И я думаю про себя: «Как хорош этот мир…» (It`s a Wonderful World)
Вижу синь небес, белизну облаков
Яркий радостный день, тёмной ночи покров
И я думаю про себя
Как хорош этот мир…
What a wonderful world, Luise Armstrong
Десять лет прошло с момента завершения Великой войны – катастрофического конфликта, который перерисовал политическую карту Земли и унес миллионы жизней. Война отрезвила многих и разбила иллюзии старого мира. Теперь все нации ясно видят порочность старых путей и полны решимости любой ценой идти новым, правильным путем к всеобщему Светлому Будущему. Конечно же, под предводительством наших мудрых и просвещённых вождей. Во всем этом есть только один небольшой недостаток: только наш лидер реально знает правильный путь, а лидеры других мегагосударств где-то свернули не туда и в слепой вере в собственную правоту ведут свои народы к новой катастрофе. Хорошо, что наш вождь вовремя увидел опасность и теперь строит гениальный план коррекции курса заблудших стад.
В тайных институтах и лабораториях разрабатываются новые технологии и методы управления, исследуются древние знания давно вымерших цивилизаций в самых мистических уголках земного шара, экономика и индустрия работают на всех парах, чтобы обеспечить нацию ресурсами, необходимыми для выполнения грандиозного плана. Другие народы должны увидеть правильность нашего курса и потянуться за нами или же, при необходимости, наставлены на путь истинный силой. Мы готовы даже воевать, лишь бы не допустить новой Великой Войны! Будущее за нами!
Вот в таком безумном мире и придется провести некоторое время игрокам в настольной игре „Этот безумный мир“ (It`s a Wonderful World). Вы будете выступать в роли великих лидеров одного из пяти мегагосударств, сформировавшихся в результате Великой Войны – Европейская Республика, Ацтекская Империя, Панафриканский Союз, Азиатская Федерация и Североамериканские Штаты. Мир, в который Вам предстоит окунуться можно определить как ретро-футуристический. Это весьма популярный, в свое время, жанр фантастики, в котором будущее представлено как альтернативная линия развития человечества при помощи технологий, которые уже вышли из массового потребления, например, паровые машины или технологии, вдохновленные работами Николы Теслы. К этому обширному слою фантастики относятся такие популярные течения как стимпанк и дизельпанк, а также, если кто-то из вас помнит, те обворожительные рисунки планов Сталина по реконструкции Москвы довоенных времён. Вот в такой мир вам и предстоит попасть, а будет он утопией или антиутопией, зависит исключительно от действий игроков.
Должен сразу предупредить, что я покупал игру с Кикстартера, со всеми возможными плюшками. Российский издатель „Эврикус“ взял игру на локализацию, и по плану она должна появиться на российском рынке осенью этого (2020) года. Я, к сожалению, не знаю, в какой комплектации будет выходить русская версия, поэтому расскажу обо всём, что есть в «кикстартерной» версии, и буду надеяться, что „Эврикус“ договорится о локализации полного комплекта игры.
Итак, вы получаете в свое владение империю, охватывающую огромную территорию и имеющую невероятный потенциал, который вам и предстоит реализовать. Сама игра имеет очень простую механику и не отличается изобилием разнообразных компонентов (как минимум в базе). Игрок получает карточку империи. Тут нужно отметить, что карточки каждой империи имеют 4 варианта, игроки могут договориться, с какими из них начать игру. Варианты империй предлагают разный уровень начальной сложности и асимметрию старта. В двух из вариантов у Вас равные стартовые условия: или с
начальным производством, или с пятью единицами кристаллиума (это такой универсальный материал будущего). А в двух других у каждого из Вас будет свой уникальный набор начального производства и условие получения победных очков. Сразу же замечу, что в базовой версии предусмотрены только два варианта для каждой империи. Другие два являются «кикстартерной» целью (открываются для поддержавших Кикстартер при сборе определенной суммы).
В середину стола выкладывается специальный борд, который служит лишь для организации игрового процесса, при желании можно обойтись и без него, но с ним удобнее. На борде в определенном порядке располагаются склады пяти базовых ресурсов – Материалы (серый), Энергия (черный), Наука (зеленый), Золото (желтый) и Исследования (синий). Отдельно располагается склад кристаллиума (красный), о котором я уже говорил, и склады специалистов в области финансов и военного дела. Также на поле расположен счетчик раундов: их в игре будет всего 4. Возле поля кладется толстенная стопка карточек проектов. Теперь вы готовы строить свое Светлое Будущее.
Как я уже говорил, игра имеет очень простую механику, так что после прочтения этого обзора, вам возможно даже не придется читать правила, кроме как для уточнения значения какой-то замудрённой иконки (но я не припоминаю такой).
Каждый раунд проходит в три фазы – фаза Драфта, фаза Планирования и фаза Производства.
Многие из вас, вероятно, знают, что такое драфт карточек. Особенно те, кто играли в такие популярные хиты, как 7 Чудес, Кровь и Ярость, Sushi Go и так далее. Я все же поясню для тех, кому этот термин не знаком. Драфт – это одна из базовых механик в настольных играх, при которой игроки распределяют между собой карточки или другие компоненты не методом слепой раздачи, а путём выбора. Обычно, как и в „Этом Безумном Мире“, игрокам раздается определенное количество карт, из которых они выбирают и оставляют себе одну, а остальные передают следующему игроку по или против часовой стрелки. Сам игрок получает так же новый набор карт от игрока рядом. Из новых карточек он так же выбирает одну себе, а остальные передает дальше по кругу. Так карточки передаются между игроками, пока каждый не наберет нужное количество. В этой игре карты прокручиваются, пока у каждого не окажется по 7 штук – то есть все карты, розданные в начале партии, будут распределены между игроками методом драфта. На этом фаза Драфта заканчивается и начинается фаза Планирования.
В этой фазе игроки открывают выбранные ими карты и решают, как их использовать. Тут у Вас два возможных выбора по каждой из карточек – начать строить или отправить её в переработку.
У каждой карты проекта есть своя цена, изображенная в верхнем левом углу в виде перечня ресурсов. Чтобы считать карточку построенной, игрок должен заполнить соответствующими ресурсами все эти ячейки. Выкладывая карточку в зону постройки, игрок объявляет свое намерение завершить этот проект в будущем. Все карточки, которые он выбрал, но не планирует строить, перерабатываются. Игрок сбрасывает их в общий сброс, получив перед этим ресурсы, указанные в нижнем правом углу карточки – как правило, это всего лишь один ресурс определённого цвета. Все полученные таким образом ресурсы и вообще все получаемые ресурсы в игре должны быть немедленно
распределены по проектам, находящимся в строительстве. Оставлять ресурсы на потом нельзя. При желании можно складировать ресурсы на карточке Империи, но эти ресурсы с момента их попадания на склад могут быть использованы только для получения кристаллиума, по курсу обмена 5 к 1. Кристаллиум – это единственный ресурс, который Вы можете хранить на карточке империи и использовать в любой момент игры, в качестве любого другого ресурса.
Если, расположив ресурсы с переработки, Вы завершили проект, то Вы сразу же получаете его награду (обычно это токен специалиста или кристаллиум) и перекладываете карточку из зоны строительства в зону производства (над обозначением начального производства на карточке империи). Этот проект завершен и будет приносить ресурсы в фазе Производства и / или победные очки в конце игры.
Надо отметить, что в любой момент Вы можете переработать карточку из зоны строительства, даже если на ней уже есть выложенные ресурсы. Однако, получите Вы только обозначенный ресурс от переработки, а использованные ранее ресурсы для постройки проекта просто сгорят. Это крайне невыгодное действие, но иногда, особенно в конце игры, если Вы понимаете, что этот проект никак не достроить, а одного ресурса не хватает для другого проекта, – вполне приемлемая тактика.
Собственно, после того как Вы решили, что делать со своими картами, выбранными во время драфта, наступает фаза производства. Оно идёт по строго определенной очереди, и это создает стратегический момент в игре.
Сперва всегда производятся материалы (серый ресурс). Вы смотрите в зону своей продукции над карточкой империи и считаете, сколько обозначений материалов там есть. Каждый получает столько кубиков ресурса и сразу же должен их распределить на свои проекты или на склад для превращения в кристаллиум. Если в результате распределения ресурсов Вы закончите какой-то проект, он сразу же перемещается в зону производства. Если на нем есть обозначения материалов, то их в этом раунде Вы не получите, так как производство материалов уже завершилось, но, если карточка производит другие виды ресурсов, чье производство еще впереди, – Вы их получите и сможете использовать уже в этой фазе Производства. Кроме того, тот, кто произвел больше всего ресурсов данного типа, получает в награду определённый токен специалиста: финансиста за материалы и золото, военного за энергию и исследования, и одного по выбору игрока за науку. Так что в игру прикрутили маленький, но приятный ареаконтроль. По очереди производятся все ресурсы (кроме кристаллиума). После завершения производства Исследования наступает конец раунда. Фишка раунда передвигается на следующую клетку, и все повторяется сначала, с той разницей, что меняется направление движение карт между игроками при драфте.
В конце четвертого раунда производится подсчет победных очков. Их Вы получаете только с завершенных проектов и специалистов. Карточки в зоне строительства и ресурсы на них или на карточке империи не приносят никаких очков, так что нет смысла их хранить – по возможности найдите им полезное применение до конца игры.
Каждый специалист, независимо от его вида, приносит вам по одному победному очку. На карточках же есть или фиксированная сумма очков, которые Вам зачисляются, или условие их получения: например, за количество специалистов определённого вида или
количество карточек определённого вида. Тут можно отметить, что у карточек есть пять мастей: Здания, Транспорт, Научные исследования, Проекты и Открытия. Каждой из них соответствует вид ресурса, который требуется больше всего для постройки данного проекта. Но в целом значение мастей только в условиях получения очков или ресурсов. Например, есть карточки, которые дают по единице производства определенного ресурса за каждую построенную вами карту определенной масти. Так же и с победными очками в конце игры.
Как видите, игра очень простая. Многие сравнивают ее с классикой настольного мира – 7 Чудесами. Что весьма справедливо, учитывая механику драфта, которая, по сути, является доминирующей. Однако по своим ощущениям могу сказать, что игры чувствуются по-разному. Этот Безумный Мир намного легче и быстрее 7 Чудес. Партия на пятерых без проблем играется за час, и обыкновенно количество игроков не влияет на ее продолжительность, так как все действия в игре производятся одновременно всеми игроками.
Теперь, наверное, стоит сказать пару слов о дополнениях, которые шли с «кикстартерной» версией и, насколько я понял, будут сопровождать и локализацию (могу ошибаться).
Их в компании было два, и они шли под брендом «Этот Безумный Мир: Наследие». Они реально очень похожи по структуре на ныне популярные игры Legacy, хотя здесь не портятся компоненты, не наклеиваются наклейки и не производится никаких безвозвратных изменений. Каждое дополнение представляет собой тематичную кампанию. Сюжет в ней не особо замысловатый, хотя и сделан элегантно. Основная цель кампании — это постепенно представить Вам разные модули игры, которые после прохождения компании можно включить в базовую игру, тем самым привнеся в нее разнообразие. При желании кампанию можно проходить несколько раз. Сюжет не настолько глубокий, чтобы знание о нем мешало пойти кампанию заново, но при этом полная кампания из 5 сценариев (в самой коробке одного дополнения сценариев 6, но два последних являются двумя взаимоисключающими друг друга альтернативными финалами) может легко уместиться в один игровой вечер.
Кампания «Война или мир» рассказывает о новой эскалации напряжения на планете, которая в зависимости от Ваших действий может привести к стабильному вечному миру или к новой Великой Войне. В ней Вас ожидает и гонка вооружения, и соревнование в постройке величественных монументов, и создание Организации Объединенных Наций, и даже ужасная Машина Смерти, чьи стрелки неумолимо отмеряют минуты до начала тотальной войны. Результат каждой партии будет определять, с каким багажом Вы перейдете в следующую игру кампании. В ней даже есть модуль со скрытыми ролями.
Кампания „Удовольствия и Декаданс“ сфокусирована больше на развитии культуры и ее использовании в политических целях. Тут Вы можете построить или полноценное гражданское общество, или использовать масс-медиа в угоду укрепления тоталитарного режима в стиле „1984“. Появляется новый вид специалистов – поп-дивы, и новый ресурс – культура. Вам предстоит добиться доминантной позиции своей культуры в мире и выбрать путь свободной воли или „общества справедливости“.
С дополнениями идут и бустеры с наборами карт, которые вы можете включить в базовую колоду проектов и тем самым разнообразить ее. Хотя базовая колода из 150 карт и так почти не содержит повторяющихся.
Что важнее всего, все модули из дополнений слабо влияют на продолжительность игры, но очень меняют ощущения от неё. Игра, бесспорно, становится богаче и разнообразнее, а развитие сюжетной линии – это всегда приятный бонус. С другой стороны, базовая игра не ощущается как полуфабрикат без дополнений и вполне хороша сама по себе.
И раз уж я начал хвалить, то не могу не упомянуть просто божественное оформление. Оно приводит зрительные нервы в экстаз! Красивые детальные иллюстрации на карточках с множеством отсылок к ретро-футуристической литературе и разным безумным изобретениям из реальной истории создают невероятную атмосферу игре. Хоть перед Вами и будет твориться полный бардак, и перед карточкой разработки летающих тарелок будет лежать карточка поиска садов Эдема, это только добавит ретро-атмосферы, которую лично я очень люблю.
Я смело бы назвал игру семейной, так как правила ее очень простые, и уровень планирования не настолько сложен даже для детей. И ссе же на коробке стоит ограничение 14+, но это не из-за сложности игры, а скорее из-за особенности оформления. Есть 2-3 карточки (такие как Сад Эдема и Сады Геспериды), на которых присутствует легкая форма эротики – обнажённые Ева и нимфы. Но все в рамках дозволенного, я считаю. Теперь Вы предупреждены и, если считаете это недопустимым, просто можете вынуть карточки из колоды перед тем, как сесть играть с ребёнком.
Игра заслужено наделала достаточно много шуму на международной выставке в Эссене в 2019 году, и я ни разу не пожалел о ее приобретении. Она хоть и не вошла в мой топ 10 всех времён, но твердо закрепилась в топе игр, которые я опробовал в 2019.
В целом я в восторге от игры, потому что в моей коллекции мало таких вот коротких игр, которые при этом приносят столько удовольствия. Возможно, многим она покажется слишком легкой, хотя я сам любитель тяжеловесов, но мне игра понравилась. Всем рекомендую попробовать её. Для семейных коллекций вообще считаю, что игра почти обязательна: она красива, интересна и лаконична. Да и дети узнают много нового и расширят свои горизонты знаний. Лишь бы родители были готовы отвечать на все вопросы, которые возникнут в их любознательных головушках.
Designer: Frédéric Guérard
Artist: Anthony Wolff
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .