Мобила есть? А если найду?! (Smartphone Inc)
Есть много вещей, которые раздражают искушенных игроков в настольные игры, особенно тех, кто ведут партию — объясняют правила, иногда подсказывают неопытным игрокам и так далее. Самый большой грех, однако, это когда игроки не слушают правила или не следят за игрой, а вместо этого втыкают в свои смартфоны, а потом переспрашивают по 10 раз то, что уже объяснялось. В эти моменты, я уверен, многим хочется сделать ужасные вещи с нарушителем, но я как более гуманный человек, мечтаю просто расстреливать.
Однако игра, о которой я сегодня буду рассказывать, не только не проявляет нетерпимость к любителям малого экрана, а даже поощряет «втыкание в смартфоны». При этом это не из новомодных настольных игр с приложениями. Это просто игра про смартфоны, или точнее про их производство и сбыт. Оригинальная тематика, однако, не единственное что стоит отметить в этой игре — это еще одна игра русского автора, которая попытается совсем скоро проделать свой путь к успеху на западном рынке.
Об игре «Smartphone Inc» я услышал в общем потоке информации в ВК с Игрокона и сперва меня не особо впечатлил ее внешний вид , да и тема. Когда мои друзья поехали на Эссен я попросил их взять мне со стенда Cosmodrome Games копию Первого Контакта, так как он мне показался более интересным. Уже когда они были там и оказалось что остались свободные средства, я с барского плеча дал добро на покупку и «Смартфона». Подумал, так или иначе, игра русского издателя ко мне попадает редко в руки, не помешает. Если хорошая — похвалю, если плохая — просто промолчу (не топить же своих). Вопреки тому что разные знакомые в телеграмме очень активно хвалили игру, я к этому всему относился скептически, и даже после стрима игры на канале BoardGame Community высказал, появившемуся в чате автору Ивану Лашину, что игра мне кажется немного постной (за что позже пришлось извиниться). Когда игру привезли с Эссена я не собирался сразу в нее играть, но так получилось что собирались с друзьями пробовать разные игры с Эссена и я принес и свои, а после невероятного успеха Первого Контакта, решили опробовать и вторую русскую игру. О результатах чуть позже, а сейчас я расскажу что представляет собой игра.
В игре каждый игрок является главой одной из пяти корпораций занимающихся производством смартфонов. Цель каждого, произвести продукт и продать его как можно выгоднее, учитывая специфику рынка. Рынок же представлен 12 мировыми регионами, пять из которых являются стартовыми для игроков — там располагается их первоначальный офис и от туда они начнут распространять свое влияние и захватывать мировые рынки. Каждый регион имеет связь с несколькими другими регионами (от 2 до 4) и определенные предпочтения к продукции , которую население этого региона готова купить — ценовые категории и желаемые технологии. Кроме офиса в своем родном регионе каждый игрок получает набор компонентов: кубики — представляющие единицы продукции, домики — офисы компании, лесенки — токены развития технологий или влияния в регионах, а так же набор из двух смартфон-планшетов и одного уникального для корпорации мини-планшета приложений.
Игра проходит за 5 раундов, каждый из которых имеет 8 фаз. Каждая фаза это финансовый год, который закончится получением прибыли — победных очков. В конце игры тот, кто сгенерирует больше всего прибыли и является победителем.
Первая фаза, по сути, является основной игры и занимает больше всего времени. Все остальные фазы, это просто выполнение планов составленных в первой фазе. Она так и называется — фаза Планирования. В основе этой фазы является пазл, который вам будет необходимо собрать из своих планшетов смартфонов и приложений. Планшеты смартфонов двусторонние и каждая их сторона поделена на 6 клеток. Приложения со своей стороны имеют две клетки с одной стороны, и обратная их сторона является неактивной. Клетки планшетов-смартфонов могут быть пустыми или заполненными символом, пока обе клетки приложения всегда имеют какие-то символы на них и никогда не могут быть пустыми. Цель игрока построить план на этот ход посредством накладывания одного планшета-смартфона на другой, там самым закрывая от 1 до 4 клеток одного планшета другим. Все видимые в результате этого действия клетки будут считаться активными в этот ход, а все закрытые будут приносить по единице производства. Символы клеток соответствуют фазе, в которой они будут использованы — изменение цены, производство, покупка приложений, развитие технологий и логистика. Мини-планшеты так же могут накладываться на планшеты смартфонов, но они ограничены тем, что не могут выходить за рамки смартфонов и клетки, которые они закрывают, не приносят дополнительной продукции. Как уже сказал, это основная фаза в игре и по сути самая длинная, так как очень трудно решить, что вы хотите делать в этом ходу и составить план на планшетах. По сути, это выбор — пожертвовать одними действиями в пользу усиления других, и выбор этот не из легких. Во время этого периода оформляются разные стратегии и возможно даже определяется курс действий игрока на будущие раунды. Во всех трех партиях, в которые я сыграл до этого момента, на этом этапе мои мозги буквально кипят. А с каждым раундом это становится все труднее, так как количество приложений увеличивается, как и нужды компании в производстве или развитии. Как говорят братья наши западные «Choices! Choices!»
Вторая фаза является фазой оформления цены. В начале каждого раунда цена продукции каждой компании установлена на 5 финансовых единиц. Вследствие плана, который игрок составил в первой фазе, эта цена меняется вверх или вниз между 2 и 8. На цену влияют символы изменения цены которые остались открытыми в следствии фазы планирования. С одной стороны , конечно хорошо что бы твоя продукция была дороже и ты получил больше прибыли, но с другой — в игре присутствует хитрая система гамбитов почти в любой фазе. Если в первой фазе мы жертвовали одни действия за другие, тут перед нами так же стоит не простой выбор, так как с третьей фазы очерёдность действия игроков будет определяться ценой их продукции. Игроки с самой дешевой продукцией до конца раунда будут ходить первыми. И далее я упомяну, почему это так важно.
Третьей идет фаза Производства, при которой игроки берут себе из своего пула столько кубиков продукции сколько произвели в соответствии с планом — это все видимые символы производства, плюс клетки одного планшета-смартфона скрытые другим. Так же по одной единицы продукции игроки получают с каждого мини-планшета приложений, которые не были использованы в разработке плана. Эту продукции игроку и придется попытаться сбагрить на мировых рынках.
В четвертой фазе Улучшения производства, игроки начиная с того, чья цена самая низкая, выбирают себе с рынка новые приложения. Для этого, однако, в их плане должна присутствовать соответствующая иконка. Это по своему уникальная иконка — в вашем плане или будет одна или ни одной. Если икона присутствует, вы возьмёте полноценное приложение, если нет — то вы возьмете тайлик, который в будущем просто будет давать вам дополнительную единицу продукции. То есть, так или иначе обиженным никто не останется. А еще эта фаза бессмысленна в последнем раунде, так как вы не успеете воспользоваться планшетом, который приобрели в нем.
Фигура пятая. Технологическая. В этой фазе вы подсчитываете иконки технологического развития в своем плане и можете распределить полученные очки развития между шестью доступными технологиями: GPS, Wi-Fi, Gamepad, литий-ионный аккумулятор, NFC (что бы это не было) и 4G. Каждая технология дает при открытии какой-то постоянный или моментный эффект и позволяет вам удовлетворять спрос потребителей смартфонов с конкретной технологией. Первый игрок, который инвестирует достаточно в технологию, не только получает ее преимущества, но и патент на технологию, который принесет в конце игры немного дополнительных победных очков. Зато все следующие игроки будут должны инвестировать на единицу технологии меньше в нее.
Шестая часть Марлезонского балета (просто надоело писать фаза Х) состоит из плавных движений из региона, в котором у вас уже есть в офисы в те, в которых у вас его нет. Данная механика работает как и технологии — вы накапливаете токены развития в соседнем регионе в количестве иконок логистики в вашем плане. Когда накопленные токены достигнут определённого количества вы замените их на токен офиса, и с этого момента вы можете продавать свою продукцию в этом регионе. В этом процессе вы планируете конкуренцию с другими игроками, так как количество товаров которые можно продать в регионе ограничено.
В седьмой главе этого коммерческого эпоса вы доходите до сути игры — Сбыт. Начиная с игрока с самой низкой ценой вы разбрасываете произведенные в третьей фазе кубики продукции по регионам, в которых у вас есть офисы. Каждый регион имеет несколько мест для расположения продукции и каждая клетка имеет определенные требования к продукции — максимальная цена или наличие определенной технологии. Игрок может заполнить только места, чьем требованиям его продукция соответствует. Тут очередность хода становится иногда критичной. Особенно если в одном регионе сталкиваются интересы нескольких компаний. Компания с развитыми технологиями и низкой ценой, может просто занять все места и не оставить шанса компании с более высокими ценами реализовать свою продукцию в этом регионе. Если вы участвуете только в регионах, в которых присутствуют и другие компании, то вам лучше не особо задирать цену, так как может оказаться что вы вообще не успеете реализовать свою продукцию, так как остальные игроки перенасытят рынок, до того как дойдет ваша очередь.
В последней фазе вы получаете то, что заслужили. Вы умножаете количество кубиков, которые успели разместить на рынке, по вашей цене продукции. Так же вы добавляете несколько дополнительных очков, если Ваша продукция доминировала в определенных регионах.
Так вы проходите 5 финансовых циклов и выявляете победителя, прибавляя к конечному результату очки с патентов.
Перейдем к моим личным впечатлениям. Я уже упомянул, что мне пришлось извиниться перед автором игры, и я готов сделать это снова. Игра действительно выглядит элементарной, оформление так же чисто схематическое, хотя и весьма удобное и тематичное. Но это плавучие пески. Не верьте ни одной своей первой мысли, которая придет вам в голову, когда вы впервые увидите эту игру. Она выскочит из-за угла и сожрет ваш мозг. Бегите, глупцы! Шучу. Игра реально оказалась намного глубже, чем я ожидал. При довольно простых механиках игра весьма требовательна к стратегическому планированию на многих уровнях — как расширить свою сеть, какую цену установить, как собрать свои планшеты. Все это, и особенно головоломка с планшетом, заставит вас серьезно попотеть (конечно, если остальные игроки серьезно настроены на победу). Я буквально чувствовал, как сгорают мои нейроны, пока пытался собрать 4 иконы технологии и при этом не забросить логистику и производство. Но зато какое внутреннее ликование, когда пазл сойдется! Это невероятное чувство. При этом это чисто соло переживание в игре, которая на последних раундах становится просто злобно соревновательной и конкурентной. Никакой пощады — занять все места, куда оппоненты могли бы поставить свои кубики производства, что бы их смартфоны сгнили на складах, муахахаха (кошмар, пока я это рассказываю, так захотелось сыграть, что обдумываю опробовать соло вариант).
Так что моя позиция, думаю, ясна. Мне игра очень нравится, как она понравилась и многим, с которыми я играл. Можете обвинять меня в проплаченной рекламе (что, конечно, смешно), но не могу не признать, что Космодромы в ударе — сперва Первый контакт, а теперь это. Я не скажу что это игра для всех — некоторым может быть неинтересна тема, другим будет слишком много напряжения или конфликтности, третьи скажут что игра для их вкуса простовата. Кстати, этим третьим (вроде меня) я бы посоветовал угомонить свой пыл и не высказываться без подготовки, а сперва попробовать игру.
Так же птичка нашептала мне, что Иван Лашин имеет в заготовке и другие проекты, так что мне остаётся надеяться, что и они заставят меня гордиться российскими разработчиками.
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться о этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Designer Ivan Lashin
Artist Viktor Miller Gausa
Страница игры