По пространству-времени мы прём на звездолёте … (Rocketmen)
Космос, или так называемый Последний Рубеж, давно был объектом вожделения человеческого разума. О полётах за пределы нашей планеты люди мечтали очень давно, ещё до того, как появилось понимание характера небесных тел. Неразумный Икар летел к Солнцу, христианский пророк Илья вознёсся на небеса на огненной колеснице, любопытный Сирано де Бержерак в своих фантазиях посещал государства лунного народа. Примеров множество и, как можно видеть, ещё с древних времён. Даже практичные и приземлённые римляне поглядывали на далёкие звёзды. По сути именно в их сентенции «Per aspera ad astra» и скрыт весь концентрированный смысл стремлений человечества к покорению окружающего мира и этого последнего рубежа – космоса. Не случайно сегодня это один из девизов популярной частной космической компании Илона Маска «SpaceX».
Человечество реально прошло долгий и трудный путь от мечтаний античности до реализации этой мечты в ХХ веке. В этом году мы празднуем уже 60-летие полёта первого человека в космос. Для профана, который начитался фантастической литературы о полётах в другие галактики, за 60 лет человечество не далёко ушло в своём прогрессе по покорению космоса: вертим в орбите металлические коробки с людьми внутри и отправляем разные железяки, которые летят в космосе и делают «Пик-пик-пик!». Однако, по сути индустрия развивается, и хотя времена космической гонки давно уже позади, человечество продолжает упорно, шаг за шагом, поникать всё дальше в космос.
Согласен, что тема космонавтики уже не так популярна, как в годы активного соревнования стран за галочки в списке «Первый в …», но она стала более практичной. Освоение космоса превратилось из гонки в планомерную и продуманную деятельность. За последние 60 лет человечество произвело невероятное количество запусков космических ракет в целях доставки в орбиту нужной техники и специалистов, или даже для вывода в космос аппаратов, которые навсегда покинут пределы земной орбиты и отправятся исследовать как близкие нам миры, так и далёкий космос. Только за последние два года человечество запустило свыше 100 ракет, на данный момент на орбите Земли находятся около 3000 активных искусственных объектов: две орбитальные станции и множество коммуникационных и других спутников. Обязательно надо упомянуть, что прямо сейчас в космосе находятся 7 человек, 4 из которых там уже больше 150 дней.
Конечно, научные фантасты, вдохновлённые подвигом Гагарина и других первопроходцев, мечтали, что в 2021 году у нас будут уже целые поселения на Луне и Марсе, однако космонавтика хоть и стала намного прогрессивнее, чем в далеком 1961 году, мы всё ещё в самом начале пути, нам предстоит многое сделать, чтобы догнать бурное воображение фантастов-оптимистов. И, конечно же, не всё нам удаётся так легко. За последние 2 года около 10% пусков ракет были аварийными или частично аварийными, а множество из запусков проходят в режиме особой напряжённости, так как идут не совсем по плану.
Но к чему такое серьёзное вступление, спросите вы? Я отвечу. Дело в том, что в мире настольных игр очень часто авторы и издательства прибегают к теме покорения космоса или событиям, разворачивающимся в космосе. Множество этих игр являются космическими стратегиями, где вы строите свои империи и боретесь с оппонентами за контроль над планетами или секторами галактики. Есть игры и про то, как люди покоряли космос, наполненные историческими фактами и отсылками. Но, по моему мнению, меньше всего игр существует о том, как именно происходит это самое покорение не в историческом, а, скажем так, в бытовом плане. Конечно, я не претендую на знакомство со всем огромным количеством настольных игр, но, если следить за проектами, которые на слуху, игра «Rocketmen» Мартина Уоллеса определённо стоит особнячком от множества космических настолок. Именно о ней я хочу рассказать сегодня. А для понимания сюжета игры, думаю, важно знать всё то, что я сказал ранее.
В этой настольной игре вам предстоит взять на себя роль корпорации, похожей на «SpaceX», которая соревнуется с другими подобными ей в построении космических ракет-носителей, которые будут доставлять в космос разные объекты: от коммуникационных спутников до колонизационных станций. Вы будете постепенно строить свою новую ракету оснащая её двигателями и разными модулями, чтобы обеспечить успешный пуск, а после того, как ракета уже отделилась от поверхности Земли, вы будете мониторить и управлять миссией, принимать жизненно важные решения о дальнейшей судьбе полёта.
Игра работает на механике колодостроения, но в ней есть свои особенности, которые мне кажутся весьма интересными. Обо всем по порядку.
Итак, вы начинаете свою космическую программу. Старт у вас скромный. По сути, в резерве есть 12 карт миссий. Можно рассматривать их как своеобразные заказы подрядчиков, которые вы вольны выполнять в любой последовательности или вообще не выполнять. Цель этих миссий — доставить на орбиты трёх небесных тел (Земля, Луна и Марс) определённые грузы. Разные миссии дают вам гибкость, так как одна миссия связана с определённым видом грузов, и есть несколько возможных пунктов назначения. Чем дальше доставлен груз, тем выгоднее и престижнее миссия. Например, вывод спутника на орбиту предлагает вам сразу три варианта: вывести его на орбиту Земли, Луны или Марса. А вот миссия по доставке оборудования для добычи минералов с астероидов предлагает вам только один маршрут – на Марс.
Тут важно отметить: это все миссии, которые у вас будут до конца игры, каждую из них можно выполнить не более одного раза по отношению к одному небесному телу. То есть, два земных спутника вам не запустить. Запустили один – направьте свой взгляд к более далёким горизонтам.
Эти 12 карт и составят вашу стартовую колоду, из которой вы наберёте свою первую руку из 6 карт. Карты миссий, конечно же, мультифункциональны. Некоторые из них имеют символы определённого научного исследования и/или сопутствующего финансирования. Сейчас мы остановимся именно на финансировании, так как карты с денежными символами в руке помогут вам приобретать новые карты и инсталлировать модули в своей текущей миссии.
В свой ход у вас будет на выбор несколько действий, вы не ограничены в том, в какой последовательности и комбинации их выполнять. Единственное строгое правило: запуск ракеты всегда знаменует конец вашего хода.
Первое, что вы можете сделать, это скинуть какое-то количество карт с финансовыми символами из руки в свою активную зону и за общую сумму приобрести карты с рынка. «Rocketmen» — это игра с динамичным рынком, то есть он будет весьма разнообразным и постоянно меняющимся. Вам будут доступны 6 карт общих модулей и технологий, которые выходят в случайном порядке из колоды. Всегда (пока не закончатся) будут доступны три вида ракетных двигателей. Каждый из них дороже и эффективнее предыдущего.
Некоторые, карты на рынке требуют не только оплаты деньгами, но и символами технологий. В этом случае на сброшенных в активную зону картах необходимо иметь и соответствующий символ. Этих символов всего три: компьютеры, композитные материалы и биотехнологии. У этих символов есть и другое предназначение, но о нём чуть позже. На некоторых картах, хоть и редко, встречается символ науки (включающий все три базовых символа). Это, разумеется, ресурс-джокер.
Все купленные карты идут в вашу активную зону, то есть туда, куда вы играете карты с руки. По сути, все карты в конце вашего хода идут в сброс. Не знаю, почему сразу не класть их туда, но авторы решили, что так надо. Возможно, есть какие-то эффекты, которые позволят вернуть или копировать карту из активной зоны, а может, чтобы оппоненты могли чётче понимать, что вы делаете.
Второе действие, которое вы можете совершить, это развитие своей текущей космической миссии. Она имеет своё место в зоне игрока. Чтобы открыть эту зону, необходимо выбрать одну из своих миссий и сыграть её, заплатив при этом 10 (условно) миллионов денег. Все карты, отправляющиеся на миссию, будут стоить 10 условных денежных единиц, но важно знать, что карта миссии может самоокупаться. Если на ней отмечены деньги, их можно использовать, чтобы активировать саму миссию.
После того, как выбрали миссию, нужно сразу же определиться с её пунктом назначением. От этого будет зависеть, какие символы ресурсов и сколько ракетных двигателей вам понадобятся. Чем дальше вы хотите отправить миссию, тем больше надо вложиться в двигатели. Простенький пример: космический корабль, летящий к орбите Земли, требует 3 единицы ракетной тяги, но тот же корабль будет нуждаться в 10 единицах, если ему надо лететь к Марсу. Пока эти очки не будут набраны, запуск ракеты невозможен. Соответственно игрокам необходимо добавлять в миссию карты с символами очков ракетной тяги. Легче всего это делать картами ракетных двигателей, которые дают вам соответственно 2, 3 и 4 очка. Другой важный момент построения миссии — это подбор научного направления. У каждой планеты есть, так сказать, своя тема. У Земли это компьютеры, у Луны – композитные материалы, а у Марса – биотехнологии. Чем больше карт с соответствующими символами вы сыграете на миссию, тем легче вам будет осуществить запуск.
Третий вид карт, которые очень полезны для миссий, это модули с разнообразными эффектами, которые повысят безопасность и шанс успеха миссии. Это карты с текстом на них, который поясняет, как и когда их можно использовать, далее я упомяну некоторые из них, когда дойдём до запуска. Ничто вам не запрещает наполнять миссию и другими картами, которые на первый взгляд ничего полезного не дают. Иногда всё же есть смысл делать это по двум причинам.
Чтобы понять первую, надо знать, что карты, которые вы откладываете на миссию, уходят из вашей колоды на время, пока миссия не будет тем или иным способом завершена. То есть это своеобразное временное сжигание колоды. Размещение карт на миссию даёт вам возможность сконцентрировать колоду на финансах для покупки более продвинутых карт. Также надо понимать, что подготовка миссии, особенно в начале игры, это не быстрый процесс и может занять несколько ходов, за которые определённые карты просто не будут прокручиваться в вашей колоде, так как их там не будет, они будут ожидать запуска.
Вторую причину трудно объяснить без понимания сути самого запуска ракеты. Поэтому, думаю, стоит перейти к нему. Итак, когда вы решили, что миссия полностью укомплектована, и готовы бросить вызов небесам, вы начинаете финальный отсчёт. Как я уже сказал, если решили запускать ракету, то этим вы завершаете свой ход. Если есть желание что-то купить на рынке или добавить к миссии, это надо сделать до момента запуска. Запуск ракеты связан с множеством рисков и никогда не идёт по плану. Самое время вспомнить статистику, которую я привёл выше: почти каждый десятый запуск заканчивается провалом. Нередко он полностью сводит на нет всю проделанную работу, если ракета разобьётся или взорвётся, так и не долетев до орбиты. В этой игре всё точно так же. Успех полёта во многом зависит от удачи, но, конечно же, удача улыбается не только смелым, но и тем, кто хорошо подготовился ко всем рискам.
Во время запуска ваша цель — пройти своей ракетой определенный маршрут до заявленной конечной точки. Этот маршрут представляет собой трек из 13 делений, где земная орбита находится на восьмом, лунная – на десятом, орбита Марса – на последнем 13 делении. Решается успех миссии через колоду-рандомайзер. Она состоит из 18 карт стоимостью от 0 до 4: одна 4, четыре 3, шесть 2, пять 1 и два 0. Следует отметить важность символов ресурсов на картах вашей миссии, так как каждый из них, соответствующий конечной цели полёта, даёт вам преимущество, равное одному «бесплатному» продвижению на одно деление по треку до того, как вы приступите к проверке.
Если у вас в миссии в сумме 8 символов компьютеров, и вы летите на орбиту Земли, то это автоматический успех миссии путём телепортации (типа). В зависимости от конечной точки назначения игрок открывает определённое количество карт по одной. Если это земная орбита, то 3, если лунная – 4, если это Марс – 5. Цель: сумма на вскрытых картах должна быть равна или больше номера деления конечной точки (например, 8 для Земли). Если игрок успеет набрать нужную сумму, то миссия будет успешна, и он расположит соответствующий жетон своего цвета в учётную графу возле орбиты планеты (или спутника), получая соответствующее количество победных очков и перманентный бонус за выполнение миссии. Если игрок был первым, кто выполнил миссию на этом небесном теле, он получает ещё и почётную медаль. А если он первый, кто выполнил на этой планете определённый вид миссий, то получит больше победных очков, чем те, кто за ним последуют. Тут всё стандартно: награда находит своего героя. Что же происходит, если миссия идёт не по плану?
Игрок может в любой момент прервать миссию, если сочтёт, что сегодня не его день и карты ему не благоволят. Это нельзя сделать только после вскрытия последней карты проверки. Но если вам не везёт с первыми двумя картами, и вы абсолютно уверены, что вам не долететь, можете прервать миссию и вернуть аппарат на Землю. Ракета вероятнее всего будет побита запуском, но всё же вы её не потеряете. За прерывание полёта вам будет необходимо скинуть определённое количество карт из миссии в сброс (количество вскрытых карточек проверки -1). Тут важно вспомнить, что я говорил про добавление карт, которые на первый взгляд миссии не нужны. Именно сейчас вы можете сбросить их вместо того, чтобы избавляться от жизненно необходимых карт.
В игре очень важно чувствовать, когда стоит прервать миссию: если после вскрытия последней карты вы не достигли цели, весь труд идёт коту под хвост. Ракета взрывается и от всего, что было в миссии, остаётся только цель (карта миссии). Все остальные карты, инвестированные в миссию, отправляются в сброс и вам придётся начинать заново.
Тут, как я и обещал, упомяну карты с эффектами. Их в игре достаточное количество, они разнообразны и весьма полезны. Добавленные в миссию, они позволяют вам контролировать влияние случайности на полёт. Есть карты, которые в начале полёта дают возможность вытянуть 3 карты проверки и выбрать, какую из них использовать, тем самым давая определённость хотя бы в начале пути. Есть такие, что просто продвигают вас вперёд за счёт самосжигания – своеобразный последний рывок к цели. Есть карты, позволяющие игнорировать результат одной из карт проверки и тянуть другую вместо неё: очень эффективно против нулевых проверок. А есть и такие, которые уменьшают потери или даже позволяют сохранить часть оборудования для следующей миссии, так как при успешной миссии все карты так же идут в сброс (кроме самой карты миссии, которая уходит из игры при успешном завершении).
Последнее, что вы можете сделать в свой ход, но не после запуска ракеты, это сброс карт из руки в активную зону. Так как неиспользованные карты останутся в руке на следующий ход, вы освободите место для новых более полезных карт. В конце своего хода вы всегда добираете руку до шести карт.
Так чередуясь, игроки ходят, пока не выполнится условие завершения игры. Таких условий три: 1) когда один игрок наберёт определённое количество победных очков; 2) когда один игрок разместит шесть жетонов выполненных миссий на поле (причем, как минимум по одному жетону на каждом из трёх небесных тел); 3) когда у всех игроков все жетоны миссий окажутся на поле. В этом случае раунд доигрывается до последнего игрока и производится подсчёт победных очков с трека победы и карт в колодах игроков. Варианты игры также дают возможность каждому иметь персональные цели. Они считаются в конце игры.
Интересно отметить, что, если обычно в играх персональные цели выдаются в начале игры по 2-3 на выбор, в «Rocketmen» этот процесс более лоялен. Вы получаете две карты целей, но только в конце игры выбираете, какую из них хотите использовать.
А теперь время личных откровений. Сразу поясню, что сыграл две партии. Впервые я сыграл в неё с Тимуром и Аней из «Настолки Live» в ТТS или в Tabletopia (уже не помню), а недавно сыграл вживую со своей компанией, после того как коробка пришла к нам с Кикстартера. Ещё с первого раза игра мне очень понравилась. Во-первых, я люблю колодострои с динамичным рынком, а во-вторых, на мой взгляд, игра очень тематичная именно потому, что симулирует запуск ракеты, когда ты весь на нервах от того, как пройдёт миссия и не возникнут ли непредвиденные обстоятельства. Хоть я и не любитель случайности в целом, когда она тематически оправдана, а в игру добавили достаточно механизмов для её контроля, она мне не только не мешает, но даже нравится. В данном случае всё именно так. Перед игроком всегда стоит выбор: рискнуть и запустить ракету с минимальными конфигурациями с большим шансом провала, но в случае удачи вырваться по очкам, или же медленно готовиться к полёту и обеспечить себе 100% успех, но тогда есть опасность отстать по очкам от более рисковых предпринимателей. В целом в игре надо искать золотую середину, но всегда есть возможность вырваться вперед, принимая большие риски. В конечном счёте при должной удаче до земной орбиты можно долететь, просто присобачив к грузу резервуар и двигатели.
Игра даёт интересный взгляд на колодострой, когда тебе не надо сжигать карты в колоде (хотя такая возможность есть), чтобы контролировать её толщину и выход нужных карт. Конечно, после каждой выполненной миссии будет некий период, пока ты снова сведёшь колоду до денежного кошелька, но это происходит сравнительно быстро. Как я уже сказал, выгодно просто наполнять миссию картами, которые на данный момент тебе не нужны ни в миссии, ни в колоде, чтобы создавать подушку безопасности для прерванных миссий.
Как и в любой колодостроительной игре здесь есть весьма затяжной период раскачки, а с приближением конца партии игра всё больше ускоряется. Здесь нет прямого конфликта между игроками, это гонка. При этом она достаточно простая по правилам и вполне может играться в семейном кругу, если конечно вашу семью не смущает небольшое количество английского текста на некоторых картах. Всегда можно спросить, если вы не понимаете, что значит тот или иной текст. То есть достаточно одного человека, который будет знать английский язык.
Игра мне понравилась, но есть одно «но». Когда мы играли вживую на четверых, мнения об игре сильно разнились. Мне она всё так же нравилась, один товарищ сказал, что ему нужна хотя бы ещё одна партия распробовать, а вот двое других остались недовольны. Чтобы быть честным по отношению к игре я опишу их претензии, так как они имеют свои основания.
Первое, что они отметили, это влияние случайности в виде колоды проверки успеха миссии. Я уже объяснял выше, что это контролируемая случайность, но она не отменяет вероятности, что вам из пяти карт выпадут два 0 и три 1, как бы вы предварительно не готовились к своему полёту на Марс. С этим ничего не поделаешь: рандом иногда бессмысленный и беспощадный. Но с моей точки зрения, здесь он всё же оправдан в разумных пределах. Невезенье никто не отменял, и действительно имеет место фрустрация, когда проваливается тщательно подготовленная миссия. Особенно если в начале она шла хорошо, в последний момент провалилась, ракета отправилась в небытие, а вы должны начать всё с нуля. Подобная претензия имеет право на существование.
Основное недовольство, однако, у двух игроков вызвало чувство однообразия. Это тоже справедливо. Всю игру вы делаете одно и то же: покупаете карты и собираете пул для миссии. Да, карт в миссии будет становиться всё больше, они будут все разнообразнее, но по сути для выполнения задания вам необходимо ограниченное разнообразие эффектов, они будут повторяться от миссии к миссии. Игра проходит всё так же, независимо от того, куда вы хотите отправить миссию, на Луну или на Марс. Разница только в необходимости пройти определённое количество делений по треку. Причём отправляете вы на орбиту спутник или целый космический отель, никакого значения не имеет, кроме количества нужных единиц ракетной тяги. Мне это однообразие не мешает, так как в это время я погружён в азарт и атмосферу тематической космической гонки. Но если вы любите разнообразие механик, возможно, не будете особо очарованы. Этим игра не блещет.
На базе этого опыта я не берусь рекомендовать «Rocketmen», хотя она мне нравится. Если вы почитатель творчества Уоллеса, то знаете, чего ждать от игры, и вероятнее всего она вам понравится. Также она понравится фанатам космической тематики (в плане ракетостроительства, а не космических войн). Она достаточно проста и понятна для разных категорий игроков, но при этом есть вышеупомянутые «мели», на которых они могут засесть и не получить удовольствия от игры.
Конечно, я не описал все нюансы игры, а только общую её структуру. Думаю, на основе этой информации каждый сам может принять обдуманное решение, нужен ли ему «Rocketmen». Я для себя решил его приобрести.
Designer: Martin Wallace
Artists: Jakub Fajtanowski, Bartek Jędrzejewski, Miłosz Wojtasik
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
По пространству-времени мы прём на звездолёте … (Rocketmen): 4 комментария
Привет,
немного не по теме — гуглу что-то не понравилась рассылка с данным письмом — https://prnt.sc/11zedmt , раньше все было ок.
Возможно изза того что первоначальная ссылка включала кириллические символы. Но у меня лично это сообщение постоянно выходит когда публикую статьи — явно чтото гугл шалит 😉
Спасибо Чешир. Тоже обратил внимание на игру, но по ней почти нет материалов на русском. Теперь было бы интересно сыграть, так как и колодострои люблю, и Уоллеса уважаю, и космос люб.
Спасибо за обзор. В Польше игра уже доступна в продаже. Тоже сперва по имени автора обратил внимание, но когда прочёл, что это колодострой, понял, что играть я в неё не сяду. Да и по обзору вижу, что ну совсем никак не лежит в мою сторону. А вот дизайн коробки классный)