Что за люди в Голливуде? (Detective: City of Angels)
Тело девушки, опознанной как Сали Фоут, было найдено на пирсе Подковы южного побережья Лос-Анджелеса. Жертву застрелили одиночным выстрелом в спину. Малочисленные свидетели, находившиеся тем вечером возле пирса, видели двух мужчин с подозрительной внешностью, уходящих с набережной. Описание одного из них совпадает с известным головорезом из круга итальянской мафии – Реджинальдом „Ди“ ДиКаприо. Предположительно, вторым был его братец Франки ДиКаприо по кличке „Тупица“, также известный как громила Коза Ностра Нет никаких сведений о прямой связи этих двух подонков с убийством Сали Фоут, но это хоть какая-то зацепка. Вам, детективы, предстоит раскрытьэто гнилое дельце и узнать, кто пролил … Кровь на пирсе!
С этого момента начнётся ваше волнующее приключение в роли детективов полицейского управления Лос-Анджелеса в игре „Детектив: Город Ангелов“ (Detective: City of Angels). Сразу хочу предупредить, что это отдельная игра и не является продолжением, дополнением или вообще чем-либо связанным с игрой „Детектив. Игра о современном расследовании“. Их часто путают из-за схожего основного названия „Детектив“ и из-за того, что у второй игры есть дополнение (“L.A. Cases”),связанное с Лос-Анджелесом.
Итак, вам предстоит погрузитьсяв преступный мир Лос-Анджелеса 40-вых годов ХХ века. Мир этот далек от идеального, и пока Европа охвачена пламенем Второй Мировой Войны, в США своих проблем тоже хватает – расизм, организованная преступность, волны эмиграции и все такое. Полиция в этой ситуации, чтобы вообще как-то справляться с наведением порядка, наделена исключительными полномочиями и властью. Но, как часто бывает, чем больше власти у людей, тем чаще и наглее они ею злоупотребляют. Сотрудники полицейского управления Лос-Анджелеса не отличаются в этом от своих коллег в любом другом управлении США 40-ых. Коррумпированные копы крышуют притоны, нелегальные казино и ячейки мафии, а иногда и сами становятся участниками дерзких и кровавых преступлений.
В этой авторы постарались максимально точно передать эту атмосферу механиками игры, так что извините, господа и дамы, но вы будете такими же нечистыми на руку полицейскими, как и все остальные. Единственная разница в том, что вы реально хотите раскрыть конкретные преступления.
Это, однако, не все, что отличает игру от других представителей детективных настольных игр. Они стали особенно популярными в России недавно с локализацией целого ряда подобных проектов – тот же „Детектив. Игра о современном расследовании“, „Шерлок Холмс. Детектив-консультант“, серии игр „Элементарно“, „Место Преступления“ и множество квестовых игр с детективной тематикой. „Город Ангелов“ отличается уже тем от всех этих игр, что является не кооперативной, а соревновательной. Каждый сыщик пытается выслужиться перед начальством и опередить оппонентов, первым раскрыв дело.
Другое важное отличие игры в том, что в ней есть Ведущий. Но тут он имеет особую роль, скорее, схожую с Оверлордами в “Descent” или “Imperial Assult”. Ведущий активно играет против остальных участников и пытается всячески их запутать, как некий Мориарти, сидящий в середине паутины и дергающий ниточки преступного мира. Вдобавок к этому, для любителей соло-игр или полных кооперативов в игре есть полностью кооперативный режим в наилучших традициях жанра, где роль Ведущего берет на себя книжка с эпизодами, по которым игроки гуляют соответственно развитию дела.
Игрокам придется разгадывать загадку загадку в крайне неблагоприятных обстоятельствах – не только таинственный преступный гений постоянно мешает их расследованию, но и само преступление не из простых, да ещё и время поджимает. В такой напряженной атмосфере все методы хороши – подкупы, запугивание свидетелей, иногда даже дать волю рукам. Нужно всего-то понять, кто является преступниками и их мотивы, а также найти орудие преступления. Просто звучит, верно? Но помните, что это не современная криминалистика: отпечатки пальцев едва начинают входить в обиход, а всякие там ДНК-экспертизы существуют только в научной фантастике.
В базовой игре вниманию игроков представлены 9 дел, первое из которых — „Кровь на пирсе“. В вышедшем на последнем кикстартере дополнении есть еще 4 дела. В принципе, все дела самостоятельные, только в редких случаях они связаны меж собой, и всё же из-за этих редких случаев я бы советовал проходить их в строгой последовательности для полного погружения. Если же вы нарушите этот порядок, то ничего страшного не произойдет, но иногда будет ощущение, что вы вернулись в прошлое.
Итак, в начале игры каждый из игроков-сыщиков получает набор компонентов, из которых самыми важными являются 8 токенов в форме шапок – они называются токенами Давления и играют важную роль. Все остальные токены служат, скорее, для обозначения прогресса игры. Ну, и еще, в зависимости от очередности игроков, они получают определенную сумму денег, используемых исключительно для подкупов. Также игроки получают листы для ведения записей.
На столе раскладывается карта города Лос-Анджелеса, на которой отмечены 100 разных локаций. Город разделен на 5 больших районов – Вест-Сайд, Голливуд, Центр, Долина Сан Габриель и Южное Побережье. Это разделение важно при учете передвижения игроков между локациями. Также на поле обозначены 12 слотов для жертв, подозреваемых, свидетелей, улик, и прочей информации — на них раскладываются карточки всех возможных Тем, связанных с делом. Я не случайно называю их темами, так как вопреки их разнообразию, они являются, в основном, темами разговоров между сыщиками и подозреваемыми и/или свидетелями. В начале игры после прочтения введения в дело только несколько из таких карточек откроются, а остальные будут вскрываться по мере расследования дела игроками. Также карточек тем не в каждом деле будет 12 — просто это максимум. Кроме того, в каждом деле может быть до 5 свидетелей, с которыми сыщики смогут контактировать. В связи с этим, листочек учета каждого игрока будет представлять собой сетку с 12 колонками, представляющими темы разговора, и пятью рядами, представляющими свидетелей. Так, при допросе свидетеля игрок при желании может отметить, что он его уже расспрашивал о конкретной теме и даже написать, что важного он из этого разговора узнал.
Ещё на игровом поле находится таймер, отсчитывающий дни расследования. На каждое дело игрокам, в зависимости от их количества, будет отведено определённое время — на 4 игроков, обыкновенно, это 7 дней, кроме как если в самом деле не сказано иначе; на 3 и 2 игроков это, соответственно, 9 и 12 дней. Каждый день — это игровой раунд, в котором каждый из игроков сделает свой ход, состоящий из 4 действий. По истечению последнего дня игроки должны представить Ведущему свои версии преступления и узнать финальный результат дела – раскрыл ли его кто-нибудь и кто сделал это первым. К этому мы еще вернемся.
Роль Ведущего в игре весьма пассивна. Он не имеет своего хода, но он в игре постоянно, так как реагирует на действия игроков-сыщиков. Для этого в начале игры он получает несколько наборов карт: результаты обысков, опросов и иногда карты Тайн. Также у него имеется отдельная книжка Ведущего, в которой описано все дело вместе с его разгадкой. У игроков тоже есть свои книжки с описанием дела, короткой памяткой правил и словарем жаргона (его в игре достаточно), и это исключительно справочный буклет. В целом, Ведущий администрирует игру, оперируя карточками тем и раскрывая их, когда нужно. Его основная игра с личным выбором происходит только тогда, когда игрок общается со свидетелем, а поскольку это довольно частое явление, Ведущий не обделен ни в коем случае. Так как, однако, и это действия является реакцией на действия сыщиков, лучше перейду к их действиям.
Как я уже сказал, в свой ход игрок может выполнить4 действия. Разрешено повторять действия, за исключением нескольких случаев, но о них чуть позже.
Самое базовое действие игрока — это передвижение. Можно передвинуться за одно действие свободно из одной точки в районе в другую, независимо от того, насколько далеко находится конечная точка назначения от места, где игрок начал перемещение. Однако, чтобы выйти за пределы района, ему нужно потратить два движения и пройти через точки, которые являются общими для двух соседних районов. То есть если вы хотите попасть в локацию другого района, то вам придется сперва переместиться на границу между вашим нынешним районом и тем, к которому вы направились, а потом за дополнительное действие уже переместиться в рамках нового района.
На карте есть три вида локаций, и они не связаны с конкретным делом — просто в них можно выполнять определённые действия. Так, например, на карте есть места сходок мафии. Так как полиция крышует мафию, эти сходки известны любому полицейскому. Когда вы остановитесь в свой ход на этой локации, сможете выполнить действие Кикбэк, чтобы получить деньги за крышевание данной точки. Это действие можно выполнить только раз в ход. Новости по сети мафии разносятся быстро, и нет смысла пытаться собрать мафиозный урожай в другом месте. Возьмите свои деньги в сумме, равной количеству игроков (включая Ведущего), и не беспокойте больше „благородных“ донов сегодня. А вот завтра можете снова приходить.
Следующий вид локации — это полицейские участки. В одном из них вы начнете свой первый ход. В целом, надо понимать, что коррупция — это не обязательно подкуп полицейского преступником. Так что тут вы можете в качестве бесплатного действия заплатить небольшую сумму дежурному офицеру (на пончики), чтобы он не обращал внимание на то, как вы роетесь в документах на столе своих коллег. Такое действие позволяет вам подсмотреть карточку Темы, которая известна другому игроку-сыщику, но ещёне известна вам. В конце концов, какое право имеет он скрывать данные по следствию от вас?! Вы же все одно дело делаете! На благо общества! Возмутительно! Надо помнить, что действие взяток, включая это, является свободным и не тратит ваш лимит действий. Вы можете повторять его сколько угодно раз, пока у вас есть деньги… на пончики.
Все остальные локации являются просто местами в Лос-Анджелесе, которые иногда будут иметь особое значение, связанное с конкретным делом.
И раз уж я заговорил про взятки, то таким же свободным действием вы можете подкупить не только дежурного офицера, но и другого сыщика, с которым вы находитесь на одной и той же локации. В этом случае можно подсмотреть карточку только той Темы, которая известна конкретному сыщику. Это действие обойдется дешевле, чем подкупать офицера, однако деньги, потраченные на подкуп, пойдут напрямую в карман оппонента. В конце концов, вы же его подкупили. Приятное в этом только то, что оппонент не может вам отказать. Раз деньги уплачены – вы имеете право на информацию.
Есть еще два вида подкупов, но с ними мы разберемся позже, так как они связаны с другими действиями сыщиков.
Итого я рассказал только об одном действии, которое тратит ваш запас действий – передвижение. Подкупы всегда являются свободными действиями.
Если движение — это очень частое действие, так как вам приходится носиться по городу в поисках свидетелей и улик, то действие Анализа используется очень редко. Это действие просто дает Вам один доллар. Для сравнения: подкуп дежурного инженера стоит 3 доллара. Это действие оправдано, только если вам не хватает одного доллара для крайневажного действия, а до сходки мафии ходить далеко или этот вариант уже использован. Ну, или если Вам просто больше нечего делать.
Следующие три действия связаны напрямую с вашей работой следователя.
Два из них работают схожим образом — это обыск места или свидетеля. В обоих случаях вы должны находится на локации, подлежающую обыску, или там, где находится свидетель, которого вы хотите обыскать. Не всегда свидетель имеет известное местоположение. В таком случае вам придется сперва его найти, чтобы обыскать, да и чтобы расспросить тоже. Во время выполнения подобного действия, Ведущий выдает вам карточку обыска с информацией. Иногда это может быть просто свидетельство о каком-то аспекте преступления, а иногда важная улика. Обыкновенно, если это улика, то карточка обыска архивируется, и если следующий игрок тоже попытается обыскать то же место или свидетеля, то результат может быть другим. Можно обыскать любую локацию просто наугад. У Ведущего всегда найдётся карточка с соответствующей информацией, даже если на карточке написано „Тут вы не находите ничего интересного“.
Кстати, тут стоит упомянуть, что, за исключением очень редких случаев, вся информация, которую находит игрок в виде новых карточек Тем, остается скрытой для других игроков. Игрок, обнаруживший информацию, помечает соответствующую карточку своим токеном Знания, чтобы другие понимали это на случай, когда хотят подкупить игрока или дежурного офицера. Карточка открывается только в случае, когда все игроки выложили на нее свои жетоны Знания, то есть она и так уже всем известна. Также с момента обнаружения карточки первым игроком, токен с ее символом кладется на счетчик времени, и на третий день после ее открытия карточка Темы автоматически станет всеобщим достоянием. Таким образом, если вы что-то нашли, то у вас есть ровно 3 дня воспользоваться этим преимуществом в гонке за раскрытие дела.
Последнее и, по-моему, самое главное действие в игре — это Допрос свидетеля. Именно при выполнении этого действия раскрывается вся суть уникальной системы „Детектива: Город Ангелов“. Игрок, который находится в локации со свидетелем, может за одно действие задать ему один вопрос. Для этого игрок называет свидетеля (если их в локации несколько) и символ карточки Темы, о которой он хочет расспросить свидетеля. Например, карточка Темы жертвы обозначена символом „А“. В нашем случае, описанным в начале обзора, сыщик, который находится в локации с „Тупицей“ ДиКаприо, может сформулировать запрос к Ведущему следующим образом: «Допрашиваю Фрэнки ДиКаприо относительно „А“.» Конечно, можно и просто сказать „о жертве“, но в случае, когда вы хотите допросить свидетеля о карточке Темы, которая неизвестна другим игрокам, лучше все же использовать буквенное обозначение, чтобы не снабдить лишней информацией конкурентов.
В этот момент Ведущий может принять первое решение по „обороне“ и использовать токен Давления этого детектива, вернув его игроку. Таким образом, Ведущий обозначает, что свидетель отказывается отвечать на заданный детективом вопрос. Конечно же, для этого у Ведущего сперва должен появиться соответствующий токен Давления, а как его он получает – расскажу чуть дальше.
Со своей стороны, если все же детектив очень хочет получить ответ на заданный вопрос и у него есть лишние деньги, то он может подкупить свидетеля и заставить его отвечать. Это третий способ использования подкупов из четырех. Если же детектив этого не сделал, то его действие заканчивается. Он снова, уже другим действием, может расспросить свидетеля, но не имеет права в течение одного и того же хода задавать одинаковые вопросы.
Если же дело дошло до допроса, то другие игроки могут попытаться подслушать сказанное свидетелем. Для этого у них есть два жетона — подслушать или пасовать. Они выкладывают жетоны в закрытую, и когда допрос закончится, вскрывают их. Если игроки поставили „подслушать“, то им надо будет заплатить взятку, после чего они получат ответы свидетеля. Если же спасовали – ну, тут все ясно. Подслушивание допросов — это четвертый и последний вид взяток в игре. Надо, однако, понимать, что подслушивающий не имеет контроля над самим процессом допроса и получает только конечный результат. Что это значит и почему это важно, вы поймете совсем скоро.
И так, сыщик задал Ведущему вопрос и должен получить ответ. Тут для Ведущего настает момент настоящей игры на хитрость и смекалку. Помните, я описывал вам блокнот для записей сыщиков? У Ведущего есть такой же, только заполненный. То есть в его табличке напротив каждого свидетеля есть ответы, связанные с определенными Темами. Причем в каждой клетке пересечения свидетеля с Темой ответов может быть несколько. Один из ответов помечен красным, и он называется „Максимально полезным ответом“. Именно его и стремится получить сыщик. Но надо понимать, что это не то же самое, что верный ответ. Свидетель может заблуждаться или даже ничего не знать по текущему делу. Все остальные ответы варьируются от откровенной лжи до бесполезной информации, которая могла бы повести следователя по ложному следу и тем самым потратить зря его время. Ведущий выбирает, какой именно ответ дать сыщику. Этот процесс очень требователен к Ведущему, так как его цель — именно запутать сыщиков, и это можно сделать, только выдавая правдоподобные, но не ведущие к разгадке дела ответы. Надо следить за тем, что уже знает сыщик, чтобы ответ свидетеля не противоречил ранее установленным фактам. Лучше всего, если ответ будет похож на правду, и поддерживать какую-то бредовую теорию, которой сыщик в энтузиазме уже поделился с другими игроками – это программа максимум!
Вы скажете: „Что за бред, тогда Ведущий всегда будет врать, и никакой информации не давать!“ К сожалению Ведущего, он не так всемогущ. После того, как получил ответ и прочитал его, игрок может усомниться в правдивости ответа и надавить на свидетеля, объявляя Ведущему „квоту недоверия“. Для этого детектив использует один из своих токенов Давления. Он возвращает ответ Ведущему вместе с токеном. Если Ведущий дал „Максимально полезный ответ“, то он оставляет себе токен, чтобы в будущем блокировать вопросы игрока, а также иногда запрещать ему подслушивать чужие допросы. А если он слукавил, то тогда токен кладется на свидетеля, и Ведущий обязан теперь уже дать сыщику „Максимально правильный ответ“. В будущем, когда сыщик захочет снова допросить этого свидетеля, он может заявить, что сразу же использует токен Давления, лежащий на нём, и в этом случае Ведущий не сможет отказать детективу в ответе и дать ему никакой другой, кроме гарантировано „максимально полезного“. После того, как сыщик получил свой финальный ответ (независимо, использовал он давление или нет), другие игроки вскрывают свои токены Подслушивания, и если они решились на это, то платят деньги в кассу, чтобы прочитать финальный ответ, который Ведущий дал сыщику. Причем этот ответ может относится к какой-то улике, которую другой сыщик в глаза не видел – когда подслушиваешь, не факт, что поймешь все, что ты услышал.
Эта система создает очень интересную игру в кошки-мышки. Игроки не хотят рисковать и давать токены Давления Ведущему, и поэтому боятся часто ему бросать вызов. А Ведущий иногда нарочно дает „максимально полезный ответ“, чтобы спровоцировать недоверчивых сыщиков усомниться в нем и отдать свою шапочку (если помните, токены Давления выглядят именно как шапки). Более того, ответы в книжке Ведущего написаны просто гениально. Есть ложь, которая иногда выглядит более правдоподобной, чем максимально полезный ответ и даже может давать тебе информацию о новой нераскрытой теме или отправлять тебя в какую-то локацию, что создает впечатление, будто ты напал на правильный след, пока некоторые максимально полезные ответы просто кричат тебе „Он врет! Надави на него!“.
В целом, несомненно, такая система больше шансов дает детективам, и, одновременно с тем, делает игру и за Ведущего не менее увлекательной. Он не просто дворецкий, который обслуживает играющих господ; он реально чувствует себя злым гением, который пытается водить сыщиков за нос. При этом у сыщиков есть и сильный инструмент противостояния, и сильный сдерживающий фактор, что заставляет и их понервничать.
В любой момент в начале своего хода игрок-сыщик может попытаться раскрыть дело. Для этого он записывает свои предположения на листке и подает их Ведущему. Ведущий или объявляет конец игры, если игрок решил все правильно, или же цифрой отмечает, сколько из догадок игрока правильные. Например, если игрок угадал только орудие преступления, но не назвал правильно преступника и мотив, то Ведущий поставит ему оценку „1/3“ и вернет листок. Игрок продолжает играть наравне со всеми, и, по сути, ответ Ведущего дает ему и дополнительную информацию, однако… Однако, этот игрок больше не сможет делать догадок до конца последнего дня, когда игроки в обратном порядке ходов будут делать свои финальные догадки, если никто не раскрыл преступление до окончания времени, выделенного на дело. Тут, наверное, стоит отметить, что дела составлены так, что определить каждый из компонентов разгадки не так уж просто. Причем игра и Ведущий часто играют с сыщиками в „Игры Разума“. Иногда ответ может лежать на поверхности, и все думают, что это уловка и надо копать глубже. Иногда же все первоначальные улики ведут к конкретному ответу, но одна из скрытых улик может перевернуть все вверх ногами. А мотив — вообще самое скользкое во всей этой истории. Хотя иногда и он может быть очевиден. Всего на выбор 12 весьма общих мотивов, из которых в каждом деле „правильными“ признаются 2-3. В конечном итоге, можно попытаться и угадать, но если до этого дойдет, значит, что-то вы упустили.
Не могу еще раз не выразить свое восхищение тем, как хитро и качественно расписаны варианты ответов свидетелей. Они не только дают Ведущему огромное поле для маневров, но и раскрывают характер каждого персонажа, что реально помогает в расследовании дела, если игрок уловит волну свидетеля.
Я пренебрежительно отношусь к остальным кооперативным детективным играм, где люди говорят, что самое прикольное — это сидеть обсуждать вместе и решать дело в постоянных дискуссиях и дебатах. По сути, большинство детективных игр – соло-игры, и, в как таковые, в них можно играть неограниченным количеством человек; в конце концов, решение принимается одно, и вы играете за одного игрового персонажа. Даже в тёзке Города Ангелов, хоть и есть персонажи условно со своими „умениями“, они все равно обязаны ходить вместе за ручку по локациям и не могут работать самостоятельно по параллельным зацепкам и так далее. А уж о соревновании и речи не идет. Тут же мы имеем потрясающую по глубине детективную историю, где каждый игрок выбирает свой путь. Было много случаев, что до верного ответа игроки доходили совершенно разными путями и совершенно разными цепочками рассуждений, и это очень классно, так как дает чувство личного, а не какого-то коллективно-балаганного удовлетворения. А кроме того, в „Детективе: Город Ангелов“ сохранён очень любимый мной нуарный стиль – детектив один против всего мира. Пуаро не дискутировал с Полковником, Ватсон не спорил с Шерлоком Холмсом, Мегре вообще один работал, зато все они соревновались с сотрудниками из полиции, и триумф детективов блистал именно в сравнении с профессионализмом тех сыщиков. Так что да простят меня любители дискуссионного прохождения детективов, но я считаю, что они многое теряют от невозможности выйти один на один (ну, максимум в паре) с преступником. В этом ведь есть столько эпичности!
Так вот на данный момент я, без каких либо раздумий, для себя назову „Детектив: Город Ангелов“ лучшей детективной настольной игрой из всех существующих. В ней есть все – запутанные дела, рутина полицейской работы, состязание в хитрости с неглупым преступником и соревновательный дух настольных игр. Более того, это реально настольная игра, а не адаптированное под настольную игру мобильное приложение или книга-игра.
Конечно, не обойдется и без ложки дегтя. „Детектив: Город Ангелов“ очень языковозависим, и язык должны знать все игроки, так как в ней куча информации, которую вы скрываете от оппонентов. Более того, в игре используется специфический жаргон, и хоть под рукой есть словарик жаргонных выражений, все же нужно хорошее знание базового языка. Пока что я не слышал, чтобы кто-то решился на локализацию этой игры, а ведь вот такие настолки реально нуждаются в локализации из-за наличия больших объёмов иностранного языка.
Второй относительный минус — это, конечно же, сюжетность игры. После первого прохождения в качестве сыщика вам больше не удастся насладиться ею в роли детектива. Зато вы можете ее переигрывать сколько угодно в роли Ведущего с другими компаниями. Причем, чем лучше вы будете знать дела, тем более умело будете манипулировать ответами свидетелей и делать игру еще более интересной и напряженной для игроков.
Если же у вас нет проблем с языком и есть возможность добраться до „Детектива: Город Ангелов“, то я просто бешено вам ее рекомендую. Причем советую играть полным составом — тогда у Ведущего мало шансов будет на победу, но соревнование будет просто невероятно жестким. Ну, а Ведущий, хоть и смирится с поражением, но, я уверен, проведет время очень увлекательно, пытаясь вас запутать по полной. А кто знает, может, даже и победит. Вот я прошел уже всю базу в качестве Ведущего и победил только один раз из 9, но ни в коем случае не считаю себя в проигрыше. В дополнении попробовал себя и в роли сыщика – не менее увлекательно. Еще раз, очень рекомендую ВСЕМ! (Кроме детей до 10-12, так как в игре есть не очень приятные темы, связанные с преступлениями.)
Designer: Evan Derrick
Artist: Vincent Dutrait
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .