить цену обеих отраслей под своим влиянием.
Последнее из необязательных общих действий — это организация торговой конференции. По сути, это возможность обмена одного ресурса на другой путём аукциона. Активатор действия выбирает, какой будет валюта конференции, то есть чем игроки будут платить – ресурсами, золотом, славой или благотворительным фондом. Соответственно всё остальное, что не выбрано, можно покупать. Начиная с активатора и по часовой стрелке, игроки делают свои ставки, указывают, что именно они хотят купить, и сколько они за это готовы заплатить. Конечно же, кто предложит большую цену, тот и получит всё в категории определённого ресурса. После того, как все сделали ставки, активатор получает свой бонус – он может изменить свою ставку, повысив её или передвинув на покупку другого ресурса. Единственное ограничение – он не может понизить свою ставку. Когда это сделано, ставки игроков выполняются. Выигравшие аукцион игроки получают то, за что боролись, заплатив назначенную ими цену. В первом столетии куш срывают только те, кто дали самую высокую цену в каждой из категорий ресурсов, за которые проводился торг. Но во втором и третьем столетии есть компенсации для второго и третьего места, правда, выигрыш для них будет меньше, и они тоже должны будут заплатить свою ставку.
Остаются два обязательных общих действия. Это активация события и активация отношений.
Начну я с активации с отношений. При выборе этого действия, активатор сперва выбирает один из своих токенов на шкалах отношений с другими персонажами и сразу же получает его бонус. После этого все токены на шкалах сдвигаются на одно деление вправо (то есть связи ослабевают), после чего все получают бонусы с новых позиций своих токенов (если, конечно же, они не выпали со шкалы). Так же те, кто установили отношения с легендарными персонажами, получают их бонусы. Там само собой ничто никуда не сдвигается.
В начале каждого поколения есть открытые две карточки событий. Одно, которое наступит в этом поколении, и одно для следующего. Каждая из карточек событий разделена на две, и в ней есть два события. Игрок, который активировал это действие, выбирает, какое из событий на карточке событий этого поколения выполнится. События весьма разнообразные – они могут изменить цены акций или расстановку отношений персонажей, заставить игроков получить или потерять какие-то ресурсы. Каждое из событий на карточке имеет так же иконку импакта (влияния). И эта иконка важна для определения дополнительных условий получения победных очков в конце столетий и в конце игры.
В начале игры рандомно выбирается одно из условий получения славы в конце игры и ещё одно условие, которое определит получение победных очков в конце первого столетия. После выполнения события, игрок с самым низким показателем славы берёт таблички с условиями получения славы и выбирает одну из них, которая ему больше нравится. Единственное ограничение, на ней должен быть значок импакта, соответствующий выбранному только что событию. Так в конце каждого столетия будет по одному условию получения победных очков и три условия на получение победных очков в конце игры.
Помните, я несколько раз упомянул про карточки наследников? Вот пришло время о них поговорить. Первый раз, когда вы активируете общее действие, в конце своего хода вам придётся выбрать своего наследника, который поведёт вашу семью в будущее. Вы уже знаете, что вы можете получить карточку наследника, если вас сместят с влияния легендарного персонажа или вы выполните действие исследования города. После выполнения активированного вами общего действия, вы добираете ещё одну карточку наследника, и из того, что у вас собралось, выбираете одного, кто унаследует богатства семьи. В игре всего 60 уникальных карточек наследников. Причём некоторые из них имеют от совсем положительных качеств до совсем отвратительных. Конечно же, всегда есть некий баланс, и если у наследника скверный характер, то, вероятнее всего, он со своим приходом к власти привнесёт некую сумму в ваш благотворительный фонд или семейный бюджет в качестве компенсации. Способность наследника начинает действовать сразу же, и остановится только после назначения нового наследника в следующем поколении. Так же на наследниках, как и на событиях, есть иконка импакта, и если она совпадает с аналогичной иконкой вашего основателя рода, то вы получите бонус – первые три раза это будут дополнительные токены инвестиций и отношений, а после – возможность активировать вашу специальную способность семьи. После выбора наследника, все остальные карточки наследников в руке скидываются в сброс.
Вот и всё о действиях в игре. В течение поколения игроки выполняют по одному действию за раз и так по кругу пока кто-то не активирует последнее из нужного количества общих действий. И вот поэтому я говорил, что дополнительные карточки действий не всегда означают, что у вас будет больше ходов, чем у других игроков, так как игроки, оставшиеся без карточек, начнут играть общие действия и, вероятнее, всего закончат раунд до того, как вы успеете сыграть все свои карточки на руке, если вы не пренебрегаете активацией общих действий. Кстати, в этой системе иногда может случиться так, что при триггере конца раунда некоторые игроки сыграли меньше ходов, чем остальные. В этом случае они получают компенсацию на выбор в размере, зависящем от текущего столетия – пополнение благотворительного фонда, деньги или ресурсы.
Если это нечётное поколение, то игроки просто скидывают все неиспользованные карточки игроков, двигают токен отметки поколения, открывают новое событие, которое будет вас ждать в следующем поколении, и раунд заканчивается. Но если это чётное поколение, то это конец века, и тут происходят ещё кое-какие события. Кроме того, что перечислено выше, вы смените колоду карт игроков на ту, что соответствует новому веку. На общем игровом поле поменяются значения под треками отношений и возле цен акций отраслей (они вырастут). Поменяется плашка исследования города, и откроется новый легендарный персонаж. Так же произведётся подсчёт очков славы с задания прошедшего века.
Если же это конец шестого поколения, то колоды и всё остальное менять не надо, а просто необходимо выполнить подсчёт победных очков в конце игры. К накопленной во время игры славе, вы должны добавить очки, полученные с выполнения трёх тайлов условий получения победных очков в конце игры. Вы получите по единице славы за каждые 25 золота, вложенных в ваш благотворительный фонд. То золото, которое вы накопили вне фонда, так же превратится в славу, но уже по курсу 100 к 1. Ещё вы получите по одному очку за каждый ресурс, который не потратили на приобретение семейных реликвий. Ну и каждая из приобретённых реликвий принесёт вам количество славы, равное её уровню.
Тот, кто соберёт больше всего славы в конце игры, и станет победителем. А при равенстве, конечно, же всё решат деньги, но только те, что вложены в благотворительный фонд.
Перед тем, как поделюсь впечатлениями от самой игры, я бы хотел уделить несколько слов качеству компонентов. Конечно же, речь идет о кикстартеровских компонентах, и, вероятнее всего, если игра когда-либо попадёт в ритейл, там всё будет намного скромнее. Так вот, даже с учетом того, что это делюкс версия игры, это один из самых качественных продакшенов, которые я видел (а у меня есть БигБокс Покорения Марса с 3д компонентами и кикстартеровский Рюрик). Двухслойное поле и планшеты, деревянные токены с принтами и вырезанными формами, и, конечно же, деньги. Золото в этой игре, наверное, превосходит всё, что я когда-либо держал в руках, включая реплики английских монет из Нанти Наркинга. Номиналы 1, 5 и 10 оформлены в виде монет, на которых гордо значится надпись Unated States of Legacies с обеих сторон. На лицевой стороне под номиналом даже выбита дата выпуска монеты 1808 год, а на спине у каждого номинала имеется рельефное изображение вымышленной исторической личности (у каждого номинала она разная). Дальше идут золотые слитки с номиналом в 25, 100 и 500, на которых к штампу с лицом и надписью USL, добавлена и надпись Bank of Legacies. Но самое приятное в них то, как их вес чувствуется на ладони. Вообще люди очень постарались над качеством продукции и над качеством инлея в коробке. В него всё ложится на свои места и не рассыпается при переносе. А компонентов в игре уйма, причём некоторые (как, например, тайлы торговых конференций и планшеты игроков) с нестандартной формой.
Что же о самой игре. Хотя действия сами по себе простые и занимают мало времени, приготовьтесь к длинной игре. Мы сыграли первую игру на двоих, и это заняло больше 3 часов. Наверное, если учесть неопытность при первой игре, могли бы уложиться и в 2-2.5. На четверых же она обыкновенно занимает стабильные 4 часа. А максимум у нее 6 игроков. И я вам скажу прямо, в этой игре очень важен фактор взаимодействия игроков, хоть оно чаще всего и непрямое, поэтому чем больше игроков, тем игра напряжённее и интереснее. А то, что она интересная, для меня нет никаких сомнений. Тут есть и фактор планирования, и выбор разных путей к победе и необходимость иногда подстраиваться к меняющимся обстоятельствам. Некоторые игроки полностью уходили в сбор и эксплуатацию семейных реликвий, другие играли чисто на отношениях с персонажами, а я, например, очень люблю спекулировать на рынке акций. Конечно, только одним путем игру не выиграть, придётся иногда забегать и к „соседям“, но вполне доступен выбор как минимум 3-4 основных стратегий. Наследники – это отдельное удовольствие от игры, так как иногда приходится с трудом превозмогать их способности, если ты не позаботился о наличие выбора, когда тебе придётся назначить наследника.
Конечно же, игра никаким образом не семейная из-за иногда жёсткого противостояния, долгой продолжительности и … наличия значительного количества важного текста, который, сами понимаете, на английском. А карточки игроков лучше не раскрывать другим для перевода, так как это выдаёт ваши возможности и может привести к блокировке выгодного хода оппонентами. К конкурентной борьбе, конечно же, нельзя не отнести и выбор общих действий, так как ты понимаешь, что не получится сорвать куш от активации всех их, а куш сладок и привлекателен. Приходится выбирать приоритеты.
Вообще я люблю такие игры, в которых взаимодействие между игроками – это не банальный честный мордобой, а игра на опережение – подманить, опередить, понизить эффективность действия другого игрока, это всё настоящий вызов для интеллекта. И в Legacies этого добра навалом.
Кому бы я посоветовал игру- тут уже и так всё ясно. Людям, которые не боятся жёсткого полыхание пятых точек, готовых сесть и играть продолжительное время. Честно говоря, пока вы в игре, это время совсем не чувствуется из-за быстрых ходов и природы общих действий, которых будет в игре больше, чем индивидуальных действий с карточек. Ну и, конечно, отдельно эта игра понравится людям, которые любят просчитывать свои ходы наперёд с учётом возможных действий противника. Одним словом, это категорично продукт для опытных игроков, a.k.a. Geeks.
Ну и как уже стало ясно, эту игру Чешир определённо одобряет. А вот стоит ли её локализовывать – это отдельный вопрос, так как из-за наличия огромного количества компонентов, она будет, наверное, по цене сравнима с каким-нибудь большим Ласердой, а аудитория … кстати аудитория, думаю, будет та же, что и у Ласерды, ха ха
Designer: Jason Brooks
Artist: James Churchill, Yoma
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Имел Бобби хобби, он деньги копил … (Legacies): 2 комментария
Очень хороший и обстоятельный обзор
Спасибо! Интересно!