33 коровы и котенок размером с грузовик (Keyper)

33 коровы и котенок размером с грузовик (Keyper)

В дальнем царстве-государстве Ключролевстве жил да был милый миролюбивый народец ключлов (keyples). В основном они занимались скотоводством и добычей полезных ископаемых (ну и сопутствующие деятельности). Но безрадостна и скучна была их жизнь из года в год, и только сезонные ярмарки привносили разнообразие в их однообразные будни.

Очень интересно! Правда? Если так, то у вас есть прекрасная возможность окунуться в эту восхитительную будоражащую атмосферу в игре «Keyper» из знаменитой Key серии.

Каждый из игроков превратиться в зажиточного помещика со свои угодьем и командой верных наемных работников. Угодье состоит из пастбищ и поместья, и в них вы сможете располагать свои загоны для скота и разные производственные здания. Так же у вас будет начальный набор наемных работников с разными специализациями и распорядитель угодья — ключправитель (keyper). Какая-то нездоровая тяга у автора к ключам.

Кроме личных угодий и работников, у вас так же будут начальные проекты загонов и зданий, а так же 3 секретные миссии — ярмарочные задания. И так, получив свой начальный набор, игроки могут начать игру.

Игра проходит в четырёх сезонах начиная с весны. В общей зоне игроков находятся модулярные планшеты, в форме сетки 4х4 с местами для расположения работников. Таких планшетов в игре столько, сколько и игроков. Из 16 полей 2 поля заняты водой и одно представляет башню управителя. Остальные 13 полей это функциональные поля для размещения работников и они и будут основным полем игры. Тут должен рассказать о сути самих планшетов, что не так уж легко. Это трудно описать и надо просто увидеть. Планшеты собраны из подвижных модулей и позволяют себя переструктурировать так, что при помощи простых движений за секунду планшет приобретает совсем другой вид и другой набор клеток. В каждый ход шаблон будет менять свой вид, так как в каждом сезоне (кроме зимы, она использует тот же основной блок как и осень) в планшете будет присутствовать соответствующий этому сезону сегмент. Однако благодаря модульности планшет позволяет 4 разных комбинации для каждого сезона. И все это в одном планшете.

А еще и поперек могут … — фото с kickstarter.com

Сама механика расположения работников довольно интересная. Как я уже сказал у вас есть набор работников. Эти работники не отмечены вашим цветом, так как по сути вашими не являются. Вместо этого работники имеют каждый свой цвет в зависимости от их функции: синие лодочники, оранжевые глинокопы, зеленые фермеры, коричневые лесорубы, черные шахтеры, серые каменщики и белые общие работники. Соответственно, и разные клетке на планшетах имеют соответствующие цвета, на которых работники того же цвета более эффективны — фермеры собирают лучше зерно и выводят домашних животных, лодочники — перевозят товары, лесорубы — рубят деревья и ловят диких животных , и так далее. Конечно, все это могут делать и остальные работник, но если шахтер срубит только одно бревно, на той же клетке лесоруб унесет домой целых два. Белые работники самые ценные, ибо они умеют все и могут выступать эффективно в любой роли.

Расположение работника на планшете позволяет немедленно произвести какое-то действие. В большинстве случаев это сбор ресурсов, но есть так же постройка зданий на своем личном планшете или улучшение уже построенных зданий, покупка новых проектов зданий или торговля с прибывшими в порт кораблями. В целом ничего такого, чего бы мы не видели в других евро с такой же механикой. Однако, после того как игрок выберет работника и расположит его на какой либо клетке на общих планшетах, другой игрок — начиная со следующего по часовой стрелке, может решить присоединиться к действию, поставив своего работника такого же или белого цвета, тем самым не только получая тот же эффект, но и увеличивая его. Так например, если основной игрок поставил шахтера в лес, то он срубит одно дерево. Но если он расположит там лесоруба или общего работника, то бревен на выходе уже два. А если к нему присоединится и другой игрок, но каждый получит по целых три единицы дерева. Конечно есть ограничение, на клетке могут располагаться только два мипла, и если один игрок присоединился к действию, то второй уже этого сделать не сможет. Почти такой же эффект и если игрок поставит своего мипла в свой ход на клетку, где уже есть другой одинокий мипл, с той разницей, что владелец  одиночки не получит ничего. Данная механика развивает и углубляет стратегию в целом, так как по сути игрок делает полноценный и усиленный ход в течении хода другого игрока. И тут начинается цепочка из «однако». Да, вы делаете ход во время хода другого игрока, но это значит что ваши миплы кончатся быстрее чем у остальных игроков и вам придется сидеть и ждать конца хода. А вот и нет!

Но перед тем как я расскажу, что происходит далее, я должен рассказать о ваших управителях. В отличии от других миплов, управитель лично ваш и вашего цвета, но с другой стороны работник из него так себе. Ничего он не умеет, кроме как управлять. Как я уже сказал, планшетов в общем поле столько же сколько и игроков, и располагать своего работника можно на любом из них. Более того, планшеты могут быть даже полностью идентичны по набору клеток. Как я ранее упомянул на каждом планшете есть башня и это место предназначено только для управителей. В любой момент вы можете положить своего управителя в башню на одном из планшетов и это будет означать, что в конце сезона вы заберете себе всех работников в этого планшета.

Общее пространство в ходе игры — фото с boardgamegeek.com

Эта механика вводит в игру очень интересный момент — опасно концентрировать работников на одном планшете, так как в любой момент кто-то может заявить свои права на него и тем самым отнять работников не только в смысле количества, но и видов. Так например, если по какой-то причине все белые работники заманены на один планшет, тот кто его себе заберет, будет иметь армию универсалов, что является большим преимуществом. Поэтому игроки стремятся или разбрасывать рабочих по планшетам равномерно, или с самого начала наметить себе планшет, забить его своим управителем и стараться не выходить за его пределы, приманивая туда чужих работников. Тут уже и идея присоединится к кому-то на планшете, который заведомо уйдет другому игроку, не такая уж и заманчивая, независимо от выгоды которую сулит в данный момент.

Кроме этого, когда все ваши работники уже размещены, но у других игроков остались неиспользованные работники, то вы можете использовать заново тех работников, которые стоят на планшете с вашим управителем. Вы просто кладете миплов, поставленных на планшет, боком и выполняете заново действие той клетки, на которой они стояли. Если миплов на клетке два — то вы получаете полный бонус все равно, что кто-то к вам в этом действии присоединился. Так же в конце текущего сезона, вы будут решать, как именно будет выглядеть конкретный планшет в новом сезоне.

Таким образом в игру вводится своеобразная психологическая игра — когда застолбить за собой планшет, не слишком ли рано, не спугну ли оппонентов, не опередит ли меня кто-нибудь, стоит ли присоединится к работнику на чужом поле. Вопросы , вопросы, вопросы.

Конечно, вы сможете располагать работников и на некоторых зданиях в своем угодье, но таких клеток мало и они менее эффективны, так как их действия статичны, не зависят от вида работника и никто к ним не может присоединиться. В основном клетки зданий на вашем планшете будут служить для получения очков во время и в конце игры.

В принципе, игрок может закончить сезон с количеством работников, которое превышает начальный стандарт (8-9), однако из них он сможет использовать только разрешенное максимальное количество (тот же начальный стандарт). Но все же лишними работники не бывают, они сохраняются в резерве и в момент в который игрок использует в новом сезоне своего управителя, каждый из работников даст игроку бонусный кубик ресурса или животное, при этом оставаясь у него и в следующем сезоне. По сути хитрый игрок, может постоянно увеличивать количество своих работников, тем самым ограничивая действия оппонентов, и при том еще и получая бонусные ресурсы.

Ресурсов полные штаны — фото с boardgamegeek.com

Тут наверное стоит упомянуть, что в игре существуют аж 21 разных ресурсов. Во-первых, это 8 видов животных (домашних и диких) — свиньи, овцы, коровы, лошади, курицы, кабаны, олени и козы. Их вы будете размешать в загонах и в конце игры они будут приносить вам очки. Так же они нужны для выполнения заданий ярмарок, которые обыкновенно требует в конце сезона иметь какое-то животное и какой-то ресурс. Так же ими можно торговать на кораблях в порту. Далее следуют строительные материалы: три первичных (камень, глина и древесина) и 3 производных (обработанный камень, кирпичи и доски). Эти ресурсы будут служить для постройки зданий и загонов в усадьбе. К строительным материалам, как не странно, относиться и пшеница, так как она может заменять любой ресурс если он не указан конкретно .  Таким образом если здание требует один кирпич и один производный ресурс любого вида, этим ресурсом может быть пшеница. Вот такая пшеничная алхимия. В последние два сезона появятся и драгоценные ресурсы — сапфиры, имеральды, рубины и золото. Они могут быть использованы в зданиях который в конце игры приносят много очков.

Что характерно для зданий в игре, так это то, что они имеют «вместимость» 4. Так загоны могут содержать не более 4 животных и здания дающие очки за комбинацию ресурсов, могут «выплатить» только за четыре комбинации. Так, что если у вас есть здание дающее по 2 очка в конце игры за каждую пшеницу, то нет смысла перезапасаться — посчитают только 4 единицы пшеницы из вашего склада, все остальное — бесполезный хлам. Сами же склады ресурсов безграничны, в отличии от загонов.  Кроме того что их вместимость 4, они бывают два вида — те что содержат только один определенный вид животных и общие. Однотипные дают в конце игры очки за каждое животное определённого типа в загоне, пока общие скорее всего похожи на зоопарки — поощряют разнообразие в загоне. В течении хода животные могут гулять и вне загонов, но в конце сезона все ваши животные, которые не смогли найти себе место в загонах, уходят в закат.

Так же все здания можно улучшить по одному разу. Улучшенные здания обыкновенно просто дают больше очков за то же самое, что и неулучшенный эквивалент.

В целом вся игра проходит в расположении работников, накоплении ресурсов и выполнении задуманных заданий — ярмарок или выполнение условий, за которые ваши здания дают очки. В течении самой игры способы получения очков очень ограничены — это продажа животных и ресурсов на кораблях, или бонусные очки за определенные действия, которые дают некоторые здания (например, по одному очку каждый раз когда торгуешь с кораблем).

Не очень отстроеное личное поместье в начале или конце зимы — фото с boardgamegeek.com

В конце последнего сезона (зимы) игроки подсчитывают очки и, как и полагается в каждой уважающей себя евро-игре, у кого очков больше , тот и победил.

Теперь перейду к трудному моменту. Когда мы играли в эту игру, правила объяснились за 20 мину, а потом играли вчетвером 4 часа. В правилах сказано , что продолжительность по 30 минут на игрока, но даже при наличии опыта игры у игроков, я считаю что реальная продолжительность будет 45-60 минут на игрока. И дело не в сложности игры — игра по сути очень простая и легкая. Основная проблема в выборах, которые вам необходимо делать каждую минуту. И не только в свой ход, но и в ходы оппонентов. И проблема даже не в стратегии на несколько ходов вперед, а в оценке ситуации тут и сейчас. Если вы присоединитесь сейчас и получите много ресурсов, потом хватит ли вам работников для других действий, куда в конце сезона пойдет этот работник, не останетесь ли вы без работников определённого типа, а нужны ли они вам реально и так далее. Вопросов уйма, ответов — ноль. И это занимает много времени.

Личное мое впечатление от игры … тоже не просто. Я не могу сказать, что игра плохая. Меня лично не утомили эти 4 часа, и игра держала меня в приятном напряжении не заставляя ломать мозги до уровня дискомфорта. Однако с другой стороны и удовлетворения от игры я особого не получил. Как бы и присутствуют интересные механики, что бы возбудить любопытство исследователя, но с другой стороны они настолько на грани новизны, что в игре их особо и не чувствуешь. По сути после первого сезона из четырех, ты уже ощущаешь некое пересыщение игрой, а впереди еще три сезона того же самого. Единственное , что до конца игры развлекает, так это хитроумные модулярные планшеты.

То, что мне не понравилось в самой механики, так это возможность одного игрока умыкнуть почти всех миплов, оставив оппонентов с ограниченными возможностями. В игре этим гадом был я, и даже я сам не придумал, как мне могли бы противостоять, после моего первого захвата работников. Далее мне оставалось только поддерживать статус кво и не позволять игрокам отнимать моих работников, а при возможности заманивать ихних на свой планшет. Возможно, это сбалансируется с опытом, но в первой игре это серьезная проблема.

В результате получается легкое евро с продолжительностью несколько часов. Насколько это приемлемо, я судить не могу, но я бы не рекомендовал эту игру обычным (так сказать, казуальным) игрокам. Но с другой стороны возможно ярым любителям евро она очень понравиться. Повторюсь — игра в принципе не плохая, есть в ней интересные моменты, но в ней как-то много всего — продолжительность, управления 21 ресурсами, множество мест на планшетах (общих и личных). Создается впечатление, что автор в какой-то момент забыл остановиться. Даже не знаю как это яснее объяснить. Это как нечто, что всем нравиться (ну или почти всем). Возьмём, к примеру, котенка. Всем нравятся котята. Но кому нужен котенок размером с грузовик? Вот такие и мои впечатления от этой игры — перебор.

 

Designer Richard Breese
Artist Vicki Dalton
Страница игры

 

33 коровы и котенок размером с грузовик (Keyper): 2 комментария

  1. >Белые работники самые ценные, ибо они умеют все и могут выступать эффективно в любой роли.
    Какая расистская игра))

    1. Зато черные очень ценны в добыче благородных металов и драгоценных камней к концу игры 😉 Прям апартеид какой-то ха ха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *