Неужели в самом деле Все качели погорели? (London 2nd edition)
И так мои восторженные дифирамбы по Мартину Уоллес продолжаются. Мне реально нравятся его работы и видимо не только мне, судя по целому ряду переизданий его классических игр. Совсем недавно вышло второе издание Brass параллельно с новой версией (Brass: Birmingham), на кикстартере только закончилась очень успешная компания по сбору средств на выпуск новой версии Анкх-Морпорка (хотя и в викторианской обложке, из-за проблем с лицензиями на использование мотивов Терри Пратчетта), а в прошлом году удостоилась переизданию другая его классическая игра — «London«. В новом переиздании немного замяли тематику игры и в ней вы просто распорядители обширных кварталов Лондона, но я все же расскажу вам историю первой игры.
Для Лондона 1666 год является своеобразным новым днем рождения. Большой Лондонский пожар того года оставил большую часть центрального Лондона в руинах. По словам современников около 70 тысяч жителей из всего 80 тысяч населения центрального Лондона остались без крова, многие правительственные здания и памятники архитектуры (включая иконический для тогдашнего Лондона собор Святого Павла) были поражены огненной стихией. До сих пор мы можем только предполагать о количестве жертв. Вот такая вот печальная история легла в основу первой редакции игры «Лондон». Игроки, однако, одни из немногих для которых трагедия, не просто повод для скорби, но и возможность оставить след в истории. В игре вы являетесь одним из королевских архитекторов, призванных отстроить заново пепелище и дать мировой столице тот блеск которым она славиться и по сей день (хотя блеск иногда и теряется в густом тумане над Темзой).
В новой редакции игры однако тематика пожара полностью удалена и игроки, как уже было сказано , примеряют на себе другую роль — более соответствующую механикам игры. Оформление игры полностью перенесено скорее в Викторианскую эпоху, хотя остались и приветы из старой редакции — например карточки действий Пилигримы и Врен (сэр Кристофер Врен — самый почитаемый архитектор в истории Великобритании, принявший особое участие в восстановлении Лондона после Большого пожара). Игроков в игре снова называют архитекторами, хотя скорее роль их больше склоняется к предпринимателям-меценатам, которые покупают земли и отстраивают их , генерирую от этого доход и , конечно же, славу. Именно за славу в основном и стоит бороться в этой игре.
Механика игры весьма элегантна, на мой взгляд, и при очень ограниченном наборе действий, игра успевает создать большое разнообразие. Игроки в свой ход совершают всего одно действие и таким образом игра идет по кругу почти без какого либо замедления, что не дает игрокам заскучать, пока ждут своего хода. Кстати я заметил, что это авторский почерк Уоллеса — игра без четко обозначенных раундов и с короткими ходами игроков.
И так игра крутится вокруг большой колоды карт условно разделенных на три эпохи А, B и С, что бы создать своеобразную хронологическую последователеность событий в истории Лондона. Карты в колоде кроме хронологии делятся и на три функциональных вида. Первый и приобладающий — это сдания (все логично). Остальные два вида это Бедняки и Действия. Карты действия объясню попозже, а вот карточки Бедняков имеют основную функцию полнить Вашу руку бесполезными картами, хотя иногда они могут быть полезными в плане действия других карт.
И так игроки начинают игру с 6 картами сданными из колоды и с 10 гинеями (хорошо, это паунды, но мне гинеи больше нравится — атмосфернее). Ну и конечно перед ними безграничный простор творить что захочется на пустеющих просторах Лондона. Свой ход игрок ничинает всегда добавлением к руке одной карточки … из колоды? А вот и не совсем. В игре очень часто карточки скидываются в сброс, но это не обыкновенный сброс, как в других играх. В игре имеется дисплей с ограниченым количеством мест для карточек (2 игрока — 6 мест, 3 — 8 мест и для 4 игроков -10) в два ряда. Когда игрок сбрасывает карту, то он ее кладет на свободное место на дисплее — сперва заполняя верхний ряд, а потом нижний. Только когда весь дисплей заполнен а надо выкинуть карту, тогда нижний ряд полностью выводится из игры, а верхнию смещается в низ. Таким образом реально карты очень редко выходят полностью из игры, так как когда игрок должен или хочет тянуть картуу он может выбрать тянуть ее из колоды или взять ее с дисплея. Эту механику я встречал в нескольких играх и она привносит особое напряжение, так как надо хорошо обдумать какую карту выкинуть, что бы не дать опонентам нужную им карту.
И так в начале своего каждого хода игрок тянут одну карту из колоды или дисплея. После этого у него на выбор 4 возможных действий. Игрок должен выбрать из них только одно и сыграть его.
Развитие города (Develop). Этим действием вы отстраиваете свои земли карточками зданий и можете использовать карточки Действий. Постройка зданий совершается через выкладывание зданий перед собой в стопки (кварталы). В Кварталах постепенно карточки собираются одна над другой. Вы можете всегда новую карточку положить поверх уже существующего квартала или создать новый. Раньше я не упомянул, но карточки зданий так же делятся на три вида — коричневые (или скорее светлая охра), синие и красные. Что бы построить какое либо здание игроку необходимо скинуть из руки на дисплей сброса другую карточку такого же цвета. Некоторые здания имеют и цену в гинеях, которую так же необходимо уплатить. Таким образом, игрок может построить сколько угодно зданий в одном или нескольких кварталах. Большинство карт потом вам понадобятся, и вы не захотите их закрывать другими, но некоторые просто приносят очки в конце игры и их можно в тот же ход закрыть новыми постройками. В это же действие можно сыграть и немногочисленные карты Действий (их всего 4 в игре) — за них платить карточкой того же цвета не надо и после использования они выводятся из игры полностью. Использовать их , что бы заплатить за постройку других карточек можно, но крайне нерентабельно.
Запуск города (Run city). После того как вы отстроили свой город, логично посмотреть, как он будет работать. Этим действием вы запускаете все карты, которые построены в вашем городе, которые не перевернуты рубашкой вниз и не закрыты другими картами. И как раз сейчас я расскажу вам как карточки ложатся рубашкой вверх. Когда игрок задействует свой город, он в желаемом им порядке активируют все карты перед собой, которые способен. Если карточка может быть активирована — то он должен ее активировать. Тут в игру вступает нижняя часть карточек. Там указана цена действия активации — снова же если игрок может заплатить цену, то он должен это сделать, и только если он на это неспособен — он может не активировать эту карточку. Большинство карточек не имеют цены активации, но для активации некоторых необходимо заплатить несколько гиней или сбросить дополнительную карточку. Далее указан эффект активации карточки — обыкновенно это получение дохода, победных очков или манипуляция с бедностью (о ней совсем скоро). Большинство карточек, после использования переворачиваются, некоторые, однако, могут оставаться открытыми и активироваться при следующем запуске города, пока не будут накрыты другой картой при новой отстройке. После того как все карточки активированы, игрок получает некое количество очков бедности — равный количеству кварталов и оставшихся на руках карт. Бедность конечно вещь неприятна, так что и в игре от нее ничего хорошего ожидать не приходится. По большому счету вся ваша игра будет направлена на сокращение количества бедности в ваших кварталах, так как накопление бедности в конце игры может привести к большому рывку в обратную сторону ваших победных очков. Сами понимаете, что в данной ситуации, вы будете стремиться строить более компактный город и активировать его тогда когда на руках у вас не задержалось много карточек, что бы получить как можно меньше бедности.
Покупка земли (Buy land). Тематично, что бы строить здания, надо сперва иметь землю. В игре этот момент представлен весьма абстрактно. Имеется отдельная колода карт бороу (ликбез: Бороу — единица административного деления земель, позднее — самоуправляемые районы в некоторых больших городах), из которой постоянно открыты три карты. Анатомия карточек весьма понятная — есть цена бороу, которую необходимо заплатить, что бы его приобрести; есть количество карт и победных очков, которые игрок получает за приобретение; и есть количество бедности, которое игрок может убрать из своего запаса. Так же некоторые карточки бороу имеют специальные условия, действия или эффекты при запуске города. Так же карточки имеют обозначение, в какой части города находится земля — Северной или Южной, и находится она возле реки или нет. Эти обозначения иногда пользуются другими картами для вычисления получаемых денег или очков победы. Когда покупается новый бороу, он кладется поверх старого так, что бы виден оставался только символ, указывающий на расположение бороу. Продолжительные эффекты бороу действуют только с той карточки, которая куплена последней, и только обозначения местоположения бороу всегда активны. Это связано как уже сказал, с тем что есть карточки зданий, которые работают с этими обозначениями (например Паровые лодки приносят по 2 гинеи за каждый бороу возле реки).
Тянуть карты (Draw cards). Так как постройка городов дело затратное в плане карточек, часто игрок остается с почти пустой рукой или без карточек нужных для оплаты построен определённого цвета. В этом случае он может применить в свой ход действие пополнения руки и взять 3 карты из колоды или дисплея сброса.
Перед тем как перейти к заключению и подсчету очков, стоит упомянуть долги. Игроки в любой момент могут взять в долг деньги в сумме кратной на 10 и так же в любой момент может вернуть его, но с 50% сверху. Каждые занятые 10 монет превращаются в 15 которые необходимо вернуть. Невозвращенные долги приносят по 1 очку бедности за каждые 10 гиней долга при запуске города.
После того как игрок закончит свое действие, он должен посчитать остающиеся на руках карточки и сбросить на дисплей сброса пока на руке не останется не больше 9 карт. Так игра продолжается по кругу пока в чей-то ход не исчерпается общая колода. Как только это произойдет, другие игроки имеют по одному последнему ходу и игра заканчивается. После того как игра закончится , логично, производится подсчет очков. Сперва все карточки оставшиеся на руках у игрока превращается в очко бедности. После чего считаются победные очки со всех карточек в кварталах. Если игрок имеет возможность он должен вернуть свои долги ( или хотя бы часть из них). Оставшиеся деньги конвертируются в победные очки: по 1 очку за каждые 3 гинеи. Если есть невыплаченные долги, то каждые 10 гиней долга превращаются в -7 победных очков. После всего этого дело доходит до бедности. Смотрится у кого ее меньше всего. Этот игрок безусловно молодец и на него все должны ровняться, поэтому он теряет все свои очки бедности, а остальные вычитают то же количество из своего запаса. В соответствии с тем сколько у кого бедности осталось, они сравнивают с табличкой на борде и получают результат — сколько очков они теряют за то что не справились с социальным неравенством. Причем должен сказать, что если бедности у вас накопилось много — будет больно. Иногда это может решить исход игры. Ну и конечно же , если есть в игре победные очки, то в конце побеждает тот у кого их больше.
Ну, по игре кажется все, хотя есть много нюансов, например, с карточками Бедняков, но это частные случаи, которые лучше разучить самим. Перейдем к личному. Так вот, только дураку, наверное, неясно с самого начала, что игра лично мне нравится. Я не скажу что она революционная, инновационная, невиданное чудо и все такое — я в эти вещи не верю. Все что придумывается в наши дни, уже было как минимум 10 раз придумано в прошлом. Однако это не отменяет то, что игра интересная. Не могу сказать, что механика игры передает атмосферу, она хоть во многом и логична, но атмосферу передает скорее художественное оформление игры. А оно просто прекрасно — акварели в пастельных тонах с видами из Лондона и ближайших околий просто переносят в одну другую эпоху. Все такое умиротворяющее и ламповое, что даже не замечаешь как иногда сидишь и пялишься в детали картинок на карточках, хотя ты уже их видел раз десять. Что-то мне запало это число 10 😉
Бесспорно, в игре очень большую роль играет случай. Многое зависит от того какие карты будут вам идти — особенно иногда обидно когда денежные карточки (доки и верфи) идет другим игрокам, а вы едва связываете концы с концами. Но все же не надо на это делать упор, иногда весьма можно составить примерную стратегию и следовать ей даже при скудных доходах. Можно играть и реакционно и просто стараться выжать из имеющихся карт все что можно. Первая стратегия обыкновенно связана с быстрой прокруткой колоды, что бы найти нужные карты, вторая же более расслабляющая. В любой есть свои прелести и хотя через 3-4 игры вы уже будете знать все карты наизусть, еще долгое время у вас не будет возникать ощущение что игры повторяются. Карт достаточно много , что бы в каждой игре вам попадалась достаточно различная от предыдущей комбинация, и соответственно требовалась совсем другая стратегия.
Правила игры , как сами можете убедиться, весьма простые и поэтому она легко объясняется в течении 15-20 минут новым игрокам. Продолжительность партии же обыкновенно не превышает полтора часа, которые из-за быстроты ходов почти не чувствуются. Тематика игры тоже весьма нейтральная, так что игра вполне подходящая для любой аудитории, хотя конечно для детей она будет тяжеловата для совершенствования. Если однако подумать, лицам вошедшим в пубертат она уже вполне подходит.
Поэтому я советую эту игру всем. Независимо от стиля игры который вы предпочитаете, уверен Лондон тронет какую-нибудь струну вашей души, потому что игра именно душевная. От качества компонентов, через художественное оформление и до самих механик, видно что игру делали с большим уважением и любовью.
Designer: Martin Wallace
Artist: Mike Atkinson, Natalia Borek, Przemysław Sobiecki
Страница игры
Один комментарий к “Неужели в самом деле Все качели погорели? (London 2nd edition)”
Хорошая игра, видел партию во время которой игрок построил 10 кварталов и в конце игры вышел в 0 бедности 🙂