Четвёртые сутки пылают станицы, или как викинги на работу ходили (Reavers of Midgard)
Новый конунг избран и правит в Тронхейме. Остальные ярлы преклонили колено перед ним, признав его лидерство, тролли и драуги отброшены далеко в горы и леса, а морские пути расчищены от зловредных тварей, мешавших торговле. В целом, жизнь викингов вернулась в свое обычное русло, чему все очень рады. Ну, как все… Все викинги. Жителям прибрежных сёл и городов юга радоваться особо не приходится, так как викинги, порешавшие свои домашние дела, снова пустились в грабежи южных стран.
Итак, после событий, развернувшихся в первой игре серии о Мидгарде, «Чемпионах Мидгарда», вам предстоит новое приключение. Оно не такое эпичное и славное, как побороться за корону конунга и спасти столицу Тронхейм от орд нечисти, но всё же достойное почёта и уважения, как минимум, среди викингов. В новой игре «Reavers of Midgard» (условно назовем её на русском «Налётчики Мидгарда») вам предстоит в течении шести сезонов собрать команду для своего дракара и отправиться в южные страны за добычей. Все бы хорошо, но только вы в этом деле не одни, и, конечно же, имеет место некая гонка: кто первый разграбит самые лакомые богатства. Ну, и не надо забывать, что викинги – племя честолюбивое. Вопреки мнению жителей южных земель грабежи — это не только способ увеличить свое благосостояние, но и получить уважение и статус среди сородичей. А почему бы и не войти в легенды, как самый великий налётчик в истории!
Конечно, только хлюпикам с юга кажется, что налёты — это плевое дело. Сел на корабль, приплыл, помахал мечём, забрал все то, что люди нажили непосильным честным трудом, и поехал дальше. Однако, подготовка к набегу сама по себе трудное ремесло, со своими нюансами и хитростями.
В начале сезона набегов у вас есть дракар на десять персон, немного запасов еды и маленький оберег («favor» жетон), заговорённый местным скальдом, который пообещал, что это гарантирует вам благосклонность богов. Теперь предстоит собрать свою команду.
Слава богам, в Тронхейме множество бравых вояк, у которых руки чешутся съездить пограбить кого-нибудь, а собственного дракара нет. Так что сотрудничество с вами напрашивается само. Однако, так как это начало сезона, и все ищут наёмников, вам удаётся найти только двоих, готовых присоединиться к вашему начинанию. С каждым из наёмников приходят и 2-3 его побратима. Тут и начинается настоящее искусство организации рейда. Вам предстоит выбрать роль, которую эти два наёмника будут исполнять в вашем приключении. Так как это опытные воины, вы можете уступить каждому из них лидерство в набеге. Такая честь тронет сердце любого бывалого вояки, и он отблагодарит за подобный дар – подкинет вам или еды из своих личных запасов, или какой-нибудь трофей из его предыдущих набегов, а может и поделится своими тотемами (ну вы помните — те, что скальды заговаривают, и которые приносят удачу). Также это поднимет боевой дух некоторых из воинов в вашей дружине – тех, кто составляют фанатский клуб нового лидера.
Как и в «Чемпионах Мидгарда», тут обыкновенные воины представлены в виде кастомных шестигранных кубиков. Их в игре три цвета: по цветам трёх типов лидеров наёмников. На каждом кубике две грани со знаком лидера. Если цвет кубика совпадает с цветом лидера вашего набега, то эта грань является джокером и может принять любое желаемое значение, кроме двойного молота. Остальные 4 грани кубов заполнены разными комбинациями четырех символов в зависимости от цвета кубика: молот, корабль, щит и сундук. В игре разные действия потребуют от вас оплаты кубиками с соответствующим значением. Только молоты имеют ещё одно свойство, кроме того, что являются ресурсом для оплаты. Но об этом я расскажу, когда речь пойдёт о сражениях. Когда вы получаете каким-либо способом карточку наёмника, то сразу же берёте вместе с ним два кубика определённого цвета. Вы бросаете их и с полученными значениями располагаете на своем дракаре. Как ранее упоминалось, на дракаре 10 мест под кубики. Количество мест может быть увеличено за счёт артефактов, но об этом чуть позже.
Итак, как ещё можно использовать наёмников, кроме как назначить их лидерами? Можно понадеяться на их харизму и послать на поиски новых викингов для вашего набега. Во многих случаях это позволит вам получить конкретного викинга, причём с нужной вам специализацией (кубик определённого цвета, который вы можете добавить в свой дракар с любым из его значений без броска).
Иногда эти наёмники являются узкими специалистами в определенном виде набегов: на сёла, на крепости, на корабли или умеют подчинять территории. Вы можете воспользоваться этими знаниями, попросив викинга поделиться ими с вашей командой. Для каждого вида набегов вы сможете назначить по 3 подобных наставника, и они будут давать вам перед каждым набегом определенные бонусы, соответствующие их специализации.
В будущем у вас появится возможность присоединить новых наёмников к вашей команде, и каждый раз, когда это будет происходить, вам будет необходимо решить, что делать с ними: назначить лидерами, наставниками или рекрутёрами.
Теперь вы готовы к плаванию! Вас ждут 6 месяцев сезона набегов, в которые вы должны постараться награбить как можно больше добра и заработать как можно больше славы за это. Перед каждым игроком в его ход будет стоять нелегкий выбор из 6 мест, куда можно направить свой дракар. Хотя это не совсем так: 6 мест открыты только первому игроку, другие же будут ограничиваться тем, что осталось, так как повторять места нельзя. Но всегда можно последовать за кем-то.
Безусловно, тот, кто первый прибудет в соответствующее место, сорвёт самый большой куш, остальным же придётся подбирать то, что осталось. Но всё же, когда один игрок поплыл в локацию, любой другой может за ним последовать и выполнить такие же действия, но с меньшим бонусом (если он прибыл сразу вторым) или вообще без бонусов (если прибыл третьим или четвертым). Независимо от количества игроков в один месяц будут задействованы 4 из 6 мест. Так в партии на двоих игроков, каждый будет иметь возможность выбрать по два места, а на троих есть дополнительный маркер действия («Honor Ship»), который позволяет сделать ещё одно действие игроку, владеющему им. Этот маркер передаётся по кругу, так что каждый имеет по 2 дополнительных действия за всю партию.
Конечно, за некоторые действия необходимо «платить» определёнными видами граней на кубиках ваших воинов. И не всегда вы можете позволить себе выбранное другим игроком действие. В таких случаях можно спасовать и потратить время этого набега на полезные дела: пополнить свои запасы еды или привлечь в команду необходимого воина (один кубик выбранного вами цвета и значения).
При выполнении некоторых действий можно будет выбрать, как вариант, сразиться с врагами. В этом случае можно сбросить свои кубики со значениями молота или двойного молота. За каждый сброшенный молот игрок получает по одному боевому кубику. Это специальные чёрные кубы для определения урона, который игрок нанёс врагу. Полученными кубиками нужно выкинуть достаточное количество урона для преодоления защиты врага. В случае начальной неудачи игрок может использовать свои заговорённые тотемы, чтобы перебросить любое количество черных кубиков.
Итак, что же за места вам доступны? Во-первых, это сам Тронхейм. Так как это наш родной и любимый город, тут находятся аж 2 места на выбор, да еще и абсолютно бесплатные. Первое – это сам город: тут можно запастись едой, найти новые тотемы на удачу, нанять викингов или же сходить к скальдам за пророчеством, которое поможет вам получить больше славы в своих походах. Пророчества — это карточки персональных целей, которые при выполнении могут накинуть вам немного победных очков сверху в конце игры. Также тот, кто приплывет туда быстрее всех, получит титул Первого Викинга на селе (первого игрока).
Второе важное место в Тронхейме – это лагерь воинов, где вы можете запастись парочкой новых наёмников. Тут перед вами на выбор четыре пары воинов в открытую или же возможность вытянуть двух случайных из закрытой колоды. Напомню, что сразу, как только берёте новых наёмников, вы получаете новых воинов и должны решить, какова будет их роль в вашем начинании. Если получили новые кубики, но в дракаре нет места, вы всегда можете выбрать, какие из них оставить в своей команде, а какие выбросить. (Какое неуважительное отношение к гордым викингам!)
Хотя конечная цель викингов – это суша, но всё же море занимает огромное место в сердце каждого сурового норда. А так как и в море есть, чем поживиться доброму налетчику, от этого любовь к морским приключениям только крепнет. В следствии чего одно из доступных на выбор действий – это пиратство. Вы можете, если захотите, просто поплыть в никуда с надеждой наткнуться на славное и доходное приключение. Тут многие вспомнят «Чемпионов Мидгарда» с их морскими путешествиями, потому что до того, как приступить к реальному приключению, игрок сперва должен будет вскрыть карточку «перипетий в пути» и разобраться с её эффектами. Только после этого он может сразиться с одним из доступных врагов: морскими чудовищами, драугами или же «мирными» торговцами. Игроку предлагается или провести сражение, или заплатить кубиками определённого номинала. Если он побеждает, то получает сразу же кучу победных очков (от 5 до 19) и какую-нибудь наживу в придачу.
Иногда викинги решают, что корову лучше доить, чем забивать сразу на мясо. Поэтому они не грабят сёла, но принуждают платить им дань под угрозой тотального разорения. Это представлено в одном из мест для набегов. Там расположены 9 стопок тайлов: три группы по три стопки тайлов разных уровней (1, 2 и 3). В зависимости от очерёдности прибытия, игрок может сразиться и / или убедить несколько селений стать его вассалами. Для этого он должен или заплатить определённую цену в зависимости от вида и уровня села, или сразиться и побить его защиту. В случае успеха игрок берёт себе тайлы из выбранных им стопок и вскрывает, получая сразу же определённое вознаграждение. Кроме этого каждый такой тайл возле корабля будет приносить вам по 1 победному очку в конце каждого месяца (раунда).
Последние два места — это разграбление крепостей и сёл. Они схожи по механикам: игроки в них выбирают пару связанных карточек добычи, разница состоит только в видах карточек. В крепостях большинство добычи представляет собой ценности, необходимые для получения очков путём сбора сетов: гобелены, сокровища, оружие. Иногда выходят карточки самих крепостей, которые можно ограбить слегка или разорить полностью. Полное разорение требует вступить в сражение, но в результате даёт жетон Крепости. Эти жетоны, наряду с жетонами Стен и Сёл из набегов на селения, дают определённые очки в конце игры, в зависимости от количества жетонов у игрока.
В сёлах всё чуть разнообразнее. Тут можно грабить укреплённые и неукреплённые селения. В случае, если возникнет желание, можно их вообще спалить, получив за это дополнительную добычу и жетон Стены или Села. Однако, это вам не крепости разорять, тут придётся избивать мирное население, что у викингов не в чести, за это вы получите жетон Позора. Этот позор лучше смыть с себя поскорее и не особо его накапливать, так как иначе в конце игры он отнимет у вас солидное количество славы (то есть победных очков). Также в селе можно заставить ремесленников произвести ремонт и улучшение вашего дракара. Это даст вам жетон Улучшения, который имеет на себе значение одной из четырёх стандартных граней кубиков-воинов. Он может быть использован раз в ход в качестве оплаты за разные действия вместо кубиков. Каждый дракар может иметь максимум три таких улучшения.
Кроме того, в селе можно раздобыть артефакты. К дракару можно присоединить 4 таких артефакта. Они обычно дают дополнительное место для кубика-воина, иногда для любого, а иногда для кубика с определённым значением. Этот кубик вы можете использовать или для оплаты действий, или для активации способности самого артефакта. Кроме того, такая полезная вещичка сама по себе даёт вам победные очки. Если вы добыли новый артефакт, но все места под них уже заняты, можно заменить им один из своих старых артефактов. Вы получите очки с нового артефакта и не потеряете те, что получили со старого.
Как я сказал ранее, в свой ход каждый игрок выбирает место и выполняет его действия, а остальные выбирают последовать за ним или спасовать. После того, как в рамках одного раунда были совершены 4 действия, он заканчивается и начинается новый. Начинается с обновления поля: все открытые карточки, которые не были взяты игроками, сбрасываются, и на их места выкладываются новые. Обновляется также рынок воинов в Тронхейме.
В конце шестого раунда заканчивается сезон набегов, а с ним и сама игра. Производится подсчёт очков. К тем, что были накоплены в течении партии, прибавляются очки с пророчеств скальдов, с сетов карточек крепостей, с жетонов Крепостей, Стен и Сёл, и вычитаются очки с жетонов Позора. Тот, кто в результате наберёт наибольшее количество очков Славы, объявляется Рейдером Сезона и победителем.
На этом хватит лирики. Перейдём к тому, что я думаю об игре.
Начну с того, что игра не плохая, однако есть несколько моментов. Во-первых, так как она вторая из серии игр о Мидгарде, само собой напрашивается их сравнение. И я без колебаний скажу, что «Чемпионы Мидгарда» мне нравятся намного больше. В них я чувствую и больше темы, и больше атмосферы, и больше разнообразия. В «Чемпионах» есть ощущение, что ты можешь выбрать одну из нескольких победных стратегий. Тут же скорее всего вы будете стараться делать все понемногу.
Авторы заявили, что игра является классическим представителем школы европейского дизайна (евро), однако для евро в ней слишком много случайности. Игроку трудно оформить какую-то существенную стратегию, так как доступные для сбора карточки выходят в случайном порядке. Не факт, что если вы решили собирать определенные сеты, то за всю партию выйдет достаточно нужных карт, чтобы это стоило инвестиций и окупилось в результате желаемым количеством победных очков.
Игра скорее держится на азарте, и этому ощущению помогают кубы, хотя тут у них более статичная роль, чем в тех же «Чемпионах». Здесь обычно кубик кидается только при его получении и превращается в статичный ресурс. Бросок кубика не происходит в какой-то напряженный момент, как в битвах в «Чемпионах». То есть даже в азартности, по моему мнению, «Налётчики» уступают «Чемпионам».
С другой стороны, если отойдем в сторону от сравнения с «Чемпионами», «Налётчики» — это весьма добротная самостоятельная игра с красивым оформлением и высокой реиграбельностью, именно из-за большой доли случайности. Какие предсказания вы получите, какие морские враги попадутся на вашем пути, какие артефакты будут доступны – это всё меняет ощущения от игры, так как вам придётся адаптироваться к конкретной ситуации, изменяя свою стратегию.
Надо также помнить, что «Чемпионы» сильно похорошели за счет дополнений (особенно «Вальхаллы»), а тут мы имеем дело с чистой базой. Возможно, в будущем «Налётчики» получат свои дополнения, которые превратят их в шедевр, каким я считаю сейчас «Чемпионов».
При этом «Налётчики», как и «Чемпионы», вполне могут удержаться в семейном сегменте. Игра легко усваивается, имеет простые правила и красочное оформление. Все это позволяет с удовольствием раскладывать её в семейном кругу, тем более что в ней нет прямых конфликтов. И хотя на коробке указано 14+ (возможно из-за тематики грабежей и разорений), я думаю, эту планку можно опустить и до 10+ без особых затруднений.
Не уверен, что эта игра нужна тем, у кого уже есть «Чемпионы Мидгарда», но с другой стороны она не помешает, так как дарит другие ощущения. Думаю, однако, что стоит поиграть хотя бы ради знакомства с игрой, которая возможно вам понравится. Она не хватает звёзд с небес, но мне играть в неё, как минимум, приятно.
Designer: J.B. Howell
Artist: Yaroslav Radetskyi
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .