Боги, наверное, сошли с ума (Arena: For the Gods!)
Взглянул на свое творение и сказал Бог: “Сие есть Добро!”… а другой Бог исподтишка ответил: “А мое лучше!”. И так долго они спорили и другие Боги к ним присоединились. А так как было это на заре времен, когда еще не была создана система объективной оценки, договорились они разрешить спор добрым старым мордобоем. А так как Боги по сути всего лишь антропоморфные персонификации и зачастую нематериальные (а у некоторых просто морды были слишком красивые, чтобы их портить), решили они, что вместо них этим благородным делом будут заниматься достойнейшие из смертных. Так выбрал каждый бог самого сильного, смекалистого и ловкого своего последователя и перенес его на Арену Богов.
Конечно, у Богов Арена непростая и тут “поплатиться жизнью” не просто метафора, ибо жизненная энергия и является основным ресурсом и измерителем всего и вся в новой игре-арене “Arena: For the Gods!”.
Итак, в этой игре каждый игрок контролирует смертного персонажа, который выступает Избранным одного и шести богов-представителей разных древних пантеонов. Так например, за египетский пантеон выступает Клео, за Римский — Максимус, за японский — Накамура и так далее.
У героев в начале игры нет никаких особых качеств и единственное что их различает, это картинка персонажа. Даже начальный запас жизни у них одинаковый — 20. Но это только присказка, а сказка начинается с облачением героев в их магические доспехи, выбор оружия и верхового животного. У каждого героя в конце этой предварительной фазы окажется по 4 карты: оружие, животное, броня и заклинание.
Сперва из колоды выкладываются 4 оружия и игроки проводят скрытый торг за право выбирать первым. И тут вы ощутите жестокость древних богов. Для того, чтобы сделать ставку игроки берут любое количество кубиков жизненной энергии из своего запаса и одновременно раскрывают ладонь показывая свою ставку. Все ставки уходят из игры, таким образом, сделавшие ставки теряют часть своей жизненной энергии. Кто потратил больше, тот первым выбирает оружие, дальше тот, кто второй и так далее. Данная процедура повторяется еще три раза для остальных видов карт (животное, защита и заклинание).А имея в виду, что оставшаяся энергия будет во время игры запасом здоровью, в торгах надо решать: или выбирать первым и создать сет предметов, который ты хочешь, или же подбирать за другими, что осталось, но зато начать битву с максимумом здоровья… ну или какой-то средний вариант.
Далее, начиная с победителя последнего торга и по часовой стрелке, воины выходят на арену, подготовленную по одному из 12 сценариев в правилах (или по своему дизайну), становясь на краю арены. И с этого момента больше нет никаких правил, кроме тех, которые есть в книге правил (гы гы).
В свой ход игрок кидает горсть (7) кубиков с разными символами, которые соответствуют четырем видам карт (оружие, животное и т.п.). После этого игрок распределяет выпавшие результаты для активации действий. В игре каждый игрок имеет 8 разных действий: 4 базовые — одинаковые для всех, и 4 специальные, которые отображены на его картах экипировки.
Базовые действия элементарны: отнять у врага одно здоровье в близком бою, переместиться на 1 поле, толкнуть врага на одно поле от себя, нанести урон любому из врагов на карте. Эти действия активируются двумя идентичными результатами на кубиках: перемещение -два символа животного, толкание — два символа щита, близкий урон — два символа оружия и дальний урон — два символа заклинания.
Действия на картах активируются одним или двумя (одинаковыми или разными) символами с кубиков и обычно являются более сильной или комбинированной версией базовых действий. Например, Доспехи Тира за 1 символ животного и 1 символ щита сначала толкают оппонента рядом с Вами, а потом позволяют переместиться на одно поле.
После того, как игрок распределит выпавшие кубики между своими действиями, действия выполняются в выбранном им порядке. Единственное исключение, когда на одной карте прописаны два действия, тогда они выполняются по очереди, в которой прописаны на карте сверху вниз.
Тут стоит рассказать о самой карте. Она небольшая и бегать по ней долго вам не придется. Более того, большая ее часть будет заполнена разными видами препятствий: игольчатые “кусты” и усеянные шипами колонны-башни. Да, шипов тут много, ими усеян даже бортик арены. В этой крайне недружелюбной среде толкание противника в кусты, в колонну или просто к бортику, является вполне легальным способом лишить оппонента жизненной энергии. Конечно, есть и “благие” места, например, фонтаны с той же самой жизненной энергией, но их запасы ограничены и быстро кончаются.
Для разнообразия в игре существуют умения, которые не только передвигают, убивают и (очень редко) лечат, но и такие, которые позволяют контролировать случайность своих кубиков и уменьшать количество кубиков оппонентов, тем самым ограничивая их действия, когда придет их ход.
Игра проходит очень динамично, за 50 минут мы разучили правила и сыграли одну партию на 4 человека. Сама игра продолжалась около 30 минут. И это, наверно, главное преимущество “Arena: For the Gods!”, так как в игре нет особо оригинальных идей.
Сама партия кончается, когда умирает один из героев (заканчивается его жизненная энергия), что очень гуманно по отношению к умершему (ему не придется ждать пока останется только один). Побеждает тот, у кого в момент окончания игры осталось больше всего здоровья.
У меня лично относительно игры возникают опасения в плане реиграбельности. Конечно, как у любой игры-арены теоретическая реиграбельность бесконечна, так как зависит от каждого хода каждого игрока, которые в свою очередь зависят от результатов на кубиках. Но вот практически разнообразие карт-умений не такое уж и большое (в базовой игре каждая категория содержит всего по 6 карт) и вы скоро выучите их наизусть, а более математически-сложенные умы умудряются еще и вычислить лучшие комбинации. Ну и карта слишком маленькая, чтобы была большая вариативность действий.
Другой негативный фактор — кубики. Какую бы оптимальную комбинацию предметов вы не подобрали, всегда будет большая вероятность, что вам не будут выпадать кубики позволяющие проделать нужные вам действия и скудные механики контроля не могут этого исправить.
Учитывая продолжительность игры и мультяшный арт приходит осознание, что дизайнеры и не пытались сделать какую-то серьезную игру с продуманной механикой, а скорее создать атмосферу дурашливого веселья (silly fun). И можно сказать они вполне этого добились.
Я с опаской рекомендую эту игру публике. С опаской и оговоркой: не садитесь за эту игру в серьезном настроении и не рассчитывайте победить своих врагов смекалкой и умениями, ведь в этой игре в конце побеждает только одна Богиня — Слепая Удача.
Designer Maxime Rambourg
Artist Paul Mafayon
Страница игры