Не перевелись еще на Руси … (Rurik: Dawn of Kiev)
„В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но Бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день. Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.“ — Повесть временных лет
Сегодня история становления государства Российского весьма эмоциональная тема. И это вполне нормально, хотя и вредит истинному пониманию истории и ее процессов. Долгое время советская историография строила четкую бескомпромиссную линию в становлении Руси и позднее Российского государства. Местами это делалось с четкой идеологической целью и все документы или находки историков и археологов, которые ставили под сомнение или не вмещались в созданное общее понимание этих процессов, попросту засекречивались, а возможно и вообще уничтожались. Создавалось одно четкое понимание того, что Россия в своем формировании шла путем эволюции от Новгородской Руси, через Киевскую и к Московской, но при этом создавалось намеренное впечатление, что это все просто этапы становления одного государства и народа. После распада СССР в результате этой насаждаемой мысли вдруг появились народы без истории, народы которые как бы появились ниоткуда. Но каждый народ нуждается в истории своего становления народом, которая бы объясняла истоки возникновения этого народа. К сожалению, это является перепоставкой возникновения периода в общей историографии этих народов, который можно назвать гипернационализмом (не путать с радикальными политическими движениями). Такого термина нет в науки, и я его сам себе придумал, что бы обозначить момент, в который народ пытается оправдать свое место в мире. Ему это не обязательно, так как он есть и это факт, но он чувствует пустоту и хочет ее заполнить. И так как официальной своей историографической школы у него нет из-за молодости своего государства, начинается отрывания кусков у установленных более старых историографических школ.
Если думаете что я сейчас говорю об Украине и Белоруссии, то
вы только частично правы. Это не аномалия, а закономерный процесс, который
встречается в жизни каждого молодого государства. Типичный пример этому, например,
современная Македония и ее постоянные споры с Болгарскими историками, чей тот
или иной царь из их общей истории.
Проблема еще и в том, что история очень четко привязана к территории, а
территория часто в историческом плане меняет свою принадлежность. Более того,
на одной территории часто возникают в разные моменты хронологии государства со
схожими именами завязанными на топонимах и так далее.
К чему такое предисловие? Дело в том, что сейчас очень модно переносить историографию в поле политики и использовать ее как оружие в современных конфликтах. Я хочу, что бы каждый, кто прочитает эту статью, понял четко мою позицию. Киевское княжество это не Россия и не Украина, это Киевское княжество. И князь Владимир не русский князь и не украинский, а князь Киевского княжества. Киевская Русь же это не страна, и не указывает ни на Украину, ни на Россию. Понятие Киевская Русь возникло в 19-ом веке в историографической науке, что бы обозначить территорию и исторический период существования хлипкого союза славянских княжества с лидирующей ролей Киевского княжества как суверена или старшего союзника. И это вполне легитимная часть истории как России, таки Украины и Белоруссии, и никто не имеет на эту часть истории больше прав, чем другой. Прошу Вас, не затевайте исторических споров по поводу этой статьи и игры в целом.
Так вот, после столь скучной вводной части, пришло время объявить – сегодня вашему вниманию я представлю игру „Рюрик: Рассвет Киева“ (Rurik: Dawn of Kiev). В игре вам предстоит переписать историю Киевской Руси после смерти князя Владимира Крестителя, так как вы возьмете на себя роль одного из его наследников и определите, кто же получит власть над обширными землями от Пересечи до Новгорода, и от Бреста до Мурома. Умрет ли Борис от рук заговорщиков, успеет ли бунт Святополка Окаянного, и наступит ли Золотой Век Ярослава Мудрого? Все будет зависеть от вас.
Так как у меня сильное полупрофессиональное увлечение историей в сочетании с болезненной ностальгией, которую поймут только те русские, которые по стечению независящих от них обстоятельств, были на долгое время разлучены со своим Отечеством, меня сразу заинтересовала эта игра, когда я увидел ее на Кикстартере. Честно говоря, я так и решил – игра вероятнее всего будет так себе, но ведь … Россия Матушка, наше все (перечитйте вступление и не делайте, так как я;) ) и заказал. Можно смело сказать, это был кикстартер этого года, который я ждал с наименьшим нетерпением. Игра реально выглядела красиво на фотках, что можно сказать о большинстве кикстартовских проектов, но по описанию механик как-то не возбуждала воображения. С одной стороны игра как бы про борьбу за власть между наследниками Владимира, а с другой – евромеханики и условная боевка. В общем, немного как Серп, только без мехов. Честно говоря , если бы она не приехала на неделю раньше чем Barrage, который в отличии от нее я ждал с огромным нетерпением, возможно до этого момента я бы еще в нее так и не сыграл (хотя уже месяц прошел с момента получения).
Но Barrage не приехал, был намечен игровой вечер, на который почти никто не подтвердил, что придет, и мы думали, во что бы сыграть на троих. Ну и ребята сказала, а приноси вон ту игрушку, которую ты на днях получил, и фотки в фейсбук выкладывал. Я поломался немного, но потом, предупредив, что бы не ожидали ничего особенного, принес игру на вечер. Что случилось потом – оставлю для заключительной части. Но вы, наверное, уже и сами догадываетесь …
И так. Что же это за игра. Сразу скажу, что тема в ней исключительно косметическая, как и в любом евро. Но … весьма подходяще выбрана и не особо конфликтует с механиками. Просто вы о ней особо задумываться не будете.
В начале игры каждый игрок выбирает себе аватар из сыновей и дочерей Владимира. На выбор представлены восемь из них:
Борис, князь Ростовский – любимчик Владимира, которого готовили его наследником. После смерти Владимира, был убит (предположительно по приказу Святополка).
Святополк, князь Туровский – бунтарь семьи. Разгневал Владимира своим видением о будущем развитии княжества, за что вместе с женой оказался в темнице Киева. Что однако ему сыграло на руку, так как со смертью Владимира, он был единственным из его сыновей, кто находился в Киеве.
Предслава – дочь Владимира, которая активно участвовала в дележе папиного наследия. В истории выступала на стороне Ярослава Мудрого, а в игре вполне может побороться самостоятельно за княжество.
Судислав, князь Псковский – в истории это сын Владимира, которой все время сидел то под домашним арестом в Пскове, то в темнице своих братьев. Что не помешало ему пережить их всех. В игре же его судьба может сложиться по другому.
Мстислав, князь Тмутаракани и Чернигова – в истории успешно воевал с Ярославом Мудрым и держал в подчинении добрую часть Киевской Руси. А вам слабо? 😉
Ярослав, князь Ростовский – получивший прозвище Мудрый, хитрый и дальновидный правитель, в будущем покровитель законности, культуры и православия. Но в нашем случае, для этого еще надо побороть соперников.
Мария – вероятнее всего имеется в виду Мария Добронега, которая в последствии стала женой польского короля Казимира І. В игре же ей может и не придется ехать в Польшу за короной.
Агата – а вот тут имеет место быть немного конспирологии. В списках детей Владимира не значится Агата, хотя мы знаем, что у него было много дочерей, чьи имена не дошли до нас, просто потому что … средневековый сексизм. Однако в истории Англии есть одна Агата, жена короля Эдуарда Изгнанника. Ее происхождение до сих пор остается загадкой, но одна из теорий указывает, что возможно она была дочерью или сестрой Ярослава Мудрого.
Почему я все это рассказываю в описании игры, в которой тема весьма условна? Потому что самообразование очень важная часть становления личности, и кто знает, может это подтолкнет кого-то почитать больше об истории тех времен. Однако у каждого персонажа в игре есть своя относительно тематическая особенность. Но, вернемся к игре …
И так, вы выбираете себе одного из отпрысков Владимира и получаете во владение дружину из 12 богатырей, пустую ладью, два торговских токена и три монеты. А так же две карты с тайными амбициями, из которых вы выберете одну и не раскроете ее никому аж до конца игры. Так же вы получите четыре советника разного номинала (1,2, 4 и 5), набор зданий и четыре токена для отмечания Вашего прогресса в основных категориях, по которому народ Киевской Руси в конце и определит, кто из вас достоин им править. Эти категории – Владение земель, Строительство, Торговля и Военное дело. Как я уже сказал – это игра в евро стиле, и тут победителя определит не меч и щит, а комплексная оценка народного жюри.
На стол выкладывается карта Киевской Руси, борд с достижениями и борд действий. Карта состоит из 15 регионов-княжеств, среди которых, конечно же, самые важные, это Киев и Новгород. Каждый регион производит по одному из пяти ресурсов в игре: древесина, камень, рыба, шкуры и мед. Соответствующий ресурс выкладывается в количестве одна штука в каждом регионе. Имейте в виду, производственные мощности в то время еще развиты не были и это все, что есть в регионе аж до конца раунда – один ресурс, и если его кто-то заберет, больше там ничего не будет аж до следующего раунда. С ресурсами туговато. Но это пол беды – по дорогам бродят лихие люди. Причем после смерти князя они так распоясались, что буквально потеряли страх и ходят везде, где им вздумается. Поэтому в каждом регионе выставляется по одной фигурке разбойников. Но внимательно, не смотрите на их подставку, ибо там отмечено, что они успели награбить, и это тайная информация.
В наборе каждого игрока имеются еще два советника с номиналами 2 и 3. Они войдут в игру позже, а если играете на четверых, то троечка вообще не понадобится. Уберите в коробку и забудьте про нее. На игровом поле есть четыре силуэта короны и это трек раундов. Да, раундов будет всего 4. Дополнительных советников 2 и 3 соответственно необходимо сложить в стопочку напротив третьего и четвертого раунда. В начале этих раундов Вы их получите и сможете использовать, как и остальных. Но об этом чуть позже…
Ставите токен короны на первый силуэт раундов и … вы готовы начинать.
Первый ход, конечно же, начнется с заселения карты. Игроки по очереди выставят троих своих богатырей и лидера на карту. Выставлять можете как угодно – не обязательно что бы войны был собраны в одном регионе или в соседних регионах. Можете, если хотите, поставить по одному в трех углах карты. Так же в одном регионе вполне могут находиться богатыри разных игроков – автоматически кидаться с кулаками друг на друга они не будут. Только у лидера есть ограничение – его можно выставить только там где уже есть Ваш богатырь. Как я уже сказал ранее, у лидеров есть у каждого своя способность. Эти способности весьма сильные, и от всемогущества их разделяет только то, что они действуют только в регионе, где находится ваше лидер в этот момент. Так, например, если вы атакуете врага Борисом, то вы теряете меньше своих богатырей в битве, а Мстислав может строить и собирать ресурсы одинаково легко в регионах, которые ему подконтрольны, и в регионах которыми заправляет кто-то другой. Но, только в регионе, где они находятся! Так, что выбор начальной локации лидера, да и богатырей, очень важен. Как узнаете далее, передвижение их может оказаться весьма затруднительным в будущем.
После этой начальной фазы, первый раунд проходит, так же как и остальные раунды в игре. Каждый раунд делиться на 3 фазы – фаза Стратегическая, фаза Действий и фаза Заявления. Эти фазы исполняются в строгом порядке, но тут я нарушу свой обыкновенный манер объяснять все в хронологическом порядке и начну со средней фазы – фазы Действий.
В игре есть 6 видов основных действий и 3 дополнительных. В фазе действий начиная по кругу с первого игрока, вы будете выполнять по одному основному действию и вместе с ним, при желании и возможности, по одному разу каждое из трех дополнительных. Порядок Выполнения действий в Ваш ход может быть каким угодно, но прежде чем перейти к следующему действию, вы должны сперва полностью завершить текущее. Например, нельзя разыграть карту схемы в середине вашего основного действия (есть исключение, но его объясню позже).
Дополнительные действия заключаются в розыгрыше с руки карты схемы, так же с руки выполнение карточки задания или использование торгового токена. Вместе с основным действием вы можете выполнить все три из этих действий, но только по одному разу каждое. Как уже сказал, действия не могут перерывать другие действия, но исключением является случай, когда основное действие совпадает с бонусным действием с карточки схемы – тогда вы можете воспользоваться суммарным эффектом действия. Например, если карточка схемы дает единицу налогов, и вы в этот момент совершаете действие налогов на 2 единицы, то вы можете совершить суммарно действие налога на 3 единицы. Если конечно действия разные, то и выполнять их придется по отдельности.
Пока что из дополнительных действий объясню только торговые токены. Это два токена, которые всегда у вас имеются. Каждый из них вы можете использовать по одному разу в раунд. Один вам дает право обменять комбинацию из двух ресурсов на единицу Призыва, а другой — на единицу Строительства. Как и дополнительные единицы действия на картах схемах, их можно комбинировать с однородными основными действиями или использовать отдельно.
Ну и перейдем к основным действиям. Как я уже сказал их шесть.
Первое из них это Призыв. Оно позволяет превратить каждое очко Призыва в выставление одного Вашего богатыря или лидера на карту Киевской Руси. Выставить вы его можете только в регионе, где уже имеется ваш воин или лидер. Не обязательно, что бы вы контролировали этот регион, необходимо просто присутствие. Кстати контроль региона, является важным аспектом игры. Регион считается контролированным вами, если ваших войск в нем больше, чем войск любого другого цвета по отдельности (в этом случае лихие люди тоже борются за контроль).
Следующее действие это Передвижение. Оно позволяет за каждую единицу передвижения передвинуть одного вашего богатырь или лидера из одного региона в соседний. Вы можете передвинуть по одному разу множество фигурок, или же одной пройти через всю карту – выбор за вами.
Далее следует Атака. Никаких кубиков – моментальное убийство одного богатыря врага в регионе, где есть хотя бы один ваш воин. Каждая единица Атаки позволяет вам напасть на одного из присутствующих в регионе богатырей (на лидеров можете нападать, только если богатырей данного игрока не осталось в регионе). Если вы нападаете на лихих людей, то сразу ясно – они не ровня благородным витязям. Они сразу сдаются в плен, вы их забираете себе (иногда могут пригодиться) и сразу же получаете их добычу, обозначенную на подставке фигурки. Не так все радужно, когда приходится сражаться с настоящими ратниками другого игрока. Вы без каких либо условий убираете одну фигурку игрока из региона и возвращаете ее владельцу. Тут никто не может Вам помешать. Но потом необходимо определить последствия. Для этого вы тянете определенное количество двуликих карточек схем. Когда эти карточки у вас в руке, они вам дают бонус в нужный момент, но в битве они определяют, понесете ли вы потери в битве и сколько. Каждая карточка в этом отношении бинарная – или теряешь одного война или нет. Весь вопрос в том, сколько карточек тебе придется тянуть. Обыкновенно в битве ты тянешь всего одну. Но если до начала конкретной атаки, регион контролировался игроком, на которого вы напали, то это одна дополнительная карточка. Еще одну дополнительную карточку заставит Вас тянуть крепость этого игрока, расположенная в регионе. Таким образом, в зависимости от обстоятельств убийство одного вражеского солдата обойдётся вам от 0 до 1 ваших, потомучто после первой карточки с уроном вы перестаете тянуть дальше. А вы чего ждали … война она такая, бессмысленная и беспощадная.
Далее следует действие Строительство. Каждую единицу Строительства вы можете превратить в одно здание в регионе, который находится под вашим контролем. Но это не значит, что вы не можете строить здания и в других регионах, просто там он будет стоить уже 2 единицы Строительства. В игре есть три вида здания и каждый игрок в начале получает набор из 3 зданий каждого вида – Церковь, Крепость и Рынок. Причем в каждом регионе можно построить всего три здания – по одному из каждого вида. Если кто-то уже построил рынок в Вашем регионе, то вам остается построить только церковь и/или крепость, или найти другой регион, где еще нет рынка. Церковь позволяет вам обратить одного вражеского война в „вашу веру“. Вы просо возвращаете одного война из региона, в котором вы построили церковь, его владельцу и ставите вместо него одного своего богатыря (лидеров конвертировать нельзя). Церковь действует только в момент постройки, и далее она просто стоит для красоты. Крепость, кроме того, что заставляет напавших на вас в этом регионе тянуть больше карточек для определения потерь, так же считается одним богатырем в смысле определения контроля над регионом. Рынок же при сборе налогов позволяет вам не только забрать ресурс с региона, но и взять еще один такой же из общего склада или взять одну монетку (вместо второго ресурса). Но имейте в виду, если там уже кто-то забрал ресурс, то рынком вы воспользоваться не сможете.
А собирание ресурсов происходит действием Сбор налогов. Как и в строительстве, налог можно собирать и с неподконтрольных вам территорий, но уже за две единицы Сбора налогов. В ваших же землях, за одну единицу Сбора вы сможете забрать ресурс, лежащий в провинции. Тут перед вами возникает выбор – складировать этот ресурс для использования (например, через торговые токены) или же погрузить его на ладью для отправления в заморскую торговую экспедицию. На ладье обозначены конкретные количества каждого ресурса, которые необходимы. Вы можете свободно передвигать ресурсы между лодкой и складом, но имейте в виду, только ресурсы в лодке в конце раунда будут определять Ваш доход и продвижение по треку Торговли.
Последним из основных действий являются Заговоры. Это действие в отличии от других, не использует механику единиц на распределение. Это действие позволяет вам тянуть несколько карт из колоды схем и оставить себе одну из них в руке, для будущего использования. Нижняя часть этих карточек, как уже сказал, используется в битвах, и она вас в этой ситуации вообще не интересует. Важно, что в верхней части. А там обыкновенно дополнительные единицы других основных действий. И скоро вы поймете, что эти карты весьма полезны, а иногда и просто бесценны.
Тут самое время перейти к объяснению первой фазы раунда – фазы Стратегий. Я много писал про единицы действий, но как они получаются и как определить, сколько их у нас. Все это и становится ясным к концу Стратегической фазы. Помните, я говорил про борд Действий? На нем есть шесть колонок, каждая соответствует одному из шести основных действий. Борд, по сути, является табличкой из 6 колонок и четырех рядов. Каждый ряд это уровень силы действия. Так, например, в колонке Призыва, верхний ряд с самым сильным действием позволит вам призвать трех богатырей на карту, а нижний всего одного богатыря, да и за того надо будет заплатить одну монету. В стратегической фазе игроки делает ставки на эти действия при помощи своих советников. Как вы возможно помните, у советников есть номинал от 1 до 5. Этот номинал называется инициативой и в фазе Действий, игроки будут обязаны выполнять действия по инициативе своих советников – начинаю с единицы и заканчивая пятеркой. То есть чем меньше инициатива, тем первее будет выполнено действие.
В фазе Стратегии игроки по очереди, начиная с первого игрока, выставляют своих рабочих в колонки действий. И это поистине стратегическое действие. Тут нет обязательств, что сперва необходимо использовать единицу или пятерку, все на усмотрение игроков. Дело в том, что в этой фазе инициатива является монетой в аукционе. То есть чем больше инициатива, тем выше твоя ставка. Когда игрок выставляет своего советника в пустую колону, то он всегда занимает самый высший ряд. Но далее, если кто-то выставит своего советника в той же колоне, происходит сравнивание инициатив. Если инициатива нового советника выше, то он смещает предыдущих выставленных советников вниз, и занимает вернее место. Если же инициатива равна или ниже, то он занимает место в ряду под своим более сильным, но менее расторопным коллегой. Таким образом, в конце этой фазы обыкновенно выстраивается план развития фазы Действий. Советники с более низкой инициативой стоят на клетках с более слабыми вариантами действий (меньше единиц действия), но они будут действовать раньше чем, те что заняли более лакомые варианты действий.
По сути, в этой фазе строится движок для следующей фазы и надо хорошо подумать, не только какие действия ты хочешь выполнить и с какой их силой, но и в какой последовательности. Например, некоторые сочтут, что проводить сбор налогов до того как построили рынок в регионе – трата ресурсов. Но с другой стороны, если откладывать долго сбор, может кто-то забрать ресурсы у тебя под носом. Перед игроком расстилается целое море стратегических возможностей, комбинаций и дилемм. Но, конечно же, все трудности можно решить за деньги … при их наличии. Деньгами можно обмануть систему. Помните, я говорил, что в этой фазе инициатива это монета, так вот монета это тоже инициатива. Вы можете подложить под своего советника монеты и его сила будет считаться как сбор его номинала и подложенных под него монет. Так на вершине колоны действий может оказаться простой советник-единица стоящий на большой куче монет, что означает что в фазе Действий, этот коррупционер не только будет действовать первым, но и воспользуется самым мощным вариантом соответствующего действия.
Честно говоря, это первая игра, в которой я встречаю подобную систему планирования последующего хода. И именно эта часть игры меняет все, но об этом попозже …
Последней фазой является фаза Заявления. По сути, это фаза завершения раунда и подготовки к следующему. Первом делом все игроки смотрят до куда они продвинулись в категориях достижений. Каждая категория так же разделена на уровни, и игроки смотрят, какого уровня они достигли по результатам этого раунда. Причем на доске достижений учитывается не обязательно ваше моментное состояние, а только самое высокое постижение, которое вы зарегистрировали. Например, если вы в первом ходу контролировали 4 региона нужные для получения 3 победных очков в конце игры, а к концу третьего растеряли весь контроль, ваш маркер останется на отметки в три победных очка – это ваше самое высокое постижение, оно учтено народным жюри и потерять вы его не можете.
Как уже говорил категории, по которым вас будет оценивать жюри четыре и по трем из них зачет производится в фазе Заявления. В категории Владение земель учитываются контролируемые Вами в конце раунда регионы. Что бы попасть вообще в эту категорию необходимо контролировать как минимум 2 региона, а самое высокое постижение это контролировать 5 регионов, среди которых должны быть Киев и Новгород. В категории Строительства учитываются постижения ваших зодчих, а точнее количество соединённых меж собой регионов в которых есть ваши здания (а не количество здания в регионах). Для входа в категорию нужны два таких региона, а для максимальной оценки – семь. Категория Торговли учитывает количество ресурсов в вашей ладье, начинаю с 3 и заканчивая с максимум из 11 ресурсов. Но помните, в лодке собираются не какие либо ресурсы, а точно определенные и в определенном количестве. Некоторые ресурсы труднее добыть, чем другие. Входное постижение в каждой из категорий дает по одному победному очку в конце игры, зато самое высокое дает целых 8 очков.
Из этого стройного ряда выбивается категория Военное дело. Во-первых, оно учитывается не в конце раунда, а при каждой битве против игрока. Когда вы нападаете на игрока единицей атаки, вы перемещаете свой токен на одно деление вверх по шкале Военного дела, независимо от результата битвы. В конце игры первый на этой шкале получит 3 очка, а второй – 1 победное очко. Вывод: война как самоцель не окупается.
После того как вы скорректировали положение своих маркеров в категориях оценки (если необходимо), начинается подсчет дохода. За каждую категорию, в которую вы даже не вступили, вы получаете по одной монетке. Так же по одной монетке вы получите за каждый вид ресурса, который полностью заполнен на вашей ладьи.
После этого игроки выберут по очереди карту задачи. Эти карты выкладываются в начале игры возле игрового поля. Из колоды достаются три карты и вскрываются. Игроки могут выбрать или одну из вскрытых карт или же понадеяться на удачу и тянуть скрытую верхнюю карту из колоды. Эти карты представляют собой мини-задачи. На них нарисованы условия выполнения задачи и награда. Кроме этого каждая подобная выполненная задача в конце игры принесет 1-2 победных очка. Большинство из этих задач, однако, является своеобразным гамбитом и предлагают тебе пожертвовать чем-то, что бы получить дополнительное действие или ресурсы. Есть даже такие, которые предлагают тебе убрать с карты двух своих богатырей, что бы переместить других двух куда угодно по карте. Иногда подобная возможность критично важна и игрок решает, что оно того стоит. Выбранные карты идут в руку игроку, и он может исполнить их в качестве дополнительного действия в фазе Действий.
Далее производится подготовка к новому раунду – восстанавливаются использованные торговые токены, заполняются ресурсы по регионам и корона передвигается на силуэт следующего раунда. И так до четвертого раунда, в котором все заканчивается на моменте обновления достижений в категориях оценки. В этот момент производится подсчет очков и выявляется победитель всесоюзного соревнования за Киевский трон. Чуть не забыл – к очкам прибавляется и 2 очка, если вы выполнили условие своей карточки Амбиций. 2 очка это не много, но в этой игре иногда они могут решить судьбу Киева.
Теперь о впечатлениях. Как я уже говорил у меня были заниженные ожидания к этой игре и они совершенно не оправдались. Я рассматривал игру только в качестве отдельно взятых элементов и решил, что помимо оригинальной механики выставления советников, в остальном игра банальный клон Серпа – немного ареа-контроля, немного сбора сетов, и в целом ничего особо интересного. Как я ошибался!
По сути именно оригинальная система выставления рабочих в фазе Стратегии является душей игры и делает любой другой отдельно взятый в ней элемент оригинальным и волнующим. Это поистине стратегическая игра, в которой ты не только должен составить четкий план на весь свой раунд, но и защитить его в борьбе с другими игроками за разные позиции в колонках действий. Ты должен не только понять какие действия и в какой последовательности тебе надо проделать, что бы постичь определенный новый рубеж в категориях оценки, но и сколько единиц того или иного действия необходимо получить, или не дать получить оппоненту.
В каждую одну секунду весь твой выстроенный план висит на волоске, так как на карте тесно, и вы упираетесь локтями друг другу в бока. Очень острыми локтями. Любе действие оппонента или даже нескольких оппонентов может разрушить твой плану, если ты в нем не предвидел резерв в виде лишних действий выигранных на борде действий или на запасенной вовремя карточке Схем и/или Задач.
Но если план сработал. О, Господь Всемогущий, в которого я не верю, какой триумф, и взрыв гордости за себя любимого переполняет ваш измученный мозг. Потому что тут каждая победа действительно выстраданная и заслуженная. Если вы просто что-то делаете наобум, у вас нет никаких шансов, против игрока, который вложил в свой план мысль и талант провидица.
Да извинят меня маловероятные дети, которые читают этот опус, но я испытывал интеллектуальный оргазм, когда в последнем ходу на волоске мне удавалось достать последний, очень трудно добываемый, находящийся далеко от моих владений, ресурс для заполнения последнего слота на своей ладье. И это действие было такой многоходовкой и держалось на таких соплях, что в конце я сам не верил в успех. Оказалось, что и без этого ресурса я бы победил, но радость от выполнения задуманного плана в разы превосходила радость от победы в игре.
Конечно, подобная мозголомная механика, неминуемо приводит к даунтайму в первой фазе. Именно поэтому при всей простоте правил, игра все же затягивается до 2-3 часов. Но для меня каждая минута того стоит. Трепетное ожидание „Куда же он поставит своего советника!?“, отчаянные мольбы „Только бы не в строительство!?“, гадания „У него еще есть двойка и пятерка, будет ли он меня контрить на этом действии против моей четверки, или нет?!“. И этом плане это очень конфликтное евро, может быть даже более злее, чем „Лоренцо Великолепный“. Очков в игре мало, а результат в низ не идет, то есть игроки более мотивированы не только обогнать тебя, но и не дать тебе выполнить очередное условие в той или иной категории оценки.
Для меня эта игра является неоспоримым кандидатом в топ 10, или даже топ-5 любимых евро-игр. От механик до качества исполнения игры, она приближается к совершенству. Кстати об качестве компонентов – с игрой идут очень удобные инсерты, которые позволяют быстро разложить игру и НЕ позволяют компонентам рассыпаться внутри коробки.
Я лично приобрел игру на Кикстартере, но, насколько мне известно, она планируется к более массовому изданию уже в октябре этого года. Так что у желающих будет шанс ее приобрести. За исключением правил, карточек амбиций и текста специальных умений лидеров – игра полностью языковонезависима. Это я к тому, что даже если она не найдет своего локализатора в России, на уровне языка она очень доступна.
Чешир рекомендовал бы эту игру всем любителям умеренного конфликта и вообще евро-игрокам, которые хотят чего-то более мозгодробильного. Если вы хотите, что бы ваши умения составлять стратегические планы и соревноваться в хитрости с другими игроками были проверены в полевых условиях – эта игра принесет вам массу удовольствия. После четвертой партии я все еще в фазе „хочу еще“, что очень редко для меня. Поэтому очень советую попробовать Rurik: Dawn of Kiev.
Designer: Stan Kordonskiy
Artist: Finn McAvinchey, Yaroslav Radeckyi, Yoma, Kali Fitzgerald, Alayna Lemmer-Danner
Страница игры
А следующее имеет мало общего с игрой, но если вам хочется пообщаться об этой или другой игре со мной или другими знающими или просто интересующимися людьми, можете найти меня/нас на нашей страничке в вКонтакте .
Не перевелись еще на Руси … (Rurik: Dawn of Kiev): 13 комментариев
Эх Чешир не трави душу.
Сам ждал от КГ, а они поступили как г… Провели опрос и слились с локализацией. А ведь такая игра с ТАКОЙ темой я думаю, была бы очень популярна в России!
Я бы поучаствовал в КиКе, но нужна локализация. Мой партнёр совсем не знает инглиша и как видит хоть какие-нибудь компоненты на английском сразу отказывается. Да и я мягко говоря не очень с инглишем.
Учите русский, что быпонимать юмор … и английский, что бы играть в хорошие настолки не дожидаясь локализации 😉
Не понял вот этого: Учите русский, что быпонимать юмор?? Или это такой тонкий болгарский юмор?
Русский то я более менее знаю, т.к. русский!
А насчёт английского это верно подмечено.
это просто что бы понимать логику второй части предложения, а не направлено к критике твоего русского. Уж я то точно никого не возьмусь критиковать за незнание русского с моей то орфографией ха ха
Почему-то игры, построенные вокруг принципа контроля территорий, меня оставляют равнодушным. Все-таки как много подобного в «Рюрике»?
Ареа контроля? Довольно много.
Хм, тогда вряд ли пойдет. Но вообще попробовать интересно. Спасибо за обзор!
Спасибо, полезный обзор!
Спасибо за увлекательный и детальный анализ моей игры! Очень рад что она понравилась. Особенно рад историческим сноскам в начале вашей статьи.
Игра вошла в мой личный топ. Сам частенько поигрываю (для блогеров с культом нового это редкость) и других сажу играть что бы пробовали. Спасибо за прекрасную игру. Жду с нетерпением дополнения.
Похоже на Иниш. Очень. Плюс выставление советников примерно как в Марко Поло.
А потери разве не ограничиваются 1 бойцом? В правилах на тесере написано, что тяните 1-3 карты (от ситуации) пока не найдете потерю. Затем перестаньте тянуть.
Совершенно верно. Я допустил ошибку описании этого момента. Вскрывается до первой жертвы.