Испанский железнодорожный магнат (Iberian Rails)
Никогда об этом не задумывался до этого, но по сути каким-то образом поезда стали очень популярной темой в умах людей. В детстве я любил играть в “Railroad Tycoon” и, хотя я до сегодняшнего дня обожаю стимпанк, причина этому именно огромные паровые машины разгоняющиеся по рельсам.
И для меня это реально странно. По сути поезда не такие уж и крутые. Передвигаются всегда по проложенному рельсами курсу, гонок на них не устроишь… но факт остается фактом, мало кто не любит поезда. Возможно, не те, что мы видим каждый день, которые превратились во что-то обыденное и не столь приятное, но вот те дымящие красавцы с перекладиной на колесах, которая просто гипнотизирует…
Не удивительно, что поезда и особенно их история не раз попадает на столы любителей настольных игр. Нет смысла рассказывать насколько популярна “Ticket to Ride”, но поезда присутствуют и в других играх разной тематики и стиля.
Я уже упомянул “Railroad Tycoon”, который я заигрывал часами. Мне было интересно не просто зарабатывать деньги, чтобы соединять все новые и новые города своими рельсами, но и покупать акции других компаний вплоть до их слияния с моей. Это было безумно интересно и весело и когда очередная компания исчезала, пополняя своими активами богатства моей мега-компании, я не раз срывался в злорадном хохоте.
Поэтому ясно, что я не мог сдерживать свой восторг, пока слушал правила игры “Iberian Rails”. Это просто “Железнодорожный Магнат” в настольной индустрии. Но обо всем по порядку…
В игре вы являетесь крупным инвестором в Испании, где только начинается процесс укладки железных путей. В этом процессе участвуют 6 компаний, но в начале игры ни одна не принадлежит Вам. Вы начинаете игру с капиталом, а компании с акциями, которые помогут им набрать капитал для развития своей деятельности.
Акции компаний приобретаются исключительно путем аукционов (закрытых и открытых) и тот, кто владеет большинством акций становится CEO (исполнительным директором) компании, имеет право управлять ее активами и в случае необходимости выставляет на рынок дополнительные акции.
Деньги, которые имеют игроки используются только для покупки акций. А деньги компании только для расширения сети своих железных дорог. По сути все очень просто и одновременно с этим гениально. Я не играл много настольных игр про биржи акций, однако те компьютерные, которые пробовал сводились до предугадывания случайных изменений цены акций, на основании мелких подсказок, которые игра тебе дает, но редко ты сам влияешь на формирование этой цены.
Тут все не так. Чем эффективнее компания расширяет свои линии (соединяет больше городов), тем выше становится цена их акций, что, конечно, приносит больше дивидендов их владельцам и прибыли самой компании. Все это очень логично и понятно на интуитивном уровне.
И уже только от этого возникает множество стратегий и трудных выборов. Дивиденды выплачиваются компании и игроку-акционеру только в момент продажи новой акции. То есть, если исполнительный директор хочет получить деньги, ему придется выставить на продажу одну из акций в компании, а их количество ограничено от 3 до 6 на компанию. Возникает трудность: получить деньги и не дать оппонентам увести пост CEO. Конечно, можно набивать цену на аукционе, но тогда, возможно, цена поднимется больше, чем дивиденды, которые вы с этого получите и соответственно вы останетесь с убытком, хотя и с более твердой позицией CEO. Также надо следить, чтобы в компании оставались акции, так как когда они кончаться, будет очень трудно пополнить капитал самой компании и соответственно ее на на что будет развивать и повышать стоимость ее акций. Только от этого может закружиться голова, а тут еще в этот гоголь-моголь добавляют роли.
Роли определяют ваши возможные действия в ход и цены, по которым вы приобретаете новые “шпалы”. Кроме того, что они изображены в стиле мультика о капитане Врунгеле, так они еще и меняются каждый ход. В том смысле, что нельзя использовать одну и ту же роль два хода подряд. Так как игру я распробовал на троих и в ней участвовали 7 ролей, я коротко их опишу, чтобы вы имели понятие о чем идет речь, но целая стопка ролей была как минимум в два раза больше.
Так, например, аукционер позволяет в одном ходу построить железные пути и организовать аукцион акций компании (другие роли вынуждены выбирать одно из двух). Бюрократ вообще не может организовать аукцион, однако он дает своей компании солидное количество денег, не продавая при этом акции компании. Мафиози может выкупить на один ход пост CEO компании, если у него имеется хотя бы одна акция этой компании. Он платит законному CEO и управляет компанией сам как ему нравиться, не считаясь с мнением основного акционера. Призрак может пересекать своими линиями железнодорожные линии других компаний и при этом не платить обычное пенни компании, которая была там первой. Если инспектор участвует в закрытом аукционе и делает нулевую ставку, получает половину денег, которую должен заплатить победитель торгов. Отельер может расположить два отеля на карте и когда по ним пройдет железная дорога компании, в которой он CEO, то он получит прибыль от отелей. А она зависит от количества “туристических” городов, расположенных на линии компании. Завершающий — инженер, который просто дешевле всех остальных прокладывает шпалы и может проложить больше всего шпал за ход.
Сам ход проходит по очереди компаний: желтая всегда ходит первая, серая самая последняя. В ход компании ее CEO выполняет одно действие своей роли и если у компании нет денег, чтобы строить пути, борд директоров обязывает CEO выпустить акции в продажу. И так как ход не принадлежит самому игроку, а компании в которую он вложился, то может получиться так, что если он из 6 компаний держит 5, то он сделает 5 ходов в этом раунде (по одному за каждую компанию ). И хотя в ход компании игрок может использовать только ее ресурсы и только для ее расширения, если вы владеете несколькими компаниями,то это значит, что в вашем владении большинство акций на столе и шансы выиграть в конце игры очень велики. Конечно, теоретически это возможно. Как и то, что один игрок будет смещен с постов CEO во всех компаниях и будет просиживать ходы безучастно, пока не успеет вернуть себе директорский пост на каком-нибудь аукционе. Факт в том, что вкладываясь в завоевании компании любой ценой, ты, скорее всего, даешь преимущество другим игрокам, которые в отличии от тебя не потратили свои деньги и они очень быстро наверстают упущеное.
Игра заканчивается, когда одна из компаний достигнет максимальной цены своих акций или когда будут полностью распроданы акции 4 из 6 компаний. Когда это случится, раунд доигрывается и начинается подсчет личного капитала каждого игрока (наличные деньги + двойная цена акций). Конечно же, кто самый богатый в итоге тот и победитель.
Конечно, я рассказал не все о механике игры (например, о разнице между закрытыми и открытыми аукционами), но я и так уже накатал две страницы сухого описания. Хочу поделиться впечатлениями.
Я без ума от этой игры. Это все то, что я переживал в “Железнодорожном магнате” помноженное на удовольствие делать это против реальных людей-оппонентов. Роли позволяют провернуть невероятные комбинации и внимание или его отсутствие в игре очень богато вознаграждается или тяжко наказывается, но никогда не приводит к фатальному исходу, если ты учишься на своих ошибках.
Игра по-своему красива и внешне, и внутренне и дает возможность реально почувствовать себя хитроумным магнатом, который не только эффективно управляет своими активами, но и плетет подлые интриги (многоходовочки против оппонентов, заманивая их в свои сети ). “Iberian Rails” даже смогла выдавить тот злодейский смешок, когда я заставил одного из игроков выбирать: отдать компанию мне или оставить себе, но убить ее в плане дальнейшего развития. И независимо от выбора подарить мне кучу денег.
В общем это очень хорошая игра, которая, возможно, может раскрыть самое плохое в глубинах вашей темной душонки. Но лучше в игре, чем в жизни. Важное: помните, это всего лишь игра и ее главная цель — это обоюдное получение удовольствия от процесса игры, а не от того, что вы победили всех или проиграли.
Чешир дико, восторженно и необратимо… идет играть в нее снова и снова! Ну и еще одобряет 😉
Designer Tony Chen
Artist David Cochard
Страница игры