Семь холмов настольного Рима: Ave-нтин (Ave Roma)
Год назад я писал серию статей для болгарского сайта под названием “Мой настольный Рим”. Тогда у меня было 7 игр с римской тематикой и я сравнил их с семью холмами, на которых был расположен древний Рим. Сейчас, когда у меня уже свой маленький блогик, я думал перевести эту серий статей на русский, но столкнулся с двумя проблемами. Первая: у меня уже больше семи игр на римскую тематику, а вторая: так как из-за ограничений редактора пришлось резать статьи жестко и …в конце, когда я сейчас их читаю, это просто набор несвязных предложений. Потому я решил написать об этих играх по новому.
К вашему сожалению без предисловия не обойдется. Дело в том, что Римская тематика (причем, не только в настольных играх) всегда мне нравилась. Но пока большинство людей интересуются Римом из-за богатой военной историей и великих завоеваний, мне в древнем Риме интересны совсем другие вещи. Я всегда интересовался скорее культурой, бытом, социальным и политическим устройством. В результате этого большинство из “римских” игр в моей коллекции не связаны с войной. Конечно, война и постоянное расширение империи нельзя просто ампутировать от культуры и быта римлян, но в этих играх она присутствует скорее в абстрактном виде как что-то далекое и не основное.
Когда я собрался писать ту серию статей, моя коллекция как раз пополнилась седьмой игрой на эту тему — “Ave Roma”. Это было еще более знаменательным событием, так как это была первая игра, которую я решил поддержать на кикстартере.
И так перейдем к теме игры. “Ave Roma” я бы не назвал сильно тематической игрой. Дело в том, что ее действие развивается в неопределенный период римской истории, в ней переплетаются элементы республиканского и римского периода. Игра скорее атмосферная. Да, немного противоречиво, но тематическая и атмосферная игра не всегда одно и то же. В игре не прослеживается четкая сюжетная тема, однако процесс игры погружает игрока в атмосферу римского высшего общества.
В игре вы являетесь скорее всего предприимчивым представителем среднего класса — конником, которые в основном занимались торговлей, индустрией и финансами, но их влияние распространялось на все области римской социальной и политической жизни. Через своих клиентов (должников и нахлебников) вы будете вмешиваться во все: постройку общественных зданий, организацию военных компаний, управление провинций и даже подкуп сенаторов, для продвижения выгодных вам законов.
Все это оформлено весьма приятно. Во-первых, оригинальная форма основного борда, он круглый и двусторонний. Причем обе стороны идентичны как функции, но имеют разное художественное оформление. С одной стороны — карта империи, со второй — фреска из сцен римской жизни. Планшеты игроков подогнаны под форму борда и также изогнуты. Оформление карт, около которых и крутится игра, отличается изысканным минимализмом. В целом сама игра передает спартанский дух римского общества — красота без излишеств.
Механика игры — стандартное евро (игра без прямого конфликта между игроками и сводится до накопления победных очков) с расположением работников, но в ней есть один маленький, но очень важный, на мой взгляд, оригинальный элемент… но об этом попозже.
В свой ход игроки, начиная с первого игрока, располагают одного из своих работников в определенной секции борда и выполняют немедленно соответствующее действие: собирают ресурс с провинций, финансируют войну, подкупают сенаторов, собирают налоги, строят общественные здания, торгуют на рынках империи, или под конец просто решают расслабиться и насладиться зрелищами в Колизее. Места тех или иных действий ограничены разными механиками. Некоторые карты связаны с определенными позициями и их можно активировать только работниками с определенной стоимостью (сенаторы,войны, здания и провинции), другие просто используют стоимость работника чтобы вычислить эффект действия (сбор налогов и игры в Колизее). И раз я заговорил о работниках и их стоимости, пора рассказать и об оригинальности игры — работниках.
Обычно в подобных играх у каждого игрока есть набор работников своего цвета. В “Ave Roma” авторы отошли от этой традиционной концепции и сделали всех работников одного цвета, ибо они по сути не принадлежат никому. Хотя они и должники, и нахлебники, они свободные люди, а не рабы и просто ищут свое место в “кипящем” городе, периодически меняя своих покровителей. В начале игры у каждого игрока есть набор из пяти клиентов с номиналами от “1” до “5”. Таким образом, свой ход, например, игрок может использовать работника со стоимостью “5” для того, чтобы собрать налоги или же активировать карту: сенатора, войны, провинции или общественного здания на соответствующей позиции. И тут хорошо придумано, что не все позиции куда ты можешь поставить работника действуют на одинаковом принципе, так как стоимость работника “5” может и хороша для получения денег, но не позволит вам взять карту, которую вы хотите, если она находится на позиции с малыми числами. И наоборот, скорее всего работник “1” позволит вам купить любого сенатора или участвовать в любой стройке, но будет непригоден для получения прибыли с налогов.
Итак, в первом ходу все игроки использовали каждый по 5 работников и начинается самое веселое. Начиная с последнего, игроки выбирают одну область, в которой были расположены работники и забирает их всех себе или хотя бы дополняет уже имеющихся до пяти. Например, если вы были последним, то вы можете забрать всех работников, которые были расположены на поле сбора налогов (там, вероятно, стоят одни “4” и “5”) и вот у вас уже намечается набор из больших чисел, не столь сбалансированный и справедливый, как было в начале первого раунда. Но снова стоит помнить, что “5” это не “лекарство от всех болезней”. Таким образом, каждый ход игроки будут иметь разный набор работников и это заставляет их гнаться за нужными им клиентами и иногда заставляет идти на жертвы ради максимизации своего успеха в одной области. Например, в случае с провинциями выгодно активировать одну и ту же позицию провинций, то есть нужны работники с определенным номером и возникает дилемма: поживиться пятеркой и насобирать налогов или же взять числа, которые тебе нужны, осознавая, что, вероятно, тогда пятерки заберет кто-то другой прежде, чем снова придет твоя очередь.
Другой интересный элемент — это уже упомянутые провинции. Игроки могут бороться за влияние над той или иной провинцией, но должны помнить, что кроме отчета их личного влияния есть еще шкала развития самой провинции, которая ограничивает предел влияния игроков. Влиянием ты можешь превысить этот предел, но в конце игры, перед тем, как провинция принесет тебе очки, твое влияние опуститься до верхнего значения шкалы развития и все, что было сверху пропадет, как и усилия, которые вы потратили, чтобы подняться так высоко.
Также игроки имеют асимметричный старт, так как каждый планшет представляет собой внутреннюю номенклатуру вашей торговой империи. Каждый игрок начинает с разным количеством разных ресурсов, которыми он торгует по разным ценам. Иногда это очень влияет на игру, а иногда не имеет никакого значения. И это хорошо, потому что уменьшает шанс полностью просчитать игру.
Другая основная механика — это карточные наборы. Сенаторы, провинции, войны и общественные здания представлены в виде карт. У карт имеются свои эффекты, которые выполняются при приобретении карты или действуют на продолжении всей игры, но также каждая карта участвует в наборе и когда вы добавляете к своим “покупкам” карту, которая состоит в сете с другой, уже приобретенной вами картой, вы немедленно получаете какие-то плюшки, если добавляете еще карту, получаете плюшки ІІ уровня.
Это, конечно, не все описание механизмов в игре, их много. И, возможно, это создаст некоторый паралич анализа определенной категории игроков. Я лично считаю, что подобное разнообразие — палка о двух концах. С одной стороны, хорошо иметь разнообразие, но с другой стороны, иногда появляется впечатление, что игра просто не дает тебе сконцентрироваться на чем-то одном и поощряет распыление усилий. А ведь для тех, кому и этого мало, игра идет с пятью дополнительными модулями, которые можно прикрепить к игре для повышения вариативности и асимметричности: специальные умения игроков, изменение шкалы влияния на провинции, борд “захвата” империи и т.д.
Лично для меня, это не проблема и в течении игры я пробовал без особого успеха и концентрацию, и распыление. Во всех случаях проигрывал, но получал огромное удовольствие от игры. Хотя и далека от какой-то сконцентрированной тематичности, игра все же успевала в нашей группе создавать некую историю и атмосферу и я ни в коем случае не пожалел ни о том что включился в кикстартер (я их в принципе не очень люблю), ни о том, что приобрел игру. Более того, я очень счастлив, что она у меня есть.
Наверно, тут будет не совсем корректно рекомендовать игру “Ave Roma” по простой причине, что она издавалась через “правильный” кикстартер. То есть, если что-то попало в общую торговую сеть, то не очень много и, скорее всего, через перепродажу копий с кикстартера. Тем не менее, если вы наткнетесь на игру, очень рекомендую. “Ave Roma” действительно заслуживает внимания как очень красивое и оригинальное евро.
Designer Attila Szőgyi
Artist Gyula Pozsgay, Attila Szőgyi
Страница игры